Малахитовые бусинки

Маленький Жиля сегодня не  хотел просыпаться, и  дело не в том что было еще рано, просто события вчерашнего дня не давали ему покоя, и он хотел забыться.
В маленькой его поселке все было хорошо, ровно до вчерашнего дня, когда  владыка  реки попросил плату. И все бы ничего, да вот плата была непомерная, брат Жили,  Быструнок добыл много жемчуга со дна реки, и принес домой. Но потом пришел посланец от владыки реки, и сказал, что с этого дня Быструнок должен отработать  этот жемчуг, ибо он был заговоренный, для дочери Владыки со дня ее рождения, а теперь из-за  него и не выйдет ничего.
Делать нечего, погоревали всей семьей, и Жиль, и  Быструнок, матушка и батюшка, да сестрица его славная и соседи все окрестные, да ничего не попишешь, придется идти к нему в полон, иначе по весне затопит всю деревню, а так может, сослужит ему службу, и вдруг, да и отпустит его Владыка реки на Землюшку – Матушку.
Оставили вечером его на закате, около реки, в путь дороженьку дав ему  тарелочку серебряную, да бусинку  Малахитовую, с приговором, как случится беда, бусинку кинь сюда, на тарелочку, да посеребру, стукнет бусинка и отзовутся остальные бусинки да на тарелочке посеребрянной, что у матушки лежат  в ларце, и сила волшебная, что в них заключенная  удесятерит силушку добра молодца и придет помощь Вольная, да волшебная с гор вестимая.
Вот закат уже, что над речкою, и Владыка знать сейчас явиться, Поклонился он Земле Матушке, Попрощался с ней,  с ней Родимушкой, отпусти меня Земля – Матушка, да в Водицу реки серебряной, ухожу на срок мне не ведомый, возвращусь ли того не знаю сам, если суждено. То прими меня, коль вернусь я в свою сторонушку.
Отвечала Земля родимая, ты иди к реке сын родимый мой, и не бойся  все в срок и сбудется, воротишься назад  Родимый мой, вот возьми часть земли, что у берега, если нужно вернуться кинь ее, через правое плечо верное и воротишься с речки серебренной.
Зачерпнул он землицу родную, положил ее в тряпицу красную, что сестрица ему сделала, да  узорами украсила. Завязал в узелок сию землицу, и пошел к реке посеребренной, принимай река меня славная по велению, по Владыкину, сам пришел, как было говорено, все за жемчуг что прибереженный.
Серебрилася речка ровненько, не колышется гладь. Как зеркало, вдруг  водица  сложилась омутом и втянула доброго молодца.
Быструнок только после опомнился, омут черной водой показался вдруг, но добра река, вольно дышится,  вот и Царство реки подводное.
Замок виден Далеко, загодя, далеко до него идти пешему, идти пешему путнику прошенному, Что забрал сей владыка в полон.
И отправился путник наш Пеший в ход, да по дну реки по песочному, в сторону не  далеко восточную, там где замок Владыки стоит.
А вокруг караси только плавают,  недалеко, а может и близко где, щуки разные очень уж ладные, только верткие не поймать их мне…
Шел далеко иль близко наш молодец, только замок  Владыки приблизился, и ворота  резные уж высятся, все из камня какого не ведомо.
А у тех ворот  наковаленка, с нею молот лежит на заваленке,
Сам литой  Большой, звать кувалдою, для работы ручной, ручной знатною. Ворота тихи,  никого здесь нет, кто тебя здесь ждет где искать ответ, Подошел Быструнок к наковаленке, и присел посидеть на заваленке. Видит малые есть заготовки, только нет на них малых бородки,  Знать кувалдить придется весь камень, а из щебня бородки наладить.
Долго ль быстро, а дело он справил и бородку малую наладил, получился наш ключ очень ладный, лишь в ворота осталося вставить.
Вставил ключ он в ворота резные и прибавил, давай удалые, открывайте мне путь мой к Владыке, уж заждался наверно прибытья.
И со скрипом Ворота открылись, чудеса  что по ныне не снились, красотою сверкает сей город из камней не известной породы.
Быструнок держит путь в Знатный замок, где Владыка давно уж заждался, только нет никого в этом замке , и Владыки не видно подавно.
Чудеса в этом городе славном, где же жители, что-то не ладно, вот уж час брожу по переходам,  и сказать даже не кому слова.
Видит стол , на столе угощенье,  из камней малых видно веленье:
Здравствуй гость знатный молодец Добрый,
Наш Владыка сейчас на охоте,
Угощайся, пока не стесняйся,
И Владыки пока дожидайся.


Тот же час камни перемешались, только кучка песка и осталась.
Быструнок отдохнул наш с дороги, подкрепился халвою немного, выпил кваса студеного в волю, и уснул , притомился немного.

