Система Восток-Запад в религиозных представлениях

Восток и Запад… Многовековые, традиционные антиподы в ценностях, традициях, экономической, духовной и политической ориентации.  Два вектора мирового развития, непрерывно  требующие от каждой цивилизации выбрать один из них.  Здесь следует заметить, что под Востоком и Западом подразумеваются, естественно, не географические понятия, а культурно-исторические.  Так, синонимом востока выступает термин «традиционное общество» - это и Древний Египет, и Средневековый Китай и индейские империи Южной и Центральной Америки.
Запад  – греческая и римская цивилизации, а также производная от них современная, европейско-американская.
Религиозные представления, являясь неотъемлемой частью традиции, основой духовного развития как общества в целом, так и индивида в частности,  также можно условно разделить по уже намеченным двум векторам – западный и восточный.
В свете претензий ряда мировых религий на «универсальность»  и «единственную правильность», попробуем рассмотреть тезис о двух векторах в религиозных представлениях человечества более подробно.

Все восточное общество традиционно, с самого своего возникновения, базируется на духовной власти – ее определяющем характере и абсолютном приоритете. На востоке светское и духовное никогда не были разделены, из-за чего духовная власть распространялась на все сферы жизни, контролировала не только непосредственно вопросы культа, мораль и этику, но и политику, экономику, полностью доминировала в культуре.
Не просто так правящим, господствующим, наиболее могущественным слоем  на Востоке выступали жрецы. Каждое традиционное общество представляет собой теократию в том или ином виде. Именно из жреческой корпорации выходили так называемые «восточные деспоты», являвшиеся, прежде всего – носителями верховной духовной власти, духовного авторитета, а иногда, как в Древнем Египте, - и вовсе - «богами». Пожалуй, Египетский вариант – есть наиболее последовательное выражение «восточной тенденции» в формировании центра власти. В похожем положении находился китайский император, и верховный вождь ацтеков.  Высшую духовную власть осуществляли и, согласно, тому же Ветхому Завету, древнееврейские цари, однако, конечно, уже не в качестве «богов» или их «сыновей».
Из древности данный «приоритет духовного» перекочевал и в средние века. Ислам, появившийся в седьмом веке нашей эры на Ближнем Востоке, несомненно, стал серьезным потрясением, ломкой старых традиций и торжеством единобожия на огромных территориях. Однако, используя нашу классификацию «Запад-Восток», можно смело сказать, что и эта религия – закономерное звено в преемственности и взаимодействии представлений традиционного общества. В общем-то даже монотеизм ислама не нов для Востока – вспомним традицию авраамизма-иудаизма или культ Атона египетского фараона Эхнатона. С другой стороны, ислам, конечно, стал первой по-настоящему масштабной монотеистической традицией востока.  В чем же «восточность» и «традиционность» этой религии?  В том же самом, обозначенном выше, приоритете власти духовного в обществе. В этом смысле ислам – типичная религия востока. Глава мусульман, как известно – халиф, заместитель пророка (у суннитов) – то есть прежде всего, носитель власти духовной, или же Имам – прямой наследник пророка  (у шиитов) – также являвший собой в первую очередь, духовного руководителя. В то же время, система неразделенности духовного  и светского делала обладателей этих полномочий лидерами и политическими. 
Поддерживались Имамы и халифы все тем же,  по сути, жреческим сословием – глав религиозных общин, потомков пророка (сейидами) и т. д. Несмотря на отрицание «жречества» некоторыми современными исламскими и околоисламскими авторами,  оно существует здесь, как и в любой другой традиции. Применительно к исламу и оглядываясь на упомянутых авторов, можно назвать эту группу, скажем, «духовной корпорацией», но суть от этого вряд ли меняется.
Таким образом, восточный, традиционный вектор развития мы можем охарактеризовать как общество «Приоритета духовного», общество господства «элиты духа», доминирования магического, сверхъестественного и потустороннего над очевидным, обыденным и материальным... Небесного над земным…

