Юродивый Алексей Хромоногов

ЮРОДИВЫЙ – Алексей Хромоногов

(Продолжение фантастического романа Аркадия Польшакова
"Борис - предводитель жирных крыс", начало смотри
на странице:
http://www.proza.ru/avtor/acropol  )


- Научи меня Боже любить,
Всем умом и всем помышлением,
Чтоб всю душу Тебе посвятить,
Свою жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи меня, Боже, ценить,
Все, что создал Ты здесь под Луною,
Научи меня, Боже, здесь жить,
Помолюсь за Тебя всей душою.

Научи Ты меня соблюдать,
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать,
На свою многотрудную долю.
                * * *
За людей Ты грехи искупил,
Всей Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью,
Научи меня, Боже, любить!

Научи!
      Научи!
            Научи!..


      Судьба свела журналиста Сергея Горенко и юродивого Алексея Хромоного в Захудальи, где он был по своим корреспондентским делам. Надо сказать, что ему ужасно везло на встречи с интересными людьми, и они охотно шли ему навстречу и давали интервью. Что-то было в Горенко такое, что вызывало к нему больше доверия, чем к другим журналистам.
      Будучи возле церкви Сергей обратил внимание на мужчину одетого в простую полотняную робу, который что-то убежденно пояснял, доказывал, призывал к чему-то толпившийся вокруг него народ. Подойдя к толпе, он услышал нелицеприятную для местного правителя Елкина Бориса Никитовича обличительную тираду по поводу сноса «Дома Ипатьева», где по дурости других правителей в так называемую октябрьскую "победопоносную" революцию был расстрелян последний лосийский император.
      Такие речи в советское время редко услышишь. Время было такое, что только хвалебные речи разрешены были к употреблению в адрес «мудрого» руководства партии и якобы народа. И вот здесь на паперти перед церковью какой-то сумасшедший открытым текстом поносил эту самую «мудрую» партию и особенно местного партийного босса Елкина-палкина.
      Он глаголал миру о том, что там, на Красной площади люди зазря поклоняются какому-то мертвецу лежащему в гробу в белых тапочках, превознося до небес его утопические идеи и так называемые «Заветы Ильича», считая их выше Святого писания. При этом не щадил другого вождя Шталина – тюремщика многомиллионного народа, кляня всех и вся с удивительной смелостью, глаголя:
       - Хула вам люди! Ироды вас окрутили! Борис Елкин брешет, как лысого чешет! Врет, и глазом не моргнет. Беда у нас в Лоссии без дождя растет…

       Проторей Афанасий, услышав резкие высказывания юродивого в адрес вождя революции, вождя всех времен и народов, и местного бая-раздолбая, забоялся, кабы чего не вышло.
Поэтому он велел сторожу церкви прогнать юродивого со двора.
       (Хотя в душе он понимал, что юродивый Алексей Хромоногов был во многом прав).
На просьбу покинуть пределы церкви юродивый стал обличать и послушную церковь и её служителей, крича:
       - Попы и монахи, вы первые враги культуры человеческой! Вы, попы, продались за 30-ть  сребреников душу душегубам и партийным кровопийцам. И на вас попах черт на Лысую гору ездит…
       В конце причитаний юродивый, уходя со двора, предсказал, что наступает смутное время, говоря:
       - Скоро Нечисть придет, и настанет темень в умах ваших. Горе, горе нам всем тогда будет!..

       И как мы знаем темень, и горе через несколько лет пришли в лице нового правителя только на этот раз не Всея Руси, а Куска Луси Елкина-палкина.
       Подождав, когда народ разойдется, Сергей Горенко подошел к юродивому и пригласил перекусить, как говорится, чем бог пошлет.
       Юродивый внимательно посмотрел на Сергея и сказал:
       - Отчего же, мил человек, я с удовольствием с вами перекушу. Вижу вы человек приезжий и видно очень любознательный.
       - Я журналист, поэтому очень и очень даже любознательный.
       - Вон как, что ж люблю вашего брата, за любознательность. Пойдемте, я знаю тут одно место, где нас могут хорошо накормить и не задавать мне лишние вопросы на счет моего внешнего вида.
       И они зашли в заводскую обшарпанную столовую. Сергей взял себе пару кусочков хлеба, салат из огурцов и помидоров, две порции пельменей и компот,  юродивый Алексей предпочел пельменям гречневую кашу, винегрет и яблочный компот. Беря вместо пельменей (как предложил ему Горенко) гречневую кашу, он пояснил свой выбор так:
       - Гречневая каша - мать наша, а хлебец ржаной - отец наш родной!
       Потом добавил:
       - Без соли, без хлеба худая беседа.
       Народу в столовой было мало, и они удобно расположились за столиком у окна.
Горенко было интересно узнать про жизнь этого необычного человека. Как всякий начитанный любознательный человек он знал о некоторых известных юродивых земли лоссийской, но они жили все в основном в эпоху царизма. Юродивых во времена «совдепа» было мало, и это был, очевидно, один из последних из них. Поскольку их жестко вытесняли из общества, как своеобразных возмутителей установленных порядков и в большинстве своем они сидели по трюмам и лагерям.
       Поэтому встреча с юродивым Алексеем Хромоноговым была счастливой случайностью, а может и нет, но, несомненно, была полезной для обоих.
       Отпив перед началом еды глоток компота из сухофруктов, Горенко с удивлением увидел, как Алексей в свою глубокую тарелку с гречневой кашей, высыпал винегрет, накрошил хлеба, добавил молотого перца из перцовки, вылил туда компот и все это начал тщательно перемешивать.
      От удивления у Сергея чуть правый глаз не упал в компот, а левый стал подергиваться.
      - Что вы делаете? – спросил удивленно он Алексея.
      - Чего, чего! Готовлю себе трапезу, – спокойно ответил тот.
      После того как все перемешал, Алексей  пояснил журналисту:
      - Чему тут удивляешься? Ведь и в реальной нашей жизни все мешано – перемешано! Например,  горькое разочарование,  кислое настроение или крепко посоленное выражение, кинутое в ваш адрес, перемешано порой со сладким и приятным для вас. И все это людям приходится переваривать в душе всю жизнь и почти каждый божий день. И никуда нам от этого не деться!
      Поэтому я и ем вперемешку все, что бог послал мне сегодня на ужин!
      - Ну и как, вкусно? – оторопело спросил Горенко.
      - А вы попробуйте! Вкусная еда - животу беда! - улыбаясь, ответил тот и отправил в рот очередную порцию этой мешанины из мешанин.
      - Нет уж, я лучше воздержусь! – заявил Сергей, накалывая на вилку очередной сипирский пельмень.
      - Как хотите! Вольному воля, а крещеному рай! Некоторые из моих последователей пытались так же,  как я кушать, но долго не выдерживали, хватались за живот и бежали в ближайший туалет или прятались надолго в ближайших кустах.

