7. Семейная тайна ч. 1

    Ещё и ещё раз беру свой блокнот и перечитываю свою запись последнего разговора с Олегом Стрижевским. Перечитываю и понимаю, что, наверно, никому и никогда не решусь ни показать эту запись, ни рассказать то, что узнал.   
Тот ночной разговор я записал в форме рассказа Олега Стрижевского. Мне же досталась роль слушателя, иногда задающего наводящие вопросы…

   «Чтобы ты хоть что-то понял, я вынужден начать издалека и часто отступать от основной темы.
             Своего отца я помню достаточно хорошо. Отец исчез (вернее его арестовали) в двадцать девятом году, когда мне было тринадцать лет. Никаких особенностей у отца я не замечал. А если они и были, то я воспринимал их, как обыденность. Особенность ли, что отец очень любил своего сына и отдавал ему каждую свободную минуту? Или то, что он был талантлив во многом, и это признавали все, кто его знал. Правда, запомнился один случай, когда  отец спас какого-то утонувшего мальчика. Это было в двадцать восьмом году, в Крыму, где мы всей семьёй проводили отпуск. После чудесного спасения по посёлку поползли слухи, что объявился чудесный пловец, способный находиться под водой больше четверти часа.
         Это всё, что я лично помню касательно необычных способностей отца. Свои собственные особенности я вначале тоже воспринимал, как само собой разумеющиеся. Ведь не удивляют же никого своё умение ходить, видеть, слышать. Но со временем понимание некоторого своего отличия от других пришло. Раньше это заметили мать и отец. Потому и заметили, что ждали чего-то подобного. Наиболее очевидно проявилась способность быстрого восстановления у меня повреждённых тканей. Любые порезы, ссадины, ранки заживали у меня необычайно быстро. Это свойство, пожалуй, действительно не имело аналогов. Другие проявившиеся у меня качества, хоть и редкие, всё же были известны в мировой практике. Другое дело, что в данном случае они были сосредоточены в одном человеке. У меня проявилась необыкновенная память, способность быстро считать и усваивать языки. Я никогда не болел, не знал простуды. Для сна мне достаточно трёх-четырёх часов. Позже я стал замечать за собой способность чувствовать опасность и даже определять её источник. Этому свойству в полной мере тоже нет аналогов. Правда, в зачаточном состоянии кое у кого наблюдать его приводилось. Но что интересно: как только я осознавал, что то, или иное качество резко отличает меня от других, я тут же инстинктивно  начинал это качество скрывать. Это не значит, что я специально плохо учился. Ничего подобного. По всем предметам у меня были круглые пятёрки, (но это ведь явление не аномальное, а вполне нормальное.) Зато я не выскакивал к доске решать в уме квадратные уравнения, хотя вполне мог это делать. Если хочешь знать, у меня в голове вся таблица логарифмов уместилась после первого же её прочтения. Но я никогда не проявлял свои необычные возможности без крайней необходимости.
    Мать – врач, хирург, работала в одной их московских клиник. Красоты она была необыкновенной, настолько необыкновенной, что стеснялась её и всячески старалась выглядеть незаметней. Отец был ей под стать и любили они друг друга очень. По профессии отец был учёным-биологом, работал в МГУ на кафедре биологии, заведовал которой профессор Гурский, приходящийся матери Олега родным дядей. Все четверо жили вместе, занимая две комнаты в семикомнатной коммунальной квартире в доме на Малой Никитской улице. В комнатке за стеной жили две глухие сестры абсолютно неопределённого возраста. Как они добывали себе не жизнь также абсолютно непонятно. Ещё три комнаты занимала огромная семья Бориса Михайловича – многодетного бухгалтера. Эта семья, кроме пятерых детей,  включала отца и мать этого бухгалтера, а также его девяностопятилетнюю бабушку. А в седьмой, довольно большой комнате одиноко жил сотрудник ЧК ОГПУ Арнольд Лихтер. На гимнастёрке у Арнольда красовались значок «Почетный чекист» и орден Красного Знамени. И носил он круглый год одну и ту же чёрную кожаную куртку. Уходил рано, приходил поздно. У него, как и у других, был свой столик на общей кухне. Он сам себе готовил еду на керосинке и тут же, на кухне, ел. Родители мои и Анатолий Валерианович очень много работали, днём я по будням оставался дома один, рано стал самостоятельным. Пока был маловат обед мне разогревали на керосинке глухие сёстры, но уже во втором классе я это научился делать сам. Зато вечер и выходные все были вместе и лучшего времяпрепровождения для нас не было. Таким я до сих пор представляю себе счастье. Вот, пожалуй, и всё, что помню о периоде жизни с отцом. В двадцать девятом году наша нормальная жизнь рухнула. Отца забрали вечером какие-то люди, сказали что через пару часов он вернётся домой. Но ни через два часа, ни через два дня он не вернулся. Мать куда-то бегала, хлопотала… И плакала, плакала ночами напролёт. Гурский ходил мрачный, глотал таблетки, пытался успокоить мать. Из их разговоров я понял, что Гурского лишили кафедры, а маму понизили в должности. Жизнь и в материальном смысле стала очень трудной. Тогда я впервые заметил, что Арнольд очень неравнодушен к моей матери. Проявлялось это весьма своеобразно: он совершенно не мог оторвать от неё взгляда, когда она появлялась на кухне.
