Марта Кетро препарируя нежную кожу чувств

Препарируя нежную кожу чувств
(творчество современного сетевого писателя Марты Кетро)


На сегодняшний день мы можем наблюдать ряд интересный особенностей, возникающих в связи с виртуализацией литературного процесса и литературы как таковой. Одной из таких особенностей является появление так называемых современных сетевых авторов, публикующих свои произведения в живых журна-лах. Там же они набирают свой уникальный круг читателей, с которыми общают-ся посредством комментариев к записям в журнале. И тут возникает такой феномен: автор в своих постах выкладывает произведение (стихотворение или миниатюру) или отрывок из более крупного произведения, читатели на него реагируют и, в некоторых случаях, даже имеют возможность корректировать данное произведение, то есть повлиять на автора. Таким образом, читатели участвуют в процессе сотворения произведения; допустим до его опубликования на бумажных носителях или же, если данное произведение так и останется опубликованным в сети оно может редактироваться бесчисленное множество раз, как будто становясь живым, подвижным, становится особой уникальной формой существования текста.

Далее хотелось бы обратиться непосредственно к творчеству одного из попу-лярных сетевых авторов, получившего известность под псевдонимом Марта Кетро.
Марта Кетро - писатель, член СП Москвы, автор популярного сетевого днев-ника, входящего в первую десятку рейтинга Яndex. Дневник ведется только с 2005 г., однако уже сейчас количество его постоянных читателей - более 5 тысяч человек. «Самая нежная и искренняя из легенд русского Интернета», - говорят о ней читатели. В 2005 году Марта Кетро получила популярную сетевую «Премию Паркера» в номинации «Литература».
Книги автора: «Хоп-хоп, улитка», «Улыбайся всегда, любовь моя», «Три ас-пекта женской истерики», «Московские фиалки», «Горький шоколад. Книга утешений», «О любви», «Умная, как цветок», «Справочник по уходу и возвраще-нию».
Марта Кетро поражает глубокой психологичностью текстов, она находит пу-ти к восприятию самыми различными людьми, поскольку вызывает яркие неверо-ятные эмоции от смеха и иронии, до слез. Вот несколько отзывов на ее книги, в которых чувствует душевный отклик читателей:
"Марта Кетро наделена уникальным талантом: она пишет по-настоящему женскую прозу. Полную любви, облегченную до житейской мудрости, манящую. Не почувствовать ее притяжения невозможно, как невозможно объяснить, почему именно эта девушка, идущая навстречу по улице, в марте, в легком пальто, кажется тебе жизнью". Ася Датнова, сценарист
"Это большое и мучительное счастье - знать, что есть такое чудесное зеркало, заглянув в которое, узнаешь о себе то, о чем не подозревал. Ведь тебя, центр вселенной и пуп земли, венец творения и тупик эволюции, сложнейший мозг и бездну одиночества - понимают. Потому что вас, как минимум, двое. Ты и Марта Кетро, которая написала новую книжку, бьющую тебя под дых каждым абзацем".
Lightbird, журналист, редактор.
"Как ей удается так сложить буквы, что начав читать - совершенно невоз-можно оторваться, а закончив читать - совершенно невозможно забыть о прочи-танном? Марта, я счастлива, что нашла тебя и твои книги. Они помогают мне жить".
Надежда Яцык. Менеджер.
"Марта пишет о том, что все думают, но боятся произнести вслух. Но фокус в том, что это только инструмент, чтобы затронуть более глубокие сферы, пораз-мышлять о главном, о жизни, о любви, если хотите, даже пофилософствовать…"
Вивиан дель Рио.Художник.

