9 мая

Каждый год ранним  утром 9 мая они встречались во дворе своей родной школы и оттуда  привычным маршрутом отправлялись через весь город...
В течение прогулки они посещали знакомые места, обсуждали происшедшие перемены,  вспоминали свою далекую молодость.
- Ну что, дорогие мои, - спросила  Саша, - идем тем же маршрутом?
Перед выходом она всегда произносила это... И всякий раз, опережая других, следом говорил Петр:
- Только непременно через парк!  Там сейчас так красиво...
- Ты всегда любил этот парк, Петя, -  с улыбкой сказала Катя.
- Не всегда, а после того, как встретил в этом парке тебя...

- Сладкая парочка... – дружно засмеялись остальные, пропуская их вперёд.
Они шли по дороге к парку, как вдруг Виктор сказал:
- Слушайте... Вы знаете, что торговый дом купца Нестерова снесли и на его месте построили какой-то центр развлечений?
- Какой ещё торговый дом? Ты про что говоришь?- нахмурился Николай и тут же добавил – Тьфу... Ты что ли про то длинное двухэтажное здание?
- А ты про какое подумал? Его здесь все вроде бы знают...
- Да ладно вам! Не может быть... Ну и на кой они его порушили? Такое красивое было... С коваными решётками на балконах и лепкой.  Лет сто стояло, если не больше. И без одной трещины! – не скрывая грусти, вздохнула Саша.
- Да... Умели прадеды  строить! Не то, что сейчас... – поддержала её Надя.
- Город вообще сильно изменился за шестьдесят лет – сказал Пётр. И уже про себя подумал: « Всё меняется...»
- Перемен много: что-то разрушено, что-то восстановлено, много новостроек – город растёт вширь и ввысь... – вклинился в разговор Николай.
- Наверное, лишь только в парке осталось всё как прежде... – улыбнулась Саша. - То же маленькое озеро с лебедями, на которых мы так любили смотреть в детстве. Те же высокие деревья – нам казалось,  они доставали до самых небес.
Они прошли по аллее, свернули на узкую тропинку и, наконец,  присели на лавочку в дальнем углу парка, куда практически никто не заглядывал. Там они молча слушали шелест ветра  в листве, пение птиц...
Катя, пододвинувшись поближе к Пете,  прошептала ему на ушко:
- Помнишь, как мы здесь встретились?
- Конечно... – также тихо ответил он. -  Это забыть нельзя. Ты мне тогда сразу понравилась. Они оба смутились и тесно прижались друг к другу.
- А ты мне... Тоже сразу понравился.
Их прервал голос Николая:
- Эй! Чего вы там опять шепчитесь?
Пётр не зная, что сказать,  ответил:
- Да вот думаем: с какой стороны теперь удобнее подойти к  берёзовой роще...
- Мне кажется, удобнее со стороны стрельбища, - сказал Виктор
- Ну чего гадать? – сказала Саша. – Пойдёмте, а уж на подходе определимся.
- Главное, чтобы мы успели к началу парада. Я хочу посмотреть на восстановленный храм и колокольню, что ещё в войну разбомбили. В прошлом году дело подходило к завершению, - объявил всем Николай.
Всю дорогу они делились своими воспоминаниями, что непрерывным потоком пробуждала их память.
Кто-то вспоминал школу, кто-то детские проделки... Кто-то, как их ругали родители за то, что они поздно возвращались домой. Беседа не прекращалась ни на минуту...
- Ой...  А я, как вспомню – так вздрогну: если двойку получал, то всё -  знал, что дома пороть будут – смеялся Виктор. – Мало того, гулять не отпускали несколько дней. А раз такое дело, то бегал по улицам допоздна... Всё равно, думаю, «всыплют по первое число».
Представляя эту картину, все смеются и вспоминают свои курьёзные случаи из детства и юности.
-  Сколько мест переименовали... Вы заметили? Улицу «Калинина» - на улицу «Минина и Пожарского», проспект Сталина - на проспект «Победы»... Всего и не сосчитать! - сказала Саша.
- Главное, чтобы хорошие места не уничтожали... – грустно произнесла Надя.
- Согласна с тобой, Наденька, - кивнула головой Саша.
- Похоже,  всё-таки уничтожают, - отозвался на их разговор Николай.
- Похоже на то... – согласился с ним Петя. – Гляньте что в березовой роще!
- Ты хочешь сказать «на месте, где была наша березовая роща»?
- Шикарные виллы! Давайте порадуемся за господ буржуев!
- Не завидуй...
- А я и не завидую! Но и за тебя порадоваться не могу - не твои  внуки тут живут!
- А может быть, пойдем и посмотрим, что же там за виллы? Всё равно нам в таких хоромах не жить... Хоть одним глазком взглянем, - сказала Катя.
- А почему бы и нет... – ответил Пётр.
Богато украшенные дома... Гладко выстеленные дороги... Сразу видно, что здесь живут состоятельные люди, которые могут себе это позволить.
Они завернули в какой-то проулок и увидели очень красивую, дорогую машину, которая была припаркована у здания. Вдруг, из двери дома вышло несколько молодых людей... Было видно, что они жутко пьяны. Парни бранились и еле волокли ноги к машине. Были слышны возгласы: «Ну, чё? Покатили на парад!? Там щас вояки выступать будут...» Кто-то из их подружек воскликнул: «Ой... Прям на этих старых маразматиков не насмотрелись. Вам своих что ли не хватает!?»
- Эх... – вздохнула Катя
Вся группа переглянулась. В их глазах -  грусть...