      - Ну, понятное дело, - подумал Горенко, - поскольку есть такую безвкусную «бурду» нормальному человеку просто невозможно.
      Как бы читая мысли Горенко, юродивый продолжал:
       - Нет, они просто духом были слабы! У них к тому же кишка была тонка! Человек все может, если захочет!..

                * * *
      Здесь мы оторвемся от трапезы этих двух разных людей и поясним любознательным читателям: кто такие были юродивые в Лоссии?
      Говоря о таком явлении, как юродивые, то  вот уже много столетий ученые, богословы, деятели искусства пытаются разгадать тайну этих необычных людей. В лоссийской традиции в отличие от зарубежных традиций присутствует нечто свое особое отношение к ним: народ всегда почитал этих блаженных «безумцев».
      Люди подобного склада пришли вместе с христианством из Византии в Лоссию и прижились в ней. А потом и вовсе стали специфически местным явлением, которое не получило распространения ни в одной другой стране мира.
       Подлинных юродивых в Лоссии за всю её историю было не так уж и много. Может быть сотня или, по крайней мере две. И Алексей Хромоногов был, пожалуй, последний из них.
Юродство находит свое отражение в следующих словах Евангелия:  "Мы юроди Христа ради" (1-е посл. ап. Павла к коринфянам, IV, 10).
       Одни из них выдавали себя за безумцев, другие были с какими-то умственными отклонениями от обычных типичных гомо-сапиенсов. Характерно было то, что все они смело, обличали царей, вельмож и других первых лиц в государстве и церкви, а в народе они почитались всегда святыми людьми, великомучениками.
      Шестнадцать из них канонизированы церковью. Наиболее известны среди юродивых: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (11 век.), Василий Блаженный (16 век.), И. Я. Корейша (19 век.) и другие.
      Юродивый (по-древнеславянски — уродивый или просто урод) - это по первому своему смыслу тот, кто «родился неправильно». Так могли называть и калеку, и безумца (включая того, кто симулирует помешательство из религиозных соображений,- такого звали «юродивый Христа ради»).
      На наш взгляд сама суть юродства, состоит в том, что он то ли безумен, то ли нет, то ли тихий, то ли буйный, то ли святой, то ли похабный, а вернее - и то, и другое, и третье вместе.
       Алексей Хромоногов по складу характера именно и был и то, и другое, и третье все вместе взятые. И в своих проповедях ругал не только советскую власть, но и правящую партию, и безмолвствующий народ, и церковь, которая была раздавлена Шталинско-Бериевским сапогами и весь этот безумный, безумный мир.
       Родился он в семье священника в г. Старобельске на Укралине. Отец был репрессирован советской властью. В начале они с матерью жили в полуподвальном помещении на тихой зеленой Харьковской улице в угловом доме № 8. Мать работала техничкой, а он учился в обычной средней школе.
       Затем они по настоянию Алексея перебрались на Хурал, поближе к отцу.
Алексей, как и его отец,  окончил духовную семинарию, но в отличие от отца священником не стал. Надо отметить, что в семинарии семинаристов намного лучше учили, чем обычной советской школе. Учили не только богословию, но светским наукам, литературе и искусству. Естественно он хорошо знал жизнеописания святых, в том числе и канонизированных церковью юродивых. С многих из них он в последствии брал пример и повторял их характерные жизненные черты, привычки и особенности.
       Смерть отца в Шталинских застенках, видимо подтолкнула его на  подвижничество по примеру знатных юродивых из числа древних «киеворусов».
       За подвижничество его не раз задерживала милиция, даже помещали в сумасшедший дом. Будучи насильно помещенным в спец. больницу, он лечил и оказывал там помощь страждущим. Лечил, словом и травами их душевные расстройства. На этом поприще сильно преуспел.
      Терпя лишения, он прославился даром предвидения и своим ораторским искусством. Он умел убеждать людей, обличая пороки  власти.
       Однажды он совершил своеобразное «святотатство», соскреб куском стекла со стены городского храма облик Николая угодника. За что его, чуть не растерзали богомольные старушки. Но он сумел убедить их, что под слоем краски нарисована Нечисть в виде черта с рогами и хвостом. И когда иконописец соскреб краску, то действительно люди увидели что-то непотребное: Нечисть, с хлыстом ухмыляясь во весь зубатый рот, ехала на колеснице запряженной настоятелем церкви.
       Дьяк этой церкви, поинтересовался у юродивого, откуда у него такие способности видеть то, что другим не дано. Алексей разыграл его, сказав:
       - Нечего удивительного в этом нет!
       - Как это нет, вы только, что совершили чудо! Изобличили Нечисть под личиной  Николая угодника. Мне бы хотелось быть таким провидцем.
       - Вы хотите стать всеведущим провидцем?
       - Неплохо бы научиться этому. Может, меня научите?
       - Извольте! Вам надо на своей левой реснице отыскать 12 волосинку и завязать на ней христианский узел. Как сделаете это, то на 33 день вы будете обладать таким же даром.
       - И это все! – удивленно воскликнул молодой дьяк.
       - Да! Успеха вам!
       Молодой дьячок обрадовался такому откровению юродивого и побежал к себе домой. Сел перед зеркалом и стал искать эту самую 12 волосинку на своей левой реснице, потом пытался на ней завязать узел. Это ему никак не удавалось. Он долго возился, возился, пока не оторвал её совсем.
       Здесь дьяк понял, что ему никогда не стать таким праведником как юродивый Алексей. С потерей 12 волоска он начисто лишился возможности приобрести сверхзнания.
Когда он вновь отыскал юродивого и спросил, что ему делать, так как у него ничего не получилось, волосок оборвался, тот ответил:
       - Вот так и мне было не просто научиться этому. Жди когда вырастит новая волосинка, - с юмором напутствовал он его.
       По сей день, бедный дьячок ждет и не дождется чуда, а чуда как не было, так и нет.

