Странная

С Таней мы познакомились на работе в 80-е годы.
Это была худая, даже измождённая, высокая женщина с огромными грустными глазами. История, которую она рассказала о себе, была  невероятной.
До приезда в наш город, жила она с детьми в далёком городе Самара, где у неё был домик, оставшийся от родителей. Житьё её было не богатым, детей  прокормить было трудно, а помощи ждать было неоткуда.
 В это время приехала к ним из Комсомольска дальняя родственница и, увидев, как Татьяна бедует, решила предложить ей свою помощь.  Стала уговаривать её поехать вместе с детьми на Дальний Восток, где у неё живёт замечательный одинокий сын, который будет рад их знакомству. Уговоры благотворно подействовали на добропорядочную Татьяну и она, недолго думая, собралась в дорогу. А вместе с ней и дети: сын 10 лет и дочь 12 лет.
 По приезде в Комсомольск-на-Амуре, семья поселилась у родственников, как и договаривались. Сын, которого Татьяна видела лишь один раз мельком, был рад встрече. Она нашла работу, а дети определились в школу. Обустроившись, Татьяна стала присматриваться к своему избраннику. Поначалу её настораживало непонятное поведение мужчины, а вскоре выяснилось, что он психически больной человек и состоит на учёте в психдиспансере.
Мать, стала обращаться с Татьяной как с прислугой, которая живёт у них из милости и не смеет поступать по своему разумению даже с собственными детьми. Материальное положение её не только не улучшилось, а стало совсем худым, поэтому Татьяна, поняв, что её попросту обманули, решила скопить деньги на дорогу и вернуться домой.  Но, не тут-то было. Мамаша с сыном стали следить за каждым её шагом, не желая отпускать дешёвую рабочую силу. Таня тайком подкармливала своих детей, отказывая себе во всём. Время шло, она голодала, откладывая каждую лишнюю копейку, а нужной суммы на дорогу всё равно не хватало. Положение стало безвыходным, и Татьяна решила рассказать эту историю мне. Несмотря на то, что она проработала у нас лишь несколько месяцев, я выпросила в профкоме небольшую сумму денег, и они смогли уехать из нашего города навсегда.
Татьяна с детьми вновь поселилась в своём домике в Самаре, и их жизнь потихоньку стала налаживаться.
Некоторое время мы с ней переписывались, и из переписки я поняла, что Таня сможет выкарабкаться самостоятельно, хотя ей приходилось не сладко. Помочь мне ей было нечем, так как у самой было трое малолетних детей.
 Постепенно письма перестали приходить, но время от времени, я вспоминала Татьяну.
Прошло около 20 лет и, вдруг я получаю от неё письмо со штемпелем школы на конверте. Оказывается, она живет и работает в глухой деревне, куда её пригласили на должность директора начальной школы.
Деревня  настолько захудалая, что в ней остались жить лишь старики, а учеников у Татьяны было 5 человек.
Через два года было решено закрыть школу совсем, а учеников перевести в соседнее село. Татьяне пришла пора возвращаться домой.
В этом письме она обратилась ко мне с просьбой помочь собрать справки с места работы для оформления пенсии. Как выяснилось, за короткий период пребывания в нашем городе, она сменила два места работы. Пришлось, отложив свои дела, побегать за справками и помочь Татьяне. Вновь завязалась переписка, мне очень хотелось узнать о ней, о том, как она жила все эти годы.
Ей вновь предстояло переселиться в город, где жили её взрослые дети. Несмотря на то, что дети уже достигли возраста 30 и 32 лет, создавать свои семьи не торопились. Видно, перспектива жить со своей матерью-пенсионеркой их не очень радовала, и они посоветовали ей попытать ещё раз своё счастье в замужестве. При этом советовали найти мужа где-нибудь в другом регионе страны. А если не получится выйти замуж, то можно стать просто сиделкой у одинокого человека, чтобы было о ком заботиться. Идея Татьяне очень понравилась, и она решила незамедлительно действовать. Вот с это целью она и написала мне это письмо, в котором просила срочно искать для неё подходящую кандидатуру.