Книги Марты Кетро различны по содержанию, но объединены общей мане-рой написания. Собственный оригинальный взгляд на вещи, хлесткая, ироничная манера рассуждать, глубокая чувственность привела к неординарному яркому стилю, к специфическому языку, который уже ни с кем не перепутаешь. Марта решительно ничего не боится. Ее откровенность и сарказм порой зашкаливает:
« Кот у меня не просто так, у него профессия есть, называется – Участник. То есть чтобы я не делала, не позднее чем через пять минут после начала процесса из-под моего локтя высовывается заинтересованное лицо кота, который внима-тельно смотрит то на меня, то на объект деятельности. Иногда лезет в процесс руками. Кот-участник особенно квалифицированно встревает  в следующие действия: приготовление пищи и поедание ее, дефекация, творческие и половые акты, чистописание и чисто чтение, пересаживание цветов, чистка зубов, химиче-ские опыты и минет». (Женщины и коты, мужчины и кошки).

Ее самоирония и бесконечное попадание в точку вызывает улыбку и какое-то детское ощущение счастья:

«Если вы живете с человеком, которого, условно говоря, укусил писатель, то будущее ваше темно и неприятно. Любимое существо на глазах начнет превра-щаться в сумеречного демона, таиться и плакать, не понимая, что с ним происхо-дит. Вам покажется, что он сошел с ума, завел любовника, пересел с травы на асфальт или на тяжелые наркотики или еще что, в зависимости от живости вашего воображения. Но проверять вены и мобильный телефон на предмет наличия следов бесполезно – у него все здесь, в голове. И в компьютере. За компьютером он теперь всегда – пасьянс раскладывает, и это называется «не мешай, я думаю». Если же он навострил средний палец и стучит по клавиатуре со скоростью 60 опечаток в минуту, подходить нельзя – дико заорет, кинется грудью на монитор, попытается свернуть документ, нечаянно закроет, не сохранив, а потом, скорее всего, забьется в судорогах. Не надо, не трогайте. Для вас настали черные дни, вы будете томиться неизвестностью, пока однажды не узнаете (сам проболтается или кто другой скажет), что ваш человек теперь Писатель». (Спра-вочник по уходу и возвращению).

Ее чувственность и мудрость вызывает трепет и мурашки по всему телу:

«Тех, кто тебя любит, нужно убивать. Лучше прямо сразу, как только заме-тишь этот собачий взгляд, неотрывно следящий за твоим лицом, эти брови домиком и рот арочкой, эту манеру бродить за тобой из комнаты в комнату и всё время держать тебя в поле зрения. Разумеется, жалко, и кажется, что пока не за что. Но сделай это сейчас, иначе будет поздно. Потому что он, любящий, выроет неподалёку тёплую затхлую норку, из которой будет некоторое время наблюдать за тобой, а потом начнёт наступать, слегка подталкивая и даже подтаскивая, чтобы ты просто заглянул, только одним глазком посмотрел, как у него всё замечательно. Ну да, уютненько…. Всегда тепло, еда, чистая постель, множество занятных безделушек, каждую из которых он готов подарить тебе, - мило, хотя и душновато. Ближе к зиме тебе начинает казаться, что это даже хорошо, когда ниоткуда не дует. Возможно, в этом году ты устоишь и, кое-как перезимовав в сугробе, встретишь весну свободным, почти свободным, потому что между лопаток у тебя поселится ощущение красной точки, оптического прицела его любящего взгляда. И ты привыкнешь, что иногда всё-таки нужно звонить. Хотя бы отвечать на эсэмэски. Хотя бы есть его стряпню раз в неделю. Хотя бы спать с ним раз в десять дней. Потому что любит.
Потом приходит неизбежное чувство вины – кажется, что ты губишь его жизнь, бездумно пользуясь теплом его сердца и ничего не давая взамен. И однажды, когда вечер твой будет особенно одиноким, ты придёшь к нему без звонка и останешься. Потому что приятно увидеть, как его лицо озаряется счастьем только оттого, что ты рядом. Чувствуешь себя волшебником. Нужно ли говорить, как это закончится? Как его объятия станут всё теснее, твоё личное пространство всё меньше, его просьбы превратятся в требования и счастье на его лице сменится капризно-раздражительной маской. Поэтому убей его сейчас.
А потом, когда останешься один, загляни в шкаф и достань из-под вороха белья фотографию того единственного, кому хотелось отдать свою жизнь, кто умел делать тебя счастливым, от кого невозможно было отвести глаз. Того, кто убил тебя однажды». (Горький шоколад).
 
