Синдром судьбы и социальная пассивность

Что обуславливает пассивность масс и склонность подчиниться внешним силам, при этом расставшись со своей индивидуальностью?

В рамках этого исследования позволим себе предположение о причинах ведомости человека. По нашему мнению, вера в то, что судьба предрешена изначально, и ее нельзя изменить, а также нежелание противостоять обстоятельствам судьбы, в конечном счете, и ведет массы к полной открытости для манипуляций извне.

В своей работе «Государь» Никколо Макиавелли высказывался так: «Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем» [1].

Как видно из вышесказанного, внезапность некоторых событий и обстоятельств жизни порождают бессилие человека перед той неведомой силой, что кроется в эффекте фортуны-судьбы. Искушение подчиниться влиянию этой силы, отдаться воле случая порой для некоторых скорее более приемлемый путь, чем сопротивление и преодоление. 

В основание нашей гипотезы о причинах столь явной и широко распространенной ведомости масс следует заложить четыре следующих примера. Иллюстрацией к некоторым нашим догадкам послужили определенные убеждения людей, сложившиеся, по-видимому, в результате недостаточности стремления к самой жизни, пассивности масс к вдумчивому и активному жизнелюбию, другими словами, мы склонны отметить отсутствие жизнеутверждающего начала в суждениях современного обывателя, как ни странно это звучит.

1. Фортуна судьбы и пассивность человека.

Вот первый пример, вскрывающий неуклюжесть и невежество распространенных стереотипов-заблуждений массового коллективного духа общества. Так в умах рядовых граждан бытует мысль о некоторой судьбе человека (tyche, secunda aut adversa fortuna – с лат. дружественный или враждебный рок).

Артур Шопенгауэр пишет: «Случай - это злая сила, на которую впрочем, надо как можно меньше полагаться… случай обладает царственным искусством с очевидностью показывать, что против его благоволения и милости бессильны и ничего не значат самые великие заслуги…» [2].

Знаменитые изречения: «чему быть, того не миновать»; «от судьбы не уйдешь»; «рок настиг»; «случай не представился» - предельно четко характеризуют самооправдательную суть обыденного светского представления о судьбе-фортуне.

Но что же здесь опасного и жизнеотвергающего? Ведь подобное умозаключение ассоциируется у многих с некоторой мудростью, так сказать «знанием жизни».

Ж.-П. Сартр заметил, что народные поговорки типа: «выше головы не прыгнешь»; «против силы не пойдешь» олицетворяют собой общие пессимистические установки, бытующие в массовом сознании» [3].

В рамках нашего исследования феномена судьбы, закономерно задать животрепещущий вопрос: в контексте такой судьбы - человек выбирает или выбор правит человеком безжалостно? Кто является активным началом – фортуна или человек?

Разобраться в этой дилемме возможно, оттолкнувшись от предположения наличия судьбы (или рока) на пути человека, другими словами, включенности человека в систему некой закономерности событий (далее судьбы), последовательных обстоятельств жизни, кажущихся подчас сильнее самого человека, словно судьба – это нависшая над человеком схема-план, заранее просчитанная и предопределенная, которая ведет человека по жизни.

Получается, что человек втиснут в систему однолинейного рока без его (человека) на то согласия. Гуманна ли такая концепция? На наш взгляд, она удушающе бесчеловечна, т.к. не оставляет человеку никакой возможности выбирать жизнь и самого себя, в частности, т.е. не позволяет быть полноправным хозяином своего выбора, отнимает у человека право на ответственность за свою волю.

2. Карма судьбы и пассивность человека.

Второй иллюстрацией послужит концепция Восточной философии о существовании некой Кармы, по существу той же судьбы, предрешенной, предопределенной для каждого человека.  В рамках данного мировоззрения человек представляется в роли принимающего на себя последовательность событий, уготованных ему Роком, Проведением, которое имеет внешнее происхождение по отношению к индивиду.