       А одна старушка долго приставала к нему с вопросом:
       - Почему её невестка не беременеет?
       Юродивый Алексей в ответ что-то забормотал непонятное, типа:
       - У попа была кобыла он её «любил»… (или «осеменил» - последнее слово произнес невнятно).
       Это его непонятное «не пришей кобыле хвост» бормотание можно порой было принять за бред сумасшедшего. Но сердобольные «переводчицы» его бреда перевели все на свой лад, сказав:
       - Алеша наш нынче невнятный. Не обессудьте его, но то, что он сказал можно перевести как, мол,  будет у вашей невестки малец.
       И самое удивительно было потом, что невестка старушки на радость всех родных действительно понесла. А юродивый Алексей получил еще большее признание среди женской половины прихожан. К нему, как гинекологу, толпой стали валить женщины.
       Надо сказать, что в нем граничили одновременно величайшее самоунижение с манией гордыни. То он называл себя навозным червяком, то пыжился и утверждал, что он «О-го-го» -  «Самый Большой гормон человечества». (Что это означает одному ему известно).
        С одной стороны он утверждал, что ему никак не выжить в этом человеческом зверинце, погрязшем в грехе, поскольку он душою слаб, и у него нет стойкого иммунитета от человеческой тупости, жадности и наглости.
       - Это у вас у людей, - утверждал он, -  с детства есть иммунитет и вы можете жить со всеми пороками человечества. А я так не могу!!
       С другой  стороны он с пафосом утверждал, что именно ему выпала «Миссия печалиться о погрязшем в грехе человечестве».
       Молился он с самоистязанием и был скромен в помыслах своих и в хлебе насущном, часто постился, говоря:
       - Что мне в плоти моей, она тленна, рано или поздно тело моё превратиться в прах земной! Важна душа, она вечна!
       - Господи! – взывал к Всевышнему Алексей, - услышь мою молитву, пусть вопль дойдет мой к Тебе. Окружили меня бесы поганые, поносят меня, клянут словами неразумными!
Обращаясь к Всевышнему, он часто вещал стихами:

«Дай стряхнуть земные узы,
Тлен с истерзанной души
И не дай угаснуть музе.
Даже в сумрачной глуши!»

       Порой гневно отталкивал от себя людей.
      - Чего вам нужно от меня, страдальца, - говорил он, отбиваясь от настырных людей. –       Какой помощи вы ждете от меня великого грешника?
      И когда те что-то просили для себя, говорил им:
      - Идите в церковь, молитесь богу. Всевышний милосерден, он даст вам все, чего просите, а у меня кишка тонка против Его силы…

