Старший брат Санкт-Петербурга

1

Александр Петрович сидел на скамейке во дворе своего дома и читал газету. После выхода на пенсию это вошло в привычку у отставного капитана второго ранга. Погода в это сентябрьское утро стояла великолепная. Солнце уже не такое жаркое, как этим летом в Москве, золотило и без того яркие желтые и багряные верхушки деревьев. На скамейке рядом расположилась стайка соседских мальчишек, вышедших погулять в это субботнее утро.
- Москва, Астрахань, Новосибирск, - азартно выкрикивали они.
«В «города» играют», - подумал капитан. – «Сколько поколений сменилось, и мы играли, и дети наши, теперь внуки играют».
На соседней скамейке возникла пауза, потом кто-то радостно воскликнул:
- Ташкент.
- Ну, что Ташкент, опять на «т». Тула была, Тамбов – тоже, - и опять все стихло, видно все напряженно вспоминали названия городов.
- Таганрог, - невольно вырвалось у Александра Петровича.
- Таганрог? – удивился соседский Вовка, - дядя Саша, а что это за город такой?
- Неужели не знаете? – пришел черед удивляться капитану. – Старший брат Санкт-Петербурга.
- Скажете тоже, - ребята вмиг окружили его скамейку.
- Санкт-Петербург основал царь Петр I, «прорубив окно в Европу», вот, -  зачастил щуплый мальчишка в очках, имени которого капитан не знал. – Россия получила выход в Балтийское море. Царь флот построил, перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург.
- Все верно, молодец. Сразу видно отличник. Тебя как зовут?
- Сережей.
- Так вот, Сережа, ты все верно о Санкт-Петербурге рассказываешь. Но, тем не менее, и я не обманул. Ведь Троицкую крепость, от которой пошло поселение на Таганьем Рогу, царь Петр заложил пятью годами раньше Петропавловской крепости на Неве. В те далекие времена от обширного   русского государства были оторваны все его морские побережья и устья рек. Устье Невы было в руках у шведов, а устья Дона, Днепра и Буга, и Керченский пролив - в руках кочевых татарских племен. Первые попытки пробиться к Южным морям Россия предпринимала еще при правлении царевны Софьи, старшей сестры Петра, но оба раза неудачно. Только Петру удалось решить эту проблему, да и то, не сразу. Он дважды возглавлял поход на Азов, одну из сильнейших турецких крепостей в Европе, запиравшую выход из Дона в Азовское море. Первый Азовский поход окончился неудачей. Русская армия в те времена не имела флота, ты, Сережа это правильно отметил. - Александр Петрович посмотрел на ребят. Они внимательно слушали его рассказ, и он продолжил. – После возвращения с похода развернулась работа по сооружению парусно-гребной флотилии, именно, на юге, а не на Балтийских берегах. И только после того, как она была создана, корабли блокировали Азов, и гарнизон крепости капитулировал. Чтобы удержать и крепость, и выход в море было необходимо, чтобы морской флот находился там постоянно, а для этого нужна была гавань. Вот тогда Петр I сам обследовал побережье моря и остановил свой выбор на мысе Таганий рог, где и заложил крепость и гавань для первого в истории России регулярного военно-морского флота.
- А когда это произошло, дядя Саша? – спросил Вова.
- Я, конечно, не помню точную дату, но мои Таганрогские друзья, а я родом из этих мест, и не теряю с ними связи, присылают мне каждый год «календарик» с городской символикой, и я ношу его в бумажнике. Сейчас посмотрю, - и он полез во внутренний карман морского кителя.
- Так, 12 сентября 1698 года принято считать официальным днем рождения города Таганрога. Видите, эта дата стоит на гербе города. В 2003 году, когда петербуржцы и мы вместе с ними отмечали 300-летие города, таганрожцы отмечали свое 305-летие.
- Действительно, получается – старший брат, - отметил Сережа. – А памятник Петру I в Таганроге есть?
- Конечно, есть и, на мой взгляд, не хуже тех, что стоят в Санкт-Петербурге и в Москве. Памятник имеет свою историю. Если захотите, я расскажу ее завтра и принесу фотографию памятника, а сегодня пора идти домой обедать. - Александр Петрович посмотрел на часы. - Я человек военный, морской, привык к порядку. – Он попрощался и пошел домой, моложавый, подтянутый, совершенно седой человек.


