Лыжи

В голове ещё стоял горохот тракторного двигателя,  а Иван наскоро умывшись; в ушах, в ноздрях и где только можно улеглась пыль чернозёма умётских полей, и быстро расправившись с нехитрым ужином приготовленным маманей, поспешил к сараю, где лежало ровное дубовое бревно длинной метр семьдесят и сантиметров двадцать в диаметре. Иван достал с полки старое, ещё дедово, наполовину стёртое плавной выемкой точило и на всякий случай попеременно с одной и с другой стороны направил лезвие и без того острого топора. Потом аккуратно наметил мелом линию ровно посередине бревна и несколькими уверенными движениями расколол бревно на две части. Закипела работа.
Ивану 14 лет. Он закончил семь классов и его взяли в совхоз трактористом . Парень толковый и проверенный на селе работник. Уже с восьми лет был назначен сторожем при правлении. 300 дохрущёвских рублей на дороге не валялись. Отгонял кур от полисадника, гордо раскинувшегося перед конторой и обильно засеянного   цветами. А когда закончил семь классов, по исполнении 14 лет, пошёл работать на трактор. Трактористом получал больше бригадира. 14-летке полагалось работать 6 часов, а сверхурочные  оплачивались вдвойне.

Иван задумал сделать лыжи.
Соседу Митьке лыжи сделал отец плотник из досок. Выпилил форму, передние концы замочил в воде загнул, закрепил и дал высохнуть.
Митька щеголял на лыжах, свысока поглядывая на друзей.
У Ивана досок не было, но в 15 километрах от села был  дубовый лес. После работы Иван встал на короткие снегоступы, засунул за пояс пилу ножовку и зашагал по искрящемуся в красных лучах заходящего солнца снегу в ту сторону, где жил своей жизнью старый и дремучий лес. В лесу водились волки и Иван это знал.  На всякий случай он захватил топор , который тоже был заткнут за пояс с другой стороны от пилы.
В темнеющей лесной чаще, почти на ощупь, выбрал подходящий дубок, терпеливо, вытирая время от времени пот, спилил его ножёвкой, привязал к салазкам и покатил уже ночью домой. Хорошо ночь была лунная, дорога была видна. Как- то послышался и волчий вой. Но к  Ивану подойти побоялись. Человек- не баран, от него живым можно не вернуться и волки это хорошо знали. Волки видели издалека искрящуюся белую полоску наточенного топора, зуб, которого не было ни у одного лесного зверя.
Два вечера Иван рубил лыжи. Хотя Иван и не спешил, был осторожен, чтобы не испортить работу, но топор ловко мелькал в его руках и не разу не было ошибки, промаха. На третий день лыжи были готовы.  На верстаке отфугованы днища. Из конской сбруи налажены крепления. Осталось сделать последнюю деталь, которой не было в Митькиных лыжах.
Когда городские приезжали иногда в село и выходили на лыжах, след от лыжи  у них был красиво украшен бороздкой от каймы, что стройно проходила  по середине лыжины.
Иван достал фигурную стамеску, в задней части полозьев сделал разметку и аккуратно нанёс бороздки, но не на всю лыжу а только  сантиметров на 20-30, чтобы след красивый оставлять на снегу, а остальные подошвы лыж оставил гладкими, чтобы виражи при спуске по склону оврага ловчее было делать …

 Матрос Поляков Иван Агафонович лежал на своей койке и вспоминал  далёкий умётский край, реку Ворону, сестру, маму. Отца Иван не видел никогда, отец погиб в боях на Курской дуге.
Через несколько минут наступала пора выходить на вахту.
Дизельная подводная лодка С-300 входила в зону Карибского бассейна. Лодка шла на поверхности в составе бригады, оставляя за собой красивый белый буран в тёмных изумрудных волнах. Эту искрящуюся белую полоску снятую английским истребителем на бреющем полёте пролетевшим над С-300, с горькой усмешкой рассматривал седой господин, отозванный с уикэнда в штаб ЦРУ США.
- От этих руксских можно не уйти живыми-
Вздохнул господин, готовя рекомендации для белого дома.
Шёл 1962 год.

