Поездка в Краков. Начало 90-х

Первый день
С трудом протиснулся вагон, который отъезжающие брали штурмом. В вагоне негде было яблоку упасть, всё было заставлено тяжёлыми сумками и баулами. Все сиденья были заняты толстыми тётками и жилистыми мужиками, которые весело шумели, доставая  из своих торб колбасу, сало, цибулю, хлеб и водку.  Они хорошо устроились и решили перекусить. Поезд тронулся, мимо проплыл Львовский вокзал. Я запихнул на верхнюю полку свои вещи ,  рюкзак, палатку и сумку,  и пристроился с краюшку на сиденье в первом же купе. Искать удобное место в переполненном вагоне было бесполезно. Добрые попутчики разливали по стаканам водку, чокались, пили  и гомонили. Я закрыл глаза, прислонившись к стенке и попробовал сбросить с себя напряжение последних дней, когда надо было бегать оформлять поездку, покупать товар.... Попутчики с весёлых тостов «на посошок» перешли на озабоченно-деловой тон. Главной темой было грядущее прохождение таможни. Все ломали головы – повезёт или не повезёт... Все везли товары в Польшу, а самым ходовым товаром была водка. Но  водку везти в Польшу было нельзя, таможня не пропускала,поэтому все надеялись на чудо, на то, что таможня пройдёт мимо и даст добро.  За окном мелькали мелкие станции, вон за тем сосняком наш дачный участок, на котором ничего кроме каких-то кустов и саженцев,  даже шалаша не построили...
Ездить на эту дачу далековато, час езды, билеты дорогие стали на электричку. Больше потратишься, чем что-то вырастишь на той песчаной земле. ... Но вот уже и Мостиска, поезд замедлил ход и остановился. Мои попутчики быстро убрали следы своего пиршенства, шум и гам сменились на шопот, а потом и вовсе зависла в вагоне гнетущая, тревожная тишина. Граница! В вагон вошли таможники, вернее таможницы, которые почти ничем не отличались от толстых тёток в моём купе, только формой и высоко поднятыми подбородками. Ну, ещё глазами, которые как рентген насквозь пробуравливали каждого. А все в купе прятали свои глаза, отводили взгляды в сторону, потому что все везли контрабанду. И я не был тут исключением.  Таможницы огляделись по сторонам , пощупали сумки, заглянули в пару баулов, перекинулись между собой парой фраз и вдруг одна из них зычно и решительно скомандовала:
-Граждане пассажиры, всем выйти из вагона, с вещами!
-Да как же так? Что ж это такое? – забеспокоились мои попутчики.
-А так! Вы везёте с собой товары, запрещённые к вывозу из страны. Выходите со своими вьюками из вагона. Мы проверим ваши вещи, и если в ваших вещах не будет контрабанды, той же водки, то сможете снова пройти в вагон и продолжить своё путешествие. А если мы обнаружим контрабанду, то составим акт, конфискуем...
Народ с мрачными лицами, схватился за сумки и рюкзаки, все стали выходить из вагона. Некоторые ставили вещи на перрон, а другие сразу же пошли к зданию вокзала, не надеясь на благоприятный для себя исход при проверке.
-Позвольте, - вежливо обратился я к таможнице, которая стояла у вагона и наблюдала за исходом пассажиров из необъятного чрева вагона, - как мне быть? Я не торговать еду, я путешествую...Я студент, турист, у меня и товаров нету... Вот мой ваучер от туристической фирмы...
Таможница посмотрела на меня недоверчиво:
-Ну, давай покажи, что у тебя там в рюкзаке?
Я развязал узел верёвки у горловины рюкзака, вытащил лежавший сверху свитер, а то озноб что-то по спине, и жестом пригласил:
-Пожалуйста, смотрите.
Таможница бесцеремонно запустила руки в мой рюкзак и вытащила к всеобщему удивлению стоявших тут других таможниц  и пассажиров тяжёлый закопчённый котелок.
-Что это? – спросила она удивлённо.
-Котелок. Я же турист, студент...
--А в котелке что? Что там тяжёлое?
-Да картошка...
