5. Записки прозаистки. И снова про Автора романа

17.12.09

Ну вот, закончилось мое общение с  автором романа.  Пять дней чтения и обмена рецензиями  завершились. Для меня  большим  огорчением.
 А ведь действительно, сначала меня порадовало, что опять популярный на сайте человек заглянул ко мне, прочитал несколько текстов и написал отзывы. Не из нескольких строк. Достаточно объемные,  с рассуждениями и рассказами о себе.
 Зашла на страницу: очень много читателей, очень много отзывов…
Стала читать роман.  Несколько частей, много глав. Да еще в обратном порядке главы размещены. Не сразу  разобралась, что прочитанное другим цветом выделяется. Поэтому путалась после вынужденных перерывов: искала, что прочла, что нет,  главы  и даже часть одну пропустила. Потом  возвращалась, потому что понимала, что что-то не понимаю.
Читать быстро еще во времена корректорской работы научилась. У нас нормы были жесткие. А мне, как комсомольскому секретарю, а потом молодому члену КПСС надо было их еще обязательно и перевыполнять. Да еще в институте  краткий курс скорочтения прошла по совету однокурсницы.  Без этого навыка  не успевала бы  читать списки обязательной литературы, рекомендованные к экзаменам.  А списки были примерно  такими, совсем коротенькими:
 Л.Н.Толстой. Собр. соч.,  в 10 т.,1958 г.
Ф.М. Достоевский. Собр. соч., в 5 т., 1963г.
И так далее. 8 – 10 авторов. Только и всего.

Написала, чтобы объяснить причины некоторых замечаний в мой адрес. Возможно, из желания оправдаться. Не знаю.

Прочитала роман  и написала отзыв:
«…Добрый вечер! Дочитала Ваши воспоминания. Не могу дать однозначной оценки.
Меня потрясло количество деталей в описании событий, людей, Ваших переживаний. Действительно, у Вас уникальная память.
Понравился язык и стиль романа. Это та кажущаяся простота, которая подразумевает мастерство или природный талант. Мне всегда очень приятно читать все, что написано грамотно, логично, с последовательно выстроенной сюжетной линией, выверенной композицией. То есть, когда есть то, что можно назвать авторским стилем.
Конечно, буквально раздавлена обрушившейся на меня информацией о сложностях Вашей жизни. И все время думаю: для чего и почему такой опыт понадобился Вашей душе? Почему она делала такой выбор? Почему так много неприятных, скажем так, людей Вы встречали в жизни? Зачем столько подлостей и предательств надо было пережить? Не могу дать ответа.
И главное противоречие - в моем восприятии героини романа, т.е. Вас, и человека, который это писал, опять Вас. Вот понимаю, что Вы деятельный, активный, умеющий добиваться своих целей, выстраивать отношения и чувствовать ситуацию человек. Но почему так много странных друзей, знакомых, коллег, столько нелогичных решений? Не могу понять… Возможно, Ваша память, а точнее подсознание хотели избавиться от негатива, поэтому его так много? Но я не увидела прощения, не увидела принятия людей такими, какие они есть. А ведь именно это, как мне кажется, главное в жизни верующего человека. А еще не увидела анализа ситуаций и выводов, которые Вы сделали. Хотя, возможно, это и не входило в Ваш авторский замысел. Мне просто было бы интересно это узнать, чтобы сравнить и понять.
Я думаю, что Ваш роман достоин широкого круга читателей. Вы написали, что надо дорабатывать. Так Вы все сможете. Доработайте, пожалуйста, чтобы более широкий круг читателей мог узнать, какими были мы, какой была наша жизнь. Как мы совершали ошибки. Да просто о том, как была прожита жизнь одной из миллионов Наташ.
Я надеюсь, что не обидела Вас своей рецензией. Очень рассчитываю на понимание.
И удачи Вам во всем! Всегда-всегда! Мне кажется, что лимит неприятностей Вы исчерпали. Теперь пришло время только для хорошего в Вашей жизни».

