Зеркальные очки

Тёмные воды реки гнали куда-то вдаль плавящиеся под тёплыми лучами рассветного солнца куски льда, кричащих в вышине чаек временами сносило встречными порывами ветра за кроны растущих у берега деревьев, и в воздухе чётко ощущался дух конца зимы. Так особенно пахнет воздух, когда холода уже прошли, снега почти не осталось, но и снимать на улице куртку ещё пока не тянет. По пустынной набережной неспешной походкой шёл стильно одетый молодой человек. В его твёрдой поступи явственно читались самодовольство, небрежность и полная уверенность в завтрашнем дне. Хотя нет, наверно всё-таки в дне сегодняшнем, потому что на завтрашний ему было откровенно начхать.

Тёмные очки с зеркальными стёклами закрывали его глаза от всего мира универсальной, отражающей всё и вся защитной стеной – ничто извне не могло попасть в его душу, но и из неё, увы, ничего вырваться было не в состоянии. Ну да ему это было и не нужно - такие люди не обременяют себя излишней чувствительностью и заботой об окружающих. Так что же могло привести подобного молодого человека, который, предположим, вчера вечером бросил девушку и нисколько не был мучим совестью, в столь ранний час на ровный, отгороженный ажурным заборчиком от края пляжа тротуар, носящий романтичное название «набережная»? В это место, куда по вечерам слетаются со всех концов города влюблённые парочки - посидеть в обнимку да посмотреть на закат; счастливые бабушки с оравой неугомонных внуков; отвязные ребята, приходящие попить пивка, поболтать о том - о сём и, вероятно, познакомиться с парой симпатичных девчонок; – что? Всё очень просто – молодому человеку нестерпимо хотелось прогуляться. И пока в наушниках наигрывал знакомый ритмичный мотив, отбивающий басы в такт шагам, в лицо приятно дул тёплый бриз, солнце не пробивалось сквозь очки, - ему больше ничего не было надо. И так бы шёл он и шёл, ни о чём не задумываясь, и дошёл бы до другого конца набережной, и наверно вернулся бы домой, где, взяв в руку телефон, позвонил одной из многочисленных подружек и состроил многообещающие планы на вечер, если бы его внимание не привлекла единственная личность, находившаяся на набережной помимо него.

На лавке, опустив голову на грудь, закинув длинные стройные ноги одна на другую, сидел странного вида субъект. Руки он держал в карманах пухлой синтетической куртки чёрного цвета, пепельно-серые волосы соломой рассыпались по плечам; он слегка сутулился, что придавало всей его фигуре довольно нездоровый вид. Солнце светило ему в спину, отчего на лице у него пролегли глубокие тени – глаз было не разглядеть. Молодой человек в зеркальных очках остановился, пригляделся к субъекту так, словно увидел старого знакомого и не может разобрать, он это или не он. Наконец, пожав плечами, он решил продолжить путь, но как только он сделал десяток шагов, его остановил хрипловатый голос, полный до боли знакомых интонаций: «Стой».

Со смутными ощущениями молодой человек обернулся и уставился на приближающегося незнакомца. Впрочем, незнакомца ли? Сняв свои зеркальные очки, молодой человек скривил губы в усмешке и уставился на субъекта. Тот откинул волосы со лба, и зеркальные очки тихо стукнулись об асфальт тротуара, усмешка застыла на лице молодого человека. Глаза, нос, губы – точно те же он видел двадцать минут назад, поправляя на ходу причёску, глядя в стекло тех же чёртовых зеркальных очков! Приближающийся человек был копией его самого, трудноузнаваемой, бледной, и какой-то неживой, будто состаренной лет на десять. Молодой человек отступил на шаг, а субъект подошёл ещё ближе, и стёкла лежащих на асфальте очков хрустнули под его ботинком.