       Как рассказывали прихожане, Алексей, принимая посетителей, не просил их, как это делают духовники исповедаться ему в своих грехах. Он садил посетителя прямо перед собой, накладывал левую руку на голову, внимательно смотрел в глаза и читал его мысли, перечисляя все основные греховные дела и поступки.
       Это производило на прихожан неизгладимое впечатление, они от страха или его гипнотического взгляда немели. А он им на прощанье говорил:
       - Идите с миром, Бог простит ваши прегрешения. Только не засоряйте душу новым греховным падением. Не прекращайте молиться, не давайте волю чувствам пагубным. Смирение и любовь вот ваша соль и сила, на этом стоит и будет стоять вечно храм Божий!
       Когда же более наглые и неверующие строили насмешки над Алексеем. Вопросы каверзные подбрасывали ему, типа того, как он с женщинами «спит» или их проповедями по ночам кормит?
       Алесей, чтобы не вести нелицеприятный разговор с неверующими резко обрывал их, говоря:
       - Отойдите от меня прочь богохульники. Если стану с вами вести беседу, то чего доброго вы и меня с пути Божьего собьете. Идите, идете! Ибо сказано в святом писании: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся!»
       Вообще любил он говорить высоким поэтическим стилем, знал много стихов и поговорок, раздавал налево и направо стифоры, типа:
       - Поздравляю с Новым годом, с залпом утренней Авроры, что бабахнула так с дуру, превратив Лоссию в фугу!
       Старушки у церкви судачили, описывая его  странное житье-бытье. Их особенно шокировало то, что Алеша, живя полуподвальной в клетушке, вместо кровати поставил натуральный дубовый гроб и  в нем спит, закрывшись крышкой с отверстием для лица. И кто ненароком заходит к нему в открытую дверь, то от неожиданности немеет или подает в обморок.
       Так случилось с почтальоншей Варварой, когда она принесла ему поутру письмо, то, увидев лежащего в гробу Алексея, который в тот момент открыл глаза и спросил её тихим могильным голосом:
      - Чего изволите искать! Вдвоем в гробу мы не поместимся!
      Варвара, услышав голос, раздавшийся как бы из того света,  рухнула о земляной пол без памятства. Пришлось юродивому встать из гроба и приводить её в чувство.
      Надо отметит, что Алексей не со всеми говорил прямо и откровенно, с некоторыми он объяснялся на языке вещей, сопровождая их притчами и поговорками.
      При этом он в качестве вещей дарил какую-нибудь мелочь-дребедень,  которую подобрал на улице.  Он их  складывал себе в плетенную из прутьев ивы корзину. Чего только в этой корзине не было: нитки, иголки, гвозди, заколки, замки, пуговицы, копейки, наперстки, ложечки, лоскутки какой-то материи, огарки свечей, пробки, коробки, бутылочки и пузырьки разных размеров и прочее.
       Все это имело символическое значение, и что удивительно было, подаренные им вещи каким-то непонятным образом близко подходило к личности посетителя.
       О том, как он ел, мы уже говорили. Любимой его поговоркой была такая: - Ешь хлеб с солью и водою, живи правдою святою.
       В обед он смешивал в миске все подряд и горькое и сладкое, например, в борщ крошил хлеб, затем клал в него кашу, хрен с редькой, луком и чесноком, и заливал все это месиво компотом или чаем. Чеснок он почитал больше всего, говоря:
       - В чесноке сила божья, а в воде микрокрокодилы-микробы мерзопакостные!
       К курению он относился весьма негативно, заядлых курильщиков не любил.
Однажды один из новых «узких» передним ним начал выпендриваться, закурил дорогую кубинскую сигару, пыхтя бедно одетому юродивому прямо в лицо.
       Внешне этот тип выглядел щеголевато. Носил очень дорогой костюм, курил сигары, ездил на дорогой машине. По возрасту был сравнительно молод, но уже с большими залысинами. Лицо  прыщеватое, с узкими глазами, как у японца и с нагловатым выражением, мол, раздайся море, когда я плыву.
       Он сразу не понравился юродивому, и Алексей решил подшутить над ним, он незаметно со спины обрызгал дорогой его пиджак от «Рюмашкина» крепкой чесночной настойки, которую всегда носил с собой.
       Она выполняла у него роль своеобразного кадила с чесночными благовониями, от которого не только черти шарахались в сторону и микробы дохли, но и люди особенно женского пола старались держаться подальше, затыкая свои носы.
       И когда новый «узкий» учуял носом этот тошнотворный «благовонный» запах, то быстро ретировался и отправился к себе в богатый офис. Но странное дело чесночный запах преследовал его всю дорогу в машине, лифте, кабинете и даже в квартире.
       Все встречные и поперечные люди кривились и шарахались от него, как от прокаженного. Проходит день, два, а запах не улетучивается, сопровождает его по всем деловым и личным поездкам.
       «Новый узкий» с перепугу подумал, что юродивый его чем-то околдовал, напросился к нему вновь на прием, чтобы тот его обратно расколдовал.
        Заметив при первой встрече, что тот ходит в обыкновенной холщевой робе, он привез юродивому богатые дары и новую дубленку.
        На просьбу его расколдовать, Алексей ответил просто:
        - Дорогие подарки и твоя дубленка мне не нужны, оставь их себе. Только вот пожертвуй, сколько не жалко грошей городскому интернату, да подари мне пиджак с твоего плеча на память.
        Тот обрадовался, что легко отделался, отдал ему свой пиджак и укатил к себе в офис, где велел перечислить на счет интерната кругленькую сумму. Запах чесночный тотчас исчез, что очень удивило его.
        Заведующая интернатом потом долго благодарила его за помощь детям.
        Дорогой пиджак юродивый не носил, а подарил его какому-то  бомжу, жившему в землянке в лесу.  (К стати современные бомжи, хотя чисто внешне может и похожи на юродивых, однако по интеллекту и стилю жизни в корне отличаются от них).

