Штраф

Ровно в одиннадцать вечера теплоход «Калашников» отошёл от посёлка Антипаюта. Пассажиры заняли свои каюты. Мои новые знакомые, мать и сын из Гыды, поселились в каюте недалеко от меня. Мы познакомились два дня назад в нашем посёлке у общих знакомых, но поговорить не удалось. Я почти ничего о них не знала.

Разложив свои нехитрые вещи по каюте, я направилась к гыданцам. Молодая женщина Неля и её сыночек Ярчик, как она называла его ласково, с удовольствием согласились попить со мной чаю перед сном.

Они были немного возбуждены, потому что взяли отдельную каюту на верхнем этаже, и двое суток будут беззаботно ехать на таком комфортабельном теплоходе, будут мечтать о новых местах, которые увидят в отпуске, думать о том, у кого погостить, что купить...

Молодая женщина с копной тёмных кудрей, с белым лицом, небольшими чёрными глазами и прямым носом говорила только на ненецком языке. Её сын Ярослав, крепкий мальчик с чёрными волосами, блестящими чёрными глазами, курносый, подвижный, был в камуфляжном, цветастом костюме. Его крепкие щёки пылали румянцем. Во всём его облике была какая-то основательность и в то же время детская непосредственность.

Ярчик тоже говорил только на родном языке. Они говорили на таком чистом ненецком языке, не употребляя ни одного русского слова или выражения, что было такое впечатление, будто-то они всю жизнь только и жили в тундре, а не в посёлке, где все ненцы сплошь и рядом, особенно дети, говорят и думают только на русском языке.

Я тоже старалась разговаривать с ними по-ненецки. Слушая их неторопливую речь, с такими выражениями и понятиями, какие можно услышать только у постоянных жителей тундры – настоящих носителей ненецкого языка, я наслаждалась красотой и богатством, ёмкостью и меткостью одного-единственного слова, которым можно выразить очень многое, душа моя наполнялась тихой радостью от общения с ними.

Мальчик был очень подвижным, но скромным, и ничего у матери не просил, как другие дети пассажиров, которые бегали со сникерсами, мороженым, шоколадом в руках по прогулочной палубе теплохода.

Утром следующего дня я снова пришла к ним со своими продуктами, чтобы позавтракать и побеседовать. Пассажиры в основном были моими земляками из посёлка, одних знала с детства, другие были детьми тех, кого уже не было на этой земле... А Неля и Ярчик для меня были новыми людьми, и живут они в самом далёком северном посёлке Гыда на берегу Карского моря, где частыми гостями являются белые медведи, и потому представляли для меня интерес.

После завтрака Ярчик первым вышел из каюты и стал прогуливаться по палубе. А Неля рассказала мне простую историю своей жизни. Закончила, как и все мы, школу-интернат, потом училище в Салехарде. Вышла замуж, родила Ярчика. Последние годы работает в детском саду.

А шесть лет назад умерла мама, и Неля вынуждена была каждую весну, всё лето и осень, до самых первых морозов, жить в тундре и помогать своему отцу вести большое хозяйство: устанавливать чум, собирать его при перекочёвках, добывать дрова, разделывать оленей, сушить оленьи лапы и шкуры, выделывать их, шить новую одежду для отца и братьев. Ярчика брала с собой, а муж оставался в посёлке, потому что работал.

Ежегодно она просила свой законный отпуск и ещё отпуск без содержания, потому что до ноября не было никакой возможности выбраться из тундры в посёлок. Было очень трудно.

Но нынче весной папа привёз себе новую хозяйку, которая взяла в свои руки ведение большого хозяйства. Впервые за шесть лет Неля с Ярославом смогли выбраться из тундры в отпуск до Салехарда.

Мы беседовали на разные темы. Потом прогулялись по палубе, посидели на скамеечке, долго смотрели на бескрайнее море, думая о своём, и разошлись по каютам.

Через какое-то время Неля позвала меня снова на чай. Ярчик то выходил, то заходил снова в каюту. Лицо у него почему-то стало бледным, настроение было неважное, улыбка сошла с его добродушного лица. А когда мы принялись за еду, то он стал потихоньку охать, ахать, обеими руками схватился за живот и быстро выбежал мимо меня из каюты.

– Что это с ним? Не заболел ли твой сын? – спросила я Нелю.
– Да вот что-то его мутит и рвёт. Может, живот болит, – сказала она.
– А может быть, ему таблетку дать? – спросила я.
– Думаю, пройдёт это у него! – ответила она и стала разливать кипяток по стаканам и кружкам.

Ярчик зашёл и уселся на своё место у окна. Он не ел, а молча смотрел в окно, и всё время держался за живот. Через несколько минут снова вышел на палубу. Глаза мальчика были встревоже¬ны, он явно нервничал, о чём-то переживал. Иногда он ложился на постель, молча лежал, вздыхал и снова вставал. А его мать, стараясь держаться спокойно, убирала со стола, мыла стаканы. Попив чаю, я ушла отдыхать в свою каюту.

