Современное мировоззрение под корень рубит само др

Современное мировоззрение под корень рубит само древо жизни

Султанова М.  Хомо сапиенс – мыслящий тростник?

HOMO SAPIENS - «МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК»?

Экология, экопсихология, экофилософия - это все сравнительно новые отрасли знания об отношениях человека и природы. Возникли они не случайно - лишь тогда, когда многим стало ясно, что современная научно-техническая цивилизация давно прошла тот предел допустимой агрессии человека против своей окружающей среды-природы, за которым может начаться ее необратимая деградация, распад, гибель.
Передо мной лежат две объемистые книги - обе они об этом, о проблеме «человек - природа», обе 2001 г. издания: одна издана в США, другая - в Москве. Автор одной, названной «Голос земли», профессор Калифорнийского университета Т. Роззак. Автор второй под названием «Живи!» - писатель-сибиряк Лев Черепанов. Они никогда не видели друг друга, скорее всего и не слыхали друг о друге, но как современники, ровесники и, что особенно важно - единомышленники, они во многом одинаково эмоционально остро переживают современный экологический кризис, исходят из одинаковых гуманистических философских посылок. Удивляет их абсолютно идентичное отношение к проблеме «человек-природа», сходное мировидение, как и одинаковое представление о выходе из современного кризиса - экологического, антропологического.
О жгучих проблемах современности, с болью и гневом эмоционально ярко и напряженно пишет Т. Роззак вот уже несколько десятилетий. Как и многие мыслители-гуманисты во всех страна мира, он просто бьет в набат, предостерегая людей от грядущих бед, призывая их одуматься, опомниться, пересмотреть приоритеты: «американский образ жизни», «всеобщее благоденствие», «потребительское общество». Эти ценности западного мира он подвергает самой беспощадной критике, утверждая, что развитие технической цивилизации ради этих ценностей - это ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: он ведет к полному истощению природных ресурсов Планеты.
Потребительское изобилие, расточительство, роскошь, характерные для современного западного общества. Роззак называет «проклятыми», потому что ради них бездумно, безрассудно транжирится и интеллектуальный и материальный потенциал человечества.
Яркий критический талант Ропака не пропускает без внимания ни одной болевой точки в развитии техногенной цивилизации. Его книги буквально «жгут руки», когда их читаешь. С одинаковой болью и с глубоким негодованием он пишет, например, об уничтожении реликтовых лесов, как на Амазонке, так и в далекой от него Сибири, об уничтожении лесов уникальных легких Планеты. А книга Л.Черепанова «Живи!» - это воистину «горький плач по русскому лесу», как ее охарактеризовал академик Трубачев О.Н.
Оба мыслителя - и русский, и американский - глубоко переживают экологическую безответственность людей, осознают всю реальность ее угрозы существованию человечества, всею живого на Земле. При этом оба в равной степени убеждены в том, что опираясь только на разум, только на «голый логос» - не выжить, что опираться надо на чувства, на нравственно-этические, эмоциональные начала в человеке, воспитывая их с раннего детства.