2

- Дядя Саша, принесли? – это было первое, что услышал Александр Петрович, когда вышел из подъезда во двор на свою ежедневную, независящую от погоды прогулку. – Садитесь к нам.
Мальчишки сидели на скамейке, как раз напротив капитанского подъезда, и ждали его.
- Ну, здравствуйте, хлопцы. Принес, как обещал, - Александр Петрович протянул ребятам фотографию. – Вот это памятник Петру I.
Ребята передавали фотографию из рук в руки.
- Этот памятник имеет свою историю, - продолжил свой рассказ Александр Петрович. Я надеюсь, вы знаете писателя Чехова, Антона Павловича? – ребята опустили головы.
- Он «Каштанку» написал, я читал, - вспомнил отличник Сережа.
- А еще он сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - вдруг выпалил один из мальчишек.
- Ты это где прочитал?- спросил его другой.
- Да не читал я. Это сестра по телевизору услышала, и теперь, когда новое платье  или,  что еще, просит у родителей, все на Чехова ссылается.
- Разумная девочка, - отметил капитан, - и, как, помогает?
- Да, не очень, - почему-то засмущался мальчишка. Все рассмеялись.
- А если серьезно, то Антон Павлович Чехов родился в Таганроге, учился в гимназии, а потом переехал с родителями в Москву. Он написал множество рассказов, повестей и пьес, в которых рассказывает о простых людях, об их бедах и радостях. Часто прототипами героев его произведений были реальные жители Таганрога. Антон Павлович любил родной город и всячески ему помогал. Вот и памятник Петру был выполнен по его инициативе и на средства, собранные при самом активном участии Чехова. Памятник был заказан скульптору М.М. Антокольскому, и писатель знакомился с эскизами и одобрил их. Статуя была отлита в Париже и доставлена в Таганрог морем. Я хочу, чтобы вы сравнили памятник Петру вот с этим памятником, - и Александр Петрович протянул ребятам вторую фотографию. - Это памятник А.П. Чехову, он был открыт в 1960 году. Выполнил памятник скульптор И.М. Рукавишников.
На первой фотографии фигура царя во весь рост установлена на гранитном постаменте, около которого размещены две чугунные пушки петровских времен. На лицевой стороне постамента надпись: « Основателю города Таганрога Петру I. 1679 – 1725 гг.» Со второй фотографии на ребят смотрел добрый, усталый человек, присевший с книгой отдохнуть на скамейку, почему-то поднятую на гранитный постамент с надписью « Антон Павлович Чехов 1860-1904».
- Антон Павлович это человек, - задумчиво произнес Вова, - а Петр не только человек, но и царь.
- Молодец, верно заметил, - одобрил капитан. – Петр I одет в мундир офицера Преображенского полка. Его взор обращен к гавани. И вполне возможно, что именно так он стоял на этом месте, когда впервые поднялся на высокий берег Миусского полуострова. И в то же время памятник задумывался как олицетворение исторической мощи русского государства. А фигура Антона Павловича близка и понятна нам и сейчас. Кстати, 2010 год в Таганроге назван годом Чехова. Исполняется 150 лет со дня его рождения, и земляки будут отмечать год его памяти. Торжества будут проходить и в литературном музее А. П. Чехова, и в драматическом театре им. Чехова, и в библиотеке им. Чехова, и в доме, где родился писатель,  где прошло его детство, и в лавке Чехова, где отец писателя торговал, так называемыми, «колониальными товарами»: чаем и кофе. А библиотеку городу подарил тоже Чехов. До этого книги, очень дорогие в те времена, могли покупать, а, следовательно, и читать, только богатые люди. Для простого человека книги были не доступны. Так называемые публичные библиотеки были только в больших городах. Вот такую библиотеку открыли в Таганроге при жизни Чехова, а после смерти назвали его именем.
- А зачем они нужны, книги эти. Скукотища! – решительно заявил один из мальчишек. – Не люблю читать. Другое дело телевизор. Там и детективы, и фантастику, и боевики показывают. – Ребята одобрительно закивали. - А еще компьютер, там и игры интересные, и Интернет.
- Да, вы дети своего времени, а вот я так и не научился пользоваться компьютером, не успел. Когда был молодым, не придумали их еще. Вычислительные машины уже были. Только были они большими, занимали целую комнату, а иногда, даже, здание. И у нас на корабле была такая машина. Только мне думается, что никакой компьютер, никакое телевидение не может заменить книгу.
- Это почему? – запальчиво возразил тот же мальчик.
- Когда ты читаешь книгу, то становишься ее соавтором. Любая книга всегда написана про тебя. Читая, ты себя представляешь на месте героя, переживаешь, воюешь, побеждаешь. И когда в жизни происходит, что-то подобное прочитанному, ты уже знаешь, как поступить. И еще, чтение дело неспешное. Если тебя, что-то взволновало, всегда можно отложить книгу, подумать, поразмышлять, чего уж никак нельзя сделать, если смотришь телевизор.
Александр Петрович посмотрел на ребят. Серые, карие, голубые серьезные глаза внимательно смотрели на него.
- Ладно, ребята, на сегодня хватит, - сказал он, поднимаясь со скамейки. – Если захотите, завтра увидимся.