-Зачем картошка? – недоумённо уставилась на меня тётка.
-Как зачем? Я ж путешествую... поставлю на берегу   речки палатку, разведу костёр, напеку картошки в углях...
-Дивись, студент! – развеселилась вдруг таможница. Бачь яки хлопци мандруют!
-А что у тебя ещё в рюкзаке?
-Да всякие припасы, консервы разные, одежда, книги, то-сё...
Тётка сунула руку в рюкзак и выудила оттуда рыбную консерву, ещё глубже порылась и выудила книжку.   По её виду было заметно, что таких как я  тут ещё не попадалось... я же в это время обливался холодным потом. Под книжками у меня находилось несколько бутылок с контрабандой, то есть с водкой....
-А ладно! Заходи в вагон, студент! – скомандовала она наконец. Я запихал всё в рюкзак, завязал узел, взял все свои вещи и поднялся в вагон по крутым ступенькам. Как хорошо, что я взял с собой эту закопчённую кастрюлю! А жена чуть не скандал устроила: «Зачем ты прёшь с собой эту старую дрянную кастрюлю в саже?». А меня этот котелок только что спас от полного шмона... Тонкая эта наука – психология! Кстати, какой я студент? Я уже больше десяти лет, как закончил свой институт. Но на студента обычно смотрят снисходительно, а внешне я ничем не отличаюсь от студента. Так что пусть я буду студентом... В вагоне было пусто и тихо. В самом конце, у туалета сидела какая то женщина с маленькой девочкой и ещё какой-то худой интеллигентного вида дядька в костюме и галстуке. В опустевшем купе я положил вещи под полку и стал наблюдать в окно за тем что там происходило. Почти всех пассажиров таможня разоблачила в качестве контрабандистов, как и следовало ожидать. В вагон вернулись только единицы, которые то ли ухитрились как и я «проскочить», то ли дали взятку. Они теперь сидели тихо и разговаривали только шёпотом. Остальные с вещами потянулись к вокзалу. В каждом бауле и в сумках было столько водки, что поезд можно было назвать водочным эшелоном.  Поезд вздрогнул и медленно тронулся, мимо мелькнул вокзал с моими бывшими попутчиками, деловито раскладывающими и перепаковывающими свой багаж. Через несколько минут в вагон вошли пограничники, которые молча проверили паспорта и ваучеры. Ваучером на Украине с недавних пор стал называться документ предоставляемый туристическими фирмами. Этот документ давал право на поездки в другие страны: в Польшу, в Венгрию... Подобных турфирм выросло повсюду, как грибов после дождя, можно было даже выбрать среди них более выгодную. Во всех фирмах ваучер стоил пару долларов, и плюс некоторая сумма купонами. Деньги теперь назывались купонами, хотя ходили слухи, что скоро введут в оборот новую валюту – гривну. Однако ещё и советские рубли также пока принимались в магазинах.  В советское время такая простота поездки за границу была невозможной.  Тогда надо было обращаться в ОВИР с заявлением, ждать месяц или больше ответ, который не всегда был положительный. Да и то, если у тебя был вызов из страны, куда ты собрался. Без вызова, без визы от ОВИРа – ты был никто, простой гражданин, без права выезда за границу. Так было ещё совсем недавно,  в 89- 90 году. А сейчас купил ваучер, и завтра ты уже едешь за границу. И никакого вызова ни надо, никакого ОВИРа. Хотя нет, паспорт всё же надо получать в ОВИРе. Но у меня паспорт уже давно на руках, мне в ОВИР не надо. Единственно плохо – нельзя свободно контрабанду провозить.  А как без контрабанды, где взять валюты для поездки? Купоны в Польше за деньги не считают, как впрочем и рубли. Им доллары подавай, а где эти доллары взять? А продашь той же водки, и у тебя уже доллары в кармане завелись...
