Благодар Малый. Гл. 8 Фэнтри
- Да ни боись, мирянин. Бог не выдаст, свинья не съест.-
До чего же поговорка эта, Благодару, за три дни в зубах завязла, до оскомы. До ломоты в скулах.
- Ну вот и обзнакомились. Теперь, бывайте здравы. Пора придёт – встретимся.- прервал
Коса неясное молчание. – Мне пора.-
В одной рубахе, с котомкой на плече, взяв Ворона под уздцы неслышно, лёгким шагом двинулся в густеющие степные сумерки. Зашевелился и Благодар. Поправил на Пегом поклажу и мотнул головой новому попутчику, пойдём мол. Тот легко и даже беспечно как – то зашагал рядом. До Смоляного Лога осталось ходьбы – один выстрел из арбалета или хорошего лука. Если бы можно было плюнуть на всё и вскочив в седло дать сверчка к родимому двору, к жене, Благ ей – ей не погнушался бы. Но долг воинский и дружеский заставлял переставлять ноги, ставшие вмиг свинцовыми, приближаясь к Логу. Через лютый страх! Ни один охочий из градища, ни на хмельну ни на трезву голову, не сыскался бы. А вот ведь как жизнь усмехается! Идёт Благ, куда не хочет, и не идти нельзя…
- Что мирянин, Вепря боисся?- словно угадав Благодаровы думы спросил Одя.
- Да.- только и ответил тот. К чему храбриться, когда и так всё понятно.
- Правильно. Бойся.- сказал Одя без тени насмешки.- Я тоже боюсь. Да и прочие все бояться. Чтобы там в кабаках не брехали, как бы не храбрились. Только умному страх выжить помогает, а дурака разума лишает.
- А ты сам - то вепря слыхивал?- спросил Благ Одю.
- Рёв – то? Нет. Не приходилось. Если рёв услышал – готовься к беде! А те кто с ним
встретился, уже ничего никому не поведают. Так говорят люди.
Как люди говорят, Благодар и без сказителей знал. Сызмальства. С мамкиной титьки.
За разговорами дошли до места. Даже в потёмках степных, при луне ущербной видно было как степь снижалась переходя в пологий распадок. Начало Смоляного Лога…
…Дед Благодаров рассказал ему, когда Благ совсем мальцом был, что слыхал от своего прадеда. Был вековечно в степи, не доезжая Чёрных перелесков, дли – и- нный распадок.
Смоляным Логом прозывался. Смолы в том месте отродясь не было. Местами ветры да воды отмыли стены Лога до камня, вешние и дождевые потоки промыли теснины и сделали их глубокими и узкими. Место неудобное получилось и неприветное. Степняки
туда не хаживали, без нужды. Простор любили. А градским мирянам он и даром нужен
не был. Редкие из них бывали там. Добывали искряный камень. За него умелые кузнецы платили медную монету. Невелику, но твёрду… Ежели к такому камню, да кресало из хорошего железа, о – о ! Отменное огниво получалось. Отцу хватало и сыну оставалось! Те края Лога, которые пологи да землицей покрыты, поростали вездесущей степной травой смолянкой. Она, когда высыхала, настолько злая была – коню бабку до сухой жилы резала. А в пылень месяц, когда лютовали по Сухополью сухие грозы, иногда загоралась, наполняя низовья Лога едким смоляным дымом. Так и слыл бы
Смоляной Лог местом недобрым, да и только. В округе и без него есть, где
хороводом ходить. Да вышло в том Логу, в стародавние времена дело не божье.
Аккурат в такой же вот пылень месяц, в разгар сухих гроз три брата – молодца выеха-
ли в сухую степь поудальничать. А перед тем, изрядно в шинке посидели, настойки головореза – корня поотведали… Или им подраться нескем было в градище, или посчитали что достойных кулачников рядом нет, только похватали братовья оружейное добро, мах на коней, да на простор. А сказано: зла нет - меч не тревожь! Первый за –
вет предков нарушили. Покружились по сухостепью поорали, кочевых на бой покликали.
