Баку и молокане 1. Молокан багы и баги

«Молокан багы» - в переводе на русский язык это означает Молоканский сад.

            А под термином «баг» я не  имею в виду жаргонное слово программистов «bug». Впервые примененным в 1947 году в этом значении термином обычно обозначают ошибки в программе, вследствие которых  программа выдает неправильный результат.

            Здесь же это слово я использую в значении «маленький недочет или мелкая, незаметная причина досадной ошибки». В этом значении слово «bug» использовалось гораздо раньше, еще в 19 веке, и ему больше  соответствует то, о чем пойдет речь ниже.

            Прежде чем перейти непосредственно к самим багам хотел бы остановиться на следующей проблеме.

            Интернет прочно и надолго вошел в нашу жизнь. И это замечательно! Единственное, что порой огорчает так это содержание отдельных сайтов. Или контент, как принято сейчас называть размещенную на них информацию. 

            Если набрать фразу «контент сайта», то любой интернетовский поисковик выдаст несколько миллионов ссылок на сайты, содержащие подробные рекомендации по этой теме.

            Наряду с пожеланиями постоянного обновления контента эти рекомендации предусматривают его проверку на достоверность. Ведь в отличие от бумажного варианта книги с определенным, ограниченным тиражом, в Интернете баги могут  тиражироваться  в безграничных размерах и с громаднейшей скоростью.

            Но, к сожалению, эти рекомендации зачастую игнорируются, и редко кто при наполнении контента своего сайта подвергает заимствованную информацию сомнению или проверке. В лучшем случае она просто выкладывается со ссылкой на источник, в худшем – источник не указывается вообще, а информация интерпретируется и комментируется в меру своих познаний, пониманий, желаний  и пр. пр.

            Особенно досадными бывают баги, которыми так и пестрят сайты и блоги, претендующие на название быть «историческими». Собственно говоря, это и побудило меня к написанию этих очерков. Очерков, в которых я вынужден выступать оппонентом и доказывать наличие тех или багов.

            Таких растиражированных багов в Интеренте довольно много. Но в свою коллекцию багов я помещаю скриншоты страниц тех сайтов, на которых вольно или невольно искажается история бакинских молокан. Так уже сложилось, что меня интересует именно эта локальная часть истории. И в очерках помимо выявления и устранения багов пойдет речь об освещении отдельных моментов из жизни молокан в Баку.

            Не буду описывать здесь историю возникновения и суть религиозного учения этой православной секты. По этой теме есть достаточно много серьезных работ. Многие  авторы в своих исследованиях считают, что молокане сыграли большую роль в истории Закавказья и Баку и заслуживают внимательного отношения к своей истории. К их мнению хочется добавить, что после варварского уничтожения  в сентябре 2007 года старинного молоканского кладбища в Баку, когда без каких-либо уведомлений мощной строительной техникой могилы молокан были сровнены с землей и по ним проложены автомагистрали, лучшей памятью о них должна остаться правдивая информация. Ничем не приукрашенная, но и ничем и никем не искаженная…

            Один из распространенных в сети багов – это история Молоканского сада в Баку, упоминаемого в названии главы. Вернее будет сказать, что вся история Молоканского сада как магнит притянула к себе несколько багов.

            Широко распространена версия, что этот сад со всех сторон окружали караван-сараи, где  часто останавливались молокане, привозившие товар из разных уездов. Потому он и получил название Молоканского.

            На первый взгляд, ничего нелогичного в этом утверждении вроде бы и нет. За исключением того, что, как правило, городская топонимика присваивает в таких случая улице (или дому) имя хозяина, а не гостя. А караван-сарай – это не молоканский двор, это чисто мусульманское доходное предприятие.

            А за этим утверждением следует информация, что близлежащие улицы, переулки, дворы были усеяны бондарными мастерскими со зловонными водами, грязью до колен и т.п. И  вот для того чтобы устранить этот источник болезней и эпидемий власти города в семидесятых годах  19 века решили заложить на этом месте сад.

            Озвучиваю следующий баг: зачем власти решили заложить сад, если он уже СУЩЕСТВОВАЛ?

            Далее. Все та же городская топонимика сохранила для нас информацию, что именно на Бондарной улице, протянувшейся от Сабунчинского вокзала до Губа-мейданы, находились многочисленные мастерские, в которых от зари до зари клепали бочки – тару для транспортировки нефти. Но можно ли назвать близлежащей улицу, расположенную в 530 метрах от сада? Вряд ли! Это еще один баг!