Поезд притормозил, пограничники вышли, поехали дальше.  Вот за колючей проволокой уже и Польша. Через каких-то полчаса за окном появились городские строения, река Сан, и наконец вокзал Пшемысль(Przemysl ,Перемышль). Поезд остановился, в вагоне появились польские таможники. Они просто прошли мимо, спросили про водку и перешли в другой вагон. Мужик в соседнем купе подмигнул:
-В прошлый раз я ехал, так они весь вагон перевернули, каждую сумку перетряхнули, а сейчас даже и не смотрят. Наверно им сообщили о том, что Львовский поезд а Мостиске основательно  прошмонали.
Так что без всяких дальнейших проверок и заминок я взял свой багаж и поплёлся к вокзалу.  Положил вещи в зале ожидания на лавку, вытер пот, съел бутерброд, попил воды. Сначала в кассе я осведомился  сколько стоит билет до Кракова. Потом с вещами вышел на площадь, где находились Канторы (Kantor) – обменники для валюты. Выменял долларов на злотые по наиболее выгодному курсу, для чего пришлось с вещами ходить от обменника к обменнику и сравнивать. 
Наконец опять вошёл в прохладный зал ожидания, в кассе купил билет и отдыхал пока не пришёл мой поезд. Людей в вагоне было немного, поэтому я ухитрился в купе свернуться калачиком и поспать немного до самого Кракова. С поезда я сошёл в дождливую ночь и сразу же понёсся к вокзалу, над которым светилась надпись Krakow Glowny. В здании вокзала люди дремали в креслах или прямо на полу, постелив какие-то тряпки, газеты или картон.  Оглядевшись, я тоже нашёл себе свободное место  на полу у стенки, и вздремнул слегка.
Второй день
Часов в 6 утра в помещении  появились трое польских полицейских. Они тихо будили людей и просили их перейти в другую часть, потому что уборщикам нужно провести приборку в зале ожидания. Люди чертыхаясь освобождали место, уборщики убирали, и люди опять раскладывались досматривать свои чудесные сны на вокзальном полу. Ну а я в общем-то выспался и стал расспрашивать людей как проехать на базар. Мне объяснили на каком трамвае ехать, сколько стоит билет, на какой остановке сходить. Я решил, что сидеть на вокзале дальше ни к чему и пошёл к трамваю. По пути оказалось, что туда же направляются с сумками две тётки, которые знают дорогу на базар. Трамвай петлял долго по городским кварталам, потом выехал в какую-то безлюдную местность, где только поля и рощи радовали взгляд. Наконец мы добрались до нужной остановки и направились к базару. Несмотря на ранний час люди уже занимали места и  раскладывали товары на лотках. Полно было людей из России, из Белоруссии, из Украины. Русская и украинская речь звучали повсюду. Никакой вражды или неприязни ни у кого не было, все даже рады были поговорить с соседями из другой республики, узнать как живётся сейчас  у них после развала Советского Союза. По разговорам выходило, что во всех бывших советских  республиках было приблизительно также плохо, как и в той из которой был интересующийся.  Между рядов уже ходили ранние покупатели-поляки, прицениваясь и торгуясь.  Вскоре базар уже бурлил и был битком набит людьми. Я пристроился на краешке стола со своими инструментами, с мешочками гречки и прочей случайной ерундой, которую удалось купить в магазине и на Краковском рынке во Львове перед отъездом. По рядам пошли сборщики налогов, которые за место продавали квиток. Я быстро собрал свой товар в рюкзак и сделал вид, что просто сижу тут, перекуриваю. В общем прикинулся «шлангом». Я ещё ничего не успел продать, мне нечем было заплатить за место... Сборщики налогов прошли и я снова разложил на краешке свои товары. Как и следовало ожидать, самым ходовым товаром оказалась водка. Вдоль рядов шёл какой-нибудь поляк и спрашивал водку. Цена на водку на базаре была как в магазине, твёрдая. Цена устраивала и поляков и была вполне стоящей для продавцов. Никто и не торговался. Ты ему водку, он тебе деньги. Водка разошлась быстро.  Рюкзак сразу заметно полегчал и я пошёл что-нибудь купить, чтобы присесть где-то в тени и перкусить немного. Утренняя прохлада уже сменилась на жару, солнце палило немилосердно, лето было в разгаре. Купил в лавке воды и хлеба, и пошёл искать новое место, где-нибудь в тени. Едва я пристроился возле каких-то добрых людей, как передо мной вырос какой-то наглый шкет, который жевал жвачку и ухмылялся:
-Эй, кореш, бабки гони! – сказал он, дерзко глядя мне прямо в глаза.  Я огляделся по сторонам, полагая, что мне показалось, что он не ко мне обращается.