Этот нервный трепет, это понимание на уровне ощущений и является, на мой взгляд, самым ценным в творчестве Марты Кетро.

Поэтому, более подробно хочется остановится на книге «Горький шоколад: книга утешений» на самой эфемерной, нежной и трогательной.
О чем эта книга? Конечно о любви, безусловно, о любви. Сама Марта поста-ралась сделать из нее концентрат чувств, так и вышло. Убивает сразу, с первой страницы, с первых строчек, как только ты читаешь:
когда сказаны все слова,
написаны все письма,
когда вопросов не осталось
и встречи прекратились,-
прощаются все обиды,
кроме одной –
что ж ты, сука, меня не полюбил?!
неужели трудно было

В этих сточках заключена квинтэссенция книги, основная мысль, идея. Структурно книжка представляет собой сборник миниатюр, зарисовок. В ней нет какой бы то ни было сюжетной линии. «Перед вами осколки зеркала, в которых отражается изменчивое лицо любви. Вглядываясь в него, вы поймете, что не одиноки в своих чувствах. И что все проходит», пишет Марта Кетро. Но, тем не менее, все миниатюры объединены общим духом глубоких внутренних пережи-ваний. Книжку можно читать с любой страницы, с любой миниатюры, и она погрузит тебя в эмоциональный мир лирической героини. Или все-таки в твой собственный эмоциональный мир? Чьи эти чувства и мысли – Марты Кетро, или ваши, сокровенные чувства и мысли? Вот что ты переживаешь, когда читаешь.

В книжке не присутствуют конкретные персонажи, они все абстрактны и спрятаны за строчками. Это книга ощущений. И ты чувствуешь их присутствие в своей жизни. Ты воспринимаешь эти образы еще тоньше, еще откровеннее. Эта книжка больше тех страниц, в которых заключен текст, возможно, поэтому в конце книги оставлены пустые страницы, которые допишет читатель.

Вот несколько примеров неуловимости и чувственности, выраженных в ху-дожественных средствах: «…оно вылетало из моих губ, как долгий выдох, короткий вдох, как поцелуй»(сравнение); «…мне, в отличие от него, недоставало духу пойти до конца в божественном обмане, необходимом для сотворения мира. И однажды ему не хватило игл, чтобы заштопать все прорехи. И тогда я сорвала яблоко» (метафора); «когда человек, заведомо нелюбящий, занимаясь сексом, прикасается с такой нежностью, что кожа твоя превращается в свет» (метафора).; «этой ночью мне все равно приснятся фиолетовые молнии, его вдохновенное тело, его пот на моей коже, - и я проснусь, задыхаясь от любви к тому, чего на свете нет»; « к тебе протягивается длинная серебряная рука твоего единственного мужчины, которая начинает подыгрывать, только вместо флейты – ты» (метафо-ра) и т.д.

Вы ощущаете как Марта передает то, что казалось бы и словами-то нельзя выразить и задыхаетесь. Она берет скальпель и препарирует нежную кожу ваших чувств и вы плачете от боли и наслаждения. И в этом новизна и ценность творче-ства автора. В этом ее уникальность. Кто еще осмелится с чувствами так посту-пить?


Рецензии
Дорогая Аксана. Нап сано очень свежо и эмоционально. Но ведь ты коснулась только содержания ее книг. Если нетгероев, так значит надо бы коснуться языка. Ты приводиш много цитать ино в ч ем их особенность? Это ты могла бы сформудировать. Нелишне было бы указать жанр, степень новизнны (либо на что что похоже) и художсьвнную ценность в ещт. А топлучилось немноожко как у Гели - книга хороша тем что помогла мне выжить. ну правильно это тоже доволд, но н единственный. Советую дополнить.
А что недостатоков вообще ноль?
И в заключегие прошу дат ссылку на саму Кетро.

Галина Щекина   29.01.2010 17:54     Заявить о нарушении