Ответ, который  получила, меня не обидел.  В стиле романа написан: жестко, конкретно, логично, категорично:
 «Вы знаете, меня еще первый Ваш комментарий очень удивил: вроде только о детстве и школе прочитали, но уже ничего не поняли - нашли проблемы там, где их не было, и не заметили там, где они просто вопиют. Я попыталась Вам это объяснить - Вы не ответили. Чего же удивляться, что Вы вообще ничего не поняли, пролистав роман - именно пролистав, потому что, судя по ленте, Вы на главу тратили от одной до трех минут, а в самой середине вообще выбросили сразу десять глав - самые насыщенные событиями и эмоциями, повлекшие за собой страшные последствия. Это, конечно, Ваше дело: читать или не читать то, что Вам не нравится, но только тогда и претендовать на анализ произведения, с которым Вам не захотелось познакомится, по-моему, не стоит: как можно составить себе представление о жизни человека, окинув его торопливым взглядом? Я понимаю, что у партаппаратчиков и комсомольских работников обычный человек с его проблемами вызывал только презрение и раздражение. Когда я читала Ваши воспоминания о школе, то была просто шокирована тем, что Вы, будучи секретарем комсомольской организации, пытались напакостить своим одноклассникам, отказав им в приеме в комсомол на том основании, что они на это поздно решились и не принесли организации никакой пользы. Вы прекрасно знали, что лишаете этих ребят возможности поступления в институт - разрушаете их жизнь в самом начале. Что это: месть "троечницы" (Вы сами признались, что учились неважно) или жажда власти - показать, что Вы можете их сгноить? Это настолько типично для борцов идеологического фронта, уничтоживших миллионы людей в собственной стране. Да и саму страну тоже - разве не в руках бывших парт и комсруководителей почему-то оказались все материальные ценности? Наверное, не случайно, а благодаря связям и умению манипулировать неискушенными людьми. Так что Вам меня, безусловно, не понять: я никогда никого не гноила, а только помогала людям, и вместо бизнеса имею уважение и любовь окружающих - Вы предпочли и это не заметить. Я - счастливая женщина: все мои мечты и планы осуществились: я хороший специалист, работавший с очень авторитетными и известными на весь мир людьми, у меня интеллигентные и порядочные друзья из научного мира - мы не в бане встречаемся, а дома, с пирогами и интересными разговорами, у меня крепкая и дружная семья - когда я болела и лежала в больнице, мне все пациентки и даже врачи обзавидовались: "Как же Вас муж сильно любит! По три раза в день навещает!" Это, действительно, так: мы понимаем друг друга с полуслова. У меня хорошие дети - умные, красивые, порядочные, ласковые. Были проблемы переходного возраста, но, к счастью, все это уже позади. В наш уютный дом любят приходить знакомые, и все говорят одно и то же: "Как у вас хорошо: красиво, спокойно, тепло!" Я горжусь своими достижениями - потому что всего добилась сама, конечно, благодаря помощи очень добрых и светлых людей, которых мне Господь щедро посылал с самого детства. Вы пишете. что я никого не простила - так я ни на кого и не обижаюсь: о неприятных людях я вообще вспомнила только, когда писала книгу - в моей жизни им места не было и нет, здесь все занято позитивом. Вы меня обвиняете в том, что я не предлагаю никаких методов решения трудных жизненных задач - так я не учебник по ОБЖ писала. Сама моя жизнь - это иллюстрация того, что из любой самой трудной ситуации можно найти выход, что нельзя сдаваться и опускать руки, а надо продолжать бороться с трудностями, преодолевать их - и ты победишь. В книжке прямо об этом написано - но Вы, видимо и эту страницу перелистнули. По поводу того, что мне встретилось много плохих людей, создавших разные проблемы - так это, безусловно, недостатки моего характера: я доверчивая и открытая - просто находка для аферистов всех мастей, но я не одна такая: у нас полстраны, если не больше в обманутых ходит. Это в бизнесе все стараются друг друга объегорить, а в науке такого нет, там и люди совершенно другие. Так что Вам меня не понять - это уж точно, так же, как и мне Вас: у нас прямо противоположные жизненные позиции - нувориши считают небогатых, но порядочных людей лузерами, а мы этих набобов просто жалеем: деньги ведь не компенсируют отсутствие души... ».