-Тебе, тебе говорю! – повторил шкет, жуя жвачку и нагло ухмыляясь.
-Я не понял, вы из администрации рынка? В смысле билет за место надо купить?
-Да мне по барабану билеты с администрацией! – вдруг взорвался шкет, - гони бабки, если хочешь тут торговать. А не хочешь платить, то вали отсюда, пока цел!
-А я только что пришёл, не знал о порядке, и денег ещё не наторговал..., - стал оправдываться я. – Я только с поезда...
-Да, он только что подошёл, поддержала меня женщина, стоявшая по соседству с товаром слева.
-Ну, лады, - махнул рукой шкет, - в следующий раз пройду, с тебя двадцать тысяч злотых!
-Ты лучше им заплати в следующий раз, - посоветовал толстый мужик справа от меня, а то тут один вчера схватился с этими рэкетирами, так они его так отделали, что скорая увезла. Им все платят, а куда денешься.... Вон какие мордовороты с ним ходят!
Я проследил за его взглядом, за шкетом шли три качка в чёрных модных майках, с мощными бицепсами, квадратными челюстями и крутыми затылками.  Так вот какой он,  рэкет... Это значит ещё им , этим ублюдкам, я должен платить деньги на этом базаре.  Да я тогда даже на обратную дорогу не заработаю, если буду платить всем подряд...
А шкет шёл со своей свитой вдоль рядов базара, подходил к торговцам, брал с них деньги и шёл дальше вразвалку. Никто даже и не пытался протестовать наглым поборам. Если местные власти за место на базаре продают билеты, то это официально и вполне понятно. Но рэкет совсем  не укладывается в нормальные представления, это просто наглый грабёж среди бела дня.  Настроение от удачного начала торговли моментально улетучилось. Стало всё как-то противно и мерзко. Понимаю, что не могу ни протестовать, ни физически сопротивляться этому беспределу, но и спокойно проглотить не могу это оскорбление от зарвавшихся хулиганов. Я ещё продал какую-то мелочёвку, а затем попрощался со своими новыми знакомыми и пошёл прочь с базара.  Куда же мне идти?
Я огляделся по сторонам и пошёл через луг к небольшой рощице. За рощицей с тощими деревцами виден был дачный район. Ближайший  дачный участок выглядел совершенно заброшенным. Я пробрался через густые заросли бурьяна и ежевики на небольшую полянку и бросил на траву свои вещи. На этом заброшенном участке росло три дерева, посредине на небольшом деревце ветви были густо облеплены красными вишнями. Я попробовал, они были несколько переспевшими, у них был какой-то винный вкус. На участке оказались развалины дачного домика. Вероятно был пожар, домик сгорел, крыша рухнула. И здесь похоже давно никто не появлялся. Не было ни тропки, ни примятой травы, ни других следов человека.  Участок имел лёгкий наклон к северу, и в низине тёк ручей, вода в котором оказалась чистой и холодной. Тут и решил я поставить свою палатку. Для геолога-полевика это никаких проблем не составляло. Вскоре палатка стояла посреди лужайки, на костре в котелке варилась картошка. Погода была солнечная, было тепло, тихо, кругом не было ни души. Перекусил, полюбовался закатом. Нарвал вишни, запихнул их без косточек в пустую полуторолитровую бутылку из под воды, получилось тут же вино. Забросил на дерево тонкий провод-антенну, и слушал транзисторный радиоприёмник. Звучало много музыки, надо мной сияли крупные звёзды, было тепло и тихо вокруг. Потом влез в палатку и, устроившись поудобнее во вкладыше от спальника, уснул.