Позже я заметила: когда Ярчик гулял по палубе, мать сидела в каюте. А когда Неля выходила на палубу, то сын непременно оставался в каюте. Пообедать со мной в ресторане они отказались. Вечером мы снова пили чай. Мальчик старался кушать, но прежнего аппетита у него не было. В его поведении было заметно какое-то напряжение. Я не стала приставать к ним с расспросами и ушла спать в свою каюту.

На второе утро палило жаркое солнце. Небо было синее-синее, по берегам Оби оставались небольшие селения, проплывали маленькие рыбацкие лодки, по обе стороны реки тянулись небольшие ряды кустарников. Пассажиры прогуливались по палубе, радуясь тому, что из открытой Обской губы вошли в саму реку Обь, кое-где раздавался веселый смех, без конца бегали дети, а за кораблем постоянно и весело летела большая стая белокрылых чаек.

Зеркальная поверхность широкой реки радовала нас, большой белый корабль шел величественно и спокойно, приближая нас к столице Ямала.
Мои друзья по-прежнему выходили из своей каюты по очереди. Ярчик был чем-то явно взволнован, о чём-то переживал.

Неля, когда он в очередной раз вышел из каюты, какое-то время молчала и вдруг спросила меня: «Как вы думаете, Нина Николаевна, нас накажут или заставят платить штраф? А сколько денег возьмут с нас?»

– Какой штраф? Кто накажет вас? Что случилось? – удивилась я.
– Ярчик просил меня никому не говорить. Он сильно переживает. Только сейчас он разрешил посоветоваться с вами, как быть, – тихо сказала Неля, и от смущения у неё загорелись щёки.

– Но что же такое случилось с вами, рассказывайте, может быть, я действительно смогу чем-то помочь? – настойчиво спрашивала я.

– Вчера Ярчик после очередного чаепития вышел на палубу и в целлофановом мешочке выбросил мусор за борт, а вместе с ним выбросил за борт корабля... ключ от каюты. Вот почему мы гуляем по очереди. Это вышло у него случайно. Теперь не знаем, как быть.

Вероятно, нас накажут и заставят платить штраф. И все время гадаем: сколько денег возьмут с нас за этот ключ? – озабоченно посмотрела на меня Неля.

– Какой кошмар! И вы всё это время молчали, переживали и ничего не говорили мне? – выпалила я и рассмеялась от души. Но, чтобы Неля не обиделась, я присела напротив неё и приготовилась слушать внимательно.

– Всё дело в том, что денег у нас немного. Главное – одеть и обуть Ярослава к школе. Я как-нибудь обойдусь, мне мало что надо. Мы тут сидели и рассчитали, что если с нас возьмут большой штраф, более пятисот рублей, то Ярчик останется без джинсов или без зимних ботинок. Мы едем ещё дальше, в Лабытнанги, к землякам, где нужно жить недели две, покупать продукты и съездить в Салехард за покупками. Ярчик понял, что джинсов у него теперь не будет, – виноват сам, будет знать, как вести себя на теплоходе! Больше всего он боится капитана и потому в основном сидит в каюте. Как вы, Нина Николаевна, думаете, сейчас мне признаться проводнице или перед самым выходом из теплохода? – слегка волнуясь, спросила меня Неля.

– Какие проблемы! Всё нужно решать заранее, прямо сейчас! Я уйду, а ты пригласи проводницу в каюту и поговори, – посоветовала я и вышла на палубу.

Впереди уже был виден Салехард, когда Неля и Ярчик позвали меня в каюту и сообщили, что заплатили штраф.

А когда Ярчик, довольный и радостный, будто освободился от какой-то невероятной тяжести, вышел из каюты и побежал мимо окна по прогулочной палубе, Неля, посмотрев на меня, с улыбкой сказала:

«Штраф всего пятьдесят рублей! Сына не было в каюте во время разговора с проводницей. Но я сказала ему, что проводница сильно ругалась и взяла штраф 500 рублей, чтобы в следующий раз знал, как вести себя на корабле и вообще в общественном месте. Не открывайте моей тайны! Пусть знает о том, что за все свои поступки надо отвечать!»

Вскоре наш теплоход причалил к пристани Салехарда. Мои новые друзья растворились в толпе встречающих.

...Через два дня на городском рынке я увидела, как Неля с Ярчиком приглядывались к прилавку с детскими джинсами...

Нина Ядне.
 


Рецензии
Тёплый, домашний, жизненный рассказ! Подобные истории нередко случаются в жизни. Хорошо записанные, они запоминаются надолго.
Спасибо, Нина Николаевна!

Владимир Эйснер   21.09.2014 08:08     Заявить о нарушении
Не ахти как пишу. но что-то в моих произведениях есть. что люди читают. А сейчас у меня в голове пусто, нет никаких историй, историй, сюжетов... Правда, крутится один сюжет, но это уже истиии из куротных историй, даже название есть"У Вас сгорела путёвка!", но ещё не начала. Спасибо. Нина ядне

Нина Ядне   21.09.2014 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.