Президент страны, которой нет

Эти мысли возникли у меня при рассмотрении портрета «Президент России – Владимир Путин». Его автор, московский художник Андрей Манджос, создал этот необычный портрет в 2004 году, когда В.В.Путин был еще президентом, создал в дорогой технике эмалевой мозаики из нескольких тысяч медных пластинок, покрытых горячей ювелирной эмалью. Показ портрета защищен авторскими правами, поэтому чтобы его увидеть, прошу вас пройти по этой ссылке на сайт художника.
http://www.mosaics-mandjos.ru/PUTIN.htm
http://www.mosaics-mandjos.ru/images/Putin02-2.jpg
За шесть лет в нашем гражданском обществе по сути ничего не изменилось, и все, что здесь будет сказано, актуально для данного момента.

В чем особенность данного портрета?

Во-первых, это самый дорогой портрет В.Путина из всех существующих на сегодняшний день. Портреты президента, написанные маслом, конечно, превосходят по стоимости обычные портреты; так, если обычный портрет стоит 10 тыс.руб., то средний портрет изображающий Путина будет стоить порядка 100 тыс.руб. А этот портрет, хоть и очень небольшой по размерам (37,5 см х 30 см), стоит еще на два порядка дороже, что обусловлено в первую очередь дорогой и кропотливой мозаичной техникой исполнения. Художник потратил на его создание несколько месяцев, если не лет, причем работал не на заказ, а для своей собственной коллекции.
Для меня это обстоятельство имеет первостепенное значение. Раз художник вложил в свое произведение столько времени, энтузиазма и сил, то можно гарантировать, что он пропустил через дух и отобразил в своем детище все мироощущение нашей эпохи. Для меня это находка, потому что такой портрет может рассказать неизмеримо больше, чем сотни статей философов и политических обозревателей. В нем есть тайна, которую надо уметь прочитать, и тут уж совершенно не имеет значение, что кому-то он может нравиться, а кому-то не нравиться. Люди все равно будут останавливаться возле этого портрета, привлеченные его стоимостью и необычной техникой, и будут думать, в чем состояла загадка личности нашего президента, что он принес в российскую действительность, и в чем тайна нашего времени, которую мы так и не можем понять.

Во-вторых, портрет разительным образом отличается от всех парадных портретов. Экс-президент изображен в военно-морской форме, в кокарде, посреди русской зимы, на заднем плане вырисовывается силуэт Петропавловской крепости. Что этим сказано? Кто он: главнокомандующий, или просто человек, который как и мы страдает от зимней стужи?  Царь или демократический деятель? Мы видим, что ни то, ни другое и не третье, но тем не менее, эта зима, этот идущий снег – все это совершенно не случайно. Ведь когда на новогоднем аукционе ему предложили написать собственноручно картину, то он написал не что иное, как «Узор на морозном окне». Эта вечная зима, из-за которой, кстати, не разглядеть, что там делается в большом мире. И снова зима повторяется теперь уже напортрете. Что это? Мода пошла такая, что ли – изображать президентов на фоне зимы? Наверное, дело здесь вот в чем: либо художник хочет показать, что Россия – это зима, и что до реальной оттепели еще ой как далеко, либо он по принципу контраста старается подчеркнуть внутреннее душевное тепло президента, в том смысле, что нормальный, мол, у нас президент, человеческий, теплая душа. Либо – то и другое вместе.

В-третьих, обратите внимание на взгляд президента. Это что-то! С одной стороны, он смотрит, как человек обличенный властью, а с другой стороны, чувствуется во взгляде какая-то неразрешенная личная боль. При этом все остальное на картине, и главное и второстепенное, как бы подчеркивает и усиливает этот непонятно куда направленный взгляд: и складка на щеке, и шапка, и мундир, и снежная зима. Взгляд – это центральное, а вся остальная композиция  как бы подстраивается под взгляд, в котором и идея, и тайна, и суровая правда, и ответ на вопрос, как быть.
Возьмите для сравнения любой портрет императора, царя, президента, и заметьте, как они смотрят. На любом портрете во взгляде монарха или правителя вы всегда увидите одно и то же: вот здесь я, Петр I, а здесь мое царство, моя страна. Во взгляде президента или царя всегда бросается то, что он внутренне зрит перед собою все свое царство. Царство, страна – всегда перед ним, и это чувствуется прямо во взгляде.
А этот портрет особенный. Здесь человек не видит своей страны – может, морозное окно мешает, может, снег и туманная мгла перед глазами – но скорей всего потому, что ее, этой страны, просто нет. Лишь постройки, чего-то там отдаленно напоминают, да и те где-то далеко за спиной. Тот, кого мы видим на этой картине, изображен президентом страны, которой собственно нет, которой не существует, которая была когда-то, но теперь исчезла вдруг с карты планеты. И это очень явственно отражено на портрете – президент один, без своего царства – один, как среди зимы.