Позже он стал неуклюже подсовывать ей кое-что из продуктов, уверяя, что это излишки его бесплатных пайков. Она категорически отказывалась, даже ногой топнула. Как то раз он остановил её в коридоре и, глядя в глаза, поклялся, что не имеет ни малейшего отношения к аресту Дмитрия Ивановича. После этого она не смогла отказаться от редкого лекарства для Гурского, что принёс ей Арнольд.
    Через год я стал подрабатывать после школы санитаром в хирургическом отделении, где работала моя мать. Очень часто присутствовал при операциях, которые делала она или её коллеги. Сначала присутствовал в группе студентов, проходящих практику, а потом и один. Штудировал анатомию, одно время мечтал стать хирургом. Один из коллег моей мамы взял надо мной шефство и даже тайком водил меня в морг практиковаться. Но Гурский настолько увлекательно рассказывал о тайнах биологических структур, что в последний момент я выбрал биологию. Комсомольцем я никогда не был. Почему? Не приняли. Хотя и не объяснили почему. Не созрел – и всё тут. Перед этим  меня несколько раз приглашали для малопонятных собеседований с какими-то серыми людьми. Они напирали на то, что будущий комсомолец должен быть абсолютно честен и тут же спрашивали об отце: не замечал ли сын чего-нибудь особенного, непонятного в жизни отца? Потом они отстали и, казалось, органы забыли о нашем существовании. После школы я на отлично сдал экзамены в МГУ. Сдал бы чуть хуже – не стал бы студентом. С репрессированным отцом могли не принять и отличника. Ректор шёл на риск, подписывая приказ о моём зачислении. Об этом мне прямо сказал декан нашего факультета. Учась на биологическом факультете я параллельно посещал лекции по математике и физике на физмате, чем обратил на себя внимание их декана. Вообще, многие доценты и профессора помнили моего отца и относились ко мне более чем с пониманием. Мне даже предложили проэкзаменоваться по математике и физике, поразились моими знаниями и порекомендовали перейти на физмат.
 Удивились отказу, но разрешили и дальше сдавать экзамены по дисциплинам физмата, чтобы в последствии я мог получить диплом с двумя специальностями. Окончание университета было не за горами. Но в тридцать седьмом начались совсем мутные времена. Пачками исчезали преподаватели, а заменившие их исчезали ещё быстрей. То же самое происходило и на работе у мамы и вообще повсеместно. Удивительно, что большинство людей этого не замечало, или старалось не замечать. Так надо! Наверху видней… И чем больше исчезало людей в недрах НКВД, тем громче гремели аплодисменты и здравицы… Однажды исчез Борис Михайлович. Просто не пришёл с работы и всё. Его от горя оглохшая жена, Мария Исааковна, обегала все больницы и морги. Потом ей кто-то подсказал, куда надо обратиться…
    В некогда шумной квартире круглые сутки стояла тишина. Арнольд приходил под утро, а уходил в полдень. Он почернел лицом и, разговаривая, смотрел только в пол. Однажды вечером он постучал к нам и позвал Наталию Алексеевну для разговора. Говорили они долго. Я несколько раз проходил по коридору мимо Арнольдовой двери. Меня беспокоило неравнодушие Арнольда к матери и я опасался эксцессов. Но за дверью шёл тихий разговор, слов было абсолютно не разобрать. Мать вернулась через два часа и тут же передала весь разговор.
Арнольд сказал буквально следующее: «Наталия Алексеевна, для Вас не секрет, что я люблю Вас. Не пугайтесь, я не буду предлагать Вам руку и сердце, хотя высшего счастья, чем быть с Вами, не представляю. Просто я знаю, что меня Вы никогда  не полюбите, и что для вас никого, кроме Дмитрия, нет. Я сказал Вам о своей любви только для того, чтобы к последующим моим словам Вы отнеслись самым серьёзным образом. Вы в опасности. Уже выписан ордер на ваш арест. Правда, он ещё не подписан, ордеров выписывается так много, что начальник подписывать не успевает. Вот он этот ордер, я просто вынул его из пачки ордеров. На какое-то время арест отодвигается. Что будет дальше – трудно сказать. У нас там тоже бардак, да ещё какой! Главное – не попасть под грабли. Наш прежний начальник своего брата от ареста спас тем, что его дело переложил в другую папку, а папку в другой шкаф, да поглубже. Он правильно рассудил: на это дело ляжет другое дело, а сверху ещё и ещё… А брату сказал, чтобы скорее убирался из Москвы куда-нибудь в глушь. Наталия Алексеевна, я настоятельно Вам советую немедленно уехать из Москвы, бросив всё. Это не означает стопроцентного спасения. Кого очень надо найти – найдут и под землей. На них и ордера-то выписывают задним числом. Сначала возьмут, а потом ордер приложат. Послушайтесь меня! Я сейчас стал заместителем начальника спецсектора, поэтому смог добраться до вашего личного дела. Вам хотят пришить (и пришьют!) пособничество в побеге из под стражи Дмитрия Стрижевского. Побег был совершён ночью двадцать второго июня двадцать девятого года, т.е. в ночь ареста. Случай небывалый, даже таинственный.    