Критические заметки о марксизме-1

Маркс: «Критика религии завершается учением, что человек – высшее существо для  человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, презренным существом…» Очень решительная претензия, окончившаяся тем, что марксизм сам поставил себя на место религии. И глумление над истиной мы пережили, и наказание «еретиков». Лекции профессоров институтов о Марксе и его учении напоминали у нас религиозные проповеди в церкви. Некоторые скажут: «Ученики исказили суть!» Но вы почитайте «Манифест…» – он тоже напоминает религиозную проповедь! Не сегодняшнюю, спокойную, а фанатичную и целеустремленную проповедь – первых веков узаконенного христианства. Наши марксисты везде развешивали изображения своих Богов и их Детей, города и улицы городов называли их именами – и далеко вышли за пределы разумного. Неадекватность их мышления и поведения была налицо. Общество, построенное в России по проекту Маркса, «унизило человека, поработило и превратило в презренное существо» в большей мере, чем это сделали властвовавшие религиозные мракобесы.

Энгельс, правая рука Маркса, как и многие философы, пытался определить природу человека. Чтобы, опираясь на нее, создать теорию построения разумного общества. «До сих пор вопрос всегда гласил: что есть Бог?; и немецкая философия разрешила его так: Бог – это человек. Человек должен познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, – и тогда загадка нашего времени будет им разрешена». Так каков человек, согласно требованиям природы? – Это, оказывается, пролетарий – гражданин, у которого ничего нет, которому нечего терять. И я бы добавил: который ни к чему не способен, кроме как выполнять простые физические работы. Практика реализации марксизма «вывела»  нам его: –  это  советский гражданин (гомо советикус), полностью посаженный на государственный паек и лишенный элементарных свобод. Немало  хороших слов сказали Маркс и Энгельс о свободе, о гуманизме, справедливости, но все это оказалось бредом кабинетных ученых.

Гегель и Маркс. Идея развития. Плод истории найден – пролетариат. Путь его становления покажет нам идея развития. Приложим эту идею к истории. «Все движение истории есть, с одной стороны, действительный акт порождения… коммунизма – роды его эмпирического бытия, – а с другой стороны, это является для мыслящего сознания… познаваемым движением его становления». «В таком случае мы выступаем перед миром не как доктринеры с готовым принципом: тут истина, на колени перед ней! Мы развиваем миру новые принципы из его же собственных принципов».
 Итак, история двинулась вперед. Сама пошла. Все началось с первобытно-общинного строя. Никаких классов: вместе пищу  добывают, вместе ее и поедают. Долго жили люди в первобытном «счастье». Потом (используем мысль Руссо) нашелся гомо, который крикнул: «Это мое! Не троньте!» Другой повторил… Остальные остались «с носом». Началась жестокая эпоха частного присвоения, когда присваивали не только вещи, но и жизни людей – рабовладельческая эпоха. Борьба противоположностей – гегелевский принцип, Маркс взял на вооружение. Движение шло вверх по лестнице: феодализм, капитализм. Свобода и справедливость – положительный  заряд. С противоположной стороны стоят рабство и несправедливость. Впереди сияющая вершина коммунизма, когда антагонистических противоречий не будет, умные, мирные, милые вожди спланируют жизнь без конфликтов.
 «Хорошую религию придумали индусы». И Маркс неплохую теорию придумал. Однако в одном существенном моменте он пошел против себя: угнетенный класс никогда в истории к власти не приходил. Классовую борьбу вели рабовладельцы и феодалы, а на верху оказывались другие силы. Почему для пролетариата сделано исключение? Есть ссылки на его зрелость, сознательность, на то, что он представляет собой большинство. Однако трудно опровергнуть факт, что он сам по себе не способен управлять обществом. Конечно, формально марксисты нашли выход: это учение о революционной партии, которая, установив на первых порах диктатуру, поведет «несмышленый» класс трудящихся  к строительству известного нам «величественного здания». Однако все это – уже отступление от «безупречной» исторической лестницы. Упование марксистов на насилие, в первую очередь – на насилие, а не на мирный способ развития, также является его пороком, возможно, главным. Реки крови выпустили последователи великих классиков за время их дикого властвования. И  успели воспитать поколения людей, которые не реагируют на жестокость, которым даже нравится, когда с них шкуру дерут.

