Аватар - новое пророчество о будущем?

Н.П. К-ой

Новый фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» - явление, несомненно, знаковое Красоты компьютерной графики и мультипликации, усиленные 3D-эффектом (объемного изображения), создали сказочный рай на планете Пандора, который  поразил воображение зрителя, и обеспечил фильму кассовый успех. Но, с другой стороны, в  фильме имеется и содержание, которое вызвало дискуссии в мировом сообществе, привлекло внимание  общественных организаций и самых разных политических и религиозных деятелей.

Католики, коммунисты и Эво Моралес

Против Кэмерона выступили римские католики, увидевшие в фильме недопустимое обожествление природы,  и питерские коммунисты, которые заявили, что  «Аватар» является «расхищением интеллектуальной социалистической собственности ; содержания книг и фильмов советских фантастов». В восторге от «Аватара» президент Боливии Эво Моралес,  похваливший Кэмерона за создание художественного образа «борьбы с капитализмом» и «зеленые» защитники окружающей среды. 

Кэмерон отверг обвинения в плагиате, а профессиональная критика отметила, что «общие места»  у Кэмерона и Стругацких неизбежны в рамках одного жанра. Хотя кэмероновский фильм все же недвусмысленно напоминает мир братьев Стругацких, - заметил писатель Дмитрий Быков. Действительно, в мире Полудня Стругацких события разворачиваются также на планете Пандора с богатой растительностью и животным миром, а ее народ носит гордое имя нави…  Однако более неожиданно другое заявление Быкова: «Я считаю, что этот фильм губителен для западной цивилизации». Что может иметь в виду наш известный писатель?

Вторжение в сказочный рай

 …Планета Пандора, райское место, в котором народ нави живет в гармонии с природой и хищными зверями, и летает на крылатых драконах. Однажды в этот рай приходят из космоса земляне, очень похожие на американцев. Недра Пандоры сказочно богаты, и они намерены овладеть этими богатства.

Один из десантников с помощью научной программы Аватар, которая чем-то напоминает  знаменитую «Матрицу»,  становится одним из нави, и получает задание убедить нави по собственной воле покинуть свои земли. Очень скоро он понимает, что его миссия невыполнима: нави и Пандора – это одно взаимосвязанное живое целое. А с другой стороны, думает он: «Что мы можем им дать? Им не нужны наши джинсы и пиво». В раю потребительские ценности не имеют смысла.  Однако на этот случай у «небесных людей» есть военная программа, которую не могут остановить никакие райские красоты.  Чтобы оправдать свою корысть и агрессию, земляне создают из нави образ врага...

Стоит ли удивляться, что многие критики увидели в  «Аватаре» отражение комплекса вины Америки, протянувшегося от индейцев до иракцев? Аналогия между «освоением» землянами Пандоры и  американской цивилизаторской миссией на земле, которая тоже ведь объявляет различные уголки земли зоной своих интересов, а потом пускает в ход оружие, напрашивается сама собой.

Эту горькую правду Кэмерона, правду об Америке, похоже, и имеет в виду Д. Быков. Но в чем же здесь угроза  для «западной цивилизации»?  Наверное, в том, что «Аватар» создает такую художественную реальность, которая может стать политической реальностью. Не будем забывать, что кино является «важнейшим из искусств», по определению выдающегося политика ХХ века В.И. Ленина.
 
Правда по Кэмерону

В фильме Кэмерона нави побеждает технологического агрессора благодаря тому, что часть землян, ученых и военных, во главе с главным героем переходит на сторону «дикарей» нави. Такую победу нельзя объяснить иначе как вмешательством божественного промысла, который во имя высшей справедливости разделил лагерь землян.

Это недвусмысленный намек Кэмерона на то, что и Запад не устоит, если посягнет на красоту и многообразие планеты, ибо «разделится» в себе. В этом смысле «Аватар» занимает вполне определенную политическую позицию, причем действительно «губительную для западной цивилизации».

Впрочем, Ватикан не увидел в этом никакой божественной идеи, и, наоборот, обвинил Кэмерона в том, что он использовал в «Аватаре» «псевдодоктрину, создающую из экологии религию нового тысячелетия». То есть Ватикан увидел в «Аватаре» своего духовного соперника. В чем-то он прав:  в «Аватаре» на самом деле есть какая-то новая правда по Кэмерону - новая мечта человека о рае, ведь в сказочном мире «Аватара» хочется  остаться навсегда, вслед за главным героем фильма. И тогда «Аватар» - это еще и пророчество о будущем, в котором, по Достоевскому, «красота спасет мир».



Рецензии