Во всех работах Роззака. написанных за последние десятилетия, он утверждает мысль о том. что единственный выход из кризиса цивилизации именно в нравственно-этическом развитии личности, в росте его самосознания, в его духовном росте. Он убежден, что в гибели природы отражается гибель духовною начала в человеке: в «циничном западном мире» ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ВОСПРИНИМАЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК СЫРЬЕ В РУКАХ МОНОПОЛИЙ. Отчего возник этот ужасающий парадокс прогресса, когда чем развитее общество, тем глубже в нем гнет тоталитаризма, насилия, сильнее моральный упадок? Потому, убежден Роззак, что В ХОДЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО «ПРОГРЕССА» ЧЕЛОВЕК РАСТЕРЯЛ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ПОТЕРЯЛ СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО И ДУШЕВНО «ОЛЕДЕНЕЛ». Утрату человеческого - духовного - в человеке Роззак рассматривает как настоящую антропологическую катастрофу.
Поэтому человек сегодня - это неразвитое, отчужденное, дезориентированное существо, он не способен даже понять ту огромную ответственность, которая лежит на нем. Он не в состоянии выполнять "свое предназначение как регулятора жизни на Землe», - как писал в свое время основатель Римского клуба А. Печчеи. Тем не менее, Роззак убежден, что человек должен проснуться для самоосознания, он ДОЛЖЕН В КОНЦЕ КОНЦОВ ПОНЯТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В КОСМОСЕ, ведь он - «смыслоишушее существо».!...
Основополагающие понятия экофилософии отечественного автоpa Л. Черепанова - по дерево и лес. В книге «Живи!», опубликованной в академическом издательстве «Наука» при поддержке Министерства природных ресурсов РФ (тираж 4 700 экз.), раскрывается решающая роль и дерева и леса
как «главного средообразующего фактора» в жизни человека. И в то же время с глубокой болью и состраданием автор показывает, как же плохо живется сегодня этому «фактору» лесу среди людей - «словно в плену у вpaгa»... Например, автор рисует картину, способную потрясти душу, вызвать слезы у неравнодушных читателей она о том, как губил бульдозер гордое, высокое дерево - столетнюю сосну: бульдозер зверски, «с упорством палача» с разбега накатывал на сосну, отъезжал и снова садистски ударял по стволу, разрывая корни, как сухожилья... А она «такая великая в своем мученье, не поддавалась, и очень медленно стали рваться ее корни. Сосна погибала, молча, поистине всеблагая подобно христианской Богородице»... (с. 302).
Но что же делать, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК СНОВА СТАЛ ОТНОСИТЬСЯ К ДЕРЕВУ, К ПРИРОДЕ ТАК, КАК НО ДЕЛАЛИ ДРЕВНИЕ, ЕЩЕ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО-БРАТСКИ? Также как и Роззак, Л.Черепанов убежден, что СПАСЕНИЕ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ В ПРОШЛОМ - В ДРАГОЦЕННОМ ДУХОВНОМ ОПЫТЕ КАЖДОГО НАРОДА, В ЗАПАСАХ ВЕКАМИ НАКОПЛЕННОЙ МУДРОСТИ. Этот прошлый опыт следует поднять, оживить и использовать, чтобы эта мудрость, этот опыт нашли бы отклик в душах, в чувствах, в сердцах современных людей. (Интересно, что та же мысль чуть ли не слово в слово сформулирована и в творчестве американского мыслителя). «В ПРОШЛОМ НАДО ИСКАТЬ НЕ ПЕПЕЛ, А ОГОНЬ, ЧТОБЫ ОН РАЗГОРЕЛСЯ И ВЫСВЕТИЛ ПУТЬ - КУДА ИДТИ ДАЛЬШЕ...», - пишет Черепанов (с. 121).
С трепетом, С СЫНОВНИМ ПРЕКЛОНЕНИЕМ ПЕРЕД ДОХРИСТИАНСКОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ Л.Черепанов обращается к фольклору, культуре, философии Древней Руси, культуре восточных славян-древлян, К ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, РАСКРЫВАЯ ГЛУБОКУЮ ИДЕЮ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, СВЯЗИ ВСЕЮ ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ. (Идея связи всею живою на земле также проходит красной нитью и через творчество Роззака). Дерево всегда было и остается помощником человека со времен труднейшей борьбы за жизнь в эпоху собирательства и охоты. Человек связан с деревом «глубокой пуповиной»! (с. 49).
