Помогал мужик лешему

Это и раньше старики, да и детишки малые знали, что в лесу много нежити прячется: лешие, кикиморы, полевики,  лесовики. Знали, да не  боялись. Слова и заговоры от всякой непонятности и мохнатости были, а  теперь никто заговоров не помнит, вот и боятся леса, от кустов и пней  шарахаются.А как народу теперешнему в  лесу не пугаться, коли нету к природе никакого уважения.

  Раньше в лес входили, как в  храм. Обязательно  на все четыре стороны поклонятся:- Позволь войти, батюшка лес, покажи в своей кладовой грибы-ягоды!
Не зря же говаривали о природе уважительно: «Лес- батюшка, а земля – матушка».
С малых лет ребятишки  деревенские знали: «Лес – батюшка весной веселит, летом холодит, осенью кормит, зимой  согревает».
 
 Запрещалось строго  в лесу костры жечь, кричать и громко разговаривать. Наказывали старые люди: - Ты в лесу гость, вот, как гость, себя и веди, береги покой зверей и птах, не гневи дедушку, он всё видит и слышит.

В наших лесных краях больше всех лесного дедушку почитают, так Лешего зовут.Важное он дело исполняет: догляд за лесом ведёт. Чаще видали его в ельнике. Одет он, как мужик состоятельный, кафтан красным кушаком подпоясан.

 Лица не видно, весь бородой зарос, а глазки маленькие, зелёным горят, словно уголья. Кто посмелее, да взглядом поострее это разглядели. Чаще других он ребятишкам показывался, когда те грибы искали, понятно: взрослым-то некогда по сторонам смотреть, под кусты и ёлки заглядывать.Видели его только летом, зимой он спит.

Знали, что каждый год на Петров день колобродит Леший, - деревья и кусты ломает, кругом кладёт, словно гнездо строит, поэтому треск и шум в лесу. Злится Леший, может, кто словом неприветным обидел.Тоска у него, в организме беспокойство, никак для зимовки место найти не может, а спать пора. Только на день Ерофея, что в середине октября бывает, найдёт себе место, успокоится.

Зверьё лесное по дуплам и норам с Петрова-дня прячется, гнева хозяина  боится.  Даже медведь на глаза Лешему старается не попадать, в спячку уходит, спит он в берлоге недалеко от хозяина, сон его охраняет. Как весной солнышко пригреет, закапает в берлоге прямо на  медвежий нос, проснётся мишка, хозяина разбудит, вместе за порядком  лесным смотрят.

Михайла разговорам этим  мало верил, доказать  решил, что разговоры про Лешего – сказки и небылицы, бабьи пугалки  для ребятишек малых. На  Покров это было, шумело, треск и гул в лесу великий. Всем страшно, а Михайле любопытно, как  Леший на зиму логово себе будет строить, может, по-соседски подсобить чем надобно, он мастак по плотницкому делу.
 
 Напрасно жена плакала, сынишка за рукава отцовские  хватался, - ушёл. Упрямый был.День, другой прошёл, -  не вернулся Михайла. Два дня мужики по лесу и болоту ходили, орали, из ружей палили – не нашли, сгинул в лесу человек, подумали, в болотное гиблое окно провалился, или Лешему в помощники попал.

Поплакала, погоревала  Паша, жена Михайлы, но дальше жить надо, сына обняла: - Остался ты, Васятка  за старшего, мужик в доме.
 Сын и сам это понимал, не маленький, уже одиннадцать лет. Хлев почистит, скотине сена из сарая  в корзине принесёт. Дров наколет, у печки сложит, воды из колодца наносит, полно работы во дворе  и  хлеву, мальчишка и старался. В школе тоже грамоте прилежно учился.

Вот уж и зима снежку подкинула, мосты навела на прудах и болотинах, пора  мужикам  на охоту, зайцы осмелели, по огородам бегают, яблоньки обгрызают, охотников в грех вводят.Собрался на охоту и Васятка, может, зайца добудет, отец его частенько с собой брал, стрелять и охоту вести обучил. Лыжи отцовские охотничьи с чердака снял,  ружьё ищет.

 Совсем недавно в сенцах над ларём висело, а нынче нет. Матушка тоже ружья не видела. Вот уж беда, так беда!
- Украл какой-то хитник ружьё, на сиротское добро позарился! Чтобы руки у лиходея отсохли! – причитает в деревне Паша,  не ведает, на кого подумать, кому в глаза поглядеть?