Арестованного привезли на Лубянку и поместили в камеру для допросов. Следователь начал допрос, а потом ушёл, оставив его одного. Камеру, конечно, запер. С момента водворения  Вашего мужа в камеру до прихода в неё следователя прошло три часа. Такие приёмы часто практикуют, чтобы арестованный растерялся и от нервного напряжения потерял волю к сопротивлению. Когда следователь открыл камеру Стрижевского в ней не было! Камера была пуста. Следователя тут же арестовали и начали следствие. Ягода – он тогда был замнаркома – лично допрашивал этого следователя и всех, причастных к осмотру камеры. Скандал! Ягода не мог такому скандалу  дать вырваться за пределы Лубянки. Ведь он лично отвечает за то, что бы технически побег из внутренней тюрьмы был невозможен. Как он объяснит в Политбюро «чудесное» исчезновение арестованного? И нашёл самое простое объяснение: мол, следователь сам оформил пропуск на выход и сам вывел из тюрьмы подследственного, усыпив бдительность часовых.
Концы спрятали в воду, немедленно расстреляв и следователя, и тех, кто в первый момент осматривали камеру, и даже часовых. Всё! Никаких следов побега не было! Все материалы об осмотре камеры из дела того следователя и из дела Вашего мужа были изъяты. Но вся штука-то в том, Наталия Алексеевна, что следы побега были! Очень необычные следы. Сейчас о них знаю я, да ещё Генрих Ягода, если жив ещё, (а наверно жив). В ту ночь, когда привезли Вашего мужа, меня послали с какой-то бумагой к Фриновскому. Вообще-то работал я совсем в другом отделе, в другом корпусе и около места происшествия оказался совершенно случайно. Я шёл по коридору по направлению к камере, дверь которой была широко открыта. Два чекиста ожесточённо жестикулируя и крича друг на друга стояли рядом с дверью, третий то входил, то выходил из камеры. Двое оравших побежали куда-то по коридору, у камеры остался один. Это был Иванцов, хорошо знавший меня ещё с Гражданской войны. Он-то и рассказал мне о происшествии, и, проведя в камеру, дал пощупать каменный пол. Пол был горячий, почти как остывающий утюг. Как будто на нём костёр разводили, угли вынесли и пол вычистили. Кстати, горячее пятно занимало только часть камеры. И было то пятно диаметром метра два. А центр пятна – как раз, где стояла привинченная к полу табуретка. На этой табуретке полагается сидеть подследственному, и я думаю, что и в тот раз на ней сидел Ваш муж. Ягоде эти подробности не сулили ничего хорошего, узнай о них вышестоящие. Он и замёл следы. На моё счастье Иванцов в суматохе не вспомнил, или не захотел сказать Ягоде, что показывал мне камеру. Есть много причин, по которым я всё это Вам рассказываю. Но главное в том, что сейчас Ягоду в Суханове регулярно допрашивает новый замнаркома Берия. А это не алкоголик Ежов. Этот, перед тем, как расстрелять, все тайны нашего и вашего двора из Ягоды вытрясет. И если выплывет история с «побегом» Стрижевского и с непонятным горячим пятном на полу камеры, то Лаврентий Павлович не отмахнётся, а начнёт копать, копать и копать.
    И доберётся до всех его родственников вплоть до пятого колена. Но сейчас, думаю, наш начальник просто на всякий случай приказал арестовывать всех, из кого хоть как-то можно вытянуть компромат на Генриха. Он побольше компромата на Ягоду хочет нарыть, выслуживается перед новым начальством. Вот, видимо, кто-то из служак, роясь в старых делах прочёл дело Вашего мужа и узрел: есть возможность доказать, что скрыл Генрих Ягода пособницу побега Стрижевского. Тут же подготовил ордерок на Ваш арест, гнида.
   Кстати, Иванцов тогда же, когда показывал мне камеру, сказал, из-за чего взяли Дмитрия Ивановича. Был арестован один делец, который ещё с дореволюционных времён торговал документами. Нет, не фальшивыми. Просто документы умерших людей не уничтожались, а «пускались в дело». Так этот делец зачем-то вёл списки проданных «мёртвых душ». Канцелярист! А может надеялся при случае заняться шантажом… Короче, обнаружили чекисты фамилию и прочие данные Стрижевского в этих списках. А дальше – сами понимаете. Я ещё в двадцать девятом хотел Вам про всё шепнуть, и про то, что Дмитрий Иванович каким-то образом исчез из внутренней тюрьмы. Побоялся, да и для меня самого эта история темней тёмного. Может и правда тот следователь его выпустил? А может по указанию «Самого» спектакль устроили. Все на ушах, а Он посмеивается да усы гладит. У нас всякие чудеса случаются, только в основном это невесёлые чудеса. Я всё Вам сказал, дорогая Наталия Алексеевна. Больше, чем всё. За малую долю из сказанного меня к стенке поставят немедля. Но думаю, что участи этой мне всё равно никак не избежать. У нас уже по третьему кругу чистка пошла. Так что бегите! Завербуйтесь по контракту куда-нибудь на север, но лучше в европейской зоне. Советую в Коми, в Ухту. Ухта хоть и не заполярье, но северные надбавки платят, и климат там не такой жёсткий, как на Воркуте. Ухта находится в подчинении у ГУЛАГНП НКВД, там Вас НКВД сейчас меньше всего искать будет. Главное сегодняшнюю бойню там пересидеть. Завтра может всё поменяться. Думаю и Ежова вслед за Ягодой в Суханово поволокут, значит и у нас смена состава будет. Тот, кто сегодня на Вас ордер подпишет, завтра сам может стать врагом народа. Смекаете?»