«Дети обрели зрелость и стали отдаляться. Они стали самостоятельными, у них свои планы. И у меня перестаёт реализовываться потребность о ком-либо заботиться. Они уже сами стали проявлять заботу обо мне. А мне всё ещё хочется кого-то поддерживать, быть нужной. Поэтому чувствую потребность в семье, муже.  Буду рада заботится о его родителях и детях, возможно и внуки появятся. Мои дети не решаются на продолжение рода, очень трудная жизнь. Конечно, лучше было бы, если замужество поможет сменить место жительства. Но в моём возрасте вредно для здоровья резко менять климатический и временной пояса. Дети мне советуют знакомство в умеренно континентальном климате Центральной России, а лучше на Черноморском побережье – в Краснодарском или Ставропольском краях, Сочи или Минеральных водах. По объявлениям знакомиться  рискованно. А знакомых становиться всё меньше и меньше. Начинаю своё обращение с тебя. Возможно, поможет твоя переписка с подругами. Прошу тебя через подруг и их знакомых разведать мне кандидатуру на юго-востоке европейской части России, примерно моего возраста – предпенсионного или пенсионного. Бедность меня не пугает. Мои дети мой интерес одобряют. Обещают навещать и помогать».
Откровенно говоря, эта просьба была для меня полной неожиданностью, а Татьяна ждала ответа. Поразмыслив и так и эдак, я написала ей ответ.
Письмо получилось на одном дыхании. Слова и буквы плясали, выстраиваясь неровной чередой, видно я торопилась высказать всё, что думала, боясь передумать и покривить душой. Теперь я сознаю, что письмо было написано резковато, если не сказать жёстко. И если бы сегодня пришлось его писать заново, то правды бы не получилось. Моя правда получилась такой:
«Здравствуй, Татьяна, спешу, не откладывая, дать тебе ответ. Может быть тебе не понравится, то, что я думаю о твоей просьбе, но думаю именно так:
Татьяна, мне кажется, что ты вновь хочешь «наступить на те же грабли». Разве жизнь тебя ничему не научила. Ведь ты однажды уже обожглась, выйдя замуж по рекомендации. Прошу меня извинить за напоминание об этом прискорбном случае, но мужа тебе придётся искать самой. А, что касается советов твоих великовозрастных детей, то они попросту хотят тебя отправить куда подальше. Думаю, что и в глухую деревню на работу, они  тебе тоже посоветовали  отправиться. Я понимаю твоё желание заботиться о ком-нибудь, но не таким путём. Найди себе достойное занятие, учитывая свои интересы, и живи в своё удовольствие.
По отношению к детям ты свой долг выполнила и уже ничего им не должна. Дом, в котором они живут и твой дом, помни об этом. Если им хочется жить самостоятельно, предоставь им такую возможность. И для этого совсем не обязательно пользоваться твоей добротой…».
Поначалу думала, что Татьяна обиделась и, возможно наша переписка прекратиться, но каково же было моё удивление, когда  я получила от неё посылку.
Посылка была невероятно огромной и тяжёлой. Я с трудом принесла её и открыла. Шок, недоумение, возмущение и ещё шквал других эмоций хлынули на меня, как внезапный поток ледяной воды. Посылка была набита изношенными, тридцатилетней давности, женскими вещами. Здесь были кримпленовые  юбки, самошитые кофточки, потерявшие форму футболки и, наконец, закатавшиеся от частой стирки шерстяные вещи. В посылке лежало письмо, в котором Таня благодарила меня за справки. И была приписка: - «Вещи освятила в храме, носи в радость».
К мусорному контейнеру пришлось ходить не раз. На посылку я не ответила. Переписка наша закончилась.


Рецензии