Первый снег. Рассказ

                ПЕРВЫЙ СНЕГ.
                Рассказ
      Он увидел ее на палубе. Когда их знакомили, они не подали виду, что давно знают друг друга. Она назвалась Ирой, а позже пояснила:
-Здесь меня все так называют. Ну, какая я Светлана? Волосы черные ,и сама вся черная  от солнца,- она показала  свои загорелые руки.- Разве только глаза…
Глаза у нее неожиданно были голубыми.
-А меня по-прежнему зовут Виктором,- ответил он.
    За семь лет, которые они не виделись, она мало изменилась. Только вместо косы на затылке толстый жгут волос, да теперь она красила губы.
    Он еще не успел ни о чем расспросить ее , но по тому, с какой нежностью она  возилась с белокурой  пухленькой девочкой-дочерью ее соседки по каюте, с каким умением оправила на  девочке платьице, понял, что у нее есть ребенок
     Семь лет назад они любили другу друга, но это была еще та, юношеская, студенческая любовь, когда не перейдена последняя грань. Познакомились  на волейбольной площадке, Светлана играла за сборную мединститута, а Виктор за  Ростовский университет. Виктор учился на геологическом факультете и ,приезжая с практики, всегда  приходил в дом Светланы. Его принимали там, как сына. После вечернего чая с вишневым вареньем и домашним печеньем, мать уходила на кухню, а отец брал газеты и- в кабинет, а Светлана с ногами забиралась на диван в гостиной и слушала рассказы Виктора о Сибири, где он проходил летнюю практику, какая там природа - вековые деревья и озера с прозрачной, как слеза, водой.
      После окончания университета он получил назначение в Среднюю Азию.Светлане еще предстояло два года учиться.
    Уже в вагоне, когда родители их оставили  вдвоем, она вдруг сказала:
-Я поеду с тобой…
-Света, мы же договорились…Приеду, устроюсь, осмотрюсь, а через год заберу тебя.
-Я поеду с тобой,- упрямо повторила она.
-Вот так…Без документов.Без вещей…,-Он стал целовать ее шелковистые волосы и почувствовал, что она плачет.
    Они переписывались, но письма были короткими…Через год Виктор приехал в отпуск, но оказалось , что Светлана уехала на соревнование в Москву, ее включили в сборную Ростова.Это были соревнования на первенство СССР.
    Истомленный ожиданием, дурными предчувствиями и раздражением, которое он и сам не мог себе объяснить, он уехал, так и  не повидав ее.
     Самым мучительным для него стало ожидании ее писем, но временами он думал : да что, на ней свет  клином сошелся…?
    Он много работал. Валился с ног от усталости, возвращаясь из геологических экспедиций, но примерно через полгода вдруг случилась командировка в Ростов. Он ничего не написал ей, хотел сделать сюрприз.Пришел с большим букетом роз…А Светлана снова оказалась в Москве, она попала в сборную СССР ,и шла подготовка к первенству Европы.
   После той командировки письма он стал писать реже. А потом и совсем перестал писать и почувствовал облегчение. Боже, ему всего двадцать пять лет-вся жизнь впереди!. Да, Света- славная девушка, но разве  «клин на ней светом сошелся»--снова подумал он.
    Через  четыре года он поступил в аспирантуру в том же Ростовском университете, защитил быстро диссертацию, но Светланы уже не было в Ростове. Она закончила мединститут, вышла замуж за военного и уехала с ним в Сибирь.
    Он был молод, хорош собой, нравился женщинам и хотя на геолого-географическом факультете  девушек было не так много, но зато на романо-германском отделении, который размещался тут же в главном корпусе,  красивых умных девушек было столько, что глаза разбегались. Было несколько романов, которые он называл романчиками,но он почему-то не торопился жениться.
     Летом он поехал в Сочи, а оттуда решил возвращаться в Ростов на теплоходе. И вдруг эта встреча.
    Вся компания устроилась на палубе в шезлонгах, болтали о всякой всячине. Потом все пошли в ресторан. День стоял жаркий и вечер наступил душный.И кто-то предложил:
-Давайте спать на палубе…
Вытащили матрацы…Светлана вышла  в черном шелковом  халате и в домашних туфлях. Две другие пары этой  компании женатые, а  Светлана одна и потому ей выпало место рядом с Виктором. Он уже знал, что с мужем она сначала жила в Сибири в военном городке, у них есть дочь, а теперь она  с семьей в Виннице и работает врачом в гарнизонной поликлинике.
     Долго еще все не могли угомониться, рассказывали всякие веселые истории:
--А ты чего приуныл? -Вдруг спросила Светлана. И не ,дожидаясь ответа, сказала,- Ой, как спать хочеться.…
    А Виктор заснуть не мог. Прямо над ними  возвышался капитанский мостик.
