13. Записки прозаистки. Про критику
Рецензия на «Позитивная критика» (Шерстяной Критик)
...как много и часто пишут здесь, на Прозе, о баллах, рейтинге, популярности...
...как мало об осознании действительности и самих себя в этой самой действительности...
Заразилась желанием покритиковать...
Наталия Сидо
Вам будут удаваться исследовательские критические статьи.
Шерстяной Критик
Не поленилась. Заглянула в словари.
Критик (греч. — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).
Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.
Почему Шерстяной Критик пришел к выводу, что мне будут удаваться критические статьи? Не знаю. Возможно, пошутил.
Я до сих пор с содроганием вспоминаю написание критических статей на занятиях в институте. Очень сложное и серьезное это дело.
Вот небольшой пример: написала первую рецензию на статью про витамин С. Через неделю получаю обратно со словом "Незачет. Надо переговорить". Подхожу к преподавателю.
- Удивлена? - спрашивает.
- Немного. Вроде нормально написала.
- Я не знаю, нормально или нет. Потому что даже не читал. Посмотрел на список использованной литературы, а там всего 10 работ перечислено. Так не пойдет.
- А сколько пойдет?
- Столько, чтобы в теме разбиралась лучше любого автора. Только тогда получишь право судить, так или не так он написал.
Вот так нас учили, как надо быть в теме, а еще тому, как важно хорошо изучить материал, постараться быть объективным, забыть о своих предпочтениях и вкусах. Да еще и мировоззрение свое иметь, широкий кругозор, опыт и навыки. А как важно найти верный тон, чтобы автор услышал то, что ты хочешь сказать, а не сконцентрировал свое внимание только на том, как ты это делаешь. Да еще проанализировать с точки зрения основной идеи произведения, его структуры, формы, стиля, языка, образности героев, фактической информации, содержащейся в тексте. Ужас. Да еще понимать надо, что мало кто готов воспринимать критику. Вспомнила и уже не по себе стало.
Нет. Это не мое. Никогда не нравилось. Для этого занятия надо иметь определенный характер. С моей доверчивостью и эмоциональностью мне в жанре критики делать нечего. Да и знаний тоже явно мало.
А еще меня всегда останавливает очень тонкая граница между критикой и критиканством, которую не хочется переходить. Критика – произведения, предмета, события, процесса - подразумевает анализ, выявление недостатков и внесение предложений по их устранению. А вот критиканство – это только умение находить плохое. Я тоже часто замечаю плохое. Но вот просто так бухтеть, не предлагая варианты решения, не видя путей устранения недостатков, - это давно уже пройденный этап. Почему на темы политики просто запретила себе рассуждать и обсуждать их с другими, хотя имею диплом преподавателя политологии и 15 лет работала в партийном аппарате. Да потому, что многое не нравится, но вот, что надо сделать, чтобы нравилось, не знаю. Да и повлиять, изменить тоже не смогу, потому что давно уже не участвую в этом. И не хочу. Это тоже пройденный этап.
Так что, уважаемый Шерстяной Критик, не буду я писать исследовательские критические статьи. Не по мне это. А я, став пенсионеркой, заслужила право делать только то, что нравится. Вот рассуждать, размышлять, писать нравится. Этим и занимаюсь.
Вот миниатюру об ошибках в текстах и своем отношении к ним написала. И разместила на сайте.
Пятнышки-запятушки и кляксочки-грамматушки
Не знаю, как вы, а вот я очень люблю находиться в уютных домах. Для меня уют – это не то, что модно, а то, что с любовью и продумыванием до мелочей создано, подобрано, расставлено, уложено, оформлено. А еще - когда сразу понимаешь, что именно этот человек именно эту атмосферу комфорта для души своей создал. Не для стиля и престижа, не для моды и демонстрации финансовых возможностей. И не для того, чтобы удивить других и похвастаться перед ними. А именно для себя, своих близких и родных. Потому что умеет любить себя и пространство, в котором проходит его жизнь.
А еще в уютном по моим представлениям доме обязательно порядок должен быть. Вот все, чтобы на местах, чтобы без пыли на мебели и пятен на полу. Небрежность, неаккуратность нарушает мое ощущение уюта. Так вот, когда я оказываюсь в таких уютных для меня домах, меня расстраивает, если что-то не так. Потому что одно маленькое пятнышко вносит диссонанс в восприятие. Поэтому так и хочется скорее его смыть, чтобы не нарушало оно красоту и не мешало комфорту. Прежде всего душевному.