            Немного отвлекаясь от истории сада, рассмотрим еще один сопутствующий баг: связь  «зловонных вод и грязи до колена» с их источником -  бондарным производством. Ведь нас пытаются заверить, что детали бочек, в частности обручи, мочили прямо на улице в лужах с водой. Как-то не вяжется технически сложный процесс бондарного производства с таким заявлением.  Видимо не только мне это бросилось в глаза, так как на одном из «историческом» сайте этот процесс несколько «облагородили». Оказывается, бондари использовали не лужи, а специально рыли для этих целей глубокие ямы. Но воду в ямах, конечно же, не меняли, тем самым создавали упомянутые выше условия для развития болезней и эпидемий… Ну, а в этом варианте можно не только по колено угодить в воду, можно было и утонуть!
 
            Если не полениться и обратиться к технологии бондарного производства, то можно узнать много интереснейших подробностей этого производства. И только незнание их или пренебрежение ими могли породить  этот баг.

            Да, действительно, перед изготовлением  деревянных обручей их заготовки распаривают или, на худой конец, проваривают. При распаривании древесина меньше пропитывается влагой. Но деревянными обручами обычно стягивают бочки емкостью до 10-15 литров. Согласитесь, что транспортировать нефть в таких маленьких бочках было бы крайне нерентабельно.

            В Америке с 1866 года уже существовал стандартный размер бочки для перевозки нефти в 1 баррель = 42 галлонам = 158,988 л.  Этому на практике выработанному стандарту  больше всего соответствует российская двадцативёдерная бочка. Вмещала она 10 пудов нефти, что было очень удобно для учета в принятых на то время российских единицах измерения. А по некоторым данным нефтепродукты  из Баку вывозили на судах в еще больших бочках, сорокавёдерных, вмещающих до 20 пудов. Бочки такой емкостью стягиваются металлическими обручами, так как деревянные обручи не обладают достаточной прочностью. Деревянными обручами нельзя создать необходимого усилия для плотного прилегания клепок-боковиков  к донцу большеразмерных бочек - обруч просто разорвет в самом слабом месте, то есть там, где устроен замок.
Сами же клепки бочки изготавливаются только из высушенной древесины. В противном случае после усыхания древесины обручи ослабеют и перестанут держать клепки, бочка просто развалится. В процессе же сборки бочки на специальном станке  иногда распаривают над чаном с горячей водой с последующей прокалкой (сушкой). Но технологический процесс допускает изготовление бочек и без распаривания в случае использования клепок из осины и сосны, так как древесина этих пород обладает достаточной гибкостью.  А для изготовления тары для нефтепродуктов обычно используются именно эти породы дерева.

            Для многих остался или незамеченным, или малосущественным такой факт, как наличие в Баку  второго центра по производству бочек для транспортировки нефтепродуктов. В те же годы в районе Садовой улицы также находились мастерские, где делали большие бочки, в которых керосин вывозили из Баку на морских судах. [1]

            И если авторы связали грязь и антисанитарию именно с бондарным производством, то почему же  они  нигде не упоминают Садовую улицу?  По крайней мере, я нигде не встречал красочного  описания  грязи до колена и прочих «прелестей» на Садовой улице.  Видимо, источником грязи и причиной такого состояния Бондарной улицы являлось нечто иное. Скорее всего, дело в  рельефе местности, где находились бондарные мастерские.  Бакинскую бухту полукольцом опоясывает достаточно высокий холм. Садовая улица, ориентированная с  севера на юг, располагается по крутому склону холма. Поэтому все стоки, как редкие природные в виде дождевых осадков, так и бытовые, нигде не задерживаясь (на бакинском сленге - «зонным»), стекали в морскую бухту.  А вот Бондарная улица, вытянувшись с востока на запад, располагалась на своеобразной террасе того же холма. Поэтому все стоки верхней части холма просто напросто задерживались на этой улице.  Заболоченной эта местность видимо была и до размещения на ней бондарных мастерских. Как правило, производства не размещают на привлекательных для проживания местах. Им отводят места похуже.