        Как многие юродивые от Христа, Алексей очень любил якшаться с молодыми, вести с ними беседы на различные темы.
        Бывало, посадит в кружок и давай поучать, глаголя:
        - Если вас хвалят – благодарите, бранят - молчите, бьют – убегайте, потеряли что-либо – ищите и найдете, нашли – благодарите, голодны – терпите, Бог терпел и нам велел, если сыты и осталось еще еда – поделитесь с друзьями или с «братьями» нашими меньшими (кошками, собаками, птицами)! Поскольку тот кто, будучи сыт, продолжает набивать своё брюхо, тот своими зубами роет себе могилу!
         И не бойтесь конца света, свет явиться, а  с ним энергия, да еще какая, разгонит любую тьму!
        Ибо как сказал Всевышний: - Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем!
         Молодым Алексей часто рассказывал притчу о талантах, спрашивая наиболее смышленого паренька:
        - Притчу о талантах знаешь?
        В ответ слышал примерно одно и тоже:
        - Мол, не знаю!
        Тогда Алексей садился и рассказывал ему Евангельскую притчу  о талантах и, объяснив содержание, говорил:
        - Вот так и вся наша жизнь есть своеобразный торг-игра. И в этой жизни надо спешить сыграть, выторговать все что можно и лучшего качества. Если на сцену жизни, рынок ты пришел со своим «товаром», и тебе есть, что показать, то ты, естественно, стремишься зазвать хороших покупателей, чтобы продать свой «товар» (услугу или показать игру).
        Все это делаешь для того, чтобы потом купить нужное для себя, позаимствовав у других то чего у тебя нет. И так каждый божий день: ты мне, я тебе!
        И если отрок говорил юродивому, что нету у него никаких талантов. Алексей утверждал обратное, говоря:
        - Не может этого быть, поскольку если Господь даровал тебе жизнь, то Он даровал тебе что-нибудь такое твое особое.  А раз так, то значит, есть в тебе что-то такое, чем ты можешь «торговать», «играть» на сцене жизни.
        И если его спрашивали, где же они мои таланты? Алексей невозмутимо  отвечал: Присмотрись к себе хорошенько и найдешь, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь.
       - Учти, - говорил он, - на страшном Суде тебя черти-мытари обо всём спросят. У тебя были руки и ноги, что приобрел?
       Была голова и язык, что приобрел?
       И награда будет не за то, что ты продал кое-что, а за то, что ты именно такое приобрел в жизни! Плохое или хорошее! Понял!!
       Учти, что тобой полученный от жизни знания никакой вор не украдет, они в огне не сгорят и в воде не утонут.
       Прощаясь, он юношам говорил:
       - Крепись сынок, Диавол, как лев, рыкая, ходит, ища кого проглотить!

       Вот таким был наш юродивый во Христе. Его так называемое сумасшествие было следствием поисков в вечно ищущей изобретательной природе новых форм жизни и продолжения рода гомо-сапиенсов. Это и отразилось на его родителях, которые и породили такое чудо природы.
      Он был и дурак в понимании обычных обывателей, и не дурак в смысле божьем человеке.
      Все мы плоть от полоти Создателя, поэтому осуждать кого-то, что он не такой как мы никак не можем. Живет такой человек в природе, значит это кому-то нужно, ну и пусть живет.
       Некоторые из таких «божевильных дурачков» обладают каким-то неведомым нам даром «предвиденья», предчувствия.
       Таким с рождения и был Андрей Хромоногов.
       Богословие учит различать юродство природное и юродство добровольное, «Христа ради».
       В жизни встречаются и те и другие.
       Выглядят юродивые всегда очень экстравагантно, ходят в каких-то рубищах, часто бродят босиком и летом, и даже зимой, очень любят «костерить в хвост и гриву» существующую власть, как местную, так и кремлевскую.
       Естественно, что тем и другим (ветвям власти) это не нравиться, и они таких юродивых часто садят в кутузки или их «лечат» калеча в сумасшедших домах.
       Надо сказать, что лоссийские юродивые самые юродивые в мире. 
       Говор, речь у них, как правило, тихая, негромкая, но бывает и гневная, обличительная.
       Таким и был  Андрей Хромоногов. Обобщая образ нашего героя, можно сказать, что Андрей, принадлежал к типу не только душевно здоровых, но и интеллигентных юродивых.
        Последнее можно подкрепить такими стихами:

- Раздоры, войны, горечи, невзгоды, -
У нас здесь Нечисть злые сеяла «ростки»,
Ждала с надеждой молодые «всходы»,
Пожать недобрые хотелось ей «плоды».

Но не дремала мощь Добра святая:
И гадость эту всю посеянную Злом,
На нашем поле, с корнем вырывая,
Мы засевали добрым мировым «зерном»!
                * * *
С Любовью на земле творите люди,
Пусть не пугают вас ни грозы, ни дожди,
Добро к добру сажайте всюду,
И молодые вырастут Богатыри!

       Но вернемся к началу нашего повествования о юродивом Алексее, когда он обсуждал со столичным корреспондентом различные жизненные вопросы, сидя в заводской столовой. 

