сущность глава 14

ГЛАВА 14
1
   - Ну, здравствуй сынок! – с этими словами в дом Константина вошел его отец Вадим. Следом за ним на пороге показалась его мать Анна.
   Константин обернулся на голос, поднялся с места, и невольно подался вперед. Сделал он это совершенно неосознанно.
   - Здравствуй, отец! – Слова сами собой вырвались у Константина.
   - Ну, как поживаешь? – спросил тот, оглядывая сына. – Все хандришь?
   Константин немного сконфузился, отвел глаза. Мать переглянулась с Еленой, заметила ее вымученный взгляд.
   Отец положил руку Константину на плечо.
   - Да ты садись, чего же вскочил-то.
   Константин, поколебавшись, сел на место. Отец придвинул к себе второй табурет, и сел рядом, заботливо глядя на сына. Константин переводил взгляд с отца на мать, не зная, что сказать, и чувствуя неловкость.
   Странное дело, присутствие родителей подействовало на Константина благодатно. Он почувствовал какое-то успокоение. Ничего подобного ни жена, ни сын у него не вызывали. И внезапно Константин понял, что, не смот-ря на годы семейной жизни, родители ему были ближе, чем собственная семья. Жена не способна заменить родителей. Это нечто совсем иное. А ведь он считал, что любит свою семью, но теперь по отношению к ним он чувствовал равнодушие. Все оказалось жалким самообманом. Иллюзией, которая развеялась от одного купания в отравленном море.
2
   Отец и сын шли по селу. Константин нарочно выбирал такой путь, чтобы держаться от соседей подальше. Незаметно они вышли к небольшому леску, который рос на краю села. Идя рядом с отцом, Константин чувствовал, что его хандра постепенно отпускает его. Он снова становился самим собой.
   Они вошли в лесок, и некоторое время шагали молча. Стояла тишина, и был слышен только шорох опавших листьев под ногами. Константин прислушивался к самому себе, пытаясь понять себя, понять свои чувства.
   - О чем задумался, сынок? – Голос отца вывел Константина из задумчи-вости.
   - Да так, о себе самом, - нехотя ответил он.
   - О себе? – спросил отец.
   Константин кивнул.
   - Не могу понять, что я из себя представляю. Что я такое?
   Отец помолчал, поглядывая на сына, не решаясь произнести то, что хотел.
   - Лена рассказала нам все, - наконец сказал он. – И ваш разговор она передала нам. Ты, правда, разлюбил ее?
   - Не знаю, как и объяснить тебе это. Сам ничего не могу понять.
   Отец порылся в кармане, достал сигареты.
   - А что между вами произошло? Были ссоры, скандалы или что-нибудь в этом роде? Какая-то причина должна быть. Ты нашел другую или просто охладел?
   Константин посмотрел на отца.
   - А ты разве сам не знаешь? Она тебе ничего не говорила?
   - Она говорила какую-то ерунду, насчет того случая, когда ты искупался в отравленном море. Но ведь это же глупости. Такое объяснение не имеет смысла. Она что, стала плохо к тебе относиться? Может, она первая раз-любила тебя, а теперь решила переложить свою вину на тебя?
   Константин помрачнел. Его отец тоже не понимал ничего. Ничего из того, что происходит с ним.
   - Она сказала правду, - хмуро сказал Константин.
   Отец непонимающе посмотрел на сына.
   - Что значит, правду? О чем ты?
   - Я говорю о том несчастном случае, - медленно произнес Константин.
   Отец заморгал.
   - Но, какое отношение это имеет к тому, что происходит между вами? Я понимаю, что это могло повлиять на твое здоровье. Но, Костя, какое отношение имеет купание в загрязненной воде к твоим чувствам, к тому, что происходит между тобой и Еленой?
   - Самое прямое.
   - Не болтай вздора.
   - Вздора? Тогда почему я переменился сразу после этого? Почему у меня угасли чувства к собственной семье? Почему я стал раздражительным? На меня все время что-то давит, не дает мне покоя.
   Вадим усмехнулся.
   - Не каждый может признаться, что меняется к худшему, - сказал он. – Признать, что не может контролировать себя.
   - И что же?
   - Это просто нервы.
   - Это я уже слышал. Нервы не убивают любовь.
   - Женщина может убить любовь, - сказал отец.
   - Елена не убивала мою любовь, - твердо заверил Константин.
   Отец помолчал, подумал и вздохнул.
   - Эх, знать бы, отчего приходит и уходит любовь. И что вообще это за чувство, почему оно возникает, и что из себя представляет? Потому любовь и является самым необъяснимым чувством, что оно не поддается ни логике, ни здравому смыслу. Иначе, какая же это была бы любовь, если ее можно было бы контролировать. Контролировать можно действия, а не чувства.
   - Вот именно, что нельзя, - согласился Константин. – Но разве настоящая любовь может просто исчезнуть? Ни с того, ни с сего, в один прекрасный день, вот так просто взять и исчезнуть? Может быть, ее и вовсе не было? Мне начинает казаться, что это был лишь самообман.
   - А ты уверен, что она исчезла? – мягко спросил отец.
   - По-крайней мере, я чувствую омертвение этого чувства. Словно что-то заслоняет его.
   - Может быть, тебя что-нибудь гнетет?
   - Гнетет? Думаю, да. Именно это и гнетет меня. Что происходит со мной?
   - Возможно, это кризис среднего возраста, - высказал предположение отец.
