Гробовых дел мастера

Собственно о том, чем и главное как, занимается эта контора, я узнал значительно позже того момента, когда впервые пересек порог офиса НВП «Гефест» (Киев). Нет, идя туда, я не решал возвращаться к своей первой профессии столяра – краснодеревщика, шел на собеседование, претендуя на должность корреспондента «интернет – журнала Lifenews». И, само собой, и помыслить не мог, что очень скоро стану участником информационной войны за место монополиста на рынке…оказания ритуальных услуг и жертвой «кидалова». Те же, кто втянул меня в эту авантюру, и поныне продолжают называть себя журналистами и юристами.
 
Справедливости ради стоит сказать, что неладное можно было заподозрить уже после первого посещения этой конторы. Первое собеседование проводили две молоденькие девушки, которые откровенно заискивали перед пришедшим журналистом. Я же так увлекся рассказом профессиональных баек, что не обращал внимания на их глупые восторги вроде «Да что вы говорите!», «И это все вы?», «А чем все закончилось?». Замечу, что одну из них, Ирину, я впоследствии увижу выполняющей функции секретаря, а вторая, Татьяна, называет себя «главным редактором журнала». Между тем, тот факт, что самый главный тут совсем другой, девушки не скрывали:
-- Нам вы понравились. Но решение будет принимать Леонид Николаевич. Мы вам позвоним.
Следующий раз это имя я услышал во время второго собеседования. Парень в неизменно черной рубашке впервые объяснил мне, что «на самом деле Lifenews – это так», а «основная часть бизнеса «Гефест» - оказание ритуальных услуг».
-- На какую сумму рассчитываешь? – спросил он.
-- 4.500, - ответил я.
После звонка Леониду Николаевичу парень сказал, что «шеф согласен». Когда впоследствии я увидел шефа, впечатления на меня он не произвел. Такой себе сельский мужик, хотя и в приличном костюме. Помню, тогда я еще подумал: «Интересно, чем он занимался в 90-е годы?».
-- Твоя задача (разумеется, он тоже считал себя вправе всем «тыкать».Авт.) – писать заказные статьи, плюс – политика.
Оказалось, что под «заказными статьями» шеф всего лишь имел в виду написание текстов «на заданные темы». Первым заданием стало написать аналитический материал о скандальном указе Главного управления здравоохранения Киевской горадминистрации. В соответствии с этим документом все умершие вне больниц киевляне должны доставляться в четыре морга (из 25 существующих). По странному «стечению обстоятельств» ритуальные услуги в них оказывает исключительно фирма «Петр Великий». Такое «сотрудничество» мэрской и частной структур действительно вызывало массу вопросов.
Словом, статья «на тему» была написана, без ложной скромности, «бомбовая». Заказчики ее оценили: предлагали другим изданиям, выпустили в формате листовки, ссылались на нее при обращении в государственные органы. Кстати немало качеству статьи способствовали данные обо всех действующих лицах этой истории. «Это база СБУ», -- пояснили мне, показывая когда и кем, например, работал владелец «Петра Великого» господин Погребной.
Казалось, после успеха первой статьи я мог рассчитывать на благосклонность руководства «Гефест». Но вместо этого столкнулся со сменой правил игры во время самой игры.
-- Леонид Николаевич предлагает вам 3.500, - проверещала в телефонную трубку Татьяна.
Попытка напомнить шефу о его обещаниях при личной встрече закончилась тем, что сумму предполагаемой оплаты моего труда вроде подняли на 500 грн.
Тут же последовали и новые задания, являющиеся по сути развитием предыдущего: написать очередную часть «расследования», основываясь на неизвестно откуда взявшийся текст. Посмотрев его, я ужаснулся: бездоказательные обвинения, слухи. Имелись там и фотографии, якобы иллюстрирующие ужасное состояние киевских моргов. Убедиться в том, что эти картинки просто надергали из интернета, не составило труда. Я без обиняков заявил руководству: это не журналистика, публиковать нельзя ни в коем случае, автор этой поделки откровенно подставляет издание. Я напишу другой, профессиональный текст. Не нужно лгать.