             При отсутствии действенной канализации в городе грязь, зловонные лужи и прочие рассадники эпидемии наверняка были в изобилии, особенно там, где были проблемы со стоками. Таких мест как Бондарная улица в городе было предостаточно, особенно в прибрежной части. И эта проблема стала злободневной во второй половине 19 века, когда  резко увеличилось число жителей города, а существовавшая канавная канализация уже не справлялась с возросшими объемами бытовых и прочих отходов. Но только в 1878 году в Баку начали прокладывать городскую канализацию. 

            Вернувшись к широко бытующим историям возникновения сада и Молоканской слободки, рассмотрим следующий баг: оказывается, приняв решение о закладке сада, власти в 1870-1872 годах снесли молоканскую слободку, а самих молокан переселили  в Завокзальный район. И эта версия бытует несмотря на, что имеются документы, по которым молоканская слобода в районе Молоканского сада существовала и в 1875 году, и даже 7 сентября 1893 года. Прямых документов, свидетельствующих о более позднем существовании слободки, просто не нашлось.

            В своей «Памятной книжке» [2]  Нилантий Демрюков пишет:

            «Как сели на прахот, Иван Федравич Зайцав Самарскай падал тилеграму Бакинаским молоканам: "ажидайтя ссыльных молакан боли ста чилавек, семии". Па этай тилеграмы Бакинцы ахлапатали нас взять всех на паруки, пака иде припишуть нас правитильства. 1875 года пришли в Баку. Стали потхадить к пристани, видим на берегу стаить нарот боли ста чилавек молакан: старцы и прочии зритили, дажидають нас. На бирих ятап нас всех ни пускаить, пака здадуть начальнику, а Бакинцы вещи все разабрали по дамам. Нас всех пагнали к начальнику, здали. Начальник адал Бакинцам, и шло молокан бакинцав и наших да трех сот 300 чилавек мущин и жен. Дашли да малаканаскава сада. Бакинцы астанавились, стали разбирать каму сколька. В эта время Наум Федравич Миникав взял 4 семьи к сибе в дом; он был - почту ганял».

            И далее:

            «Наум Ф. сказал: "Я вам дам комнату для сабрания бесплатна". Вот, собрались да смерьти Наума. Ани были опчи; па них и назвали бакинцы нас опчими даныня. Наум Федравич был духовнай чилавек и скромнай. Он умир в 1893 года 7 синьтября; ат роду яму 57 лет. Посли смерьти ево сын яво Игнат, атказал молаканам сабираца, а сам ушел в баптисты. Начали сабираца у Лукъянавых».


            Собственно говоря, это уже не баг, ошибка в датировке событий достигает 20 лет!  Возможно ли такое в действительности?

            Обратившись к работе Ш.Фатуллаева [1], попытаюсь найти выход из этого хронологического тупика.

            Там мы находим, что по плану 1864 года «…была разработана планировка эспланады с включением некоторых композиционных элементов, пусть еще в форме приближенных наметок, впоследствии вошедших в организм города в качестве архитектурно-пространственных узлов. Это - Колюбакинская площадь, или Парапет, напротив Шемахинских ворот и пустырь на месте будущего Молоканского сада». То есть, в 1864 году ни сада, ни слободки еще не было, существовал только пустырь.

            Далее, там же находим:  «Лишь в юго-восточной части эспланады, в сфере влияния форштадта, в 1860-х годах возникла Молоканская слободка, на месте которой был разбит Мариинский сквер (ныне Сад им. 9-го Января)». Отсюда следует запомнить дату начала заселения Молоканской слободки.

            И наконец,  со ссылкой на архивные источники (ЦГИА АзССР, ф. 44, оп. 5, ед. хр. 1. Алфавит дел Строительного отделения Бак. губ. правления за 1850-1897 гг., л. 121) приводится  конкретная дата создания сада: «Мариинский, или Молокан¬ский, сад страдал от нехватки воды и к тому же не пользовался благосклонностью город¬ской управы. Мариинский сквер площадью около 1 га разбит на месте слободы в 1870-1871 годах».

            А вот дальше, уже без привязки к какой либо конкретной дате Ш.Фатуллаев пишет: «В связи с застройкой центральных (буржуазных) кварталов Молоканская слободка с ее извозными дворами и конюшнями в районе Молоканского (Мариинского) сада была снесена до основания, а молокане переселены в совершенно новый и пока бесперспективный район Завокзалья. Здесь они создали новую молоканскую извозчичью слободку, планировка и застройка которой сохранились и теперь между 8-й и 9-й Завокзальной, 2-й и 4-й Слободской улицами, с прямоугольной сеткой крупных кварталов, с улицами, расположенными параллельно Балаханскому шоссе и перпендикулярно железнодорожному полотну».

