Контраверсионное будущее караимов Крыма

Караимы Крыма:
Сотни лет история и туманное будущее
Владимир Матвеев

ЕВПАТОРИЯ, Украина, 28 сентября (JTA) – Жители это небольшого черноморского курорта не против называть свой город «крымским Иерусалимом».
У них есть для этого основания: в городе много веков уживались мусульманские, еврейские и христианские традиции. Но наиболее экзотической из оставшихся здесь общин можно считать караимов – около 800 человек от сегодняшнего 120-тысячного населения города
Караимы, члены секты, которая откололась от традиционного иудаизма в Ираке в 8 веке, признают Тору и отмечают почти все еврейские праздники, но отвергают Талмуд и раввинистический иудаизм – и на протяжении веков воевали с еврейскими лидерами.
«Наша религия не признает Талмуда или Нового завета, она также не считает пророками ни Иисуса, ни Мохаммеда, -- объясняет Виктор Тирияки после шабатней утренней службы в евпаторийской кенасе (караимской синагоге), где он служит хазаном.
По разным оценкам, в мире в общей сложности проживает от 24.000 до 50.000 караимов. Больше всего их в Израиле, где у них есть свой бейт-дин (раввинский суд), запрещающий браки с евреями. Около 2.000 караимов живут в Соединенных Штатах, более малочисленные караимские общины есть в Литве, Польше, России и в Крыму.
Культурные различия между караимами углублялись с годами. Особенно заметны они между теми общинами, которые, подобно израильской и американской, считают себя евреями, и теми, которые, скажем, как крымская, подчеркивают свои тюркские этнические корни.
«Мы верим в Тору, но наши повседневные традиции ближе к обычаям татар, которые, как известно, мусульмане, -- говорит Олег Магаршак, старейшина община, потягивая домашнее вино, пока его жена Ирина подавала на стол теплый сливовый пирог.
Караимы Крыма оказались в центре внимания жителей Евпатории в начале сентября, когда местная община отмечала 200-летие своей кенасы.
Караимы впервые появились в Крыму в 13 веке. Они составляли здесь заметную долю населения на протяжении Средних веков, живя в тесном соседстве с мусульманами, христианами и крымскими евреями-крымчаками.
В царской России и позже, в Советском Союзе, крымские караимы не афишировали своей связи с иудаизмом, выдавая себя за тюркоязычный народ и подчеркивая те традиции, которые объединяли их с их соседями – крымскими татарами.
После революции 1917 года лидеры крымских караимов бежали в Турцию, многие члены общины переселились во Францию, в Польшу и другие страны. Подобно татарам – а также евреям – крымские караимы испытывали на себе дискриминацию со стороны советского режима и постепенно отказались от большинства своих ритуалов.
Во время второй мировой войны нацисты караимов не трогали, сочтя их «неевреями» согласно расовому закону Германии. Хотя некоторые караимы погибли от рук нацистов, зачастую по чистой случайности, другие благополучно пережили оккупацию, что впоследствие привело к обвинениям в их адрес в сотрудничестве с нацистами – что сильно осложнило и без того непростые отношения между караимами и местными евреями.
Разногласия между общинами сохраняются и по сей день.
Анатолий Гендин, глава еврейской общины Симферополя, столицы Крыма, сказал, что он считает караимов евреями. Во всяком случае, он не может отказывать им в гуманитарной помощи, которая его организация распределяет между нуждающимися пожилыми евреями.
Другие евреи с этой точкой зрения не согласны, указывая на военное прошлое караимов.
Культура и традиции современных крымских караимов имеют как еврейские, так и мусульманские черты. Владимир Ормели, глава Всеукраинской ассоциации крымских караимов, объяснил, что столетия жизни по соседству с татарами повлекли за собой сходство в кухне, музыке и национальной одежде.
Когда возникала необходимость, у них даже были общие лидеры. «Когда у караимов не было кантора, обрезание мог делать мулла», -- сказал Ормели.
Кенаса имеет форму вытянутого прямоугольника, разделенного на три части – как Храм в Иерусалиме, здесь – в «арон кодеш» хранится свиток Торы.
И при этом караимы, подобно мусульманам, снимают обувь перед входом в молельный зал, и полы в нем покрыты персидскими коврами.
Караимы не используют тфиллин, однако прибивают мезузы на дверные косяки своих домов, они не отмечают Хануки, возникшей в послехрамовую эпоху, и едят мясо с молоком. Они отмечают главные еврейские праздники, – но по своему календарю, и праздники эти имеют у караимов тюрские названия.
После распада Советского Союза в 1991 году лидеры караимов попытались возродить свои традиции и ясно сформулировать идентичность своей группы.
Подобно постсоветским евреям, большинство современных крымских караимов не знают своего языка и имеют слабое представление о своей религии и культуре. Никто из тех, кого пришлось опросить в процессе написания этой статьи, на караимском не говорил. Те, кто время от времени ходит в кенасу, говорят, что молятся в основном по-русски.
Лидеры караимов в Крыму находят перспективу сохранения их местной общины весьма туманной. Жизнь между двумя мирами – еврейским и тюрко-татарским – может только усугубить эту ситуацию.
Всего 15 караимов родилось здесь за последние 15 лет, и только один традиционный брак был заключен в Евпатории за все эти годы, -- сказал Давид Эль, председатель Религиозного совета крымских караимов и главный караимский религиозный авторитет на Украине.
Сергей Синани, председатель «Кардаилора», национального и культурного караимского общества Украины, сказал, что в начале 20 века в Крыму было 11 кенас, а сегодня действует всего одна, в Евпатории. Вторую сейчас ремонтируют. Украинское правительство выделило 240 тысяч долларов на эти работы.
Местные лидеры сетуют на отсутствие караимских школ, в которых община могла бы передавать свое наследие следующему поколению.
Смешанные браки и эмиграция также вносят свою заметную лепту в снижение численности общины.
«Мой дядя женат на еврейке, моя жена – армянка, а моя невестка – русская», -- рассказывает Ормели. А Ирина Магаршак сказала, что обе ее дочери живут в Москве со своими нееврейскими мужьями.
Когда 15 лет назад была разрешена эмиграция, караимы в потоке украинских евреев двинулись в Израиль. Эта эмиграция была в основном экономической, хотя караимы и признают центральное место Израиля как священной земли своей общины.
«Только несколько пожилых людей здесь соблюдают религиозные традиции», -- сказал Федор Эфет, потомок известной караимской фамилии, который сам в кенасу не ходит.
На недавней шабатней утренней службе в единственной кенасе собралось всего 13 пожилых мужчин.

07.05
(с) Jewish Telegraphic Agency


Рецензии