Отрывок из романа Верните удачу
Пугачев – злое воплощение народной вольности, заявивший о себе таким гнусным поступком.
С 1778 года, после подавления пугачевщины, по всем степям Оренбургской, Актюбинской, Уральской областей пробирались разрозненные группы на юг Казахстана.
Так группа единомышленников Пугачева попала в небольшой поселок Актюбинской области. В этом же поселке гостили тобыктинцы из рода иргизбаев. Племя Тобыкты разделялось на несколько родов: жигитеки, бокенши, торгаи, топаи, карабатыры, кокше иргизбаи и другие. Племена между собой общались, они были племенем казахов из Среднего Жуза.
После того, как холода отступили и иргизбаи стали собираться в свои родные степи Семипалатинской области, с ними отправились в дорогу и люди Пугачева, среди них были женщины, наложницы, как потом выяснил Курбанбай один из рода иргизбая. Трое русских из группы беженцев умели разговаривать на казахском языке.
Степь благоухала, и ни что не предвещало беды. Казахи мирный народ и всегда рады гостю, никто не возражал против того, что к каравану присоединились татары и русские.
На второй день пути поднялась буря, караван разбросало по степи. Две женщины, два татарина, два брата из рода иргизбая оказались вместе. Направление в степи перепуталось, небо было покрыто свинцовыми облаками и их караван мотало по степи. Одна женщина погибла, верблюды разбежались. Остались живы два брата, два татарина и девушка. Из всего каравана только одного верблюда удалось спасти и два бурдюка с водой.
Ни у кого не было сил идти дальше, нужна была пища, а ее нет, воду экономили, как могли, один казах уже совсем терял силы, у других стали появляться темные круги в глазах. И вот, после того как Курбанбай пришел в себя, он увидел, что их спутники едят свежее мясо.
- На, ешь! Набирайся сил! – сказал, смеясь, рыжий татарин, бросив ему огромный кусок.
- Что это? Откуда мясо? Зачем вы зарезали верблюдицу?
- А что мы бурдюки на себе тащить будем? – оскалились спутники. - Наберемся сил и пойдем дальше. А вон и верблюдица!
- Откуда же мясо?
- Ты что не понимаешь?
Курбанбай не мог ответить ни слова, изумлению не было предела, он только сейчас понял, откуда взялось мясо!
- Следующая очередь твоя! – продолжал издеваться татарин.
- Сволочи! – соскочил на ноги Курбанбай, и его сшиб с ног рыжий татарин.
- Может связать его?
- Да куда он денется! Степь кругом. Давай спать, - укладываясь поудобней, процедил сквозь зубы татарин, выковыривая сухой травинкой мясо из зубов. – Ты того, не обижайся, или мы здесь все погибнем, или кто-то в живых останется, а за бабу выкуп возьмем! Она русская княжна, – уже сопя, закончил он свою речь.
Горечь, злоба и обида душили Курбанбая. Он долго ворочался и вскоре решил. Если погибну, так погибну сейчас, но нужно бежать, и женщину следует с собой прихватить, иначе и ее и меня ждет участь брата. Курбанбай тихо поднялся, прислушался, его спутники мирно храпели. Он подошел к женщине, приложил палец к губам и глазами показал, чтобы она следовала за ним. Отведя верблюдицу в сторону, он снял один бурдюк, дал напиться женщине, напился сам и напоил верблюдицу. Затем сел на верблюдицу, посадил женщину впереди себя, и погнал «корабль пустыни» сам не зная куда. Так они ехали еще сутки и вскоре встретили кочевье казахов топаев. Удача сопутствовала Курбанбаю, он доверился воле Аллаха, и они с женщиной были спасены.
Через месяц Курбанбай привел женщину в Семипалатинск русскому купцу, и от него узнал, что эта девушка по имени Наталья была действительно русской княжной, любимой племянницей князя Петра Семеновича Салтыкова. Ее похитили при Пугачевском бунте в Оренбурге, когда она с сестрой гостила у своей тетушки.
Не прошло и двух недель, после того случая, как Курбанбая вызвали в Семипалатинск. Посол вручил ему именной перстень, золотые монеты и благодарственную грамоту от самой Екатерины второй - «Великой», « За спасение ее подданных»
Золотые монеты тратились по назначению, а перстень и грамота хранились у Курбанбая как память о русской княгине. Дети и внуки Курбанбая стояли на голову выше своих соплеменников, они даже могли получить образование.
После смерти Курбанбая перстень и грамота, как реликвия, переходит к старшему сыну, такова была его воля. Курбанбай завещал ни при каких обстоятельствах не расставаться с перстнем, оно хранилось как талисман. Проклятие, болезни, вражда падет на наш род, если мы его не сохраним. Уже не одно поколение перстень и грамоту хранит у себя старший в роду. Несколько раз пытались похитить этот перстень, так как его стоимость измерялась целым состоянием, но попытки лихих людей не увенчались успехом. Вскоре старшины рода решили не разглашать тайну семьи, а передавать одному из старших сыновей на хранение «бесценное наследство».
Свидетельство о публикации №210020101148