            Здесь необходимо добавить комментарий, что прямоугольная сетка указанных крупных кварталов была только запроектирована утвержденным 18 января 1898 года Планом. Задолго до этого плана в абсолютно голой степи новые постройки образовали три улицы (1-ая, 2-ая и 3-я Извощичьи), ориентированные в направлении север-юг, т.е. не перпендикулярно существующему Балаханскому шоссе, а под углом в 30-40 градусов к нему. Хотя местность позволяла расположить постройки иным способом. Ничто этому не мешало. Это уже потом  прилегающая к новой слободке территория начала обустраиваться по указанным в плане квадратам. Но уже в самом плане 1898 года  часть существующих построек между 3-ой Извощичьей и 9-ой Завокзальной  улицами попала под урегулировку (снос) при прокладке 2-ой Слободской улицы.

            Эта деталь немаловажна, так как практичные молокане просто так ничего не делали. И учли они, скорее всего, розу ветров данной местности. А поскольку жители слободки занимались извозом, то этот фактор при строительстве был немаловажным: северные ветры продували ориентированные с севера на юг улицы и не образовывали на них сугробы в зимнее время. Кроме того, встречалась как-то информация, что конюшни обычно  ориентируют продольной осью с севера на юг. Придерживались ли молокане этого правила или нет, ответить не могу.

            Таким образом, выходит, что Молоканская слободка была ликвидирована в два этапа. На первом этапе, о котором четко и конкретно пишет Ш. Фатуллаев,  были ликвидированы в основном конюшни и на их месте разбит сад. А имеющиеся прямые и косвенные свидетельства о существование слободки до 1893 и 1904 года дают основание полагать,  что второй этап ликвидации слободки  растянулся на два-три десятка лет.

            В конце настоящей главы хочу привести свою версию возникновения Молоканской слободки, версию, основанную на выводах таких серьезных исследователей жизни, быта и обычаев молокан как Самарина О.И. [3]

            Она приводит данные, что молокане обладали «извозной монополией». По Именному указу от 28 ноября 1835 г. закавказским молоканам было разрешено отлучаться для заработков «для отвоза казенных и купеческих тяжестей в разные промышленные за Кавказом города». Им также было разрешено наниматься почтарями в почтовых станциях в тех местностях, где не проживало православное население. Правда, паспорта выдавались не более, чем на 8 месяцев, с объяснением места, куда человек отправляется, а те, кто выдавал такие паспорта, обязаны были уведомить полицию о том, куда отправляется молоканин. Такая мера была связана с запретом молоканам, как и другим раскольникам, находиться в услужении у православных. Этот указ официально дал начало такому явлению, как извоз, который впоследствии приобрел большие масштабы и позволил довольно быстро укрепить материальное состояние молокан. Доход от извоза в среднеобеспеченных семьях доходил до 25 % от общего дохода.

            Большую роль в благосостоянии молоканских семей сыграли русско-турецкие войны (1853-1856) и (1877-1878), когда для снабжения русской армии продовольствием и фуражом были привлечены молоканские извозчики. В результате для многих молокан извоз стал не просто сезонной подработкой, а постоянным бизнесом. Извозчики в дороге представляли собой отлаженные, спаянные артели: только спайка могла предохранить их в долгом пути от убытков и несчастий.

            В описании М.И. Богдановича [4] событий русско-турецкой войны (1853-1856) находим:

            «Пространство между горами Алагезом и Араратом, так называемая Эриванская долина, каменистая, знойная летом, вредна для здоровья, изобилует хлебом, но там нет ни фуража, ни леса.

            Провиант для войск доставлялся с Мингачаурской пристани, на реке Куре, куда пароходы буксировали суда из Баку, а из Мингачаура шли транспорты на Елисаветполь, по тифлисскому тракту, до Шамхорской станции, и далее, проселочною дорогою, на Делижан: всего на протяжении от Мингачаура до Александрополя 340 верст, в 17 переходов. — Снабжение боевыми припасами и оружием производилось из Тифлиса на Делижан, либо по прямому пути, на Самис, Воронцовку и Карагач».

