Есть ли секреты у натюрмортов?

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное  в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.

 «Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью - уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки»; Утрехт - цветочные букеты; Гаага - рыбные натюрморты; университетский Лейден - натюрморты о бренности жизни; Антверпен - декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.

Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?

Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра - отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.

Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож  - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее. 

Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи. Все это множество вещей имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.
Часто встречались символы, напоминавшие о бренности человеческой жизни:
череп - напоминание о неизбежности смерти; гнилые фрукты - символ старения;
зрелые плоды - плодородие; ростки зерна, ветви плюща - символы возрождения и круговорота жизни; горящая свеча - символ человеческой души, её затухание символизирует уход; курительная трубка - символ быстротечных наслаждений; зеркала и стеклянные шары - символы тщеславия; бутылка - символ греха пьянства.

Кубки, игральные карты или кости - знак поиска удовольствий и грешной жизни.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизировал смерть. Золотые и серебряные вещи напоминают о недолговечности роскоши. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Книги и географические карты, писчее перо, глобус - символы наук. Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Ключи символизируют сокрытие чего-либо, а с другой стороны - это доступ к сокрытому.
Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.

В XX веке художники сделали натюрморт знамением научно-технического прогресса.
Трубы, металл, приборы, газеты, консервные банки, бутылки и т. д. – словом, все символы современной цивилизации с ее достижениями и потерями стали объектами натюрмортов.
Но были художники, создававшие и в XX веке натюрморты, которые хочется назвать «тихая, застывшая жизнь». Так натюрморты итальянца Д. Моранди (1890 - 1964) в духе магического реализма, одушевлены и добры. Его «герои» - бутылки и кухонная утварь полны сострадания к их владельцам Они, кажется, испытывают тревогу и заботу о заблудших. Они, словно, тихо молятся о нас.

Итак, натюрморты – это не только «тихая, застывшая жизнь», а и суровая духовная битва. Здесь добро борется со злом, тьма со светом, жизнь со смертью. Здесь нашему глазу открывается невидимая душа вещей, призывая вспомнить о «невидимой борьбе» в собственных  душах.


Рецензии
Здравствуйте, Валерий! Спасибо вам за вашу серьёзную работу по исследованию этого, конечно же, интереснейшего жанра живописи и графики. Прочитала с большим удовольствием: этот материал ценен для развития молодёжи, интересующейся искусством. Желаю вам удачи!)

Наталья Коноваленко   28.07.2013 11:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья, за добрые слова!
И Вам желаю удачи во всем и везде.
С уважением,
В. К.

Койфман Валерий   29.07.2013 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.