Говорили худо  про Стёпку, такой уж был  ворино, что из глаз нос стащит -  не заметят. На него и подумали. Ни разу Стёпку в воровстве не уличили, за руку не схватили, а знали: мимо чужого добра не пройдёт, обязательно прихватит,  всё к его рукам прилипает. Живёт Стёпка тайком, ходит бочком, всем деревенским низко кланяется, в глаза заглядывает, посмотрит, словно дёгтем мазнёт.«Склизкий мужик!»


Для вора ночь темна - мать родна, а Стёпку  ночами  частенько на улице деревенской замечали. Известно, какие дела ночами бывают, вот и пропадали в деревне то холсты, то скатерти, что на снегу отбеливались под солнцем весенним. Скрытно живёт. Сам ни к кому в гости не зайдёт, к себе не позовёт. До чего мужик загребущ и жаден, жену тоже под стать себе  подобрал.

Слова приветного от неё не дождёшься. Платок до бровей, в церковь не ходит, в деревне ни с одной товаркой не поговорит, да и не было у неё товарок, если  что у соседей по хозяйству попросит – ни за что не вернёт.

Погоревал Васятка, жалко отцовского ружья, пошёл к болоту силки на зайца ставить, этому тоже батюшка обучил. Дошёл до места приметного, следов заячьих полно. Приладил силки, слышит: снег захрустел. Подошёл к нему на лыжах  мужик с ружьём, hхорошего зайца добыл. Никогда этого мужика Васятка в лесу не видел, но смекнул: «не иначе, лесник новый».

Шапчонку стянул, здравствовать пожелал. Посмотрел мужик на силки, что Васятка поставил, похвалил,  про ружьё разговор повёл. Удивился паренёк, ведь он о ружьё  ничего не говорил.

- Ружьё наше, Васятка, у Стёпки в кладовой  висит, он его наладился в городе на рынке продать. Сходи, забери, пока не продал, потом не найти.
- Как же, дяденька, я из чужого двора ружьё заберу, хоть оно и наше? Вроде как я ворую,  Полкан там злющий, порвёт, и Стёпка хуже собаки - побить может.
- Дам тебе, Васятка, шапку-невидимку,  ты своё ружьё и добудешь, как шапку  на голову наденешь, никто тебя не увидит,  ни собака, ни  Стёпка.

 Удивился такому разговору, засомневался  Васятка, не взял шапку: - Это только в сказке так  бывает. Зачем, дяденька, мне шапка, я  тайком не хочу, пускай Стёпка сам ружьё отдаст, и всё, что  у деревенских наворовал, вернёт.
Похвалил охотник:  - Порадовал, Васятка, правильно рассудил.

Растолковал лесничий, как  Полкана усмирить и ружьё вернуть, ещё и зайца дал: - Отнеси матери, я зайца всегда добуду, мне одному много не надо, а вам без кормильца тяжко, бери, не сомневайся!

Всё Васятка сделал, как лесник присоветовал. Матери зайца отдал, вот уж радости  было! Рассказала Прасковья в деревне, как одарил лесничий  зайцем  Васятку.  Вечером  пошёл мальчишка к Стёпке, ничего матери не сказал. Подошёл, - крепкий забор вокруг  дома, палкой стукнул,  позвал тётку Марью. Вышла, к  калитке не подходит: - Что тебе, мальчик, надобно?
Держит Васятка узелок: - Матушка нашла, спрашивает, не ваше ли добро?

Марья сразу бросилась открывать: - Наше добро, наше, давай сюда!
Полкан на цепи висит, на хрип исходит от злости, Васятка  вошёл, бросил ему косточку, что лесник передал,  сказал,  как велено: - Не злись, Полкан, погрызи косточку, вашего мне не надо, я за своим пришёл.
Замахал хвостом свирепый пёс, косточку грызёт, лежит у конуры, виноватится, словно хозяина облаял, повизгивает. Марья перепугалась, никогда такого с собакой не бывало.

 Мужа на подмогу зовёт. А  Васятка прямо к кладовой идёт, благо  дверь открыта. Стёпка  у сундука  как раз свои богатства пересчитывал, а тут малец на пороге. Стёпка ружье схватил, отцовское ружье, узнал его Васятка,  нацелился, ворюга, на мальчишку, « Пристрелю! Никто не узнает!».
Но в этот момент, вроде, как колом  ударили Стёпку  сзади, даже удар слышно, заорал страшно, перекособочило его, упал, ломает мужика, пена изо рта, ружьё из рук выпало. Всяк знает: « Виноватого Бог сыщет!»  И нашёл, и покарал!