Вернемся к природе человека. Думаю, она лежит глубже, чем природа пролетариата, класса придавленного, безынициативного, склонного к иждивенчеству. Человек в такой же мере коллективист, как и частный собственник, он жаждет дисциплины и свободы, безопасности и доверия, истины и красоты, хлеба и зрелищ.  Он – полярен, многомерен, многообразен, широк. К тому же он постоянно приспосабливается, изменяется, развивается. Есть ли сегодня в продвинутых странах тот пролетариат, о котором писал классик марксизма?..  Постоянно будет существовать категория граждан, которая нанимается на работу – к частнику или к государству. Но  как ее назвать? А как будет выглядеть общество через сто лет? Да, вечно недовольные, неудачники, «шариковы» останутся, но лишь как мухи, которые в жаркий день вьются над обеденным столом в какой-нибудь захудалой столовой.
Эдуард Бернштейн, основоположник ревизионизма, считал Гегеля «злым гением» Маркса. Но это близорукий взгляд. Гегель создал общую теорию развития, причем идеалистическую, ставшую великим благом для всех наук. «Берите и пользуйтесь, но осторожно», – мог бы он сказать. И она вершит благое дело вот уже более чем полтора века. И великий философ не в ответе за то, что нашелся некто, сшивший для общества с помощью его теории развития – железный бушлат, написавший инструкцию по строительству военной казармы, архипелага лагерей.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», – ключевая мысль первого классика, и я  хочу о ней сказать два слова. Задача философа объяснять мир и показывать возможные варианты его развития.  Реальные варианты. И ни в коем  случае не сочинять теорий о его целенаправленном преобразовании. Тем более – революционном. У мира есть свой естественный ход, а то, что придумывает в кабинете «любомудр», легко может оказаться примитивным бредом, который используют политики с уголовными наклонностями. Как это и случилось с марксизмом. Тот же, кто без прожектерства жить не может, должен сам свои прожекты реализовывать на практике в качестве политика, экономиста, общественного деятеля, учитывая место, время и конкретные обстоятельства. «Конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело…», – написал Маркс. Кто теперь поверит, что в задачу Маркса не входило «конструирование будущего»? Известный политик сказал бы ему теперь: «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда». 17 июля 2009 г.

 В поисках природы человека классики марксизма не занимались медитацией и не смотрели на человека из космоса, но обеими ногами крепко стояли на земле. Думаю, это важно для ученого, исследующего проблемы общественной жизни. Здесь трудность состоит в том, – как найти основное качество человека, которое можно назвать истинной его  природой. Надо найти, что называется,  «самородок». Тут возможны разные концепции. «Труд создал человека», – сказал Энгельс и попал в точку. Именно способность к труду отличает человека от животного и поднимает его по ступеням цивилизации. А кто в обществе более всего обливается потом, тянет лямку, страдает? – Конечно же, пролетариат. Как трудится и борется пролетариат, им продемонстрировал опыт жизни европейских государств того времени. Борьба присоединилась к труду, как сестра к брату. («Ваше представление о счастье?» – спросили у Маркса. – «Борьба», – ответил он.) Находка вдохновила классиков, и на ее основе они создали цельную программу преобразования общественной жизни. Исписали горы бумаги и все написанное опубликовали (буржуазные свободы им все это позволили), взбудоражили Европу и Россию. Успех сопутствовал реализации их идеи. Итак, труд и борьба составляют природу человека. Крен в сторону борьбы, недооценка роли сотрудничества, роднит марксизм с другой теорией, создатель которой, кроме всего прочего, известен своей книгой «Моя борьба».
А дальше, думаю, главные марксисты совершили ошибку, положив в основу труд мускулов, физический труд. Нет, они не отбросили умственный труд и прочие виды, но назначили им роль слуг в господском доме.
Идеализм был проклят. Особенно большевики постарались. «Сволочь идеалистическая!» – сказал Ленин о Гегеле. Конечно, Гегеля у нас кое-как изучали – он ведь создал диалектический метод! – но «отмыть» его от «сволочи» так и не решились. Идеализм был проклят, а идея ценилась только марксистско-ленинская. Почему-то для нее сделали исключение. Когда советские пропагандисты  говорили и писали о марксизме, то говорили о нем с придыханием, а писали – с пафосом, и полностью забывали, что идея вторична, что идея – отражение, а надстройка – всего лишь производная базиса. И не было силы, которая могла бы остановить их пропагандистскую страсть. А советские философы были превращены в «игрушечных» философов, власть манипулировала ими, как Образцов своими куклами.
Я согласен с тем, что природа человека – это его  способность к труду. Труд создал человека. Но труд стоит из ряда автономных компонентов: физическое усилие, усилие мужества, умственное, нравственное, художественное (то есть – воображения), и простите за вольность – труд любви. И обязательно встает вопрос – какое усилие является ведущим. Да, они объединены, переплетены, взаимосвязаны, между ними есть иерархия. А что ведет?  Всему свое время и место.  Можно лишь с уверенностью сказать, что труд, в котором преобладает физический элемент, то есть затрата энергии мускулов, следует поставить внизу иерархической лестницы. Рабочие принимают прямое участие в создании материальных ценностей и косвенное участие в создании ценностей духовных. Однако нет никакого основания говорить о рабочем классе как политическом гегемоне, о необходимости установления диктатуры пролетариата. Предпочтение следует отдать духовно творческим классам и группам общества. 20 июля 2009 года
 


