Дыхание Красного Дракона. Часть 2 гл. 5
«Дыхание Красного Дракона» третья книга из тетралогии «Степной рубеж». Первую «Полуденной Азии Врата», и вторую «Между двух империй», смотрите на моей странице.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОТСВЕТЫ ДРЕВНИХ КОСТРОВ.
Глава пятая.
Как только рассвело Дудар, Мария, Алтынай и Сауле покинули родной аул старшины Ер-Назара и направились на юго-запад к реке Аягуз. Узнав, что путь неблизкий, Мария нагрузила свою лошадь съестными припасами, что и самой сеть было некуда, но Дудар повелел все оставить.
— Как же это, мой мурза! — попыталась оправдаться Мария перед мужем, когда тот долго смеялся, осматривая ее поклажу. — Девушки наши молодые, здоровые. А коль кушать захотят! Что же мне в степи сусликов вылавливать?
— Весна, Марьям! — ответил он, смахивая с уголка глаза вызванную смехом слезу. — Многие аулы на Тарбагатай идут. День пройдет, к ночи казаха обязательно встретишь. А там где казах — там казан. А где казан там много еды. Гостя не накормить грех. В дорогу еды не дать — тоже грех. Казах съестное в дорогу не берет, казах снедь в юрте всегда держит. Гость пришел — накорми. В гости отправился — отведай. Давний закон Великой Степи.
— Зачем же тогда ты белый уй берешь?!
— Уй для Сауле. Жених в нем гость, невеста — хозяйка. Наоборот очень плохо. Когда Жунсузбая в степи встретим, Сауле свой дом поставит. В гости его пригласит, чаем угостит, накормит.
— А кормить, чем она батыра будет?
Дудар почесал камчой в затылке…
— Надо еще лошадь брать… Для умной Ак-Каскыр!
— То-то, мой мурза… Алтынай, помоги-ка мне уложить все поаккуратней…
Девушка подбежала. Чтобы скрыть веселье лица от дяди, она опустила голову и стала подтягивать ремни одной из кожаных висевших на лошади сумок.
— Э-э-эй! И ты дядю еще поучи!
Дудар махнул рукой и отправился за лошадью…
Для Марии открывалась еще одна сторона Степи. Действительно на пути к святилищу Йер-Суб им встречались малые аулы различных казахских родов и везде их принимали радушно. Слава об Ак-Каскыр — русоволосой пери, и Алтынай стоявших спина к спине в становище Уй-Бас перед султаном Абылаем прокатилась с севера на юг. Обросло многими несуществующими деталями и даже чудесами.
При появлении в очередном ауле гостьи — русоволосой женщины в казахском одеянии, разговор между сидевшими у очага мужчинами как-то сам собой заходил об Ак-Каскыр. Под давлением доверительно поведанных ему, но совершенно выдуманных, порой сказочных историй Дудар признавался, что его русоволосая красавица женге и есть Белая волчица, а дочь — та самая смелая Алтынай.
В приютившей гостей на ночь юрте сразу же начиналась нечто невообразимое: хозяин и собравшиеся у него люди требовали от Дудара позвать к общему благословенному Арухами огню его знаменитую жену и храбрую дочь. Обычно женщины не участвовали в разговоре мужчин, но Ак-Каскыр и Алтынай уже были частью зарождающегося народного сказания о Марьям и Дударе, и их это не касалось. Различные казахские роды живых героев новой легенды причисляли к своим родичам, и они постепенно становились душой всей Степи и олицетворением казахской поэтики.
По кругу собравшихся проходила домбра и доходила до бесстрашной девушки. Все хотели услышать знаменитый каим из уст его юного автора. И Алтынай снова и снова пела:
«Есть право гостя, и преступать нельзя
Степи закон, великому торе, напоминает кыз-бала!
О том, добропочтенный Абылай, пою не я,
О том тебе поет, — бескрайняя казахская земля!!!»…
Из-за неожиданной известности им приходилось подолгу задерживаться в гостях. Никто не хотел отпускать Дудара, его жену Ак-Каскыр, невестку Сауле и дочь Алтынай. Лишь ко второй половине восьмого дня, они все же добрались до реки Аягуз. Дудар распряг гужевых лошадей, освободил их от тяжелого груза и решил поставить на берегу шалаш. На той стороне разлившийся по весне речки величаво возвышался храм святилище богини Йер-Суб, но чтобы его достичь, надо было отыскать брод и на это ушло бы какое-то время, а там уже вечер. Поэтому Мария с Алтынай и Сауле уговорили Дудара ночевать на этом высоком берегу. Держа втайне от мужчины истинную цель своей остановки у святого места, женщины решили дождаться утра и навестить богиню свежими и отдохнувшими.