                * * *
       И первый вопрос, который задал ему Сергей Горенко, касался сегодняшней жизни юродивого: зачем ему все это нужно?
       - Видишь ли, мил человек. Кто-то же должен раскрывать людям глаза на всю ту грязь, которая захлестнула Лоссию. Ну, если не мы, так называемые юродивые, то кто?
Может быть, скажешь:
       - Партия, от имени которой твориться все одним полуневежественным человеком? Нет! (Так кратко Алексей отвечал на свой же вопрос)
        Не зря глаголют, что государство крепко Головою, а народ свободою. А без Головы рукам и ногам плохо.
        - Может быть народ, который безмолвствует, живет в богатой стране в лачугах и нищете? Опять же нет!
        Правда есть у нас  в стране и счастливые рабы, но  они, как известно и самые большие враги свободы.
        - Может быть церковь, которая боится рот раскрыть, чтобы осудить беззакония, творимые от имени партии? Опять же нет! Теперешние монахи и бога в монастырях продают.
Выходит, что только мы одиночки юродивые можем говорить правду-матку народу…
        - Ну и как на ваши выступления реагируют власти? – спросил его Сергей Горенко.
        - Как, как! Как всегда! Им шибко не нравиться наша голая Правда. Нас часто арестовывают, садят в тюрьму или, что еще хуже в психушку. Так что у меня «всего бывало на моем веку - и по спине, и по боку».
        Хорошо, что сейчас уже не сжигают на кострах, как это было в прошлом. Помните судьбу Христа ради юродивого Афанасьева-Авраамия, написавшего знаменитую «Челобитную царю», которая была по содержанию не хуже известного «Письма запорожцев турецкому султану» или «Письма высланных в Сипирь запорожцев немке-императрице Екабелине 11).
       - Честно признаюсь, я ничего не читал про Афанасьева, - сказал Сергей Горенко, - кто это?
       - О-о, это был знаменитый человек! В миру его звали сначала Афанасьевым, а потом после принятия сана он стал Авраамием. Царь ополчился на него за правду-матку и велел посадить в казематы.
       В казематах его держали строго, однако он и там с караульщиками сумел наладить контакт, и даже с божьей помощью установил связи с единомышленниками. В тюрьме он ухитрился написать несколько сочинений, в частности знаменитую «Челобитную царю».
Челобитная была написана в  непримиримом, резком обличительном тоне. Это и решило его судьбу. 
       В Великом посту на Болотной площади - против Кремля за Москвой-рекой, куда выходил государев сад, где в те времена казнили еретиков и преступников и устраивали кулачные потехи, типа: стенка на стенку, - он был сожжен.
        Сожжен был по лусскому обычаю, в срубе без крыши.  (В Лоссии «сердобольные» цари «заботились» о зрителях, старались не терзать их лицезрением смертных мучений и смертного безобразия казненных ими людей).
       - Да печальная история, - произнес протяжно Горенко, -  его юродство можно принять, как подвиг из разряда так называемых «сверхзаконных», не предусмотренных законами государства.
        - Да это подвиг! «Ругаться миру», обличая грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Это не каждый может выдержать. Наше добровольное подвижничество, бездомность, нищета и нагота дают нам право обличать «безмерную гордыню власть имущих и весь это суетный мир, с его роскошью и нищетой».
        Как правильно замечено: «Благодать почиет на худшем».
        - Хочу заметить, что у вас пропадает редкий актерский талант. Вам бы на сцене играть!
        - Спасибо на добром слове, но моя сцена улицы городов и поселков, а зрители вы, люди, вечно спешащие куда-то по своим мирским делам. И здесь чтобы остановить вас, привлечь ваше внимание нужно актерское умение и большое терпение.
        Я хотел бы заметить, что в отличие актера, каждый уважающий себя юродивый - не только актер, но еще и сам себе и режиссер.
        Как режиссер он руководит слушателями и превращает их в некое подобие коллективного сценического действия. Толпа из наблюдателя становится участником уличного театрального действа, и реагирует в зависимости от таланта юродивого непосредственно и активно, возгласами одобрения или еще каким либо образом. Так рождается своеобразная двусторонняя игра.
        Следует заметить, что в отличие от актеров у нас один единственный и на всю жизнь сценический костюм. Он идеален – это наша роба и нагота под ней. Обнажаясь, мы как бы надеваем «белые ризы нетленной жизни».
        Голое тело больше всего страдает от зимнего холода и летнего зноя и наглядно свидетельствует о нашем презрении к тленной плоти.
        Заметь Сергей, отнюдь не случайно действие в «Житиях» наших юродивых протекает большею частью в зимнюю пору.
        Показательна в этом смысле иконография Василия Блаженного, или Василия Нагого.  Его нагота зимой на снегу в мороз впечатляет людей, приковывает к нему внимание, облегчает задачу вхождения в контакт.
        Чтобы примирить наготу «Христа ради» и грех от созерцания плоти, мы, юродивые часто пользуемся паллиативами. Нас не пугают лохмотья нищеты.
        Среди паллиативов самый распространенный вид – это рубаха, чаще она «многошвейная», лоскутная.
        - А почему вы критикуете и церковь?
        - По многим причинам. В современной церкви слишком много вещественной, плотской мишуры, а у нас в юродстве царит нарочитая открытая голая простота.
        Много среди священнослужителей случайных людишек, например, ну чему может научить настоятель церкви, который до того на миру был  участковым, майором милиции. Смех и грех только.
         Церковь и смерть сделала красивой, переименовав ее в «успение», засыпание. Зарабатывая на этом деньги.
         Мы же юродивые умираем неведомо, где и когда. Мы либо замерзаем в стужу, как святой Прокопий Устюжский, либо просто скрываемся, уходя подальше от  глаз людских. Лоссия страна большая, есть, где уйти и укрыться, найдя свое последнее пристанище.
Придет время и я уйду таким же путем - в никуда…
       - Ну, зачем же такие мрачные мысли, вы еще крепки и душой, и телом, и как говорится  еще - «повоюете».
        - Спасибо на добром слове! Дай бог здоровья осилить мою стезю, дорогу мою многотрудную.