Рецензии
Я не являюсь сторонником «прикладного марксизма». Но Маркс смог сформулировать фундаментальные законы развития человеческой цивилизации, ее фундаментальные экономические законы. Его заблуждения сродни заблуждениям Колумба о новом пути в Индию. Эти заблуждения Колумба были основаны на верном предположении о том, что Земля круглая. Мы считаем Колумба первооткрывателем Америки. Маркс увидел определенные связи, определенные тенденции. Так сказать, "круглость". Во многом,сам оказался таким же мечтателем, как и Колумб. Но Маркс смог увидеть дальше многих и увидел основу. Экономические законы являются такими же фундаментальными законами бытия, как и законы физики.
p.s.Удивительно, но основные заповеди христианской религии основаны, по сути, на этих же фундаментальных экономических законах.
Удачи вам

Эмиль Россет   04.02.2010 22:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Эмиль. Почитайте, пожалуйста "Критические заметки о марксизме"-5. Последний текст. И возразите мне. Мне кажется, с пониманием труда как орудия прогресса у Маркса есть некая неточность. У него труд понят как затрата физических сил. Преимущественно. Отсюда - все искривление. И пролетариат он сделал субъектом истории, и его диктатура, соответственно, необоснованна, и определение стоимости товара через физический труд тоже вызывает сомнение. Я буду рад выслушать возражения. Я полагаю, что пролетариат не является субъектом истории, не следует на него искусственно натягивать мантию мессии.

Сергей Корягин   05.02.2010 22:10   Заявить о нарушении
Сергей! Как вы можете видеть, я прочел вашу 5-ю часть, и не только. Наши взгляды во многом совпадают. Некоторые добавления. Как экономист Маркс увидел некоторые закономерности развития цивилизации. Экономические закономерности. А именно они, на мой взгляд, и являются основной движущей силой развития цивилизации. Когда я говорил о фундаментальной сущности этих закономерностей, я говорил о том, что любая инопланетная цивилизация будет эволюционировать примерно также. Создавая некоторые избыточные ресурсы (капитал) она сможет наращивать свою численность и мощь. В физике примерно также. Нет энергии, нет движения. Весь 19-й Европа занималась обсуждением социальных проблем. В этих обсуждениях принимала участие, в том числе и церковь. В середине 19-го века Ватикан призвал считать грехом выплату заработной платы рабочим ниже прожиточного минимума. Таким образом, у марксизма существует еще одна составная часть, четвертая. Дьявол кроется в деталях. Именно благодаря таким деталям мы в 20-ом веке получили столько проблем. О пролетариате. Большинство из нас, именно таковыми и является. И здесь совершенно ни причем наше образование и наше самопозиционирование. Просто за сто пятьдесят лет кардинально изменился характер труда. Что касается общественной собственности. Примерно сорок процентов населения Соединенных Штатов Америки являются владельцами акций различных компаний. В Европе эта цифра ниже. И основная масса таких акционеров голосует рублем. Оказывая доверие или отказывая в нем. Ничего личного. Может быть, это один из вариантов общественной собственности. Время покажет. По поводу государственной собственности. Государство всегда состоит из людей. Стало быть, государственная собственность всегда будет являться собственностью групп людей олицетворяющих это государство. Но уж никак не общественной собственностью. Мы с вами это видели неоднократно, в том числе, и в Советском Союзе.
Удачи

