Татьяна Снежина, поэзия и жизнь

Её песен и стихов мы никогда больше не услышим вживую, потому как её уже нет.
Пусть я жила без времени,
Пусть я жила неправедно.
Вы лишь теперь простите мне
И всё поймите правильно.

Т. Снежина
(«Пусть я жила без времени»)
В автобиографии Татьяна напишет: «Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприёмника около детской кроватки и мамина колыбельная». Как много должно было случиться, чтобы родились такие строки:

***
Мы не знали, что кого ждёт.
Не понимали, к чему нас жизнь ведёт.
Дальние дали теперь уж позади,
А мы и не узнали, что было впереди.
(«В конце пути»)

Не случайно сейчас я так сблизила младенчество Тани и её стихотворение «В конце пути». Жизнь – мгновение, особенно, когда она так коротка, как жизнь Татьяны.
Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для неё было – писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства:

***
И пусть будет так – мгновенье или вечность,
И будет всю жизнь в небе ночью звезда,
Я верю, что мы улетим в бесконечность,
Друг друга, любя сквозь миры и года.
(«Где ты? Кто ты?»)

Когда уходит из жизни талант, уходят из мира Душа и его Творчество. Но, тем не менее, как это часто случается, особенно в России, после смерти поэта острее становится восприятие его лирики, глубже понимание его прозрений, его жизненной Философии. Так случилось и с Татьяной и её Творчеством.

Фактически впервые официально её песни увидели свет на сороковой день после её гибели. В Москве был издан первый магнитоальбом «Вспомни со мной» с двадцатью песнями Т. Снежиной. Тогда же выходят первый документальный фильм о Т. Снежиной «Они были молоды».
На краю жизни Татьяна повстречала свою настоящую любовь – Сергея Бугаева. Их свадьба была назначена на 13 сентября, а 21 августа 1995 года на 196 километре Черепановской трассы Барнаул – Новосибирск микроавтобус «нисан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса:

***
Музыкант был создан воплощеньем
Зыбкой жизни моей силуэт!
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.
(«Музыкант»)

Не о Сергее ли эти строчки? Не о мистическом ли предчувствии появления его в жизни Т. Снежиной? Можно только догадываться и предполагать.
Татьяна была наполнена светом, её вера в добро безгранична:

***
Вот секунда прошла, как столетье,
И звезда, улыбаясь, погасла.
Нету больше звезды, но заметьте,
Что Земля её светом прекрасна.
(«Сказка»)

Как и любую творческую личность, Татьяну мучили своей невыразимостью муки творчества:
***
Душе порою трудно так излиться
И выплеснуть всё, что накопилось в ней.
И бесполезно в этот миг молиться,
Чтобы вернуть мгновенье светлых дней.
(«Душа – как скрипка»)
Как близка становится Таня, какою родною предстаёт перед нами, когда делится с нами своими чувствами в стихотворении «Ушли навсегда те минуты».

***
Ушли навсегда те минуты,
Когда я кричала со зла,
И жаль, что уже не вернуть их,
Чтоб скрасить, хоть каплей добра.

И что-то навечно ушло,
И стали другими лица,
И стало слабее крыло,
И жизнь моя не повторится.

Исчезнут навечно с Земли
Улыбка моя и походка,
Застрянет на ранней мели
Моя незаметная лодка.

И станет кому-то легко,
И станут шаги чьи-то шире.
А кто-то слезинку платком
Смахнёт за меня в этом мире.

Укроются пыльной вуалью
Тетради мои со стихами….
5.04.92г.

Пятнадцать лет назад написано это стихотворение для того, чтобы через 15 лет дойти до меня, и не просто дойти, а вдохновить на эту работу о светлой лирике Татьяны Снежиной. Как много точек соприкосновения наших душ я открыла для себя, как близка, мне Танечка стала:
***
Сюда я уже не вернусь,
Останется всё, как было, -
Книги вразброс, и грусть
В глаза попадёт, как мыло…

Я слишком уже далеко,
Чтоб руку пожать на прощанье.
И мне не понятно легко
Расплавиться в этом молчаньи.