Даже хлебу нужен лес: вблизи леса хлебные нивы наиболее плодородны. На лес нельзя смотреть только как на источник прибыли - чтобы продать древесину на рынке как можно дороже. «Лес - учитель благочестия, милости, щедрости, бескорыстия» ведь лес все отдаст человеку и бескорыстно. Лес - всему голова! - утверждает автор, оспаривая формулу «Хлеб - всему голова!»: не будет леса - не будет и хлеба...
Сегодня статистика свидетельствует: лесная площадь сжимается подобно шагреневой коже - по 20 га в минуту... Исчезая такими темпами, лес не успевает произвести нужное людям количество кислорода - значит, близится и глобальное кислородное голодание?! Из каждых 10 лесных пожаров 9 - дело рук человека...
Древние верили - дерево - друг человека, человек и дерево не могут жить друг без друга. Осознавая это, они преклонялись перед деревом, молились дереву, украшали его. Сегодня, может быть, молиться дереву и не научишь детей, но учить любить дерево и все живое, бережно относиться к дереву, к лесу - как к живому - надо учить именно с детства. Для этого Л.Черепанов приводит целый арсенал всевозможных древних обрядовых игр с хороводами, песнями. Ноль и прежде существовали (и сейчас существуют) веселые обряды, сезонные праздники с плясками, ряжеными так язычество исподволь учило людей экологической грамоте. ВCЁ ЭТО СОХРАНИЛОСЬ И В СКАЗКАХ, И В ПОГОВОРКАХ - ПОСЛОВИЦАХ, В ИЗОБИЛИИ ПРИВЕДЕННЫХ АВТОРОМ В СВОЕЙ КНИГЕ - ВСЕ ТО, ЧТО БЫЛО ПОРУГАНО, ЗАТОПТАНО КАК НЕПОТРЕБНОЕ СУЕВЕРИЕ, ЯЗЫЧЕСТВО, А ОНО ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В МИФАХ, СКАЗКАХ, «В ПРЕДАНЬЯХ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ», в практике колдунов и шаманов именно там живет почтение к природе, к дереву... (И Роззак считает все это «драгоценным духовным опытом» человечества, которым следует овладеть на пути к самопознанию, духовному росту человека, не отбрасывая ни малейшую крупицу этого опыта...).
Л. Черепанов - писатель-лесовед убежден, что наш язык, как и лес, имеет глубокие корни, и в его книге много места уделено лексикографическим изысканиям, которые у автора тесно переплетаются с проблемами леса. Его книга символично называется «Живи!», потому что в древнерусской азбуке вместо буквы «ж» рисовалось дерево, и эта буква читалась как «живи». Интересно, хотя, возможно, и не бесспорно, автор разбирает этимологию таких слов как «здравствуйте», «привет», «счастье», «совесть», «смерть», «гой» и др. Например, в слове «здравствуйте» в корне «драв» он видит основу «доров», что и у слова «дерево», отсюда делается вывод: слово «здравствуйте» - это древнее пожелание быть добрым (крепким) как дерево.
Книга необычайно интересна и своеобразна композиционно - ее главы называются «ветви». Жанр книги приближен к устному повествованию - беседе. Автор мало озабочен логической связанностью абзацев, они излагаются как бы самотеком, словно языческие заклинания - это живой язык мыслителя, язык человека, в определенном смысле обладающего «языческим» менталитетом. Это скорее некий «пралогический текст», но тем не менее все. что автор хочет сказать, не только понятно, но доходит прямо до сердца. Автор всей силой своего многогранного таланта эмоционально взволнованно, порой с нескрываемым отчаянием взывает к совести всех людей и особенно чиновников по лесному делу. Недаром известный русский писатель Леонид Леонов, автор книги «Русский лес», сказал, что Черепановым движет «одержимая преданность русскому лесу».