Эмиль Россет   07.02.2010 23:03   Заявить о нарушении
Уважаемый Эмиль! И до Маркса мир жил и развивался. И, возможно, жил бы лучше и спокойнее, если бы, конечно, не появился другой «смутьян», более горячий и радикальный. Но пришел Маркс, который дал анализ капиталу и капиталистическому обществу и указал способ, как его разрушить и построить на его месте социализм. Я просмотрел бегло главную работу Адама Смита и не нашел у него определения капитала. А это важно. Кажется, он понимал его, как накопленное богатство. А Маркс точно определил капитал: это – самовозрастающая стоимость, и самовозрастание его происходит потому, что капиталист недоплачивает рабочему за его живой труд. И у него (у капиталиста) есть на это юридическое право: он купил у пролетария не живой труд, а рабочую силу. Марксисты засуетились, зашумели, заскрипели перьями: Маркс раскрыл тайну эксплуатации! Маркс нашел того, кто создал все богатства на земле – это пролетарий, это рабочий! Все, кто работал за пределом предприятия, на котором непосредственно создается продукт, «остались с носом». У кого-то были какие-то идеи? Кто-то что-то изобрел и создал машину, инструмент? Все это стало постоянным капиталом «с», который живым трудом непосредственного работника переносится на продукт. Переносится по частям. И который (постоянный капитал) сам по себе прибавочной стоимости не создает. Не создает. Кто-то накопил деньги и открыл производство? Легко можно обойтись и без этого «бездельника», его может заменить государственный чиновник. Из «открытия» Маркса вытекала необходимость упразднения частной собственности, обобществления ее, тем более что буржуазия погрязла в конфликтах, войнах, тем более что она купалась в роскоши и сочувствия к страждущим не проявляла.
Сегодня в цеху несколько рабочих, управляя с помощью рычагов сотней автоматов, создают продукцию огромной стоимости. Кто согласится с тем, что именно эти рабочие и создают всю прибавочную стоимость? Стало очевидным, что весь капитал участвует в этом. Машина – инструмент в руках рабочего, его удлиненные руки. Но можно сказать и так: машина в производстве стоимости товара, в том числе и прибавочной стоимости, значит гораздо больше, чем тот, кто сидит на мягком сиденье и держится за рычаг, поворачивая его время от времени.
Сколько должен получать рабочий? Только свободный рынок может это «подсчитать» и определить. Свободный рынок – удивительный «компьютер». Но свободный рынок должен быть сформирован, организован, налажен, отрегулирован, как и всякий механизм. На то и создается демократическое государство. Всякая свобода работает в рамках необходимости, в рамках законов, иначе она превращается в произвол и разрушает целое, разрушает общественный организм, который, опять же по необходимости, обращается или к разуму, или к тирану, который вместо разума применяет нечто неразумное – насилие, политический произвол.
Государство по природе своей – насильник, оно усмиряет внутренних врагов – криминальный мир – и защищает целое от врагов внешних. Но когда оно становится тотальным собственником, оно расширяет функцию насилия – давит всякое народное недовольство, особенно вольнодумную интеллигенцию. И превращает страну в систему лагерей, кладбищ и неорганизованных захоронений. Есть сила – хочется ею поиграть. Этого не понимал Маркс, в этом была тупость наших большевиков. Но общественное влияние частных собственников и политическая власть должны быть сбалансированы. Бесконтрольные частные собственники тоже могут принести немало беды. Скажу банальность: обществом должен править разум. И добавлю: в союзе со справедливостью.
О пролетариате. Эта прослойка граждан занята, в основном, в сфере материального производства. Но не только. Но суть этой прослойки не в этом, а в склонности ни за что не отвечать и просто жить рядовой жизнью. Быть обывателем. Ушел в 5 часов с работы – и забыл про нее. Обывателей много в любой стране, и паниковать от этого не следует.
Уважаемый Эмиль, излагайте Ваши варианты. Истина рождается в дискуссии. 14 февраля 2010 г.

Сергей Корягин   14.02.2010 20:32   Заявить о нарушении