Увидав с крутого берега реку, Мария вздохнула с огромным облегчением. После долгого пути по степи: солончака и безводья, глубоких колодцев с солоноватой водой, ее взору представился довольно зеленый ее уголок с ивами и кустами дикой черемухи. Уединившись, она разделась до рубахи и с наслаждением вошла в воду. Стоял конец апреля, и степная река была еще холодной, но ей так хотелось напоить тело живительной влагой и смыть с себя долгую дорогу, что, плескаясь Мария не чувствовала холода. Не видела она и возможной опасности.
Выйдя из воды, Ак-Каскыр села на прибрежный камень и распустив волос, стала его расчесывать костяным гребнем. Услышав окрик Алтынай, она обернулась к зарослям тальника.
— Ах ты бесстыжий! Тазша![1] Иди-ка сюда! Вот я тебя сейчас оглажу!..
Из кустов девушка буквально выволокла мальчика лет одиннадцати-двенадцати и угрожающе замахнулась на него камчой. Мальчик испуганно сжался, ожидая удара.
— Постой, Алтынай! — остановила ее Мария.
— Он смотрел на тебя!.. Подглядывал!..
— Отпусти!
Алтынай фыркнула и разжала крепко держащую находку кисть руки.
— Подойди ко мне, — ласково подозвала мальчика Мария. К словам Мельникова добавила характерный жест рукой и он, спешно утерев слезу испуга, послушно приблизился.
— Откуда ты взялся? Почему ты один?
— Я не один! Со мной старшие братья! — ответил мальчик и зло посмотрел на Алтынай. — Мы здесь ищем золотого барана.
— Вот узнают твои братья, что ты делаешь в кустах тальника у реки — тогда уж точно отведаешь камчи! — съязвила Алтынай.
— Как зовут тебя, — сняв с головы мальчика колпак из кошмы, Мария ласково огладила его чубчик и поправила, как девочке, наперед косичку.
— Ермек… — шмыгнув носом, ответил он и откинул ее снова назад. В его глазах испуг смешался с любопытством и только-только зарождающимся осознанием себя мужчиной.
— Быть тебе батыром, Ермек. Только не смотри больше на меня. Я старая.
— Ты красивая! Ты Ак-Каскыр!..
— И ты, про Белую волчицу знаешь?
Опуская взор, мальчик кивнул.
— И все же… Если я, Белая волчица, купаюсь в реке — не смотри. Хорошо?
Мальчик снова кивнул.
— Познакомишь меня с братьями?
Мальчик скосил глаза на Алтынай и ответил:
— А она не скажет, что нашла меня в кустах, когда Ак-Каскыр расплела русый волос?
— Ее зовут Алтынай. Это моя дочь. И она не скажет. Если ее хорошо попросить.
— Алтынай, я не буду смотреть… Даже если ты будешь купаться.
— Вот паршивец![2] — округлив глаза, воскликнула девушка, и они все вместе рассмеялись.
У шустрого мальчика Ермека и его троих братьев, старшему из которых было лет семнадцать. На берегу имелась землянка, которую они соорудили из одной из выкопанных в округе ям. Встретили братья Ак-Каскыр и Алтынай еще на подходе. Самый рослый из них, худой и долговязый юноша поклонился им и, откинув старую кошму своего жилища, учтиво пригласил гостей войти в чернеющую продолговатым чревом землянку. Ямное пристанище юных искателей золотого барана, напомнило Марии логово огнепалого старца и, переглянувшись с Алтынай, она отказалась от оказанной ей чести и предложила остаться на воздухе. Посидеть у костра. Над разведенным возле землянки огнем вертелись вдетые на палочки четыре исхудавших за зиму суслика, и ребята жадными голодными глазами торопили их хоть немного зажариться.
Посидев с ними, учтиво разговаривая со старшим из братьев, Ак-Каскыр настояла на желании разрешить Белой волчице угостить их. Обычаи и традиции казахов не позволяли хозяину принять пищу из рук гостя, но голод победил и он согласился.
Отправив Алтынай за провяленной и высушенной кониной и Дударом, Мария его спросила:
— О каком золотом баране говорил твой брат?
Тот зло посмотрел на Ермека, но все же ответил:
— Наш отец Саиткул был очень беден. Он служил пастухом у дальнего родича жены — нашей доброй матери Айши. Когда она умерла, у бедного отца не было калыма взять другую жену, и мы жили одни. Старшая сестра нам заменяла умершую мать. Но этой зимой случилось совсем худо. Зайсан Эрденэ и его люди, уходя из Великой степи обратно в Джунгарию, разорили наш дом, убили отца. Эрденэ забрал сестру и скот дальнего родича, что мы пасли на зимовке. Теперь нам никто не доверит стада. Я хочу отыскать золотого барана и купить коня. Стать великим батыром, вернуть себе и братьям славу честных людей и отмстить за сестру джунгарину Эрденэ.