В книге «Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве», посвященной философии японских воинов читаем: «если кто-то плохо относится к людям в этой жизни, то в следующей они будут плохо относиться к нему, ибо карма действует всегда и везде. И если кто-то хочет избавиться от плохой кармы в этом круге жизни, то он должен хорошо относиться к тем, кто не очень хорошо относится к нему. Ибо если люди обходятся с тобой по-доброму, то ты можешь ликовать о своей предыдущей жизни; если же в этом мире с тобой поступают грубо, то твое предыдущее существование достойно сожаления» [4].

Здесь довольно четко наблюдается безвыходность ситуации человека, якобы недостойно прожившего свою жизнь в предыдущем воплощении. Появившись на свет, человек не имеет никакой возможности повлиять на эффект Кармы, вмешаться в процессы запредельной канцелярии человеческих судеб.

Отсюда и закономерная китайская доктрина Недеяния – «У вэй», согласно которой индивиду необходимо бездействовать, слиться с природой, не совершать самочинных действий, следовать самопроизвольному движению жизни. Такая философия отношения к своей жизни оставляет за человеком лишь право медитативной практики соприкосновения с Вечным Небытием.

Немудрено, что опустошение разума в целях достижения Нирваны, аскетизм и отстранение или отказ от жизни бывает, зачастую, самой оправданной перспективой для человека, принявшего подобное вероисповедание как непреложную истину. Состояние нирваны – непроявленное бытие, существование свободное от страданий, совершенная невозмутимость и безразличие формирует латентный синдром некого «наплевательства».

Другими словами, если жизнь предрешена волей некого Космоса, то не стоит удивляться, что пассивная роль человека к жизни уместнее, чем вмешательство в ход так называемой «судьбы».

С другой стороны данная концепция жизни толкает человека на решимость победить эту безысходность путем неперерождения вновь в сансаре (круговорот бытия). Философское учение Будды предлагает ключ просветления в устранении себя как эмпирического существа, разум которого достигает состояния уничтожения желаний. Достигая уничтожения себя в обнаруживаемом (чувственном) мире, человек вынужден погрузиться в состояние эмпирически нефиксируемого сознания, а это уже предвестники патологии из опыта клинической психиатрии.

3. Предопределение судьбы и пассивность человека.

Третьим примером аналогичного стиля умозаключений послужит доктрина Жана Кальвина, распространенная уже в кругах Западных протестантских конфессий (начиная с XVI века), и по сегодняшний день, держащая человека в тисках одновариантной предрешенности, заблаговременной и, в какой-то степени, планово-механистической, безжизненно-избирательной модели отношения к личности человеческого существа.

Согласно этому учению «Бог не только предопределяет, кому будет даровано прощение, но автоматически обрекает остальных на вечное проклятие» [5].

Конечно, не все протестанты приняли концепцию предопределения в том виде, как ее обозначил Кальвин, и не каждый светский философ готов признать за Вселенной конфиденциальное право вершить его судьбу.

Однако в рамках данного исследования нас будет интересовать лишь тот взгляд на жизнь, который свойственен именно приверженцам данного мировоззрения. Упуская теологическую (в частности, библейски аргументированную) критику Кальвинской догмы, постараемся уяснить только ситуацию жизни людей, связанных узами однозначной, однолинейной предопределенности жизни.

4. Влияние звезд и астрологическая судьба человека.

«Астрология находит отклик в сердцах верующих в нее. Она базируется на постулате: астрологический знак, под которым родился человек, а также положение небесных тел на момент рождения определяют его судьбу [6]» .

Четыре выше обозначенных категории граждан обладают довольно схожими свойствами мысли и поведенческих реакций в результате принятия данных идеологий.  Обобщим вышесказанное: мнение о том, что судьба человека свершается вне его воли, встречается как в повседневном светском мировоззрении, так подобная мысль прослеживается и в восточных верованиях, она же наблюдается в западных протестантских странах в результате влияния Кальвинизма, так же и в мистическом квазирелигиозном сознании приверженцев астрологии.