Сколько чувства вложено в книгу, сколько страстного желания помочь лесу! И в то же время отразить дух книги непросто. Здесь есть все - и художественное повествование с фольклорными героями и антигероями, есть теоретические главы - ветки об истории и судьбах леса, о преступном по сути хозяйствовании в лесу - фактически это былинный, эпический сказ о лесе, о человеке. От книги невозможно оторваться, настолько она увлекает. И все же...
И все же не оставляют в покое ноты отчаяния - к концу книги они звучат все явственнее: не удается достучаться до руководителей лесного дела, чтобы сказать им правду в глаза, как и до педагогической общественности, чтобы внедрить этика-экологические фольклорные элементы в учебную программу по экологии, приобщая детей к старинным, древним формам миропознання, не удается добиться телевизионного времени для той же этико-экологической воспитательной работы с помощью такого мощного канала воздействия на людей как телевидение, перегруженною всяческими пустопорожними передачами типа «ток-шоу» и пошловатыми сериалами.
Американскому профессору Роззаку, в отличие от русского писателя Черепанова, повезло больше - он сам ведет телепередачи по экопсихологии, цель которых он формулирует так: «Лечить души людей, чтобы вылечить Планету!».
И, наконец, не могу не вспомнить, как однажды, отдыхая в российской глубинке в башкирской деревне в предгорьях Урала, я случайно увидела книгу поэта Абдулхака Игебаева. башкирского поэта, с поэмой «Плач матушки Земли». И эта поэма, изданная в 60-ые годы - тоже о тяжких переживаниях, глубоких раздумьях нашего современника о судьбе «матушки Земли», о человеке. Как и у Ропака, как и у Черепанова здесь такой же переворачивающий душу эмоциональный накал, такие же ПОТРЯСАЮЩИЕ СВОЕЙ ГЛУБИНОЙ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ - ЭТО И ОБРАЗ «МАТУШКИ ЗЕМЛИ», В ОТЧАЯНИИ ОБРАЩАЮЩЕЙСЯ К НАМ - ЗЕМЛЯНАМ СО СЛОВАМИ: «ЧТО ЖЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ДЕТИ МОИ!...». Это и образ «человека с топором», для которого нет ничего святого, который ради денег готов срубить и сук, на котором сидит. В прежние годы в нашем искусстве существовал образ «Человека с ружьем» (вспомним одноименный фильм С. Юткевича), который все-таки ассоциировался с образом защитника. Человек с топором, отображенный поэтом, сегодня внушает ужас, страх, боль -  что же будет дальше?..
Есть ли основание для надежды, хоть и слабой? Если разные люди, на разных континентах, с одинаковой силой и остротой переживая экологическую ситуацию на Земле, пишут книги, поэмы и со страстными призывами обращаются к людям Планеты может, забрезжит все-таки «свет в конце тоннеля», проснется совесть в человеке, отзовутся людские сердца, произойдут решительные трансформации в общественном сознании?
Ведь, в конце концов, человек - это «хомо сапиенс» - «человек разумный» или как его назвал французский философ-писатель Блез Паскаль (ХУП век) - это «мыслящий тростник». Да, хрупкий как тростник, но ведь «мыслящий»! КАКИЕ ЕЩЕ НУЖНЫ КАТАКЛИЗМЫ, ЧТОБЫ ОН ОЧНУЛСЯ И НАЧАЛ МЫСЛИТЬ?
Пока что он не только рубит сук, на котором сидит, он бездумно, ПОД КОРЕНЬ РУБИТ САМО ДРЕВО ЖИЗНИ, о чем с болью и нескрываемой тревогой пишут и американский философ Т. Роззак, и русский писатель-лесовед Л.Черепанов, и башкирский поэт Л. Игебаев.

 1.  Roszak. The Voice of the Earth (An Exploration of Ecopsychology). New York. 2001.
2.     Лев Черепанов. «Живи!». M.: Наука, 2001. (Изд.третье, 655.стр.)
3.    Абдулхак Игебаев «Плач матушки Земли». Уфа, 1966-67. (Изд. «Китап»)

Султанова М.А., к.ф.н., с.н.с. ИФ РАН (Москва)

«ВЕСТНИК Российского философского общества». 3(51), 2009.


Рецензии