Когда оказываюсь в доме, в котором неуютно, даже и беспорядок не мешает. Потому что нечему мешать. Нет тепла, нет комфорта, нет света… Да и любви нет. Ни к себе, ни к тем, кто рядом, ни к своему дому, ни к своей жизни… Пятна на полу и на стенах, пыль на мебели и грязная посуда в глаза хоть и бросаются, но совсем не мешают. Когда нет любви и красоты, нет и того, что их разрушить может. Просто скорее уйти хочется из такого дома. Неуютно мне в нем. Неинтересно мне как-то. Да и с тем, кто в таком доме живет, мне тоже не очень интересно. Давно заметила: если человек не может организовать удобное и красивое пространство для себя, то и мало что другое организовать может.
Для чего все это описала? Да для того, чтобы сравнение более понятным стало.
Для меня тексты произведений – тоже как дома, в которых автор-хозяин на пространстве текста свой замысел разместил, идею как самый важный объект внимания в правильное место поставил, героев по местам расставил, слова, собранные в предложения, как картины и фотографии по стенам развесил, светильники подобрал так, чтобы выделить главное и сгладить несущественное. Захожу, читаю и вот почти сразу понимаю: здесь мне уютно, тепло, хорошо, здесь все рассмотреть и понять хочется, героев почувствовать и узнать получше хочется. И уж особенно мне нравится, когда мысли автора меня задуматься призывают. Хочется просто побыть в таком тексте-доме, чтобы подумать, отдохнуть, получить удовольствие, посмеяться или светло погрустить.
Вот именно в таких текстах мне очень мешают неточно проставленные или вообще пропущенные запятые, грамматические и стилистические ошибки. Они, как те самые маленькие пятнышки или соринки, сразу заметны. И вот тогда возникает желание взять тряпочку и стереть эти самые пятнышки-запятушки, эти кляксочки-грамматушки. Потому что очень хочется, чтобы в талантливом, красивом, умном доме-произведении все абсолютно красивым и гармоничным было. Без пылинки и соринки.
А вот в некоторых текстах-домах не замечаю ни ошибок, ни пропущенных или лишних запятых, ни стилистических неточностей. Потому, наверное, что все внимание на другом сосредоточено. Очень стараюсь понять, про что это, с какой целью и для кого создано именно это строение из слов, предложений, абзацев? В героях разобраться пытаюсь, мотивы и цели их действий разгадать стараюсь… Вот так и ищу хоть что-то для себя интересное, продираясь сквозь слова, которые, как нагроможденная беспорядочно мебель, мешают к окну подойти, в другую комнату заглянуть, да просто к дивану пробраться... И мешает мне понять, ну для чего все это именно так расставлено. Точнее - разбросано.
Понимаю, что не все мне дано понять, знаю, что не все может мне быть интересно… Но вот так получается, что именно в талантливых, с моей точки зрения, и интересных, по моему мнению, текстах мне ошибки мешают. Точнее – не мешают, нет. Вызывает сожаление, что в хорошей работе остались малюсенькие недоделки, которые не терпится убрать, смыть, потому что так хочется, чтобы все было гармонично и совершенно. Именно в таких произведениях спотыкаюсь, встречая маленькие ошибки на пути проникновения в суть и стиль. Тормозят они, иногда останавливают, кое-где даже отвлекают. Вот такую особенность обнаружила в восприятии некоторых текстов: я их не только как читатель, но и как редактор воспринимаю. Видимо, прошлая профессия именно на таких текстах напоминает о себе. Сама удивлена. А еще поняла, что такое отношение проявляется в тех случаях, когда читаю, с моей точки зрения, не любительские тексты, а именно профессиональные. И сразу вот такая реакция...
При этом честно признаюсь, что свои тексты редактировать и корректировать вообще не получается. Не вижу ничего... Вот уж поистине точно получается – в своем глазу бревна не разглядишь. Поэтому с большой благодарностью воспринимаю замечания и предложения по исправлению неверных грамматушек и запятушек. Да и стилистические неточности ликвидирую с помощью внимательных читателей с большим удовольствием.
И опять убеждаюсь, что профессии редактора и корректора вечны. Потому что всегда будут те, которые пишут. И всегда будут нужны те, которые им помогут исправить опчатки, ашибки, да и усе другое, что мешает получать читателю удовольствие от написанного кем-то для кого-то.
14. http://www.proza.ru/2010/01/25/1176
Свидетельство о публикации №210012501162
Айсулу Кадырова 24.02.2010 18:44 Заявить о нарушении
А вот насчет мастерства - даже и не знаю. Это не мастерство. Так получается. Записки - это же литературное произведение. Дневники в чистом виде. Возможно, что искренность и делает их интересными для Вас. Не знаю. Да и не столь это важно.
Я действительно очень рада, что Вам понравились мои записки.
Зайду обязательно. Уже иду...
До встречи!
Наталия Сидо 24.02.2010 19:20 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 29.10.2013 12:32 Заявить о нарушении