Здесь имеет смысл задать достаточно скользкие вопросы: кто является активным началом для личности – Бог или сам человек? Кто творит индивидуальную судьбу и историю в целом? За кем стоит право вершить историю планеты? Возможно ли допустить мысль, что прерогатива творца всего происходящего на Земле принадлежит в той же мере Богу, как и человеку, и не будет ли такое суждение отнесено церковью в статус еретических?

Нельзя не учитывать, что идея Божьего провидения, предопределения, кармы и судьбы, в определенных обстоятельствах, все же, способна сформировать такой образ мысли, в котором центральным аспектом будет бессилие, ничтожность человека и его стараний, понимание невозможности изменить свою судьбу, некая пассивность, принятие рока как должного, а значит и некоторая леность в коррекции жизни вообще.

Но все же, это лишь крайние проявления и последствия такого мировоззрения. Занимательно другое, что подобные настроения обнаруживаются не только в кругах судьбофиксированной или «судьбозацикленной» категории граждан, но и в среде душевнобольных людей, неспособных самостоятельно позаботиться о самих себе, о своем будущем. 

Таким образом, выше мы обнаружили специфические черты общественных воззрений, за счет которых представитель среднего класса становится личностью более ведомой, чем самостоятельно конструирующей свой жизненный путь. Слишком влиятельно это убаюкивающее внушение пресловутой «социализации», в рамках которой человек расстается со своей индивидуальностью в угоду авторитетам, извне разрушающим его активный настрой волевого аппарата души, его Я-концепцию.

Наш коллега, специалист в области религиоведения при Дальневосточном Государственном Университете С.М. Дударенок, рассуждая о прочных корнях религии в культуре, делает предположение о том, что «порой сама культура играет “миссионерскую” роль, не позволяя исчезнуть религиозной традиции» [7].

В этом смысле и мы теперь позволим себе предположить, что агентами процессов деиндивидуализации (а значит, в какой-то мере, деструктивного влияния социализации) выступают общественные стереотипы мышления. Другими словами, те пассивноориентирующие представления о судьбе и свободе, смысле и назначении человека в этом мире.

Эти взгляды, как видим, распространяются на общепланетарном уровне: во-первых, светскими предубеждениями «чему быть, того не миновать»; во-вторых, религиозно-философскими учениями о Карме и Сансаре; в-третьих, взглядами некоторых христианских конфессий, провозглашающих доктрину предъизбрания и предначертания человеческой судьбы Богом; в-четвертых, мистикой астрологического прогноза о судьбе личности.

Постараемся теперь охарактеризовать тот тип (мистически ориентированной) личности, которой свойственно видеть во всем рок. Бытовая окраска такого мировоззрения и перспектив судьбофиксированного стиля мысли и жизни имеет ярко очерченные контуры. Признаем мы это или нет, но понимание  жизни как однозначно предрешенную, одновариантно предначертанную, накладывает отпечаток на само мироощущение человека, т.е. заведомо запрограммированное  на определенный исход.

По нашим представлениям эта идея «фикс» вполне способна как бы сориентировать мировоззрение человека на безысходность бытия, культивировать подчинение внешним силам, плодить «малодушие» по принятию решений,  формировать людей неспособных делать качественный выбор в пользу изменения судьбы, наперекор обстоятельствам. В чем, собственно, и проявляется потенциальная предпосылка конформизма масс, наиболее вероятными  результатами которого становятся: пассивность, ведомость и восприимчивость к манипуляциям извне.

К чему же ведет такая пассивность? А может это больше, чем леность? Позволим себе предположить, что такие тенденции свидетельствуют о подсознательной заинтересованности в подчинении высшим силам. Люди допускают, чтобы их ввели в заблуждение. В какой-то степени они не против быть обманутыми. Не против, чтобы над ними осуществлялось насилие.

Признание власти внешних сил над собой и психологизированные мазохистские чувства становятся желанными состояниями или, по крайней мере, быть ведомым проще и традиционней в некотором смысле для определенной части мировой общественности.