Вот она великая тайна – России нет!

То, что осталось, можно назвать словами «постсоветское пространство», на котором происходят сейчас те или иные явления, как то: коррупция на всех уровнях, отчаянные попытки одних лиц выдвинуться и нажиться за счет других, дележка нефти, газа и прочих неразграбленных национальных достояний, надругание над культурой и национальной памятью, коммерциализация  обучения с нескрываемой жаждой выжать из детей последние духовные силы, чтобы продлить свое жалкое, полупьяное и смрадное существование на этой забытой Богом некогда одной шестой части суши. К этому можно добавить еще страх перед собственными силовыми и не силовыми структурами, которые заменяют общественную мораль и без которых люди, если так можно выразиться, давно бы поубивали друг друга.
Неправильно сказать: «В нашей стране происходят такие-то прискорбные процессы». Правильно будет сказать, что страны вообще нет, поэтому и происходят те неподдающиеся регулированию процессы, которые в биологии называются трупным разложением. Взывать к червям, чтобы они прекратили свою уничтожающую труп деятельность совершенно бесполезно, так как они свое дело знают. Страна, народ, нация – это понятия духовные, это народный дух, и вот это духовное объединяющее всех людей в единый живой организм начало, оно совершенно ушло. Это мы совершенно явственно видим, когда уезжаем за границу или возвращаемся из-за границы домой. Там это есть, в каждой стране в своей форме, а здесь это начисто исчезло.

Надо хорошо усвоить себе, что мы живем в стране, которой нет. Номинально сохраняя формы старой жизни, мы еще живем в своем старом пространстве, но без чего-то такого, без чего жить нельзя.

И вот В.В.Путину волею судьбы выпало президенствовать в стране, которой на самом деле не существует. Он хорошо это понимает, что на него взвалена задача, прежде неразрешимая никем. Как тут себя вести? Можно точно также номинально продолжать командовать над теми процессами, которые имеют место быть на постсоветском пространстве, и карать тех или иных попавшихся на глаза субъектов по доставшимся в наследство номинальным законам. Но делать так – это все равно, что ничего не делать, ибо разложение это все равно не остановит – Ельцин, например, не смог. На портрете Путин обличен в военный мундир главнокомандующего – значит и он тоже рад поуправлять старыми методами законопроектов и программ.
Но есть и другой путь. Если дух народа отсутствует, то остается еще вариант – подменить своей душою этот отсутствующий народный дух. То есть, вести себя так, как если бы ты и был самой страной, встать на пустующее место народного духа. И интересно, что у В.Путина это неплохо получается! Он первый из русских президентов показал, как это делается, когда давал свои многочисленные интервью и пресс-конференции. Его многочасовые выступления по радио и телевидению с ответами на вопросы граждан – это попытки мыслить и функционировать в образе народного духа. Это и есть та тяжесть, та боль от усилия переломить себя и сделать невозможное, которую мы чувствуем во взгляде на портрете. Когда он действует в этом духе, то все получается хорошо и соответственно крепнет его народная популярность, как например, в случае урегулирования конфликта в Пикалево. Когда же он снова обращается в номенклатурную личность главнокомандующего, то все идет как по-старому запрограммированному пути, то есть, в никуда. Вот такая двойственность. Побольше бы он обращался в народного духа!

Я знаю, что найдутся люди, которые скажут, что раз есть пространство, раз есть люди, которые на этом пространстве живут, то это и есть страна; дайте нам законы, дайте нам президента, и мы будем жить. На словах все легко, но душа художника чувствует, что не все так просто. В действительности, мы живем без страны, без народного духа, который был, но однажды покинул нас после победы большевиков, после чего пошел неуправляемый беспрецедентный процесс разложения, усилившийся последнее время. Говорить о народном духе и повторять священное слово «мы» можно лишь со священным предыханием и свято веря в неограниченные человеческие возможности, которые могут вырасти благодаря вере настолько, что отыщется выход даже из самой тяжелой гибельной ситуации. Именно в такой ситуации «мы» сейчас и находимся в смысле народного духа, который мы можем возродить только собственными силами, каждый лично. И это подобно тому, как на некого человека взваливается тяжесть руководства мертвым заколдованным царством. Если он сможет быть настолько живым, что своим духом оживит мертвого, тогда победит, а если нет, то ввергнется в мертвое вместе с ним. И такая перспектива стоит сегодня перед каждым человеком. Русская зима будет продолжаться вечно, а морозы еще усилятся, пока мы не найдем средств сопротивляться зиме своей активной творческой деятельностью, оживляя в себе народный дух, как бы отождествляя себя со всей страной. Тот человек, который изобрел эмалевую мозаику и создал этот красноречивый портрет, похоже, это понял. Один человек, второй человек, третий человек, и так глядишь, может быть, снова образуется то, что называется народным духом, что называется страной…


Рецензии