А  Владыка вернулся с охоты, Видит молодец наш во дремоте,
А Владыка как есть,  наш невидим, как и слуги что с ним вместе были.
Дунул в камни свои наш Владыка , и оставил письмо невелико, на скатерке своей Серебристой , что умеет угадывать мысли.

Как проснешься на утро, друг добрый, отправляйся в наш Северный омут, там из камня увидишь работу, заверши ее в малые сроки, на рассвете увидишь наш город, но не будь только ночью в дремоте, и тогда ты узришь и народ весь, Волшебство его больше не скроет.


И ушел потихоньку Владыка, вместе с ним не великая свита.
Вот уже и рассвет за окошком,  Быструнок наш проснулся немножко, видит Стол сервирован на завтрак,  что его удивило не мало…
Ай да замок, чудной ведь однако,  каждый раз происходит все странно, Не увидел опять я Владыки, никого из его малой свиты…
Подкрепился на скорую руку, А Владыки ни слуху ни духу, только позже увидел скатерку, а на ней из камней видно строки.
Подивился письму от Владыки и отправился в путь не великий.

Шел не долго, увидел не мало, но вопросов же меньше не стало, не найдет он заветные камни, заблудился ни много ни мало.
Вдруг увидел сверкающий остов, и работу доделать не просто , камень чудный сверкает повсюду, как же сделать камней этих груду?
Видно мастер давно расстарался, замок сделать, но камень сломался, не сыскать ему больше замену, а другим заменить не посмею…
Взял тарелочку посеребренну, да прикрыл ее малой ладонью, кинул бусинку  точно в середку, и попал так как был очень ловкий.
Десять молодцев встали зеленых, малахит  покрывал их так ровно, братья все на подбор удалые, и как видите были живые…
Быструнок не скрывал удивленья, и не ведая больше сомненья, поклонился  им в пояс  до долу.  Как учила всех матушка дома.

Здравствуй брат, наш хороший, названный, нам сестра твоя  милая мама, что спасла дестярых с заточенья, огранив в бусы эти каменья…
Было несколько камней в той шахте, малахит , меж собою мы братья,  и сидели бы мы в заточеньи ,  коль не рук твоей мамы уменья.
Ладный мастер с нее получился,  у нее только камень гранился, лишь она своим кротким уменьем, малахит огранила с каменьев, и работала мастер с любовью, песни пела  о наших же горах, инструментом работала  складно , малахит ей поддался с отрадой, 
И с тех пор  десять бусинок ладных, стали братьями ей  равной правдой,  лишь еще одна бусинка ладная не выходит у матушки славной, там рисунок  из камня с сим градом,  что достроить тебе только надо…
Быструнок наш, конечно, догадлив, не найти ему больше тех камней, нужно бусинку  малую сделать, братья смогут сей замок доделать.
Взяв шлифовку немного помельче, стал он петь ей все горные песни, что он помнил от матери в детстве о прекрасном былом королевстве, о большой малахитовой шахте, о камнях многочисленных разных, и о чудо, рисунок поддался, стал немного, но явно меняться, проявился доделанный замок, ну а братья то рады стараться.

Вот уже и восход виден солнца, замок  ладный стоит и высокий, весь сверкает, а камень неведом, чуть зеленый и кое - где серый.
Только братьев  нигде и не видно,  и исчезла  вся горная сила,  Только речки народ проявился и Владыка пред очи явился.
Что ж исполнилась Божия воля, ты избавил с тяжелой неволи, весь народ наш речной от невзгоды, проявил  этой речки ты  воды.
Дочь  избавил от этой колдуньи, что для дочери кары придумав, жемчуг в речку рассыпала вволю, с заговором невидимым долю…
Только мама твоя мастерица, над горошинкой рада трудится, слелав град этот равный мечтаньям,  лишь смиреньем своим и стараньем.
Но не весь замок ей покорился, надо было тебе потрудиться, и теперь вашим ратным стараньям, замок  здесь с неизвестного камня.
За веру твою и фантазию ,  отдаю за тебя свою Ладию, ты свободен в реке  став Владыкою, и не будем теперь мы безликими.
Так же волен уйти по земле , навсегда теперь град сей в реке.
Свадьба долго играла в реке, поклонился он в пояс воде, Взяв жену свою под руку Ладию,  он на сушу народом отправлен был, поклонится пред радостной матушкой, и земле поклонится  отрадушке.



И с тех пор говорят его видели он в реке теперь  мудрый правитель стал, и по суху ходил среди братьев он с мудрой милой женой своей Ладией.
 Я брат Жиль много лет с ним прожил,  да сохранилася в ларце том бусинка малахитовая, с узором града невеликого, в мамином ларце, среди остальных малахитовых бусинок удалых…..
На том и сказу конец, а кто слушал молодец.


Рецензии