Третий день
Утром проснулся, умылся в ручье, позавтракал, попил горячего чаю. Потом снял палатку,тщательно сложил её и другие вещи под доски среди развалин дачи, замаскировал их ветками, залил водой костёр. В общем привёл полянку в прежний дикий вид. Взял с собой только товары и пошёл на базар. До базара было всего метров 250-300. Подхожу ближе, и вдруг вижу, что базар пуст, ворота закрыты. Вот те на! Выходной какой-то или праздник? И спросить не у кого. Чертыхаясь, я вернулся на свою дачу, оставил сумку с товарами и пошёл на трамвайную остановку. Дождался трамвая и поехал в город.
Во-первых меня поразил тот факт, что в Кракове есть Львовская улица.  А во Львове от Галицкого базара идёт улица Галицкая, которая плавно переходит в улицу Краковскую. Да ещё Краковский базар имеется.  Я как-то так вышел из трамвая, что сначала попал на берег Вислы. Интересно было увидеть эту реку, о которой раньше слышал разные восторженные слова и песни. Столько поэтических строк посвящено этой реке. Вроде этой: " Na prawo most, na lewo most, a dolem Wisla plynie. ". Издалека вид на Вислу был вполне поэтичный и живописный. Однако вблизи Висла оказалось сточной канавой, в мазутной жиже плавали пластмассовые бутылки, банки, палки и прочий мусор. Эффект был впечатляющий, но к подобному виду я привык в родной бухте Золотой Рог, в старом добром Владивостоке. Там такую же  помойку с нефтепродуктами регулярно прижимало к кораблям нашего дивизиона, если дул ветер в нашу сторону.
В городе у прохожих я спросил как пройти к центру и по старинным улочкам, мимо всяких костёлов пошёл туда, куда в общем-то двигались и другие люди.  В центре Кракова царило оживление,  действительно был какой-то праздник. Если бы я вчера не рано ушёл с базара, то мне наверняка кто-нибудь сказал  о том, что сегодня праздник. В Кракове я раньше никогда не был, и в общем-то я был рад тому, что можно познакомиться с этим знаменитым городом поближе.  На какой-то узкой старинной улочке было полно людей, а костёлы стояли один за другим, разные по размерам, необычные по архитектуре. Один костёл был вообще какой-то древний, как бы вросший в землю, и даже ступеньки с тротуара вели куда-то вниз, а не вверх, как в других костёлах. Вообще-то, собираясь в Краков , я совершенно не подумал, что еду в культурную столицу Польши, что тут когда-то жили польские короли, что тут полно достопримечательностей, ради которых со всего мира сюда едут туристы. Мимо меня шли потоком разные группы с гидами во главе, отовсюду неслась речь на разных языках. Японцы, немцы, французы, англичане, американцы – все шли мимо и разговаривали на своих языках. Вдруг я услышал русскую речь, мимо шли русские туристы. Я пристроился к группе сзади и таким образом обрёл себе гида. Ежеминутно группа останавливалась, чтобы выслушать очередной рассказ  экскурсовода о ближайшем костёле и сделать пару снимков на фоне достопримечательностей.
-А вы откуда? - спросил я своих спутников.
-Я из Москвы, у нас туристическая поездка. Я давно мечтала побывать в Польше,-  сказала симпатичная девушка.
-А я из Питера, - улыбнулся какой-то дядька.
- А Вы откуда?  – поинтересовалась девушка.
-Я из Львова...
-А как вы тут оказались?
-На поезде приехал. Я тут по делам...  Владимир, - представился я. Разумеется я не стал объяснять, что дела мои заключаются в том, чтобы продать на базаре всякую мелочь, чтобы заработать немного денег.  А они – туристы, беззаботные люди, наслаждающиеся жизнью, у них наверно нет таких проблем, как у меня
-Вы значит туристы? Я, знаете, только вчера приехал, ещё ничего не видел. Даже не знаю, что в первую очередь посмотреть.
-О! А мы сейчас идём к Королевскому замку. Это такая красота! Пойдёмте с нами!
-С удовольствием! – сразу же согласился я.
Королевский замок конечно был замечательным, погода была великолепная. Но у туристов из России был свой маршрут по Королевскому Замку, по музеям. У них были билеты заранее купленные гидом, а у меня был свой маршрут, в котором заходов в музеи у меня не планировалось.