Так, например, втянутая в тоталитарный культ «церкви последнего завета» под руководством Виссариона (в прошлом милиционера Сергея Торопа), интеллигенция, равно как и представители среднего класса, все, словно по какой-то иронии судьбы или, наоборот, закономерности, что более правдоподобней, стремились обрести уверенность в жизни за счет чувства подчинения лидеру, приобщения к духовному наставнику, который якобы способен решить многие проблемы жизненных ситуаций.

Небезынтересно также, что возникшие в 90-х годах тоталитарные культы не были феноменом лишь периода “перестройки”. На современном этапе (в частности, речь идет о периоде 2000-2005гг.) учеными-экспертами в области исследований социальных процессов и религиоведения наблюдалась, например, повальная заинтересованность семинарами Г. П. Грабового и его учениями «О спасении и гармоничном развитии» или «Восстанавливающие числовые ряды», «Восстановление организма человека концентрацией на числах», основанными на его же публикациях [8], а то ли ещё будет… - все это свидетельствует об актуальности поставленной нами проблемы ведомости масс. 

Культура конформизма и соглашательства, обусловленная самой эпохой и социокультурным контекстом, порождают, таким образом, мистический опыт, в основе которого закономерная элементарная тяга найти равновесие (за счет внешних сил) своим рассогласованным порывам души. Решение проблемы одиночества и заброшенности, тревоги и отчаяния, изменчивости и конечности человеку приходится компенсировать как в атеистических, политических, коммерческих, светско-академических интересах, так и в религиозных, псевдонаучных, теософских, саентологических, неоязыческих учениях, экзотических культах «Нового века» и т.д.

«Не желаю тебе богатства, не желаю тебе здоровья, но желаю УДАЧИ, т.к. всем известно, что пассажиры Титаника были и богаты и здоровы (Ю. Никулин) <…> Судьба не имеет научного объяснения, ее существование не доказано учёными, однако многочисленные факты говорят: изменить предначертанное нельзя. Каким-то невероятным образом непостижимая сила определяет ход всех событий» [9].

С точки зрения библейского фатализма, «случай» определяет многое, но мы не Бог, чтобы им управлять. Однако кое-что мы всё же можем, и пассивность имеет диалектический характер, она спасительна в одних обстоятельствах и вредна в других, поэтому уместно золотое правило сообщества АА/АН: «Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, смириться перед тем, что я изменить не в силах, и отличить одно от другого».


ССЫЛКИ:

[1].  Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – СПб, 2004. - С. 129.

[2].  Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости: Сборник. – Минск, 1997. - С. 548.

[3].  Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. - С. 320.

[4].  Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М., 2005. - С. 277.

[5].  Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Том I. – М., 1997. Кн. 3, гл. 21, 5.

[6].  Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / Пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина. – М.: Наука, 2005. - С. 14.

[7].  Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: Монография. – Владивосток, 2004. - С. 46.

[8].  Грабовой Г.П. Практика управления. Путь спасения. Том 1. том 2. Том 3. – М.: Издательство «Сопричастность», 1998 г.; Грабовой Г.П. Прикладные структуры области информации. – М.: Издатель А.В. Калашников, 2001; Грабовой Г.П. Методы концентрации. – М.: Издатель А.В. Калашников, 2004; Грабовой Г.П. Восстановление организма человека концентрацией на числах. - М.: Издатель А.В. Калашников, СПб.: Издательство «Диля», 2004.

[9].Цит. по: д/ф. «Не говорите слово смерть» / День шокирующих гипотез (Рен-Тв 01.05.2016).


Рецензии
спасибо!
да! быть пассивным проще, меньше сил прикладывается...
да и само общество поощряет пассивность... лучше сказать "я не смогла - помоги" и помогут. чем сделать что-то самой - "она хочет выделиться"
на счет учений не соглашусь, пассивность пропагандируют при интерпретации людей переводящих учение в религию для контроля масс. исковерканная трактовка.

Аннанимка   06.08.2011 10:41     Заявить о нарушении