Старообрядцы о реформах и гуманизме новообрядцев

ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древнеправославными христианами. Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть АРСЕНИЙ ГРЕК, ЧЕЛОВЕК ВЕСЬМА СОМНИТЕЛЬНОЙ ВЕРЫ. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ОН ПОЛУЧИЛ У ИЕЗУИТОВ; ПО ПРИБЫТИИ НА ВОСТОК ОН ПРИНЯЛ МАГОМЕТАНСТВО, ЗАТЕМ СНОВА ПРИМКНУЛ К ПРАВОСЛАВИЮ, А ПОТОМ УКЛОНИЛСЯ В КАТОЛИЧЕСТВО. Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».
3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем, за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.
5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи, которую тво¬рила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.
6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Жестоким гонениям и каз¬ням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.
Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел патриарх-мучитель и убийца. Никон начал свои реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем, не с молитвы церковной, а с кровопролития и убийства. Бегство Никона с патриаршего престола внесло новое расстройство в церковную жизнь. Царь по этому случаю созвал собор в Москве в 1660 г. Собор решил избрать нового патриарха. В это время в Москву с Востока прибыл греческий митрополит Паисий Лигарид. Лигарид был тайный иезуит, получивший воспитание в Риме. Восточные патриархи за его иезуитство предали его проклятию и лишили сана. Но так как царю не на кого было опереться в борьбе с Никоном, то Паисий Лигарид все таки остался управителем церкви.
Собор 1666 г. признал Никона виновным в самовольном бегстве с кафедры и в других преступлениях. Собор лишил Никона священного сана и сделал простым монахом.
Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, новые книги, собор благословил подвергать ослушников соборных определении тягчайшим казням: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезывать языки, отсекать руки.
Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет (с 1668 по 1676 г.). Наконец, в ночь па 22 января 1676 г. стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Они умирали спокойно и: твердо, не просили ни милости, ни пощады. Только 14 человек случайно уцелело. Тела убитых и разрубленных мучеников лежали с полгода неубранными, пока не пришел царский указ — предать их земле.
Разгромленная и разграбленная обитель была заселена присланными из Москвы монахами, принявшими новую ПРАВИТЕЛЬСТВЕННУЮ ВЕРУ и новые никоновские книги.
РЕФОРМА НИКОНА, ПОСЯГНУВШАЯ НА СТАРУЮ ВЕРУ И РАСКОЛОВШАЯ ЕДИНСТВО РУССКОГО НАРОДА, ПО СУЩЕСТВУ БЫЛА НЕ ТОЛЬКО НЕ НУЖНОЙ, НО И ВРЕДНОЙ.


Рецензии