Васятке  Стёпку  не жаль, взял ружьё: - Давай, тётка Марья, и остальное наше добро, не ты наживала!  Всё наворованное по деревне разнеси, ничего не забудь, а то быть Стёпке кривобоким  до спокончания,  с тобой тоже худое будет, запомни.

Напугалась тётка Марья, смекнула, видно, парнишку кто-то колдовству обучил.  Всё чужое по деревне целую неделю разносила. Раздала  наворованные рушники, скатерти,  холсты, посуду. Даже ярочку Ефрему во двор привела, а думали, что её волки летом  загрызли. Ничего не забыла Марья, всё отдала,  только Стёпке совсем худо.

 Воет на всю деревню, причитает Марья, тужит,  как по покойнику, то ли наворованного добра жалко, то ли по мужу недужному  убивается. Отнялась рука у мужика, в спине его загнуло, в руках скрючило, теперь не только на чужое добро зариться, по нужде сходить не  может,  ложку ко рту поднести.

 Конечно, ворюга и паскуда Стёпка, да не век же зло на него держать. Наворованное - то они с женой отдали. Понимали в деревне: хорошо кто-то Васятке  с ружьём и советом  помог. Догадывались, кто, да помалкивали. « Не нашего ума дело»

 Худо в деревне без мужика,  бабы Марье присоветовали свести Стёпку к мужику-знахарю в  Будово,он от всякой немочи лечил. Запрягла Марья мерина, помогли мужики Стёпку на  сено в  дровни  уложить, тулупом  укутали, повезла Марья мужа к знахарю, а чтобы лечение хорошо пошло,  жирного баранчика к дровням  привязали.

Васятка-то за день по хозяйству натопается, школьное задание выучит, крепко спит. Приснилось ему: ясли длинные в лесной чаще  стоят, кладёт вилами  отец в них сено из стожка. Подходят лоси, сено жуют, нисколько Михайлы не бояться, много лосей, как коров в деревенском стаде. Поели лоси, отошли. Постучал отец вилами по лесине, далеко слышно, выбежали кабаны, сыплет отец им из мешка в корытце длинное корм, как домашнему кабанчику.

 Толкаются у корыта  маленькие поросятки и секачи клыкастые,  не дерутся, понятно, знают, что всем хватит. Подходят за кормом косули пугливые, веники для них на рогатине висят, не сами они в лесу оказались, - человек позаботился, заготовил. Решил Васятка,   как вырастет, тоже помогать будет лесному хозяину, ещё научится зверей лечить.  Вот и не переведётся дичь в их, лесном и болотном, краю.
 
Запомнил мальчишка сон, поверил, что всё так и есть, матери рассказал:- Матушка, а ведь батюшка жив, думаю, взял его дедушка Леший в работники. Пока зима, кормит он лесную живность, а весной придёт домой. Дедушка Сидорыч мне сказывал, как молодым   был он в работниках у лесного хозяина, живность лесную обихаживал и кормил. Ещё он про олешка с курчавыми рожками поведал говорил, беречь его надо.

 А в деревне сказывали, если из рожков барашка лекарство сделать, то самый больной человек здоровым станет, только олешка  не всем он показывается.
- Хороший человек дедушка Сидорыч, добрый, вот и сказки у него добрые. А олешка добывать не надо, пускай красота по лесу ходит, людей радует.

 Не просто так он в лесу бегает, какое-то важное дело исполняет, только мы не знаем. Я тоже эту сказку слышала. Дай Бог, коли, и в наш дом сказка добрая пришла. Будем верить, сынок, что вернётся наш отец, как поможет по хозяйству лесному дедушке.

Васятка часто в лес ходил, ружьё с собой  от волков брал, да не встречались волки. Не было  надобности стрелять, никому так не везло, как сироте, обязательно в его силки заяц попадал. И вот что удивительно, ни волки с лисой, ни коршун, зайца в силке не трогали, как не видали. Верилось мальчишке:  отец помогает.

Пошёл как-то поутру силки проверять, спасибо дяденьке лесничему за совет сказать. У кустов недалече олешек стоит, рожки у него ветвятся, шерстка на солнце блестит, золотом отливает.  Даже ружьё снимать с плеча мальчик не стал. Зачем  такую  красу убивать, это только волки всех без разбору рвут. Им с матерью зайчатины хватало, вот и опять заяц  в силок попал.