— Зайсан Эрденэ человек очень коварный. У него много воинов. В одиночку тебе не справиться.
— Ак-Каскыр знает Эрденэ?
— Он хотел увести барымтой Алтынай, но мой муж Дудар и воины батыра Кулсары не позволили ему это сделать. Они освободили меня и девушку.
— Отец не смог защитить мою сестру. Я убью зайсана Эрденэ. Мы уже отыскали почти сгнившие столбы, на которых возлежал золотой баран.
— Столбы?
— Уважаемая Ак-Каскыр, знает о недостойном ее взора джунгарине и не знает сказание Степи о великом хане Баяне?! О воине и вещем акыне казахов!
— Не знает… — Мария улыбнулась мальчишке. Ей стала забавно, как быстро его юношеский горячий взор из уважительного превратился в недоумевающий.
— Тогда я расскажу тебе его, Ак-Каскыр! — проговорил он. — У меня нет домбры, но есть певучий голос. И я первым поведаю прекрасной из женщин этот очень старинный сказ.
Мария кивнула и приготовилась слушать. Юноша принял горделивую осанку и начал:
— Когда-то в далекие-далекие времена, великий хан Баян возвращаясь из военных походов, приходил на реку Аягуз и отдыхал в юрте верной и прекрасной жены Кыз Корпеч. И чтобы возблагодарить Голубое Небо за посланную ему для любви женщину-мечту, он приказал воинам-батырам установить на противоположном, высоком берегу реки золотого барана, на четырех сосновых столбах. Чтобы он радовал Небо своим сеянием в лучах восходящего солнца. Так было долго: соединился с Небом хан Баян, окаменела Кыз Корпеч. Люди перестали верить в Кок-Тенгри, и столбы вечности рухнули под тяжестью золота. Старики говорят: вечный металл перестал быть символом любви. Теперь он лишь стоимость в монетах и поэтому тяжел. Земля поглотила золотого барана и спрятала его от съедаемых жадностью людей. Они перестали верить в Голубое Небо, и Небо лишила их возможности видеть его.
— Но вы же тоже хотите забрать его у земли?
— Нет, Ак-Каскыр. Мы не хотим его забирать у священной богини Йер-Суб, чей дом ты ведешь по ту сторону реки! — неожиданно юноша упал на колени и прижался лбом к земле и стал говорить с ней. — Но мы очень бедные казахи! У нас нет, ни лошадей, ни верблюдов, ни овец. И мы хотим лишь постричь золотого барана. Ведь за столько лет у него наросла длинная шерсть и ему тяжело ее носить.
— Ничего не нашли?.. — совсем рядом, неожиданно раздался мужской суровый голос. Он был не приветлив и походил на скрежетание воинской стали.
Услышав вопрос подошедшего Дудара, Мария вздрогнула. Уже темнело. Отсветы костра мешали разглядеть лицо мужа. Она даже не знала, что ее мурза, добрый и ласковый, может быть таким жестким, а язык его хлестким словно плеть.
— Нет, уважаемый, — робко, но с вызовом ответил Дудару юноша. — Мы нашли лишь старый бурдюк из-под кумыса. Медные удила и утерянное девушкой кольцо без камня — но оно не золотое — медное.
— Такие как вы позорят славное имя казаха! Разве тому вас учили ваши отец и мать. Забирать у Йер-Суб данное на хранение Голубым Небом — большой грех! Разве вы этого не знаете?
— Многие казахи уже не верят в Кок-Тенгри! Здесь копали и до нас, уважаемый. Мы же верим в Небеса и хотели лишь постричь барана и положить на место. Мы очень бедны, уважаемый. Поскольку у нас нет коней, то султаны жузов не возьмут нас в толенгуты. А нам так хочется быть как они. Покорять степь в седле, под которым дышит крылатый жеребец, носить сверкающий доспех и держать тяжелые найзы.
— Не кричи, Дудар! — заступилась за мальчиков Мария. — Они ищут золото предков, чтобы купить коня оружие, стать великими батырами и защищать родную Землю Мать, над которой благодаря таким юнцам по-прежнему простирается Голубое небо. Что же тут плохого, мой мурза? Завтра мы посетим Йер-Суб и одна лошадь освободиться. Отдай ее старшему из братьев. И может он станет знаменитым воином.