    Вот такие сведения принесла мама от Арнольда Лихтера,  изначально хорошего человека, давно попавшего в плохое положение. Мы с мамой совещались очень недолго.
Я не сказал, а это важно, что ещё в тридцать шестом Гурский уехал на Памир, в Хорог. Это на самой границе с Афганистаном. Послал его туда сам академик Вавилов. Послал со словами, что над биологией и над самим Вавиловым сгущаются тучи. И чем дальше от Вавилова будет его друг и единомышленник Анатолий Валерианович Гурский, тем больше шансов у него – у Гурского – остаться на свободе. Гурский звал нас с собой, мотивируя примерно тем же. Но мы с мамой тогда ещё не понимали серьёзности положения и решили не суетиться. Уезжая, Гурский оставил маме на сохранение свои научные дневники и другие бумаги, которые мама мне показала только в Ухте. Как я уже сказал, мы с мамой совещались недолго. Информация, полученная от Арнольда, говорила сама за себя. Должен признаться, что и я в то время непрерывно чувствовал некую аморфную, непонятно откуда исходящую, опасность. Это чувство то усиливалось, то слабло, но всё время присутствовало. Короче, мы твёрдо решили последовать совету Лихтера. В соответствующем месте мы с мамой оформили договор с организацией, носившей название «Ухт-Ижемлаг НКВД». Такое название я прочел в договоре. Согласно договору мы, в качестве вольнонаёмных, должны были отработать там пять лет. Мама – врачом в больнице, я – рабочим на шахте. А полное, несокращённое название этой организации звучало так: «Ухтинско-Ижемский исправительно-трудовой лагерь НКВД». Арнольд знал, что советовал. Где прятаться от НКВД, как не в его собственном лагере?         
            Так, неожиданно для всех в один летний день тридцать седьмого года мы уехали жить и работать на север. Уехали, бросив и работу, и учебу, и жилплощадь в Москве.


Рецензии
Это неавозможно читать без воления и возмущения одновременно! Какие же судьбы рушились в той системе!
Хорошо написано: просто, как ведут беседу с человеком, которому доверяют. Но когда знаешь, кто писал и как сложилась судьба этого талантливого человека... хочется выть от тоски. За что, Господи?!
Обидно, что уже не скажешь теплые слова автору. Я их скажу папе- Виктору Свиридову: такие дети рождаются только у светлых, хороших людей.
Со слезами на глазах, Люся

Людмила Волкова   11.10.2013 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Люсенька, за добрый отзыв, за сочувствие к судьбе автора... Лёша действительно был очень хорошим, именно светлым человеком...

Виктор Свиридов   12.10.2013 11:05   Заявить о нарушении
Наверное, кто-то там на небесах считает нас с тобой сильными безмерно, если посылает такие испытания...

Людмила Волкова   12.10.2013 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.