Роковой отрок 4 глава

Петру не нравился этот меньшиковский дворец. Все его тут раздражало: и мебель, и виды за окном, и  соглядатаи.  Сразу же он прогнал со своей половины всех  людей Меньшикова и поставил своих и в кухне, и в комнатах, и в залах. Но все равно с его людьми приходилось иметь дело по всяким бытовым вопросам. И потом,  на правах хозяина, Меньшиков мог войти в любую минуту. А это бесило мальчишку. Это значит, что даже после коронации, он не будет волен в своих поступках, он будет  на правах ребенка...
Петр сбросил охотничью одежду. Охота тоже сегодня не удовлетворила его. Из-за этого затянувшегося обручения охотились они в ближних лесах. Все было приготовлено плохо. Соколы летали вяло. Лошади тоже видимо плохо оседланные, беспокоились. Да и подстрелить ничего путного не удалось, пару тетерок,   зайца да и то, кажется, не своим выстрелом, а  кто-то незаметно подстраховал. И раньше замечал он выстрелы одновременно со своими и каким поражалась жертва, он старался не замечать. Главное, что он стрелял, и дичь лежала на земле. Но сегодня этот второй выстрел очень уж явно прозвучал.  Все настроение от охоты пропало, и царь засобирался домой.  А тут новости. Оказывается он, без своего ведома, переехал к Меньшикову.
Конечно в царском дворце и в самом деле витает призрак императрицы, а сорок дней быть в глубоком трауре, это было бы нестерпимо для его мальчишеской натуры. Да, и по правде говоря, особого скорбного трепета в его душе не было. Не любила императрица его. Раньше вообще на глаза не допускала. А потом, после смерти дедушки, когда он был своеобразным ее соперником, смотрела настороженно. Только Меньшикову удалось отстоять ее кандидатуру. Это теперь он добивается расположение Петра, а тогда чуть было не вышвырнул его, как ненужную собачонку. Потом их взаимоотношения с императрицей были официальные. Он уже был не опасен ей. Он был претендент на трон в туманном будущем, наряду с другими. И она опять его не замечала. Поэтому к усопшей Екатерине никакой близости ни родственной, ни душевной не  являл.
Конечно, мог бы Петр проигнорировать приглашение Меньшикова и переехать на время в какой-нибудь другой дворец, во всяком случае ни к Александру Даниловичу, но Меньшиков и тут опередил его, сделал так, как хочет. И теперь вдобавок к напоминаниям о том, что  столько он сделал для Петра, чтобы тот стал императором, прибавятся слова и о гостеприимстве. Все это сделано для того, чтобы царь  всегда чувствовал себя обязанным. Вот  это и бесило мальчика.
Петр позвонил в колокольчик, велел убрать охотничью одежду и позвать к себе дружка Ваньку Долгорукого, чтобы просто с ним поболтать и сыграть  в шашки. Они  вместе приехали с охоты и тот должен ждать его. Лакей ответил, что Долгоруков удалился.
- Так послать за ним! - выкрикнул Петр в досаде. В царском дворце Иван всегда был под рукой. Ждать долго не приходилось.  Иван Долгоруков лет на семь был старше Петра, но друг из него хороший. Своими летами он не хвастает, зато может поведать о многом, о чем с другими неудобно говорить, особенно об амурных делах. И в Петре он не видит ребенка, а это очень важно для мальчишки. И охотою так же увлечен. А потом Иван благодарен Петру, что тот вызволил из скучной ссылке в деревню, куда Меньшиков отослал его за кое-какие политические делишки. Что это за вина такая, Долгорукий не рассказывал царю, но Петру пока это и не интересно. Скучно ему было, вот и упросил Меньшикова, чтобы простил ссыльному. По охоте с Ванькой нет лучшего друга.
Петр услышал в коридорах дворца знакомые шаги Долгорукого. Он бросился к нему навстречу и они столкнулись в дверях. Весело смеясь, Долгорукий схватил мальчика за плечи и остановил:
- Вот так, Ваше величество, укрыл вас Меньшиков, как в темнице. Пока шел сюда утомился. У каждой двери соглядатаи. На  вашу половину без них и не пройдешь.
- Как так? - просквозило удивление в голосе Петра. - У меня же свой вход?
- Так ведь после вашего приезда, ворота закрыли. Только через меньшиковские ворота - путь.
- Как закрыли? - с обидой выкрикнул царь. Он толкнул ногой дверь и крикнул властно мальчишеским голосом. - Эй, кто там!  Открыть мои ворота и парадную дверь!
Во дворце забегали. Вскоре вбежал управляющий дворцом, полноватый мужчина в камзоле. Он робко проговорил:
- Александра Даниловича  в сей час нет, а он никакого указания на сей счет не делал...
Петр подскочил к управляющему и  влепил ему сильную пощечину:
- Кто государь земли Российской - я или какой-то там Меньшиков! - гнев жег его изнутри, губы кривились. - Да я тебя с твоим Меньшиковым в Сибирь сошлю. В кандалах пойдешь пешем...!
Управляющий от страха побледнел и пропал, как будто его и не было.
Царственный отрок сам, лично, пошел проверять, как исполнено его приказание.