— У него ничего нет, Марьям. Он беден
— У него есть имя!
— Какое?..
Мария в запале открыла рот, но вспомнила, что не спросила об том юношу и обратилась к нему:
— Как зовут тебя, мальчик?
— Баян.
От совпадения имен юноши и древнего легендарного хана, Дудар удивился. Он повернул его к огню костра и проговорил:
— Я дам тебе коня, Баян. И запомню твое лицо. Твои юношеские мечты. Я очень огорчусь, если не увижу тебя среди толенгутов султана Абылая.
— Уважаемый, полусотня толенгутов названого тобой высокородного султана под началом батыра Жунсузбая, держит караул вниз по реке. Но он грозен и не преступен. Поговори с ним, уважаемый! — почти с мольбой ответил юноша. — Он не откажет во встрече тебе, славному Дудару — мужу русоволосой Ак-Каскыр и выслушает твое слово.
— Сильно ли грозен батыр Жунсузбай? — спросил Дудар, голос его стал мягким и даже веселым.
— Очень, уважаемый! Таких батыров я никогда не видел. Я очень хочу быть на него похожим. Боюсь, он и тебя, ата, не послушает.
— Может батыр и грозен, — вставая от костра, весело ответила Мария, — но уважаемого послушает.
Дудара распирала гордость за Жунсузбая. Ему хотелось крикнуть во всю Великую Степь: «Это мой сын! Мой сын!», — но он с усилием сдержал крик в сердце и сухо проговорил:
— Ну что же… Завтра утром мы навестим святилище богини Йер-Суб, а после отправимся вниз по реке, а после отойдем в сторону Тарбагатая. На своем пути мы, наверняка, увидимся с грозным Жунсузбаем. Собирайся и ты Баян. Коня получишь когда мы вернемся с той стороны. С батыром же поговорю при встрече.
Мальчик кивнул и долго, совсем не моргая, смотрел на огонь догорающего костра. Когда Мария и Дудар почти скрылись в темноте, он неожиданно спросил:
— Можно тебя спросить, уважаемый?
— Спрашивай.
— И тебе не жалко коня?
— Если бы ты знал, Баян, какую радость доставили мне твои слова!.. Попросил бы гораздо больше.
— Мне не надо больше, уважаемый. Мне нужен конь, боевой конь! Остальное, я добуду сам.
Примечания.
[1] Тазша (буквально: паршивый, паршивец) - нарицательный образ в сказках народов Востока, обычно хитрец.
[2] Паршивец - в казахских былинах многие батыры оборотни и пользуются этой способностью, чтобы под видом «паршивцев» проникать во вражеский стан, особенно похитителей своих невест или жен.
Свидетельство о публикации №210013100064
С уважением,
Ирина Ману 31.05.2011 06:42 Заявить о нарушении
Тут, недавно, прочитал начало исторического романа, если интересно суждение автора каким должен быть роман XVIII столетия, откройте написанные мной рецензии, почитайте:"Рецензия на «Часть первая. На Яике-батюшке» (Павел Малов-Бойчевский)". Я даже подумал: зря на вас нападаю, вы все же не историк, а тут автор подает себя на своей странице, как историка. Прочитайте, но не пишите ничего, там, если захочется как-то высказаться напишите мне.
С улыбкой.
Сергей Вершинин 31.05.2011 08:15 Заявить о нарушении
На счет беседы. Обсудим Вас, т.к. других обсуждать неприлично. Раз Вы не можете пройти мимо, не пояснив подробности, будьте готовы, что не каждый рад, должен, обязан последовать Вашим подсказкам. Понимаю, что за историю Вы кусаете и грызете, но не стоит превращать все общение в грызню. Умеющий уши, да услышит. Кто захочет, переспросит. Интересующийся разыщет и узнает Ваше мнение. А так Вам по каске некому настучать. Так Вы превратитесь из историка в гонителя - сухаря. Оно это Вам надо? Выскажитесь, согласна, но, если люди не идут на контакт, тогда не получится спор, в котором родится истина. А походит на перебранку, где кидают цитаты в пустую. Это мое мнение. Можете кусануть и меня:)), как мыслящую инако; я привыкла к инетному общению, где со мной дружат, считаются, проклинают, обливают грязью...
С уважением,
Ирина Ману 31.05.2011 11:06 Заявить о нарушении
С улыбкой.
Сергей Вершинин 31.05.2011 12:15 Заявить о нарушении
Искренне улыбаясь,
Ирина Ману 31.05.2011 13:41 Заявить о нарушении
С улыбкой.
Сергей Вершинин 31.05.2011 16:06 Заявить о нарушении