http://www.proza.ru/2010/01/30/1101 Ещё один случай из жизни Ивана


Рецензии
Вы, Сергей, разбудили воспоминания. Я, наверное, постарше и после войны жил на окраине Воронежа (район бывшей Троицкой слободы). И санки, лыжи и пр. (даже коньки) делали своими руками. Я не исключение. Но прочитав о том из чего и как Ваш герой изготавливал лыжи, сначала подумал, что Вам кто-то рассказал сказку про это.
Лыжи никогда и не при каких обстоятельствах и никто из дуба не делает потому, что они будут стопудовые, дуб колется не так как ваш герой описывает. Дуб свилеватый, с большой крыловатостью и другими дефектами, сушится отвратительно и с многочисленными трещинами и очень плохо обрабатывается.
Лыжи изготавливались (пока не пошёл пластик, уже лет 50-т) из берёзы, ясеня, вяза, бука и сосны первого и нулевого сорта др-ны. Не беру лыжи , изготовленные пром. образом - они переклееные из разных пород др-ны.
Мы, пацанами делали лыжи, отдирая сосновый штакетник с заборов. Причём концы распаривали и гнули в чугунных батареях и это не очень всё просто.

Дальше канавка - желобок на лыжах делается не для красивости следа, а для курсовой устойчивости, чтобы не было бокового скольжения и др. факторы. Особенно важно это пли нежёстком креплении лыж. Желобок бессмысленно делать не на всей длине. И делался этот желобок полукруглой стамеской, которую мы, пацаны делали из русского штыка. Концы шли на стамески и долота, а толстая часть - на полукруглые стамески.
Не считайте меня скурполёзным, желчным стариком, но я или не пишу отзывов или пишу то, что думаю. Прошу простить старика. С уважением Вадим.

Вадим Гарин   27.12.2017 00:31     Заявить о нарушении
Может быть я неправильно вспомнил рассказ Полякова Ивана Агофоновича. Он делал ремонт у меня в квартире. И в обед за стопочкой, вспоминал свою молодость. Иван Агофонович имеет высшее архитектурное образование, но уже давно зарабатывает на жизнь руками. Ему уже за 80-т, но он до сих пор работает физически.

Сергей Чибисов   27.12.2017 22:11   Заявить о нарушении
Сергей, дело не в Полякове, я просто несколько иначе смотрю на литературу. Если сюжет основан не моём личном опыте я, подготавливая самый пустяковый материал, всё проверяю и перепроверяю сотни раз. У меня тоже случаются ошибки. Приведу пример одной такой: в рассказе "Груша на лугу" было упоминание деревенской церкви и мой друг и коллега Теняев сделал замечание, что деревенской церкви быть не может потому, что по статусу церквей РПЦ, церковь может строится только в селе, а не в деревне. А я посвятил не один десяток лет изучая христианство и допустил такую ошибку за которую мне стыдно до сих пор.
Ну, Вы на Прозе случайно наткнулись на профессионального столяра - я 43 года проработал в деревообработке и я наткнулся на "церковь в деревне". Но ведь я не один такой "умный" - могут и другие заметить несуразность. Это я говорю об ответственности автора за свой текст. Но Это моё и только моё понимание литературы и я его никому не навязываю. И такие замечания я пишу обычно в личку, а не в отзывах, но сейчас очень плохо вижу и мне тяжело читать и писать.
Прошу не обращать на меня внимание, удалите мои замечания. А то Вы мне хорошие отзывы, а я со своими замечаниями.

Вадим Гарин   28.12.2017 01:02   Заявить о нарушении
Что Вы, Дорогой Вадим! Мне так приятно Вас читать! Я занёс Вас в избранные, чтобы не потерять и прочитать все Ваши тексты! Ваши замечания очень правильны и полезны для моих упражнений в литературном творчестве, и даже если я скажу, что только провожу здесь свой досуг, а по жизни я архитектор и художник, я буду не прав! Даже любитель должен осваивать азы профессионализма! Спасибо Вам! С Наступающим! Счастья Вам!!!!! И Здоровья!!!!!!!

Сергей Чибисов   29.12.2017 09:43   Заявить о нарушении
Ну, вот и точки соприкосновения: Я по жизни не только почётный и заслуженный мебельщик, но тоже около художник и архитектор. Даже читал лекции студентам ВУЗа по истории архитектуры и интерьера. Больше того умудрился написать учебник по истории интерьера и много статей (10-12 точно не помню) в журнал "Техническая эстетика" Раз уж художник, полистайте мои "Размышления у художественного полотна" первые две части:
http://www.proza.ru/2014/04/12/910
Рад, что не обиделись, обычно со мной сразу перестают общаться или пишут гадости. Не подумайте плохого: И на Прозе у меня друзей хватает! С Новым Годом Вас! Всего самого наилучшего!

Вадим Гарин   29.12.2017 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.