   - Да какой еще кризис среднего возраста? – рассердился Константин. – А к сыну, почему я к сыну больше не испытываю чувства отцовской любви? Он-то здесь при чем? Нет, все дело тут во мне, и не в ком более.
   Они некоторое время шли молча, отдаляясь от села все дальше и дальше.
   - А к кому-нибудь ты испытываешь чувства любви? – спросил отец.
   - Не знаю, как и выразиться. Мне не хватает вас с матерью.
   - Как это не хватает? – улыбнулся отец. – Мы же пока не умерли.
   - Почему-то передо мной все чаще проплывают мои детские воспоминания. Ты и мама. Мне хочется вернуть те годы, но они не возвращаются.
   Отец снова улыбнулся. На этот раз в его улыбке было что-то ностальги-ческое.
   - Детство и молодость не вернешь.
   - Я знаю. Но у меня такое чувство, что это единственное, что у меня осталось. Мои воспоминания. Словно больше ничего у меня нет.
   - Так нельзя, - покачал головой отец. – Такие мысли надо гнать прочь.
   - Я знаю. Но они не уходят, не хотят оставлять меня.
   - Уныние губит человека. От него надо отвлекаться всеми возможными способами.
   - Единственное, что меня успокаивает, это море. Одно из самых счастливых моих воспоминаний, это то, как мы с тобой выходим в море ловить рыбу.
   Старик улыбнулся.
   - В этом мы с тобой похожи, - признал он. – Здесь, сынок, ты пошел в меня.
   - Иногда мне кажется, что море – это единственное, что я по-настоящему люблю.
   - А как можно не любить море? – Отец устремил взор вперед, где за деревьями и за небольшим холмом шумело море. – Как можно не любить то самое прекрасное, что создала природа. Морская вода, она же способна ме-нять цвет, как хамелеон. Она то зеленая, то голубая, то синяя, то серая. А ведь она меняется в зависимости от погоды. Когда небо мрачно, море становится свинцовым. Оно хмурится, вместе с небом. А значит, хмурится и природа. Когда на небе яркое солнце, то и на душе хорошо, и море становится ослепительно синим. Оно так радует глаз. А стоит подуть ветерку, как море начинает играть, и становится нежного изумрудного цвета, таким же, как и деревья, растущие на его берегу, как трава. Ведь море же всегда находится в гармонии со всей остальной природой. Не любить море – значит не любить природу. А без природы человек не сможет жить. Это вон, ученые заявляют, что можно вообще на луне жить, без воздуха и без воды. Синтетическим спо-собом все это вырабатывать. Заявляют, что и без солнца прожить можно, под землей, как кроты. Ультрафиолетовые лампы, мол, заменят людям солнце. Э, нет, милые мои. Природа создала человека, и без природы он не сможет прожить. Утверждать иначе –жалкий самообман, глубокое заблуждение.
   Старик кивнул в сторону моря.
   - И эта отрава, которая тебя едва не сгубила, наверняка, тоже дело рук человека.
   - А чьих же, - согласился Константин. – Природа на такое не способна. Губим мы природу, и природа мстит нам.
3
   Они плыли в лодке. Константин греб, а отец сидел на корме, наблюдая, как сын работает веслами. Опасное место осталось далеко в стороне, а они продолжали плыть.
   Наконец Константин перестал грести. Вадим поежился. Стоял конец октября, и от воды заметно веяло холодом. Он бросил взгляд назад, на береговую линию, где зеленый цвет листвы деревьев начинал превращаться в желтый. Пройдет еще немного времени, и листва опадет, оголив деревья.
   Отец оглядел море, расстилающееся вокруг.
   - Ты не боишься? – вдруг спросил он сына.
   - Чего? – не понял Константин.
   - Ведь море – это чуждая человеку стихия. Человек не сможет жить в ней. Не страшно вторгаться в чужую среду?
   - Вот уж не думал, что ты такое скажешь, - произнес Константин, поигрывая веслами. – Ведь ты же старый рыбак. Всю свою жизнь провел на море.
   - Да, я старый рыбак, - согласился отец. – Море стало для меня почти вторым домом. И все же, я гость на море. Время от времени меня охватывает легкий страх. А вдруг море откажется меня терпеть. Сколько гибнет моряков и рыбаков в море. Не потому ли, что море отказывается терпеть больше нас. Не напоминает ли оно нам о том, что мы полностью в его власти, и наши жизни зависят от его капризов. Впрочем, может быть, я просто суеверен, как и все рыбаки.
   - Не ты ли учил меня быть мужественным, - сказал Константин. – Разве не ты учил меня не бояться моря?
   - Все так, - согласился отец. – Но все же мы не властны над своей судьбой. Особенно, когда находимся вдали от берега.
   - К чему ты все это говоришь? – нахмурился Константин.
   - Да, наверное, ни к чему, - поразмыслив, сказал отец.
   Константин посмотрел на отца.
   - Ты знаешь, я все время вспоминаю детство, когда мы вместе с тобой рыбачили.
   Отец улыбнулся.
   - Да, было время.
   - И мне так хочется снова половить с тобой рыбу, как в старые добрые времена.
   - Ну, кажется, у нас появилась такая возможность. И день сегодня подходящий, солнечный. Закидывай сети.
   - Нет, я хочу, чтобы это сделал ты.
   - Хорошо, - сказал отец, поднимаясь с места. Хоть силы мои уже не те, что были раньше, но забросить сеть я еще смогу.
   Отец поднял со дна лодки сеть, расправил ее привычными движениями опытного рыбака. Его руки еще не утратили прежнего навыка. Сделав взмах, он забросил сети в море.


Рецензии