        - А на счет наших великих просторов, то с этим нельзя не согласиться, просторы у нас великие, вот бы еще и дела соответствовали этому, - задумчиво произнес Горенко.
        Затем, глядя не юродивого, он сказал:  - Я заметил, интересно вы порой говорите, то очень внятно, то наоборот - совершенно непонятно, абракадабра какая-то.
        - Это от многих факторов зависит: от человека или людей, с которыми ты говоришь. От уровня их интеллекта, пола, возраста, даже профессии, например, с милицейским я говорю так, чтобы он сразу не хватался за пустую пистолетную кобуру.
        Поэтому моя речь двояка: либо ясна, как божий день, либо темна и невразумительна, как темная ночь. При этом я часто использую рифмованные вещи. Речи с поговорками приятно слушать.
        Краткие стихи  или рифмованные фразы обычно быстрей доходят до сердца слушателей. Кроме того, рифма лучше подчеркивают особость высказываний, отличие их от косноязычной обывательской речи людей. Хороши в этом плане наши поговорки, например: - Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле - будешь век жить на земле!
Но, порой не зная, что ответить на неожиданный вопрос слушателей, приходится импровизировать, бормотать что-то несусветное, говорить - «словеса мутные». Такие словеса сами по себе приходят в голову.
        Они тоже несут в себе известную долю энергетической нагрузки. Эти «словеса» - сродни детскому языку (лепету), они сами из нас вылетают. Ну, а детское «немотствование» встарь считалось средством общения с Богом.
        Поэтому порой я на так называемый «детский разум перехожу».
Эта наша традиция, она восходит к Книге Иеремии: «И я сказал: а-а-а, Господи! Я, как дитя, не умею говорить. Но Господь сказал мне: не говори "я дитя", иди, куда я пошлю, и говори все, что прикажу».
        При этом многое в своей речи я заимствую из фольклора - ведь он плоть от плоти нашей народной культуры. Известно - народ скажет, как на ум завяжет.
        Например, сказочный народный герой Иван-дурак очень похож на нас юродивых. Потому что он самый умный из сказочных героев. Можно сказать, что Иван-дурак - светская параллель юродивого Христа ради, равно как Иван-царевич – параллель Святого князя.
        - Вы в своем пророчестве часто осмеиваете пороки современного общества и боретесь со злом в любых формах и проявлениях.
        - Правильно, но как же иначе! Каждая птица свою песню поет. Мы предназначены для осмеяния порока и зла.
        Наша философия заключается в тезисе о том, что все дураки, а самый большой дурак тот, кто не знает, что он дурак.
        Однако кто сам себя признал дураком, перестает быть таковым.
         Фраза: «На дураках - мир держится» очень кстати подходит для многих. В нашей стране, дураков не сеют, не пашут, они сами родятся.
         Иначе говоря, мир сплошь населен дураками, и единственный неподдельный мудрец - это юродивый, притворяющийся дураком.
         Протестуя против зла и насилия, мы выполняем обязанности, как общественного обличителя, так и общественного защитника.
         - Ну и как же вы относитесь к нынешним вождям? Каковы они на Луси? – спросил Горенко.
        - На Луси испокон веку косо глядели на самозваных вождей-учителей народа.  Вспомните один вождь, с больной головы велел «кукурузу везде садить, даже там, где и не надо». Другой вождь велел «виноградники рубить», чтобы люди пили меньше. А самый, самый первый вождь краснокожих -  хотел построить непонятный даже для него самого какой-то «рай земной» в виде заоблачного «коммунизма в отдельно взятой стране».  И таких примеров из истории вождей Лоссии можно привести дюже много.
        Учти Сергей, самый дурной человек, которому нечего уповать на райское блаженство, - не душегуб и не разбойник с большой дороги, а тот, кто твердит: «Я все знаю, я всегда прав».
        Таких правителей у нас в Лоссии много, взять хотя бы нынешнего первого секретаря обкома партии всесильного Елкина-палкина. Я его как облупленного знаю, еще с мальства. У таких как Елкин, задняя часть впереди идет, а голова позади плетется. Его дела говорят сами за себя громче, чем слова.
        С такими «учителями» нельзя нормально общаться, самое радикальное средство одно -  пнуть такого «горе-учителя» под мягкое место, чтобы летел «передел» и радовался.
        - Постой, они же всесильны, с ними бороться одно и тоже, что бороться с ветряными мельницами! – заметил юродивому Горенко.
        - Видишь ли, еж ежа иголками не напугает. В нашей жизни, как на долгой ниве: всякое бывает. Дождик вымочит, солнышко высушит, буйные ветры голову расчешут.
Репрессивные меры применялись против нас во все времена, от Петра 1 и Екабелины 11, до нынешних правителей.
        Но юродство было и есть очень живуче, меняются времена, меняются люди, меняется и юродство, лишь суть остается. Нетрудно заметить, что юродство возрастает особенно в кризисные времена.
       - Вы считаете, что в Лоссии наступили кризисные времена? – спросил юродивого Сергей.
       - А то нет! Беда без дождя растет. А далее грядут еще более темные и смутные времена. И вы будете непосредственным участником этих грозных событий.
       - Я!  Пока я не очень чувствую их дыхание. Советская власть крепка, партия у руля, народ на месте, трудиться.
        - Попомните мои слова, пройдет всего несколько лет и все пойдет наперекосяк. Правители, приходят и уходят, а народ вечен. Так и смутные времена рано или поздно канут влета, но лучше было, если бы их не было.
       Наш Борис предводитель крыс разведет много жирных крыс. Крыса эта пока мала, да рот велик, но, как известно аппетит с едою прибывает.
        Гонор ему голову сейчас ломит, а Нечисть - душу. Однако Лукавый, как ни мудрит, а все же запутается в свои тенета.
        - Хорошо я запомню ваше предсказание. Но как говорится: - Несть славен пророк во отечестве своем! – заметил Горенко, подражая речи Алексея изобилующей  поговорками.
        - Вот и плохо, что несть славен, а надо бы было, чтобы - славен! – убежденно заметил Алексей. Затем он прочел стихи:

