Кошка. Разноцветные миры Колетт 2
Если бы меня попросили назвать лишь одно произведение Колетт, наиболее достойное прочтения, я бы, пожалуй, посоветовала роман "Кошка" -(La chatte - Grasset, Paris, 1933).
"Это произведение из цикла поздней психологической прозы Колетт. Здесь она рассказывает удивительную историю о том, как Камилла стала ревновать своего мужа мужа Алена к кошке, которую он очень любил. А кошка в свою очередь ревнует её к своему хозяину. В романе изображено единоборство двух "соперниц", которое заканчивается весьма драматично. Этот конфликт даёт возможность автору ярче высветить характеры Камиллы и Алена, передать напряжённость их отношений. Книга имела огромный успех, неоднократно переиздавалась и была сразу же переведена на несколько языков"*
Саха - кошка породы шартре. Окрас у таких кошек только серо-голубой, поэтому Ален сравнивает Саху с голубым бликом, с серебристой рыбкой...
"Такие кошки имеют короткую шерсть, лоснящийся и густой мех, у них коренастое мускулистое тело с широкой трапециевидной головой; круглые оранжевые глаза; уши среднего размера с закругленными кончиками; кожа на носу темно-голубая; хвост среднего размера; круглые лапы.
Шартре очень похожи на британских голубых короткошерстных, и в Англии между ними не находят никаких различий. В Северной Америке с 70-х годов завершившегося века они получили собственную классификацию.
Считается, что шартре были выведены из североафриканских кошек в средние века картезианскими монахами монастыря Гранд Шартрез во Франции, известного также своим ароматным ликером. Затем эта порода появилась на североамериканских берегах, где до сих пор остается редкой. Это добрые и спокойные кошки, очень преданные своим хозяевам.
Самое раннее зафиксированное упоминание названия этой породы относится к 1723 г., когда был издан «Всемирный коммерческий словарь», в котором под наименованием «Шартре» описываются кошки с голубым мехом.
Впервые шартре были продемонстрированы в Париже в 1931 году"**
Ален не просто любит Саху, он чувствует переливы её настроений, её чувств, он читает знаки кошачьего поведения, разговаривает с ней на одном языке, считает её созданием без единого изъяна. "Мой толстощёкий медвежонок... Чудная, чудная, чудная кошечка... Голубая моя горлица... Мой жемчужный бесёнок..."*** Продолжать восхваления он может без конца! Здесь было не просто понимание, но общность!
Что же касается его женщины, то он, конечно, тоже понимает её, но не любит - вот в чём проблема! - и находит для неё лишь снисходительное "Моя муха в молоке!" - потому что черноволосая Камилла любит надевать белое.
Саха была рядом с Аленом в детстве, ранней юности, она спала на его груди, они вместе завтракали, гуляли, и посягательства пусть даже очень красивой девушки на место в его жизни раздражают Алена. Он трезво оценивает сначала невесту, а потом жену: "Самое красивое, что у неё было, - это чулки и ноги..." Не слишком лестная характеристика, не правда ли? Даже в постели он иногда машинально гладит её по голове, словно кошку.
Женитьба вынуждает Алена расстаться с кошкой. Он переживает это, как влюблённый, которого разлучают с возлюбленной: "Моя маленькая пума! Золотая моя кошечка! Зверушка с горных вершин! Как ты будешь жить, если мы расстанемся? Хочешь, уйдём вдвоём в монастырь? Хочешь... Уж я и сам не знаю..."
Кошка не может жить без Аллена - она без него перестала есть и писть, начала катастрофически худеть, и молодожёны приняли решение взять кошку из загородного поместья в Париж, в мансарду на 10 этаже, где они снимали жильё.
Тут и начинается открытое соперничество двух "женщин" Алена, хотя кошка приняла новые условия довольно безропотно, нашла себе уголок на кухне. "В кухне! - с болью в душе подумал Ален. - Моя маленькая пума, моя садовая кошечка, моя кошечка из страны сирени и майских жуков, и где? На кухне... Нет, так продолжаться не может!"
Камилла же не находит покоя - она по-настоящему ревнует Саху, раздражается по пустякам и, в конце-концов, решается на ... убийство.
Сцена травли беззащитной кошки выписана Колетт в деталях. Сжимается сердце, по телу бегут мурашки, ты хочешь и не можешь защитить невинное создание, подвергшееся чудовищному насилию...
Кошки живучи. Осталась жива и Саха, упавшая с 10 этажа. Ален находит её внизу - испуганную, окровавленную, и, уже понимая, что произошло, делает поначалу вид, что это падение случайно (Саха любила сидеть на перилах террасы), но постепенно вынуждает Камиллу признаться в совершённом преступлении, а затем со спокойной душой и освобождённым сердцем возвращается вместе с Сахой в их дом на окраине Парижа.
Колетт любовно выписывет природу, красоту старого сада, она знает кошачьи повадки, так как всегда была окружена обожаемыми ею кошками и собаками, она умело выстраивает конфликт мужчины и женщины, ибо столько раз любила!
Можно назвать роман "Кошка" квинтэссенцией творчества писательницы, умевшей любить, и на собственном опыте узнавшей цену любви и предательства.
* Уваров Ю. Очерк жизни и творчества Колетт с 1930 - 1954. -Москва, ТКО "АСТ", "Орлов и сын". 1994 г.
** http://www.vetzona.ru/?p=268
*** Здесь и далее цитаты из 4 тома собрания сочинений Колетт С.-Г. (перевод О. Пичугина) - Москва, ТКО "АСТ", "Орлов и сын". 1994 г.
Свидетельство о публикации №210013100668
"Мой толстощёкий медвежонок... Чудная, чудная, чудная кошечка... Голубая моя горлица... Мой жемчужный бесёнок...
"Моя маленькая пума! Золотая моя кошечка! Зверушка с горных вершин! Как ты будешь жить, если мы расстанемся?
Моя маленькая пума, моя садовая кошечка, моя кошечка из страны сирени и майских жуков...
И все это к кошечке. Вероятно, героиня была очень далека от поэзии. Почему бы ей не подыграть герою и не воспевать кошечку, или там собачку.
Так она умудрилась еще и мысль поиметь враждебную. Но и герой хорош, мало поэзии видел в героине.
Валентина Томашевская 07.02.2010 16:32 Заявить о нарушении
А героиня вовсе не имела поэтической жилки, да и не могла её иметь: деловая, энергичная, всё хотела переделать в старом доме, всё сломать, и с её стороны тоже любви не было - голый расчёт, вот так всё и получилось.
С теплом
~*
Вера Петрянкина 08.02.2010 11:09 Заявить о нарушении