О чём плакала гармонь?..

   Был Рождественский  сочельник. В углу весело подмигивала разноцветными огоньками живая ёлка. Её привезли из леса перед самым Новым годом младший сын и невестка. Быстро нарядили  лесную гостью, пахнущую хвоей и снегом,  – вот теперь чувствуется праздник! Радостно, несмотря на пост,  пролетели в кругу  родных и друзей  возле ёлки шесть первых дней января. Ирина погладила еловые веточки  и улыбнулась: «Молодцы всё-таки дети. Такой подарок сделали!». Она подошла к окну, зажгла стоящую на подоконнике свечу. Где-то  давно  прочитала, что  свеча - это символ человеческой души, которая горит перед  Богом. А свеча, зажжённая на окне в сочельник, освещает путь Богомладенцу и в наш дом, и в наши души. Маленький трепещущий огонёк    показывает, что в этом доме ждут Христа. А её дом, её душа  открыты для Спасителя? Столько в ней, в душе,  в разных её уголках всего- и светлого,  и  тёмного… Столько разных мыслей – и разумных, и возбуждающих, и  страстных…
   В раздумьях  подошла к окну.  На улице шёл снег. Крупные снежинки медленно падали на землю, словно присматриваясь, где  бы ещё добавить  в белоснежный наряд города красоты и волшебства. Они слегка напоминали  чудесных  белокрылых ангелов, летящих  людям  на помощь.
   -Природа готовится к празднику,- взгрустнула  Ирина. –Сказочно красиво… Самое время для чудес…Хотя, какие чудеса? Если сами их не придумаем…
Размышления прервал телефонный звонок.
   -Ирина Александровна, а не поехать ли нам на Рождество к вашей сестре?- младшая невестка не столько интересовалась её мнением, сколько настойчиво   приглашала в поездку.- Давно вы у неё не были. Да и гармонь дедушкину наконец-то заберём…
   -Саша  всего полгода за рулём,  а между нашими городами более  трёхсот  километров… Дорога не известная…
   -Прорвёмся, собирайтесь.
   Сборы были недолгими. И вот уже за окнами машины мелькают дома, деревья и кусты  в новых снежных  нарядах. Кажется,  чуть сверни в сторону – и попадёшь в сказку, начнётся другая жизнь – светлая, волшебная, интересная…   Рядом с Ириной Александровной весело щебечет четырёхлетний внук. Сын, невестка, да и сама Ирина Александровна – в ожидании радостной встречи. Вот будет сюрприз!
   Сюрприз действительно получился. Добрались отлично. Несколько часов не могли наговориться - с сестрой, её мужем, детьми, невесткой и пятилетней внучкой. Воспоминания, последние новости,  шутки. К полуночи уселись, наконец-то, за стол.
   За  праздничными поздравлениями, вкусной и обильной едой пролетело ещё    часа два. И, когда все уже угомонились, стали подумывать о сне, вспомнили про гармонь.
   -А разве она у нас?- хозяева удивлённо пожимали плечами.- Мы вроде бы её не забирали…
   Ирина и Зоя устало присели на диван. Воспоминания тяжёлым грузом опустились на плечи. Папа умер девять лет назад. Через два года  они простились с мамой. А ещё через год ушёл из жизни  брат, молодой - в возрасте 42 лет, красивый, любимый… Родительский дом  опустел. Закрылись двери, стих смех. Квартиру продали,  мебель, посуду, одежду  разобрали родственники и знакомые. Только самые дорогие сердцу вещи и фотографии  сёстры  взяли себе. Зоя была на машине, поэтому решили, что до поры до времени она заберёт гармонь к себе. Её папа завещал Ириному сыну –Саше, своему тёзке…
   -Гармонь должна быть у вас…Давайте искать…-попросила Ирина.- Не могли вы её забыть. Не могли…
   За поисками  промелькнул остаток ночи и половина  дня. После обеда собрались в церковь. Служба уже закончилась, но для тех, кто хочет  написать записочки, поставить свечки, помолиться, двери всегда открыты. Ирина  долго стояла у  праздничной иконы,  разговаривала со Спасителем-Богомладенцем, благодарила за заботу об  её семье, а потом взгляд упал на лик Николая Чудотворца. Она поставила свечку, приложилась к иконе, да так и осталась стоять,  прижавшись  к ней лбом. Слёзы хлынули из глаз…
   -О святителю Христов Николае!  Услыши меня, грешную рабу твою Ирину, молящуюся тебе… Моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку… Да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не  обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших…
   Ирина вытерла слёзы, поцеловала  икону и  прошептала, но уже  своими словами:
   -Святителю Николае, наверное, вся моя жизнь сама по себе –чудо, но так хочется зримого чуда,   чего-то очень хорошего, чтобы встрепенулась душа, уставшая от спешки, суеты, проблем… Так ждала, что на Рождество  случится что-то, что перевернёт всю мою жизнь, придаст ей какой-то новый смысл, что всё пойдёт по-другому… Но нет… чудес не бывает, наверное,  даже в  Рождество…
    Гармонь  нашли  вечером в одной из кладовок, заваленную старыми уже не нужными,  но, видимо,   дорогими каждому обитателю квартиры вещами. Нашли, отчаявшись от поисков и не надеясь на успех.  Поставили на середину   большой комнаты, уселись вокруг неё, не решаясь открыть старый, местами потёртый, кожаный футляр.