- Ты и сам всегда мечтал это сделать, - сказал он. После чего расстегнул куртку, запустил руку во внутренний карман и, достав оттуда двумя пальцами свёрнутый вчетверо листок а4, протянул его молодому человеку. Тот деревянной рукой взял листок, и, случайно поймав взгляд субъекта, успел заметить в нём тоску, надежду, а ещё, мельком – чувство выполненного долга. «Успел» - потому что в следующее мгновение субъект поднял голову вверх и обратился в пепел. Не вспыхнул, не рассыпался в прах – просто закрыл глаза, печально улыбнулся, и порыв ветра в считанные секунды развеял его над рекой. Молодой человек, не чуя под собой ног, сел прямо на тротуар, рядом с не подлежащими ремонту очками. Похлопав себя по карманам, он вспомнил, что, как оказалось, некстати, бросил курить. Найдя в себе силы доползти до лавочки, где сидел до этого его двойник, он развернул листок и жадно впился взглядом в выписанные его же собственным почерком строчки:

«Не буду начинать с глупых фраз вроде «ты не поверишь» или «привет тебе от себя самого». Это банально и нудно. Тем более ты наверно уже догадался, кто я такой, вернее уже, кем я был, и что за записку ты держишь в руках. И лучше тебе поверить в то, что сегодня произошло, если ты не хочешь разделить мою участь. Честно признаюсь, я не в курсе о том, как прошлое может влиять на будущее и будущее – на прошлое, но одно я знаю точно: я пожертвовал собой, чтобы спасти тебя, да и себя заодно. Ведь я – это ты. Да, пройдёт какое-то время, прежде чем ты станешь мной, но только в том случае, если ты запомнишь это послание, всё будет иначе.

Не стану вдаваться в пространные рассуждения, но и конкретного о твоей дальнейшей судьбе тоже ничего сказать не могу. Во-первых, потому что мне не дали такого права, а во-вторых, потом тебе просто будет неинтересно жить. Пишу сумбурно – у меня осталось мало времени, так что не обессудь, многое тебе придётся додумать самому. Если ты хочешь прожить жизнь до конца и обрести себя, найти свой путь, научись думать. Научись просчитывать, что ты можешь потерять, если поступишь так, а не иначе. И всегда помни, что существуют вещи, которые нельзя исправить. Не относись к жизни небрежно и всегда цени то, что есть у тебя. Иначе ты можешь лишиться всего.

Поверь мне, я был точно таким же. Вот только сейчас ты читаешь эту записку, а я в тот же самый день прошёл по набережной и спокойно вернулся домой, ни о чём не задумываясь. Время шло, я жил так же, как ты сейчас, сегодняшним днём. Мотался туда-сюда, но в итоге нигде не нашлось мне места. Я любил… Да и ты тоже когда-то научишься! По-настоящему. И именно из-за того, что я не получил в своё время подобную записку, я всё потерял. У меня и так-то было немного, а потом ещё пришло осознание, что уже ничего нельзя изменить. Я растратил свою жизнь впустую. Если бы ты только знал, как сильно я хотел всё исправить!
И мне предоставилась такая возможность. Я помню, ты не очень-то веришь в Бога. Но не может же существовать один только Дьявол? Да-да. Бога надо молить – Дьяволу только намекни. Ради того, чтобы встретиться с тобой и отдать тебе этот листок, я заложил нашу с тобой душу. Ты видел, что случилось со мной. Ты уверен, что хотел бы той же участи – почитать за милость пожертвовать собственной душой ради призрачного шанса всё исправить? Сомневаюсь…

Я буду надеяться до тех пор, пока смогу, что ты запомнишь это послание, примешь его и спасёшь нас обоих. Чтобы через десять лет тебе не пришлось нести в прошлое эту записку. И если твой путь будет отличным от моего, в момент, когда ты станешь мной, получится, что всё случилось иначе, и душу я не закладывал. Ну что, давай разведём Нечистого? Я знаю, ты сможешь. Я верю в тебя!»

Молодой человек бережно свернул листок, положил в карман. После чего всмотрелся в полоску горизонта и застыл, погрузившись в свои мысли. Ветер трепал его шевелюру, а он смотрел на реку и иногда морщился, когда ветер приносил с собой песчинки с пляжа.
 Когда наконец молодой человек поднялся, было уже три часа дня. Походя посмотрев на растоптанные очки, он покачал головой, и, дойдя до ближайшего киоска, взял себе «Клинского» и пачку «Мальборо». Прыгнув в подкативший к ближайшей остановке автобус, он сел, открыл зелёную бутылку под неодобрительным взглядом кондуктора и, оплатив проезд, поехал в сторону дома, прихлёбывая прохладное пиво, с твёрдым намерением «подумать обо всём этом завтра»…


Рецензии