Указанный вектор противостоит обществу Западному - греко-римскому, где власть преимущественно светская - военная или гражданская, но никак не духовная. Греция и Рим с самого своего «цивилизационного оформления»  «выпали» из привычного традиционного порядка. «Духовная корпорация», жречество, конечно же, присутствовали и здесь. Однако никогда носители духовной власти не являлись в греческих полисах или римской республике господствующим сословием.  Они скорее существовали параллельно со светским обществом, вне сомнения, оказывая на него влияние, но никогда не доминируя над ним. Элита (имеется в виду, конечно, элита правящая) в цивилизациях Запада могла быть военной, общественно-политической, финансовой, но никак не духовной. И именно из упомянутых элит выходили носители верховной власти.  Потому не стоит рассматривать, скажем, тиранию в некоторых греческих полисах или императорский Рим в качестве аналога восточной деспотии. Власть тиранов и императоров никогда не была духовной, основанной на мистическом и сверхъестественном. Наоборот, она  всегда - результат практического успеха.
Греция и Рим в период своего возникновения и становления представляли собой каплю нового в море относительно однородной Традиции. Однако им удалось доказать свою силу и право на существование в кровавой борьбе с целым рядом восточных держав, основанных целиком и полностью на власти духовного, прежде всего, Ахеменидской Персией и ее преемниками – Парфией и Сасанидским Ираном.
Именно от Греко-римской мутации (так ее определяют многие современные ученые) пошла и современная европейская цивилизация, вобравшая в себя ту же особенность светскости верховной власти и элиты, параллельного существования духовных и светских структур и корпораций. «Кесарю - кесарево, Богу – божье»  - девиз такой цивилизации.
И здесь нельзя не сказать о христианстве, ставшем религией, как позднего Рима, так и современной Европо-Америки. Озвученный принцип «кесарю-кесарево» принадлежит именно христианству, и данная религиозная система, в силу своей изначальной оторванности от материальной, недуховной сферы, сосредоточении на Спасении и Богопознании, прекрасно смогло вписаться в греко-римское общество. «Царство мое – не от мира сего», декларировал Иисус в Евангелии. Исходя из этого, можно сказать, что вряд ли христианство подстроилось под римские цивилизационные реалии , раз эти слова были в устах еще Христа. Империя же не имела нужды подстраивать  под христианство свою цивилазационную  базу хотя  бы, потому что принцип параллельного существования светских и духовных структур реализовывался там уже несколько столетий.
Таким образом, можно говорить во-первых – о несомненном «Западном» характере христианства как религии, и, во-вторых, о грандиозном совпадении или Божьем промысле, соединившем эту западную религию с западным, греко-римским обществом.

Исходя из классификации Запад-восток появляется возможность объяснить и причины «неприживаемости» христианства на византийском Ближнем Востоке и достаточно легкой заменой его исламом в 7 веке.  Западная религия христианство не могла пустить глубоких корней в лишь поверхностно эллинизированном (т. е. «озападненом») традиционном ближневосточном обществе. Появление восточной, к тому же молодой и сильной религии – ислама, очень быстро сделало его адептами огромное количество жителей Египта, Сирии, Ирака и Магриба – в силу их менталитета и цивилизационной принадлежности. 
В то же время, показателен пример гораздо более европейской Испании, которую так и не смогли полностью исламизировать, и где оставалась на протяжении всей истории пребывания этой территории под мусульманским правлением сильная христианская  община. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в оккупированных уже Османами Греции, государствах Балкан и даже Грузии с Арменией.

Два столь разных вектора мирового развития при соприкосновении не могут не вступать в конфликт. Когда-то таким конфликтом были крестовые походы и завоевательные войны арабов и турок. Сейчас это противостояние, еще переносясь временами на государственный уровень, начинается на улицах европейских городов. 
От того, во что оно выльется на этот раз – зависит дальнейший ход истории.
Вне сомнения, на данный момент технически, интеллектуально и культурно запад значительно превосходит традицию (восток).  Однако восток уже на улицах западных столиц. Так что исход отнюдь не предрешен.

В этой связи система «Восток – Запад» в классификации религиозных представлений человечества дает  не только возможность объяснения целого ряда исторических и современных процессов в обществе, но и прогнозирования возможных  сценариев развития событий в будущем.  Как замечено выше, актуальность подобных исследований не должна вызывать какие-либо вопросы. Проблема взаимодействия двух векторов развития мира была первостепенной на протяжении всего их существования.


Рецензии
Восток востоку рознь, Ближний Восток, мир,так же далекий от Дальнего, как и Европа

Сокиркин Николай   19.10.2011 12:51     Заявить о нарушении