-А вы с нами в музей не пойдёте? –спросила меня девушка.
-Нет пока, я подожду свою группу, мы должны тут встретиться, - соврал я.
Так что я попрощался со своими новыми знакомыми и пошёл своей дорогой.
Побродив по городу, я вернулся на свой дачный участок, достал из развалин свою палатку, сварил супчик. Пообедал. На противоположной стороне ручья было поле, за которым явно  ухаживали, пололи и поливали. Короче, там что-то росло.  «Что же там такое растёт? Может съедобное что-то», подумал я. Ручей достаточно было перешагнуть, такой он был узкий. А поле начиналось в полутора метрах от ручья. Отсюда была видна избушка на косогоре, в одном окошке горел свет. Сумерки уже начали сгущаться.  В ближайшем рядке из пышной ботвы я выдернул одно растение. Это оказался тощий корнеплод, явно кормовая культура для скота.  Мне такое в пищу не подходит, так что я постарался воткнуть корнеплод на место, откуда вытащил. Это мне удалось, если не считать, что теперь этот овощ несколько выделялся в ровном рядке. Да чёрт с ним, приживётся! – плюнул я, перешагнул ручей, залез в палатку и скоро уже спал.
Четвёртый день
Рано утром я был разбужен каким-то назойливым криком. Я высунул голову из палатки и увидел, что в том месте, где я вчера переходил ручей, стоит здоровый дядька в майке и размахивает над головой тем самым корнеплодом, который я вчера выдернул, а потом опят засунул на место.  Наверно я некачественно засунул его обратно...
-В чём дело? – спросил я, протирая глаза.
-Кто ты такой? Что ты тут делаешь? – размахивал дядька репой и для связки слов вставлял слово курва. Ну, это как у нас принято вставлять какое-нибудь бля...
Я быстро натянул шорты и майку, выполз из палатки и подошёл поближе. Дядька этот ругается,  из себя выходит:
-Ты у меня по полю ходил. Я полицию вызову! Зачем вырвал овощ?
-Что вы, зачем же полицию? Овощ мне ваш не нужен, я только из любопытства глянул, что у вас такое растёт...
-Кто ты такой? Откуда взялся? – не унимался дядька.
-Студент я... Из Львова...
-Покажи паспорт!
Я сунул руку в карман шортов, вытащил оттуда  паспорт  и показал ему. Серпастый, молоткастый, советский паспорт.
-Из Львову, из звёнзку радзецкого? (Из Советского Союза?)
-Ну, да. Из Советского Союза. Из Львова, - скромно ответил я. И хотя уже не было Советского Союза, но паспорт был всё тот же, советского образца.
-Студент значит?
-Студент...
Не знаю, может быть вид моего паспорта, может быть факт, что я из Советского Союза, несколько успокоил взбешённого хозяина корнеплодов, который как  две капли воды был похож на грозного пана Пилсудского.  Он погрозил мне пальцем и сказал:
-Если ещё раз полезешь на моё поле, то сразу же вызову полицию.
-Клянусь, больше я на ваше поле ни ногой, вы уж извините,  - чистосердечно отозвался я.
Дядька постоял минуту, побурчал ещё чего-то про курву-мать и ушёл вверх по косогору к себе, размахивая корнеплодом.
Быстро позавтракав, я опять сложил палатку и ненужные вещи под развалины сгоревшей дачи, взял сумкус товарами и отправился на базар. День уже с утра обещал быть очень жарким. Старых знакомых я на базаре не нашёл, пришлось пристраиваться где попало. Я долго на одном месте не стоял, менял всё время позицию, чтобы избежать сборщиков налогов и рэкетиров, и чтобы найти более оживлённое для торгов место. Ну, ещё и тень искал, потому что на солнце стоять было невозможно, жара невыносимая была в тот день. На соседей мне на этот раз не везло, попадались всё больше какие-то жлобы, которым я будто мешал как конкурент, примостившись с краюшку стола... Да у меня и товаров почти не осталось, какой я им конкурент. Но день простоять пришлось, пока не продал всю гречку и основную массу тяжёлых инструментов.  Оставалась ещё какая-то мелочь, отвёртки ... Да и чёрт с ними! Около пяти вечера я побросал всё в сумку и пошёл на свою дачу.
