15. Записки прозаитски. Войны, критика и отличники

19.01.10

На Прозе.ру  войнушка продолжается.  Кто за белых,  кто за красных?
Конечно, неприсоединившихся больше. Но и участников сражения  не мало.

Вот и я зачем-то свои пять копеек вставила.
Рецензия на «Язык и пустые фонемы Жанны Тигрицкой» (Тичерть)

Тичерть! Вот понимаю, что не стоит ввязываться в этот разговор. Но хочется. Поэтому напишу свое мнение.
Творчество Жанны, как и любого из пишущих, не может всеми одинаково восприниматься. Это нормально.
Ее рейтинговость, то есть популярность на этом ресурсе, - уже факт. И он позволяет понять, что здесь читается и оценивается высоко. И это хорошо, потому что служит неким ориентиром.
Мне интересно читать Жанну. Хотя далеко не все нравится. Не столько по форме, сколько по сути. Разные у нас мировоззрения.
Но вот ее активность, работоспособность меня лично поражают. Столько писать самой, успевать читать других... А столько рецензий написать - больше 2000 тысяч! Это же колоссальная работа.
Наверное, поэтому и бывают некоторые неточности в изложении. Вот как с фонемой, например. Фонема - это только звук. Не простой, конечно. А именно тот, который и придает каждому слову именно его смысл и значение. Не уверена, что одной буквой можно убить чувства. Словом, как понимаю, можно. Но это не так уж важно, как я думаю, когда не совсем правильно используется понятие в произведении. Особенно в стихотворном. Важнее, как я понимаю, для чего автор пишет.
Наталия Сидо
 
Договорились с Тичерть, что она критическую статью на мой текст напишет. Я ей два на выбор отправила.  Один -  про  мою популярную курицу, другой  - про одиночество. Он только у меня  популярный.

Мне иногда кажется, что я нахожусь не на сайте прозаиков, а на фабрике по производству патоки. Потому что  именно ее чаще всего  встречаю в окнах, которые вроде для рецензий, замечаний и предложений предусмотрены. Даже липко мне становится. Я за уважительные отношения между авторами. Я за поддержку и одобрение. Но мне кажется, что критика, замечания тоже нужны. А то  так  можно стать  мухой на липучке. Прилипнешь и дальше уже не полетишь. В сладкой липкой ленте комплиментов и похвальбы утонешь. А главное, как мне кажется, для каждого творческого человека - это развитие, рост, совершенствование.

Хотя поддержка и добрые слова тоже очень важны для тех, кто начинает, кто пробует, кто учится. Да и тем, кто уже давно пишет,   тоже нужны  понимание и одобрение.

И все же, почему такая болезненная реакция у некоторых людей на критику?
И вот что подумала. Наверное, труднее всего отличникам. Тем, кто с детства привыкли получать только пятерки. За все. Потом они  получали отличные оценки  в институте, потом стремились и продолжают стремиться быть лучшими на работе… Они просто «подсаживаются»  на эту отличную  оценку как на наркотик. Да и вообще без оценок жить не могут.  Во всем  и везде нужно  таким людям получать доказательство своей успешности. Нужно получать признание. И быть только лучшими. Они привыкают жить в системе оценок. Поэтому сами всех оценивают и  ждут  оценок от других.  Но только одна оценка может их удовлетворить. Потому что к другим не привыкли. И четверка для них уже проблема, а уж тройка и двойка – просто беда, горе, несчастье.  Такие люди  хотят всегда, везде и во всем быть отличниками. Они так привыкли жить.

Как, наверное, не просто с этим жить? Все время доказывать, добиваться, стремиться и достигать.  Сколько же сил и времени приходится тратить на эти пятерки! Неужели без них не получается ощущать себя спокойными и счастливыми?

Судьбы многих отличников, как я  заметила за свою жизнь,  складываются не самым успешным образом. Не у всех, конечно. Потому что некоторые из них не попадают в зависимость от оценок. Просто успех и высокие оценки сопутствуют им по жизни. Как я заметила, это происходит с теми, кто действительно имеет уникальные способности от природы или умеет быстро обучаться и эффективно применять знания. Или так смог себя настроить, что оценка действительно для него ничего не значит. Он просто умеет делать все хорошо. А главное – умеет получать удовольствие от того, чем занимается.  И так совпадает, что его удовольствие от дела получает еще и отличные оценки от других. А вот те, которые не так легко относятся к оценкам, часто ломаются как самые сильные ветви под снегом. Тоненькие – они гибкие. Наклонились под тяжестью, пригнулись, не прогибаясь при этом, а потом опять выпрямились и продолжили рост.

Меня в прошлом году потрясла информация о девочке, которая покончила собой из-за того, что не набрала 100 баллов по ЕГЭ.  Эту девочку не научили понимать, что в жизни могут быть разные оценки, не объяснили, что нельзя зависеть от оценок других людей,  не подсказали, что упасть может каждый, и что для человека самое главное другое – умение подняться после падения, а еще  не сказали, что главное - это ощущение счастья и радости от жизни,от того, чем ты занимаешься,  а не оценки других людей.

И еще подумала о том, как мне повезло с учителями, которые нам объясняли, что нормально, когда один человек что-то умеет хорошо делать, а что-то не очень, нормально, когда не все и сразу получается.

Наш любимый Игорь Павлович Волков, получивший всесоюзное признание как педагог-новатор, однажды сказал: "Вот вы сейчас посмеялись над тем, как Миша нарисовал собаку. Но он лучше вас всех делает табуретки. Боря получает двойки за сочинения, но он прекрасный хоккеист. Ира у нас отличница, но она не умеет играть на фортепиано и петь, как Лариса и Наташа. Запомните: каждый из вас что-то умеет делать хорошо, а что-то не очень. Это нормально. Главное - делайте с удовольствием все.  Радуйтесь за тех, кто что-то умеет делать хорошо. И помните: каждый  обязательно сумеет что-то делать хорошо". Так нас учили  главному – верить в себя, жить интересно, все пробовать, чтобы понять, в чем именно твои способности проявятся. А они обязательно проявятся, если ты найдешь то, чем именно тебе больше всего нравится заниматься.
Может быть, поэтому в нашей школе нормально относились к отличникам: без зависти, ненависти,  конкуренции. Без фанатизма, как сейчас говорят.

Не знаю, но вот что-то меня на тему отличников потянуло. Наверное, потому, что не  все и не всегда за все, что тут размещают,  получают отличные оценки и поэтому  болезненно на них реагируют.

  А я в школе не была отличницей и здесь не хочу, чтобы не попасть в зависимость от хороших оценок. Да и вообще от оценок. Это уже несвобода. А творчество в атмосфере несвободы жить долго не может. Да вообще ничего не может.

16. http://www.proza.ru/2010/01/26/1005


Рецензии