Вот так сразу все диагнозы мне поставили. А еще удивило то, что данный автор открыто у меня почти ничего не читал. Не видела в просмотрах.
Ответ  расстроил. Потому что, к сожалению, обидела я человека. Хотя не хотела. Почему-то подумала, что автор, откровенно написавший о себе, готов  понимать и принимать откровенность других. Ошиблась. Хороший урок получила. И еще раз напомнила себе: прежде чем писать, почитай рецензии, точнее ответы автора на них, чтобы понять, как он реагирует. Возможно, ему совсем не нужны критические замечания, возможно, он болезненно на них реагирует. Зачем тогда его расстраивать и волновать.

Написала в ответ:

 «Вот искренне жаль, что Вы так отреагировали. Спорить не буду. Ваше право судить так, как Вы считаете нужным.
С главами действительно путалась. И не раз. И был момент, когда пропустила главы про Киевский период Вашей жизни. Поняла, что не складывается что-то, вернулась. Вы меня потрясли тем, что по минутам отслеживаете,  сколько Вас читают. Вам не зря друзья говорили, что в разведке работать с такими способностями можно.
Я принимаю и Ваше отношение к себе. Не знаю, как оно у Вас сложилось после прочтения глав про мою комсомольскую пору, но, видимо, и в этом есть Ваша уникальность.
Жаль, что не получилось взаимопонимания. Хотя это нормально. Мы не всем нравимся, да и нам не все нравятся.
Не буду оправдываться, не буду Вам что-то доказывать.
 Мы с Вами  такие, какие есть. И я поняла, что любить людей - это принимать их именно такими, какие они есть. Принимать и желать всем жить с ощущением счастья и любви. И я искренне Вам этого желаю. И еще успехов в творчестве тоже. И, конечно, здоровья!!!».

Не знаю, для чего, но вот захотелось эту ситуацию  запомнить. Возможно, потому что автор – очень популярный на сайте человек. Постоянно в рейтинге, много читателей, много комментариев. У очень многих в списке избранных. А я что-то не поняла в ее творчестве, не разобралась. Хотя уже после нескольких глав ее романа и одного из отзывов  поняла, что не мой это человек. Замечательный, хороший, умный для многих, но не мой. Не совпали. Так бывает.

 Задумалась   и насторожилась после одного отзыва к моему тексту:
«И на "Прозе" это видно невооруженным глазом: какие-то опозорившиеся в школе учителя, которых ученики ненавидели за их грубость и некомпетентность, берутся в хамской форме поучать взрослых, незнакомых людей, называя это критикой. К настоящей критике это не имеет никакого отношени: эти люди не имеют ни специального образования для этого, ни достаточно высокого культурного уровня, ни необходимого для правильного анализа объема прочитанной классики. Школьная программа - это не вся мировая литература, хотя они так не считают. У них другая задача: осудить, обвинить, развенчать и пропиариться - показать свой мнимый "авторитет". У меня иногда возникает сомнение в их психическом здоровье. А потом, знаете, люди вель примеряют прочитанное на себя: одна дама мне написала: "Не верю!" (видимо, возомнив себя Станиславским) на стих "Красавица", где я рассказываю о своей жизни после гибели мужа: мы жили вдвоем с котиком, мне никто не был нужен, мне было не до любовников. Она, видимо, женщина свободного поведения - что и продемонстрировала своим отзывом: хотела оскорбить меня, а унизила себя. Я вообще считаю, что рецензия гораздо больше говорит о критике, чем об авторе и его произведении».

Поняла, но не прислушалась к своему пониманию. Вот и получила  то, что получила. С этим автором нам явно не по пути. А еще очень жаль, что мой, видимо, непродуманный   отзыв вынудил человека проявить не самые лучшие качества.

Поняла, что писать  о том, что ты думаешь, можно только тем людям, которые готовы к диалогу и восприятию чужого мнения.

6. http://www.proza.ru/2010/01/25/1036


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.