 Заскрипел снег под лыжами, знал Васятка, кто идёт. Поклонился леснику, за совет поблагодарил, про вороватого Стёпку рассказал:- А ещё, дяденька лесничий, хочу спросить, что это за олешек с золотенькими рожками в лесу живёт?

- Не простой это олешек, - посланец самой тётушки Весны. Как только зиме серёдка будет, его хозяйка и выпускает из хлева погулять. Сегодня  25 декабря, день Спиридона - солнцеворота, повернётся солнце на лето,  день всё длиннее и теплее будет.

 Бегает олешек по лесу радуется, невелик шум, но  как  услышит  медведь в берлоге его топоток, на другой бок повернётся, значит, зиме ровно половина до весны осталась.
Шёрстка у олешка выпадает, где шерстинка упадёт,  в конце февраля первые весенние проталинки появятся, вот такой этот олешка.

 А ещё тетушка Весна заговор сделала, чтобы не тронул его лихой человек. Если кто в того олешка из ружья выстрелит – сразу в пень превратится, все охотники это знают. Встречаются в лесу пни, на человека похожие.
 
 Хоть и встретились зима с летом в день солнцеворота, да скоренько разошлись. Повернуло солнце на лето, а  зима – на мороз. Упросила зима солнышко с теплом малость погодить, позволить ей, зиме, до марта поцарствовать.

 Согласилось солнце, у него тоже дело имеется, пока в страны южные надо сходить, там лето сейчас, а как лету без солнышка? Зима на радости подарила солнышку платье белое, всё переливается платье, как снег под солнцем в студёный январский день.

 Когда погожий безоблачный день, на солнце смотреть больно, блестящий круг виден, словно радуга он вокруг солнца. По - научному зовётся   радуга вокруг солнца - «гало», это надело светило блестящий драгоценный кокошник – подарение зимнее.
Сама зима тоже приоделась в белую медвежью шубу. Полы у шубы длинные, как пройдёт зима по полю, зацепит полами снег,  - поднимется пурга, закрутит, заметёт, завоет в трубах печных на разные голоса, домовой ей помогает, он у вьюги на подпевках.

Стучит январь студёными ночами  своей ледяной палицей в стены, хозяек будит: » Вставайте, печи топите, а то ребятишки  замёрзнут, простудятся». В лесу зиме тоже работы много: трещит деревьями, выпустила из рукава своей шубы на поля пустые метели, да вьюги.

 Вот уж нагулялись, вот уж наплясались, даже притомились! Скоро и на отдых.  Март - капельник сосульками звенит,  дождиком снега утаптывает.
 
Всё резвее скачет по лесу и полям олешек с золотой шёрсткой.  Вырастают на месте его следов  проталинки с первыми  голубенькими пролесками.

Закапало медведю на нос, пробудился, из берлоги вышел, потягивается, подставляет солнышку бока, греется, пора и хозяина лесного будить. Всё это подмечает Васятка.

Смотрит он на лесную дорогу, не идёт ли батюшка. Утром дождик в стекло забарабанил, да и в дверь стучат. Вскочили они с матерью, к окну подбежали.  Конь запряжен в сани, ходит Михайла под окном, дом оглядывает.

 Нет, не разговорился Михайла, просто сказал, что был у  крепкого хозяина в  лесниках, хозяйской живностью  доглядывал.  Добрый  был хозяин, не обижал работника. Одарил его лошадью в упряжи, поросёночком - полосатиком, и двумя кролями, щедрая плата за работу. Больше Михайла ничего не рассказывал, велел ему хозяин всё позабыть, лишнего не болтать.

  Вот как пятьдесят лет пройдёт, состарится Михайла, тогда память и вернётся, расскажет ребятишкам  сказку, где жил, кому по хозяйству помогал. Только тогда сказке  мало кто поверит, а зря.  Сказка всегда добру учит, ребяток на ум наставляет. 


Рецензии
Огромное удовольствие получила от сказки! Это верно, что в лес следует ходить, как в гости. Я и на родник хожу - за водичку благодарю и деревья за плоды. Всё живое вокруг нас и в любви нуждается, да в уважении.

Нина Джос   20.03.2019 13:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина!
Приятно встретить единомышленницу-сказочницу.
Вижу, как исчезают леса и насекомые. Вот и пишутся такие сказки.
Нет в них царевн, с Лешими интереснее, уютнее в лесу.
Здоровья и всех благ.


Зоя Кудрявцева   20.03.2019 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.