            И далее, у него же:

            «В каждый из парков 19-й и 21-й артиллерийских бригад, кроме зарядных ящиков, назначено было по 40 троечных повозок, поставленных Молоканами из Духоборья. Подвижной магазин, из 3-х тысяч арб, собранный генерал-интендантом отдельного Кавказского корпуса Калустовым, мог поднять 20-ти-дневный провиант отряда, а под полевой госпиталь было назначено: 400 арб, 200 троечных повозок из Духоборья и 500 черводарских (вьючных) лошадей».  [5]
            
             Вероятнее всего, поселение молокан в городе необходимо увязывать, с перенесением всех  губернских учреждений в Баку из Шемахи после катастрофического Шемахинского землетрясения 1859 года. Точкой отсчета следует считать дату подписания Алек¬сандром II соответствующего Указа от 6 декабря 1859 года. А последующий 1860 год совпадает с датой начала заселения Молоканской слободки, приводимой Ш. Фатуллаевым.

            Когда начался переезд губернских учреждений и их чиновников с семьями, для перевозки багажа были востребованы именно молоканские извозчики со своими громадными телегами, запряженными четверкой лошадей. Процесс этот длился не один день, ближайшей к форштадту свободной площадью являлся указанный выше пустырь, где и были организованы ночевки гужевого транспорта. Привыкшие за годы войны к полевым условиям, извозчики на первых порах довольствовались пустырем, как обыкновенной площадкой для коновязи. Ну а далее смекалистые мужики сообразили, что именно в Баку они будут востребованы больше всего, начали потихоньку строить конюшни, вокруг них дома и перевозить из сел свои  семьи.
            
            Так и возникла первая Молоканская слободка.






Переименования  упомянутых улиц:
Молоканская улица – улица 9 января – улица Хагани
Бондарная улица – им. Димитрова – Ш. Бадалбейли
Садовая улица – им. Чкалова – им. Ниязи
Молоканский сад – Мариинский сквер – сад 9 января – сад Хагани
Губа-мейданы – Кубинская площадь – площадь Физули
1-ая Извощичья улица – 1 Чапаевский переулок - Гурбана Пиримова
2-ая Извощичья улица – 2 Чапаевский переулок - Джаваншира Зейналова
3-ая Извощичья улица – 3 Чапаевский переулок - Фахраддина Асадова
8-ая  Завокзальная улица – Ахмадбей Ага оглы
9-ая  Завокзальная улица – А.Демирчи заде
Балаханское шоссе – Московский проспект – проспект Хатаи
2-ая Слободская улица - им.Чапаева - Тебриз
4-ая Слободская улица – Я.Бакуви


Источники:

[1] Ш.Фатуллаев, «Градостроительство Баку XIX - начала XX веков»  
[2] Н. Димрюков, « (Сабытия) Страдания для истинай веры. Памитная книшка»,  Ж-л «Добрый домостроитель благодати» № 14 (http://molokan.narod.ru/d/d1412.html)

[3] О.И. Самарина, «Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность» (http://www.molokan.info/files/samarina.zip)

[4] М.И. Богданович, «Восточная война 1853-1856 годов» (http://adjudant.ru/crimea/bogdan09.htm)

[5] М.И. Богданович, «Восточная война 1853-1856 годов» (http://adjudant.ru/crimea/bogdan16.htm)



29 января 2010 г.

upgrade:

Написав выше "...суть религиозного учения этой православной секты", я хотел только подчеркнуть, что молоканство вышло из православного христианства. Конечно же, между православием и молоканством имеются достаточно большие и принципиальные различия. И по более распространенному определению  молоканство считается русской христианской сектой.

14 февраля 2010 г.


© Copyright: Генадий Леонов, 2010
Свидетельство о публикации №11001290048

Дополнительные сведения:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/BRANOBEL.HTM
ТОВАРИЩЕСТВО НЕФТЯНОГО ПРОИЗВОДСТВА
БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ
К.И. Джафаров, Ф.К. Джафаров
Производившийся в Баку керосин разливался в большие 20-пудовые деревянные бочки для отсылки в другие города. Но тяжесть бочек и неполное использование объема трюмов - все это увеличивало стоимость перевозки керосина на 25%. Перевозка керосина наливом стала производиться на Волге с 1877 г. и нашла многих подражателей.


Рецензии
Познавательная информация.
Удачи, Владимир

Владимир Тюнин   26.03.2011 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
С уважением, Генадий

Генадий Леонов   26.03.2011 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.