Парадная дверь была распахнута  настежь. По залам ходил свежий майский ветерок.
- Дверь на половину Меньшикова заколотить! - сдвинув брови, приказал Петр дрожащему управляющему.  - Пусть ходит ко мне через мои ворота!
Мальчик сошел с крыльца на молодую зеленую травку, прошел под дворцовыми окнами:
- Почему нигде нет цветов?
- Ва-ва-ваше величество, - заикаясь, лепетал идущий вслед за ним управляющий. - так ведь еще начало мая на дворе, цветам не время цвесть.
Петр, не слушая его, крикнул своему адъютанту, щегольски одетому офицеру, молодому человеку с черными кудрями:
- Чтобы садовник Никита сей же час был здесь, пусть займется цветами!  Поезжайте за ним в царский дворец, он там!
Адъютант шустро умчался исполнять приказание. А Петр наконец-то успокоился и засел с Долгоруковым за шашки.
Когда Меньшиков вернулся домой, удивился, что дверь, ведущая на половину государя заперта, а, узнав обо всем от управляющего дворцом, поспешил к Петру, и ласково укорил его:
- Вы, Ваше величество, только, что поселились у меня, а уже хозяйничаете.
- Мне не нравится, что мои гости ходят ко мне через вас. - сдержанно ответил Петр.
- Не извольте волноваться, они меня не беспокоят, не так уж их и много. - Александр Данилович очень хотел погасить пожар в сердце своенравного мальчишки.
- А мне не по душе это, я не хочу никаких преград!
- Господи, да кто же вам препоны-то ставит, ваше величество?
В это время в зал  вошел кудрявый адъютант. Он почтительно встал в сторону, не смея  нарушать разговор двух особ. Петр заметил его и отворотясь от Меньшикова выжидающе спросил:
- Ну, говори.
Адъютант шагнул ближе и доложил ему:
- Садовника Никиты во дворце нет. Его вообще  уволили от должности, и он отъехал в неизвестном направлении.
- Как уволили? Кто приказал?
- Приказ его сиятельства Александра Даниловича Меньшикова.
Адъютант  почтительно поклонился в сторону князя.
Петр несколько секунд недоуменно молчал, а затем развернулся всем телом к Меньшикову. Лицо его пылало:
- Где Никита?
Тот опешил от неожиданности:
- Ка-какой Никита?
- Садовник Никита!  Как вы посмели его выгнать?
- Лакеев, садовников и поваров временами увольняют и набирают новых, потому, что так положено.
- А вы разве не помните, князь,  я говорил про Никиту, что хочу его приблизить к себе и назначить своим помощником по делам разного рода. - прервал Петр Меньщикова.
- Но такой должности нет, Ваше величество. - еле сдерживаясь от усмешки, ответил князь.
- А это уж не ваше дело, нет, так будет, на то моя царская воля! - распалялся Петр. - Вы не исполнили  мой приказ, хотя я говорил о нем!
- Ваше величество,  разве вы забыли о событиях этого горького года - умерла матушка-императрица? - в голосе Меньшикова прозвучало нескрываемое осуждение, которым он хотел охладит пыл неуемного мальчишки. - Разве за трауром и похоронными хлопотами я не мог забыть о каком-то там Никите, которого и видел один раз в жизни?
- Я помню об усопшей императрице, - снова прервал Петр Меньшикова. -  но и вы обязаны были помнить о первом моем царском указе, он был единственный. Вы же уволили Никиту и отослали неизвестно куда!
Меньшиков застыл в замешательстве.
- Я решил так, - продолжил юный император. - пока я не увижу перед собою Никиту, то не изволю с вами разговаривать. Идите прочь!
Петр с нарочитым равнодушием отвернулся от князя и склонился над шашечной доской.
- Но, Ваше величество... - воскликнул было Меньшиков, и, не зная дальше что сказать, видя перед собой спину царя, развел руками и по-стариковски шаркая подошвами сапог, удалился из комнаты.
Долгорукий посмотрел вслед Меньшикову и задумчиво сказал:
- Много еще светлейший испортит крови Вашему величеству.
- Я заставлю его понять, как должно слушать государя! - воскликнул Петр. - Он не посмеет давать мне пощечины, как моему батюшке...
Об этом случае в последнее время без конца напоминали ему и Остерман и отец Ивана Долгорукого. Случай давний, из тех времен, когда Петр Великий держал в опале сына Алексея, после того, как обманным путем привезли его из-за  границы и допрашивали. Тут-то Меньшиков выказал свое рвение таким образом.  Конечно, кабы знал, что на трон сядет сын Алексея, то поостерегся бы руки  распускать.  Лишний компромат в руки врагам своим дал.  И в эту рану меньшиковские противники умело подсыпали соли. Юный царь аж зубами скрежетал после очередного напоминания о пощечине.   И росла неприязнь, которую подпитывали и случаи, подобные сегодняшнему.


Рецензии
Прочиталоа несколько глав. Читается с интересом.
С уважением.
Катерина

Екатерина Шульга   07.01.2011 21:26     Заявить о нарушении
Катя, спасибо за внимание. Мне очень интересно ваше мнение. Всего доброго

Владимир Герасимов   08.01.2011 05:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.