   -Папа купил её в 70-м году. Поехал в Брянск за костюмом себе, а привёз вместо него гармонь, отдал  за неё все деньги, что были у него. Как увидел её в магазине, так и не смог отойти от прилавка. Таких красивых инструментов он раньше не видел. Гармонь  по внешнему виду очень похожа на баян. Малахитово-мраморного  цвета панели, стразы около  красивых белых букв в названии «Весна»…- всхлипывала, рассказывая,  Ирина.- А как она звучала!
   -Вы, дети, наверное, помните, как дедушка играл на ней…- продолжила  воспоминания сестры Зоя. –С радостью, с любовью. Всегда, когда мы приезжали в гости, просили папу поиграть. Он никогда не отказывался, даже когда себя уже очень плохо чувствовал. Мы пели, танцевали… И барыню, и фокстрот, и цыганочку…  И в детстве так было.  Весело…
   -А  кто дедушку научил играть на гармошке?
   -Сам научился. Подбирал мелодию понравившейся песни на слух. А когда  был маленьким  и у него ещё не было своей гармони, рисовал кнопки, как у гармошки, на доске и развивал пальцы…  Много смешных историй, связанных с этим, рассказывал…
   …Открыли футляр, достали гармонь… Каждый подержал её в руках, пробежался по желтоватым кнопкам, навсегда запомнившим уверенные пальцы хозяина…  И убрали на место: играть, к сожалению, так никто и не научился.
   Домой собрались 8 января после обеда. С утра началась метель. Тротуары и дороги быстро замело снегом. Трассу, похоже, никто  не чистил и чистить не собирался. Ехали осторожно, не более 60 километров  в час. Водители знают, какую опасность представляет на дороге лёд, припорошенный снегом. Но  на одном участке пути машину всё-таки «занесло». Произошло это молниеносно: её резко повело к одному краю дороги, ударило о метровое ограждение, отбросило на середину, развернуло на 180 градусов и ударило снова  об ограждение, но уже  на противоположной стороне… Оно-то машину и задержало… От испуга все онемели. Только Саша, уцепившись за руль, еле разжал побелевшие руки,  когда, проехав метров 50, затормозил. Лишь  в этот момент в полной мере поняли, что произошло.
   -Наше счастье, что не было машин ни спереди, ни сзади…- прошептал Саша.
   -И что машину задержало ограждение… Это просто чудо…-выдохнула Ирина.
   Дома она  поставила гармонь под ёлку и сразу же легла спать. Шоковое состояние не отпускало. Проснулась от звуков музыки. В другой комнате кто-то явно играл на гармошке, хотя Ирина  была в квартире  одна. Мелодия доносилась через открытую дверь спальни - тихая, печальная, словно гармонь плакала. Звучала  любимая папина песня «Имел бы я златые горы…».
   Ирина  не могла встать, не могла даже пошевелить ни рукой, ни ногой. Такое состояние у неё было несколько лет назад, когда  поздним вечером у одного из старых восстанавливающихся храмов на Валдае она со знакомой услышала церковное пение. Пение доносилось из храма, хотя в нём  было темно, двери и окна были заколочены. Наверное,  тогда  тоже Господь явил  чудо…
 


Рецензии