В полдень Катя, Саша, Надя, Коля, Витя, Петя стояли у вечного огня. Им казалось, что поток людей никогда не прекратится. Всё несли и несли венки, букеты цветов к мемориалу погибших героев...
Вспоминая военные годы и друзей так и не вернувшихся с фронта, многие фронтовики плакали. Их успокаивали сопровождавшие их дети и внуки.
Спустя время  у огня остался стоять один ветеран, мундир которого сиял от орденов и медалей...
Шестеро друзей пошли к нему и стали рядом. Старик поднял голову, вытирая с лица слёзы, огляделся по сторонам и улыбнулся. «Ребята... Как же давно я вас не видел...», - прошептал он. В это же время к  нему подошли внуки и правнуки.
- Дедушка, почему ты плачешь?- забеспокоились самые маленькие.
- Я только что видел их... 
- Но здесь никого нет дедушка. Кого ты видел?
 Дед молча кивнул на мемориальную плиту с именами. Потом, тяжело вздохнув, стал читать имена...

...
Екатерина Спаскова (1922 – 1942) – медсестра восьмого медицинского батальона. Погибла от взрыва снаряда. За спасение раненых товарищей была посмертно награждена медалью за храбрость.

Пётр Небаско (1922 – 1943) – лётчик 16-го гвардейского авиаполка, сбил 18 вражеских самолётов. Погиб при выполнении разведывательного задания. За самоотверженность и мужество, проявленное в неравном бою, был награждён Орденом Красного Знамени посмертно

Александра Тихонева (1922 – 1943) – состояла в партизанском движении. Вела активную разведывательную деятельность. Была схвачена в плен и казнена. Награждена  Орденом Ленина

Надежда Точникова ( 1922 – 1944) – наводчица противотанкового орудия. На её счету 15 подбитых немецких боевых машин. Погибла в неравном бою  при прямом попадании немецкого снаряда в место расположения её орудия. Награждена Орденом Славы первой степени посмертно.

Виктор Шустрин ( 1922 – 1945) – командир 23-го  мотострелкового полка. Погиб при штурме Рейхстага. За многочисленные успешно выполненные операции и проявленное мужество в бою был награждён Орденом Александра Невского посмертно.

Николай Храбрецов (1922 – 1944) – стрелок 77-ой пехотной дивизии. Во время боя взрывом снаряда лишился ног, но терпя нечеловеческую боль, расположившись за пулемётом, прикрывал своих товарищей до прихода подкрепления. От полученных ранений скончался. Был посмертно награждён Орденом Богдана Хмельницкого за решительность, высокий патриотизм, мужество и самоотверженность.
...


Рецензии