Паслёновый вкус детства

Было это очень давно, больше тридцати лет назад…
Наташку родители привозили на целое лето в деревню к бабушке. Ей там так нравилось! Даже мечтала остаться в деревне навсегда., но приходила осень, приезжала мама и забирала её в город.
Очень запомнилось последнее лето, проведённое в деревне. Осенью она пошла в школу, а зимой умерла её самая любимая бабушка Марфа. Была она немножко резковатой, но Наташка на неё за это не обижалась, ведь понимала, что за некоторые поступки надо ещё и не так наказывать. Да и прожила онa жизнь тяжёлую.
Летом в деревне работы много, а с таким подвижным ребёнком ничего сделать невозможно.
- Бабушка, давай я тебе помогу!
- Помоги, внученька, прополи морковочку. У тебя пальчики тоненькие, нежные, ты всю травку сможешь быстро вырвать.
Помогла внученька, вырвала всю морковочку, а рядочки с укропом оставила… И не потому, что ошиблась, просто укропа больше выросло, жалко его рвать было.
- Наташка! Ты где? – зовёт старушка, едва увидев такую работу. А та прилегла под картофельным кустиком, спряталась.
- Выходи, негодяйка! Вот приедет твоя мама, отправлю тебя в город, побей меня кицька (кошка, значит) лапкой! Взяла гостью на свою голову! Выходи, говорю, сидишь там, как сучка в паслёне!
А Наташка слезами заливается, не хочет она в город ехать.
Жалко бабушке дитятко, обнимет её, поцелует, вот и всё наказание.
- Радость ты моя, умничка ты моя, - всё приговаривала бабушка, когда внученька ей водичку свеженькую на огород приносила.
- Да какая же я умничка, - спрашивает шкодница, - если я совсем ничего не делаю?
- А ты и не делай, сиди под кустиком да помалкивай, пока я этот кусочек картошки досапаю. Это и будет твоей помощью.
- Бабушка, а это что за растение?
- Паслён, внученька.
- Это тот, что под ним сучка сидела?
- Тот, внученька, - отвечает бабушка и смеётся.
- А почему ты всю травку вырубываешь, а эту оставляешь?
- Эта травка, дитятко моё родное, когда-то была самым лучшим лакомством, редкость она сейчас. Беречь её надо. И ты береги.
- А можно я попробую ягодки?
- Пробуй. Солнышко.
- А у меня животик не будет болеть?
- Нет, не будет, миленькая.
Наташка задавала эти вопросы не потому, что ей был интересен паслён, а потому, что хотелось уже домой идти вместе с бабушкой. Лукавые глазки внучки посмотрели на это удивительное лакомство, она вырвала одну ягодку, положила её в ротик и…
- Ой, бабусенька, животик мой, ой и болит же!
- Да что за наказание такое! Побей меня кицька лапкой, завтра же отправлю в город! Что ты пищишь, как сучка в паслёне?
Как бы не злилась бабушка Марфа, всё равно бросает свою работу и ведёт внучку в дом.
- Да чтоб тебя горе десятой дорогой обходило! Да чтобы ты только от счастья плакала! – приговаривала бабушка, ругая внучку.
Пока дошли, Наташка забыла, чего капризничала.
- Понравился тебе паслён?- спрашивает бабушка.
- А что это такое? – посмотрела Наташка любопытными глазами на бабушку Марфу.
- Да ягодка, от которой у тебя живот разболелся.
А внучке уже было не до паслена. По телевизору мультики показывают.
- Ох, Наташка, Наташка, не видела ты ещё смаленного волка.
- Какого волка, бабушка?
- Смаленного.
- А он страшный?
- Ох, и страшный, моя дорогая.
- Это того, что в «Красной Шапочке»?
Боялась она этого Волка.
Прошли годы. Увидев редкостный кустик паслёна, Наташка сразу же вспоминает бабушку Марфу, её пословицы, песенки, прибауточки и сказки. И плачет, как сучка в паслёне... За годы взрослой жизни видела она волка смаленного, да и ничем другим её уже не испугаешь. Нарвала в горсточку ягодок, положила на хлебушек, посыпала сахаром. И правда вкусно!
- Мама! Почему у тебя язык синий, ты голодна, почему эти ягоды рвёшь? – спрашивает сынишка, - Я тебе своё мороженное отдам, оно вкуснее!
А Наташка его не слышит, ест хлебушек и наслаждается "вкусом детства"

Сначала этот рассказ я назвала "Как сучка в паслёне", его перевод на украинский язык остался со старым назаванием. Но, при попытке размещения в анонсах, модераторы выдалили этот вариант не читая. Пришлось размещать заново, но изменить название.


Рецензии
"Да чтоб тебя горе десятой дорогой обходило! Да чтобы ты только от счастья плакала!" Никогда таких волшебных "ругательств" не слышала.
Очень понравился рассказ.

Ларри Сон   14.07.2010 16:20     Заявить о нарушении
Лучше уж такие. Ведь ругательства иногда сбываются...
:)

Шевченко Тамара   25.07.2010 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.