История повторяется?

В юности я с интересом читала многотомную историю русского раскола и поражалась  талантам старообрядцев. Похоронив себя в глуши, они заново изобретали то, что давно было достоянием человеческой культуры. Им удалось создать нотную грамоту, логарифмическое счисление и многое другое. Какие потери понесли русское государство и культура, не говоря уж о Церкви,  из-за церковного раскола, какие огромные силы народа ушли в песок!  Впрочем, мы можем судить, да и то лишь отчасти, только о земных последствиях раскола. Не исключено, что, изолировав себя от лежащего во зле мира, старообрядцы создали для себя и своих детей условия, максимально способствующие спасению души. Однако тут  судить может только Бог.
Недавно я вновь вспомнила об этом, и вот почему.
У меня есть друг, принадлежащий старинному славному роду. О фамилии его я из деликатности умолчу. Его предки не приняли реформ патриарха Никона, за что были сосланы под Архангельск.  Там они и пребывали до тех, пока Петр I, в своем стремлении на Запад, не бросил взор на Архангельск  (это было до того, как царь задумал строить Петербург). Тогда часть находившихся там старообрядцев поняла, что житья им не будет и приняла решение двинуться на Восток. Там, в далекой Сибири,  они надеялись сохранить в чистоте свою веру. Запасшись снедью и одеждой, они, как только установился санный путь, погрузили на повозки свое немалое имущество, а также чад и домочадцев, и пустились в дорогу.
Шли всю зиму и останавливались там, где застигала их весенняя распутица и где были пригодные для обработки земли. Соорудив временное жилье,  они распахивали целинную землю, собирали урожай и продолжали путь. Так они двигались три  года! Наконец, они облюбовали себе земли под Минусинском. Там и осели, превратив глухой край в плодородный оазис.
Да, были люди! Дед моего друга провалился однажды в медвежью берлогу и умудрился голыми руками придушить разъяренного зверя. Это был могучего сложения человек, одиннадцатый, младший сын в семье. А в  жены привел себе женщину маленького роста, но неукротимого характера. Тесть, видно, решил приструнить молодую сноху. Ей поручили наварить щей, а ключа от кладовки, где хранились основные припасы, не дали. Не желая просить ключи, она наварила пустых щей. Попробовав похлебку, тесть грозно сказал: «Что это ты за говно сварила?» и плеснул щи в лицо молодой женщине. Та, недолго думая, схватила совок, полный тлеющих углей, и швырнула в бороду тестю. Муж ее, надо отдать ему должное, соображал быстро. Схватив жену в охапку, он бросился наутек. Больше родные не виделись.
Много позже отец моего друга решил навестить землю предков, но, как ему удалось узнать, весь их род был истреблен во время коллективизации.
Много приключений и испытаний довелось пережить деду и бабушке моего друга, пока они не обосновались в Тбилиси. Они прекрасно прижились на новом месте и создали    многочисленную и процветающую ветвь рода, избрав своим ремеслом  кровельное дело. Эти кровельщики были знамениты на всю Грузию. Мой друг окончил университет, но от родового дела никогда не отказывался, что сослужило ему и его семье хорошую службу. После распада страны  он переехал в Россию, где тоже устроился со свойственной ему основательностью.
И вот я узнала, что его дочь, умница, красавица, да к тому же выпускница МФТИ и мать троих детей вместе с мужем приняли решение уйти из Москвы в экопоселение.  Молодые родители считают, что воспитать чистых и нравственных детей в современном социуме невозможно. Неужели история повторяется?   


Рецензии
Дорогая Нина! С той поры, когда Василий Песков поведал о Лыковых,я к любого рода изоляции добровольной, с подозрением отношусь.Судьба их детей незавидна. С уважением. Галина.

Галина Алинина   20.07.2011 21:24     Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Я тоже вспоминала о Лыковых в этой связи.Я все время слежу за описанной ситуацией, и у меня возникают все более серьезные опасения. Может быть, это даже своего рода капитуляция. С уважением, Нина

Нина Изюмова   20.07.2011 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.