(«Сюда я уже не вернусь»)
Одни только книги «вразброс», которые в моей квартире везде: на полу, на окне, в шкафах…сблизили нас, и думаю навсегда:
***
Друг не сможет обмануть,
Не навеет грусть.
Друг поможет выбрать путь
На любом распутье.
(«Друг»)

Дружеское отношение Татьяны к миру проявляет себя этими строчками. Дружеское отношение ко мне, неизвестной для поэтессы, читательницы. Неоспоримо, она жива, такая Душа не может бесследно исчезнуть – она – жива, она – рядом.
Вот как вспоминает Алла Пугачёва исполнение песни «Позови меня с собой»:
«Когда я подошла к микрофону… я не знаю, что вдруг со мною случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поёт моим голосом! Хотите – верьте, хотите – нет». Я верю Алле Борисовне, верю:

***
Надо мною в тихой мгле
Вьётся сладкий сон,
И звучит в тишине
Лунный саксофон.

Лунный саксофон –
Это только сон…
(«Лунный саксофон»)
Надеюсь, наша встреча с Татьяной не сон. Хотя умом я понимаю, что её нет, а душа твердит – «здесь, в её стихах, открой книгу, прочти, и ты – с ней».
Разве кто-нибудь из нас, хотя бы раз в жизни, не задавал себе такие вопросы: Зачем эта жизнь нам дана? Чего она стоит такая жизнь? Вот и перед Татьяной вставали такие вопросы:

***
Скажи, что стоит жизнь моя?
Рисунков пару черно-белых,
Да несколько стихов незрелых?
Ответь мне правду, не тая.
(«Что стоит жизнь моя?»)

Не всегда всё светло и хорошо получается в жизни, были такие минуты и у Татьяны. Здесь особо хочется отметить, что некоторые психотерапевты и психологи, например, Валерий Синельников и Луиза Хэй, утверждают, что мысли строят наше будущее. Я всё чаще и чаще нахожу подтверждение этим высказываниям:

***
Тот, кто жизни построил фундамент,
Не учёл, что будет всё не так –
Не горит со стихами пергамент,
И не греет огонь на холстах.

Получив от судьбы по заслугам,
Я от мира хотела уйти,
Только Божьи Архангелы туго
Завязали узлом все пути.

Жизнь меня одарила ненастьем,
Неудачи кругом – там и тут!
Полоснуть бы ножом по запястью,
Так опять же уйти не дадут.
(«Тот, кто жизни построил фундамент»)

Дали… как утверждает доктор Синельников: «Вселенная шуток не понимает». Таня хотела уйти, Вселенная забрала её, но забрала в зените её счастья. Справедливо это, или несправедливо, спорить не будем. Слишком много стихов Татьяны Снежиной посвящены её раннему уходу. Некоторые из них мы уже рассмотрели с Вами. Может, в этом разгадка многих и многих злосчастий, которые приключаются с нами, может, наши несчастья нами же и приглашены бывают?
И, тем не менее, считаю, что лирика Татьяны Снежиной – светлая и… печальная, печаль нисколько не оттеняет её, а, наоборот, придаёт ей такое высокое, нежное звучание, такое неповторимое, как всё, что связано с именем Т. Снежиной и её творчеством:
Надежда

Безымянная моя
Неразлучная с душой,
Одинокая моя,
Ты всегда, всегда со мной.

И когда меня не станет,
Мир весь для меня растает,
Только ты, моя Надежда,
В эту землю не уйдёшь,
Ты пойдёшь по белу свету…
9.12.92г.

И пока жива Надежда Т. Снежиной, будет жить и её обаяние, её Живая Душа живого поэтического Слова. И закончить хочется опять же словами Аллы Пугачёвой, обращёнными к молодым женщинам: «Берегите себя, думайте о хорошем».
Елена Зайцева
(13.04.07)


Рецензии
Замечательная работа Елена ! Вечная ей память. Всего-всегда.

Сергей Горельцев   08.02.2010 12:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей.

Елена Зайцева Коревина   27.02.2010 15:15   Заявить о нарушении