Время от времени оттуда доносился хрипловатый голос:
-Идем по фарватеру…Включите прожектор...…
Луч света  уперся в каменистый берег.Потом скользнул по белым прибрежным бурунам.
     Халатик на груди у Светланы на груди слегка распахнулся, она  чему-то улыбнулась во сне. Ему захотелось растолкать ее, но он этого почему-то не сделал.Он лежал  тихо, боясь нарушить ее сон.
    Спал он дурно, а когда открыл глаза,то увидел ослепительный диск солнца. Рядом уже никого не было. С тяжелой головой  поднялся, пошел к себе  в каюту, повалился на койку и уснул.
      Светлана сходила в Мариуполе, оттуда поездом в Винницу. Он пошел ее провожать.
-Такси…Тебя вот отправлю, а сам схожу на местный базар…
-Давай я тебя подвезу.
-Да, нет, лучше я  пройдусь.
     Он проводил взглядом автомобиль, который увозил Светлану, и все его напускное спокойствие улетучилось
     До начала занятий еще оставалась уйма времени, и он это время собирался потратить с пользой, докторская диссертация уже наполовину написана, еще усилие…Но работа не пошла. Он зашел в университет. Лаборантка Мая, она в нем души не чаяла, и он это знал, с радостью воскликнула:
-Виктор Васильевич! Вы же  в отпуске…
-В отпуске, Маечка, в отпуске, да вот кое-что надо посмотреть.- Он взял ключ и пошел в лабораторию. Первые полчаса среди образцов разных пород собранных им,он почувствовал себя «дома».Но очень быстро это чувство растворялось и снова возникал тот воображаемый разговор, который так и остался  в воображении:   «Света! Я знаю, у тебя есть семья,.. ребенок…Но мы оба, кажется, совершили ошибку…Почему «оба»? Света! Я виноват! Прости меня. Я не могу без  тебя. Я совершил тогда большую ошибку, что не взял тебя с собой, но ведь все можно исправить…Кроме смерти…Причем здесь смерть?»
-Виктор Васильевич, Вы уже уходите.?
-Да, Маечка, да…
   Он решил лететь самолетом. В Виннице он никогда не был, но военный город таксисты хорошо знали и прямо из аэропорта он приехал туда.К его счастью, поликлиника располагалась не в самом военном городке ,а рядом, так как обслуживала весь гарнизон.-не нужны были пропуска и прочее. Светлана, увидев его, удивилась, и этого не скрывала и потому ему пришлось солгать.
-Неожиданная командировка, и, конечно, решил посмотреть «твой» город…Было бы хорошо, если бы ты нашла время после работы показать мне его.
Она согласилась. И он почувствовал себя на миг счастливым.
-Но ты же знаешь, у меня дочь, семья…
-Знаю, знаю…
   Времени у него действительно было мало  и потому , как только она вышла из поликлиники после работы он ее сразу спросил:
-Почему ты не дождалась меня?
Светлана остановилась.Что-то изменилось в выражении ее лица.
-Я не хотела бы сейчас говорить об этом. К чему вспоминать старое…
-Но почему же не вспомнить?
      Они присели на первую попавшуюся скамейку.
-За эти годы мы оба очень изменились…Нет, не внешне, -поспешила Светлана.
Он взял ее руку и стал целовать…
-Ты не болен? У тебя такие сухие горячие губы…
--У меня железное здоровье,- сказал он с нескрываемой горечью.И она поняла это  и уже ласково, как когда-то  проговорила:
-Витенька, теперь уже ничего нельзя изменить. У моей Галинки есть отец, и он дорог мне.
Пойми меня..
-Я понимаю…И тебе пора домой…
-Ты проводишь меня?.
   Они прошли сквер, вышли на широкую улицу и остановились у дома с колоннами.
-Это мой дом…
    Виктор взял ее за плечи, и она подставила для поцелуя щеку.
-_Теперь.. иди…
-Прости, Витенька,- шепнула Светлана.
      В гостинице делать ему  было нечего, вообще в этом городе ему  больше было нечего делать…И самое страшное, что он не знал, есть ли в мире теперь место, где он сможет обрести себя?
     В номере в гостинице он сел у  раскрытого окна и вспомнил, как однажды уже  осенью
они со Светланой бродили по  пустому городскому парку и неожиданно пошел первый ранний снег. Как они  обрадовались ему…Радовался ли он еще когда-нибудь так первому снегу? А ведь с тех пор прошло столько зим.Почему он тогда не взял ее с собой, не увез?Вспоминать  сейчас об этом было нестерпимо больно.
   Виктор долго сидел у раскрытого окна, смотрел на город, который лежал внизу россыпью огней,но их становилось все меньше и меньше...
   


Рецензии