«Пиши», - было сказано мне. Но в тот же день упомянутое сочинение появилось в Lifenews как продолжение МОЕЙ статьи.
Новая часть «расследования», написанная вашим покорным слугой, оказалась еще лучше, чем первая. Особый упор в ней делался на аморальность действий хозяев фирмы – монополиста и лиц, способствующих погребным.
Между тем моральность и профессионализм тех, кто с моей помощью раскручивал тему монополизации рынка ритуальных услуг, рождали все больше вопросов.
Вот лишь несколько примеров, иллюстрирующих уровень сотрудников «Гефест» и его рупора Lifenews.
1. Публикация серии интервью с лжепровидицей, главная «идея» которой – объединение ведущих политиков. Например, на вопрос будет ли новый Майдан, она отвечала: «Я хочу обратиться к политикам, чтобы они не делали этого». Стоит ли говорить, что площади для распространения своих бредней такая «провидица» не получила бы больше нигде.
2. После публикации откровений душевно больного человека (или обычного шарлатана) Леонид Николаевич, похоже, искренне удивлялся тому, что нам не дают интервью не только Ю.Тимошенко, В.Янукович, но даже А.Яценюк.
3. Мне так и не удалось объяснить «правой руке» шефа Татьяне, что нельзя статью называть «Молчание ягнят 2» только на том основании, что под заголовком «Молчание ягнят» был опубликован АНОНС о предстоящем выходе материала.
4. В статьях обвиняющих монополиста ритуальных услуг подчеркивалось, что теперь он непременно поднимет цены. При этом руководство «Гефест» легко отказывалось от профессиональных сотрудников, если они вместо, скажем, двух тысяч грн. зарплаты просили три.
5. Идя на интервью, журналисты Lifenews по требованию Леонида Николаевича брали с собой «главного редактора» сайта Татьяну, чтобы, по признанию шефа «она училась брать интервью». И если бы Татьяна при этом как минимум молчала…
6. За два месяца до президентских выборов Леонид Николаевич неожиданно заявил, что «политика сейчас никого не интересует», а потому «мы будем ориентироваться на женщин». При этом, правда, от «мочилова» своего более успешного коллеги Погребного он не отказался, перепечатав недавно под другим заголовком уже упоминавшуюся поделку. Тем самым, как представляется, он подтвердил, что рассматривает свое издание как бульдозер с помощью которого намерен давить неугодных. А «лес рубят – щепки летят».

О том, что в моих услугах Lifenews больше не нуждается, мне сообщили с помощью смс – сообщения. Произошло это на следующий день после того, как я получил зарплату, значительно меньшую звучавших сумм. Выдана она была «черным налом», что является прямым нарушением законодательства. (Разумеется, вопреки моим требованиям, никто и не думал оформлять меня официально). Столкнувшись с таким поведением руководства «Гефест», я потребовал личной встречи с шефом. Мне ее пообещали. Затем прислали смс…
Тем временем борьба между «Петром Великим» и «Гефест» продолжается. (Попытки оставить на форуме Lifenews критические замечания пресекаются той самой Татьяной, взявшей на себя еще и роль модератора сайта). В том, что Lifenews продолжит наполнять информационное пространство «заказными статьями», авторов которых правда не интересует, лично я не сомневаюсь. Как не удивлюсь, если в один «прекрасный» день на волне праведного народного гнева Леонид Николаевич займет место Петра Погребного.
Да и чему удивляться. В стране, где власти, правоохранительные органы, Антимонопольный комитет, налоговая инспекция закрывают глаза на игнорирование законов, журналистика легко превращается в дубину, бизнес в уголовщину, а покойники в товар.


Рецензии