Тут меня ожидал сюрприз. Мои вещи кто-то вытащил из тайника и разбросал по всей поляне. Похоже, что кто-то в них рылся. Неужели в моё отсутствие тут побывала полиция? Я стал собирать разбросанные вещи, ломая голову о том, откуда мне ждать беду... Но тут из-за кустов, со стороны других дач появился некто, кто наверняка и устроил мне этот ералаш с вещами. Этот монстр был меньше метра ростом, в сандалях на босу ногу, в трусах и в майке с яркими надписями.
-Привет! – сказал я ему улыбнувшись.
-А ты кто? – спросил он меня. Видно было, что он тут не в первый раз. Из кустов он вытащил пёстрый мячик.
-Кто я? Я - студент. А ты кто такой?
-А я там живу, - он махнул в сторону. Оттуда почти тут же донёсся женский голос:
-Янек! Янек! Иди сюда!
-Меня зовут, - сказал Янек, - мне надо идти...
-Иди, иди, - обрадовался я.
-Но я ещё приду! – пообещал Янек.
-Приходи, - вздохнул я, - но только потом, - и помахал ему рукой.
Я развёл костёр, приготовил себе обед, поел. Ну, что же? Делать мне здесь больше нечего... Я не стал ждать не шкодного мальчишку  Янека, ни угрюмого соседа с полицией, а собрал все свои вещи в один рюкзак, убрал весь мусор за собой в целофановый пакет, залил костёр водой и пошёл к трамваю.
На вокзале купил билет до Пшемысля и стал ждать поезда. На перроне было народу подозрительно много, причём люди всё подходили и подходили. Много было молодёжи с гитарами, парни и девушки, которые весело перекликались, пели песни – ну как мы когда-то в студенчестве. Немало было также русско-говорящих с баулами и сумками. Я подошёл к ним узнать куда они едут. Оказалось, что рынок в Кракове им не понравился и они едут в какой-то городишко, где и цены божеские, и рэкетиров нет.
Но вот пришёл поезд и возле каждого вагона у дверей образовалась пробка, через которую невозможно было пройти. Шансов уехать этим поездом практически равнялись нулю.  Но перспектива торчать тут ещё одну ночь меня не устраивала. В коридоре поезда также  было полно людей, окна были открыты. В одно из таких окон я бросил свой рюкзак и буквально нырнул за рюкзаком вслед. Люди в вагоне и снаружи только рты раскрыли. А я выкрутился в тесноте и ухитрился стать даже на одну ногу на твёрдый пол. Вторую ногу некуда было поставить, из-за плотно набитых людей и вещей. Поезд тронулся, оставляя сзади ярко освещённый вокзал Кракова. Не меньше часа я стоял на одной ноге, потом наконец поставил и вторую ногу на пол. Одни люди выходили на станциях, другие заходили. Ещё через два часа я перебрался в купе, пристроившись на тесном диване.
Пятый день
 До Пшемысля я даже смог поспать с часок. В Пшемысле купил билет на поезд до Львова. Долго не ждал, оказалось, что почти сразу отправлялся одесский поезд. Одесситы люди весёлые, девчонки задорные, да ещё все довольные, что возвращаются домой, всё распродав. И уже никаких таможенников, никаких проблем, никакого шмона. Я тоже ехал довольный. Все товары практически распродал, заработал немного денег, хватит на первое время. А дальше надо думать, наверно опять придётся куда-то ехать. С торговлей наверно толку не будет. Во-первых, обилие товаров из всех республик бывшего Советского Союза на всех базарах в Польше привело к снижению цен на них. Во-вторых, дешёвых товаров больше нет, теперь  у нас  цены на всё вверх поползли. Когда же наконец закончится эта полоса всеобщей разрухи, галопирующей инфляции и безработицы? Надо искать работу... А ещё совсем недавно была работа, были перспективы, в очереди на жильё уже пятым стоял...


Рецензии