Только не докликались. Не было, о ту пору, рядом коногонов. Иначе протрезвели бы удальцы, где нибудь далече – далече в степях, с клеймом на заду и в колодках.
С пьяну – то и сухая степь – лужайка! И занесла их нелёгкая в Смоляной Лог. А там кабаниха деток малых, кабаняток – сосунков вываживала. В пору сухих гроз ни степняки, ни градские в степи не охотятся. Потому как у каждой матки в эту пору молодняк подростает. Второй завет предков таков: смерть и жизнь по миру ходят кругом, друг за другом. Не отнимай жизнь ничью бестолку. Человека бей в бою. Зверя, для пропитания и в свой срок. Да только одна бутыль головореза порой, громче всех советы даёт…
Увидала кабаниха людей, засердилась. Тут бы братьям и отойти с миром, дорогу уступить. Так нет! Они на весь Лог: улю – лю! Ату! Ату! Ринулась матка кабанья, на смутьянов. А старший брат из арбалета её в глаз – хлоп, да и на смерть.
Либо и впрямь стрелок добрый , либо повезло спъяну, но и второй завет презрел, неразумный! И пошла тут потеха кровавая. Поросяток, которых постреляли, которых ко –
нями потоптали. Поразвеялись, вобщем, братовья. Хмель проветрили, да и поскакали
восвояси ко градищу. Вдруг слышат за спиной рёв протяжный и горький. Оглянулись
и видят стоит на пригорке огромный вепрь - секач и вслед им смотрит. Седой весь, как
лунь. А глаза его, как угли, горят, лютой злобой и смертельной болью…
Поняли братья, что дело тут не чисто. Никогда таких животин страшных, в окрестных степях не водилось. Взгрели коней и пустились наутёк, дальней дорогой.
Не стал Вепрь за ними гнаться. Говорят старики, проклял он братьев, лютую ненависть и горечь им вслед завещал. Вняли духи степи, мольбе зверя. Ведь правда и справедливость всем в этом мире – как воздух. И покарали глупцов – душегубов…
Каждый из них, куда доскакал, там и обратился в камень. Так и стоят из покон веку в Логу три скалы, невеликих и не малых. Три Брата: Старшой, Середний да Малой.
В конном переходе друг от друга. Только от Старшого брата осталась куча валунов ныне. Сказывают, разбил его Вепрь башкой, за то что он мать – кабаниху для забавы порешил… С тех пор всякий кто рёв в Логу слышит, прочь бежит. Знает: быть беде.
А который Вепря узрел – вмиг камнем становиться. Брехня стариковская, понятно. А только камней в Логу, что ни весна, то более и более. А рёв, особенно часто, в пылень - месяц слышен. Вот ведь! Нежить, а тоже тоскует, по кабанихе и деткам…
Вот и верь. А хошь не верь! Но только клубятся в Логу, среди безводной степи, каждое утро сырые и густые туманы. Ни зги не видно. Падают на смолянку – траву, с восходом солнца , блескучей солоноватой росой. Слёзы Вепря!...
- Пришли.- негромко молвил Одя, выведя Благодара из раздумий.- Старшой Брат… Здесь и заднюем, пожалуй. Ты ратник коню торбу на морду одень. Не дай Бог заржёт. Да и вздремнуть не грех.-
На востоке занималась зорька. Сон не грех, да страх – не прах. С сапог не отряхнёшь…
Накормив и стреножив Пегого, Благ расстелил попону и преклонил голову, подложив под неё седло. Беспокойство не оставляло его. Сон не шёл. Он глянул на Одю.
Тот раскинув на земле кошму, спал сном праведника. Даже сапоги снял и армяком укрылся. Сучил босыми ступнями, бормотал во сне что – то, вскрикивал негромко….
- Вот везёт мирянину.- думал Благ. Его не покидала тревога, ощущение незванности и чужеродности себя в этом неуютном месте. Страх – не прах. Сон не грех… Сон…
Благодар тяжело и тревожно смежил веки.
/ Продолжение следует./
Свидетельство о публикации №210013001316