3

Когда капитан после обеда вышел из дома, отправляясь за хлебом и молоком в близлежащий магазин, на скамейке его уже ожидали ребята. Рядом со скамейкой лежала горка школьных портфелей.
- Здравствуйте, ребята. Давно ждете? Что же не позвали?
- Садитесь, Александр Петрович, - ребята освободили место на скамейке.
- А я атлас принес, - Сережа достал атлас из портфеля. – Где тут Таганрог?
- Вот, смотрите. Это Черное море, а это Азовское. А это Таганрог, - капитан показал на маленький кружочек на карте. – А вот это река Дон. Она впадает в Азовское море, и город Ростов на Дону. Таганрог входит в Ростовскую область.
- Ростов, наверное, больше Таганрога, и кружочек на карте больше, – отметил Сережа.
- Верно. Но зато в Ростове нет моря, а в Таганроге есть. Мы мальчишки были влюблены в него, начинали купаться ранней весной, а заканчивали  поздней осенью.  Море в Таганрогском заливе теплое, не глубокое и «зацветает» в августе, покрывается мелкими зелеными водорослями. Это нас никогда не останавливало. Мы проводили на пляжах города весь день, загорали до черноты. Многие, как и я, стали моряками. Любовь к морю не проходит, она на всю жизнь. – Старый капитан вздохнул и задумался. Ребята молчали, боясь нарушить тишину.
- О чем это я? – продолжил он после паузы. - Так вот, Таганрог еще славится своим рынком. Он не хуже всем известного Одесского привоза. Горы всевозможных овощей и фруктов, рыба, разных сортов и размеров: от маленького большеголового бычка до огромных толстолобиков, у которых хвост лежит на земле, не помещаясь на прилавке. А еще большие жирные лещи, которых в Таганроге зовут чебаками, и мясистые хищники судаки с острыми зубами, называемые почему-то сулами. Смех, шум, говор – и все это Таганрогский рынок. А еще - люди. Город многонационален. В нем жили и живут русские, украинцы, немцы, греки, евреи, турки, итальянцы. Список можно продолжить. И всегда, во все времена, все, несмотря на различия, дружат, вместе работают, влюбляются, женятся.
- Таганрог – город труженик, - Александр Петрович посмотрел на ребят.
– Много в нем было построено заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов, да и учебных заведений в городе много и высших, и средних. Сейчас времена сложные, некоторые заводы закрываются или изменяют профиль своей работы, но зато другие развиваются и молодеют.
- Такой маленький кружочек на карте, а, сколько за ним интересного, - отметил Сережа, все еще держа карту в руках. – А ведь таких кружочков на карте великое множество.
- Верно, Сережа, - сказал капитан, обнимая ребят, сгрудившихся над картой. – И за каждым таким кружочком своя история. А все вместе – это Россия, наша Родина.


Рецензии
Интересный и познавательный рассказ.

Надин Ривз   27.01.2010 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда.

Софья Бородянская   28.01.2010 08:15   Заявить о нарушении