- Пускай нас гонит мир –
нам не страшны страданья,
Не испугают нас:
 ни тюрьмы, ни молва,
Нам не нужны:
Ни злато,  ни награды.
И пусть в рубище мы,
но с чистой душой,
Светя, горим
лампадой над толпой!..

       - В толпе у церкви я слышал, как одна женщина говорила, что якобы вы одну бесноватую женщину вылечили. Как дело было и правда ли это? – спросил Алексея, Сергей Горенко.
       - А чего тут скрывать, одна вдова обратилась ко мне за помощью, мне пришлось прочитать над её головой святое писание. Вижу, что она от моей проповеди засыпает, тут что-то на меня нашло, я рассердился, взял книгу и треснул её по голове, и представь себе, она вылечилась.
       - Ну, это, как в том анекдоте, про лекаря Фому и  его саркому, который закрыл голым местом осиное дупло и давай туда «дымить задом», - с юмором заметил Сергей.
       - Без клина и плахи не расколешь. Если не веришь, что так и было, то ты с ней можешь встретиться, и поговорить. Она живет сейчас в добром здравии в этом городе по Новой улице, дом № 5. Сходи, расспроси! На всякого мудреца довольно простоты!
       - Хорошо, ради любопытства схожу к ней!
        Алексей, ты я вижу, очень умен и хитер, жизнь тебя многому научила, ответь мне, если сможешь на такой вопрос. Сейчас я попробую его тебе сформулировать:
        - Почему большинство из нас живёт в ожидании какого-то «озарения» или «чуда»?
        Пойми Алексей меня правильно, но лет до 25 у большинства молодых людей в голове много тумана, и, когда он начинает рассеиваться, они задумываются о смысле жизни и прочих вопросах подобного рода.
        Но как правило они не находят правильного ответа, и ждут надеясь, что сумеют найти ответы позже, поднакопив жизненного опыта, лет в этак 35-40. В сорок лет приходят первые залысины, но ответа опять нет.
        Далее спустя годы приходит старость - не радость. Встают всё те же вопросы, и они остаются всё так же без ответов.
        Даже в глубокой старости до самого последнего момента, подобно тому, как приговорённый к смертной казни человек до последней минуты верит в своё спасение, они верят в то, что сумеют найти ответ на свой вопрос. И опять не находят ответа на свой основной жизненный вопрос.
       - Видишь ли, Сергей, мне лично ближе суждение о том, что само понятие «смысл жизни» бессмысленно по своей сути. Жизнь - это жизнь, она либо есть, либо её нет. Зачем искать, то чего сидит в нас самих? Довольствуйся тем, что выпало на твою долю и всё!
По-моему таких смыслов столько, как в лесу деревьев и все не схожи друг с другом. Как говориться: «в каждом подворье каждой души - свое поверье»! Поэтому человек не знает, где-что найдет и  где-что потеряет. Такова эта загадка, что нет у неё разгадки! Наша жизнь, твоя и моя - это поездка в неведомое…
       Ну, а сейчас мне пора Сережа, - сказал, прощаясь, Алексей, - что-то я засиделся с тобой, пора и честь знать! Спасибо за хлеб-соль! Не поминай лихом! Приятно было с тобой погуторить, не часто встретишь умного и образованного человека да еще из самой столицы.
Прощевай, может Бог даст еще свидимся… И еще, что хочу тебе сказать, смени фамилию, например, на Даренко, настоящая твоя фамилия не к лицу тебе.
     - Хорошо, я подумаю!..

      И они расстались просто и буднично, как в большом человеческом море человеки-корабли.


    Продолжение следует...


Рецензии