Д. Л. Мордовцев и его повесть Крымская неволя
Достаточно бегло взглянуть на отчёты библиотек тех лет, чтобы убедиться в этом. Как один из наиболее читаемых авторов, Мордовцев отмечен в общественных библиотеках таких городов, как Киев (1897-1901), Харьков (1894-1904), Полтава (1889-1897).
К сожалению, известность Д.Л.Мордовцева была в прошлом, а сегодня мы наблюдаем почти полное забвение имени писателя-беллетриста, этнографа, историка, общественного деятеля, защитника "украинства" в царской России.
Так исторически сложилось, что Мордовцев имел украинские корни, и в силу ряда причин, от него во многом не зависящих, становится проводником "украинства" в Петербурге второй половины XIX века.
В лучших своих исторических произведениях Мордовцев выступает как один из деятелей русско-украинского культурного диалога, раскрывает единство интересов и общность исторических судеб русского и украинского народов. К ним относится и его повесть "Крымская неволя" (1885).
Сюжет её несложен: в тяжёлую годину, когда гетман Дорошенко менял покровителей-хозяев для Украины, попадают в турецкую неволю под Каменцем московский ратник, который уже побывал в "полоне", и маленькая украинка, золотоволосая Катря. Через несколько лет был захвачен в плен и молодой казак Пилипп Камяненко, тоже родом из Каменца.. По прошествии 9 лет, благодаря находчивости и опытности "москаля", который уже побывал во всех "полонах", трём невольникам удалось убежать и вернуться на родину. Завершается повесть глубоко драматичным финалом: Катря и Пилипп, которые полюбили друг друга, оказываются родными братом и сестрой.
Тема женитьбы брата на сестре очень часто встречается в украинской народной поэзии.
Этот мотив лёг в основу опубликованного в " Малороссийском литературном сборнике" стихотворения "Брат и сестра" Н. Костомарова. Использовал его и сам Мордовцев в одном из своих коротких рассказов "Анютины глазки или как казак Петренко женился на родной сестре Гале". Но если там эта тема имела в основном морально-религиозный характер, то в повести она наполняется большим социально-историческим содержанием.
Действие всего произведения происходит в двух географических пространствах: Украина и Крым. Эти пространства противопоставлены друг другу. С одной стороны Каменец, Чигирин.
Каменец - первый укреплённый пункт западно-цивилизационного мира - "взят и поруган"[1,235]. Чигирин - "чёрная и серая груда развалин и пепла"[1,255]. С другой - Крым - "дивный край", чудное море, божественная степь, бессмертная Кафа [Евпатория], знаменитая земля Гомера, Перикла, чарующее и страшное зрелище, страшное потому, что Кафа XVII века – богатейший н е в о л ь н и ч и й рынок...
Остро в повести поставлена проблема вероисповедания. Каменец "взят и поруган", "над изломанным крестом водрузился полумесяц" [1, 235]. Стойкие религиозные убеждения являются основой образа жизни в неволе. Особую окраску имеет само понятие "неволя". Для украинских пленников неволя турецкая, для Дорошенко - московская. Антитеза идёт и на уровне "герой и его пространство". Дорошенко (1 и 2 главы), Мазепа (2 и 9 главы), отчасти Самойлович (9 глава) появляются в разрушенных ими самими пространствах. Герои, лишённые чётких, стойких нравственных убеждений, находятся на пепелище. И только цельные, чистые натуры Катри, Пилиппа, москаля переносятся в иные, чужие для них, но гармоничные природные ареалы: в Крым, Кафу - духовные центры античности и средневековья.
Композиционно повесть состоит из XX небольших глав, в которых изображается тяжёлое положение Украины и её народа во второй половине XVII века, получившее название "Руины".
Пёстрой социальной палитрой представлены герои произведения: от Магомета IV, который непосредственно не является действующим лицом и только упоминается в повести, гетманов Дорошенко, Мазепы, Самойловича до представителей народа: Катри, москаля, Пилиппа Камененко, девушки-украинки, Петра Дюжего, Гирейки, украинца из Киева.
I, IV, VII главы не имеют прямого отношения к развитию сюжета и носят информационно-справочный характер. В них Д.Л. Мордовцев знакомит читателя с историческим временем действия повести. В I главе в доступной форме писатель раскрывает причины, по которым Украина второй половины XVII века оказалась в столь бедственном положении. Виной всему, по словам Мордовцева, "страстный темперамент" и "казацкий гнев" гетмана Дорошенко.
Писатель награждает его негативной парадигмой эпитетов: "гордый", "самолюбивый", "непреклонный". Причём, отмечает автор, смена покровителя
(Москва-Магомет IV), опять-таки из-за "страстного темперамента" гетмана, повлекла за собой и насильственное омусульманивание украинского народа. Крики "алла" сравниваются в повести с карканьем стаи ворон и орлов-стервятников. Д.Л.Мордовцев приводит тут же две пространные цитаты из Летописей, в которых очень остро поставлена проблема вероисповедания: "И там же (в падшем Каменце) из костёлов и церквей мечети пороблено, и кресты и звоны низвержены, только три церкви себе Русь выпросили, а армени одну". В повести падение Каменца ассоциируется с падением "первого пункта западного цивилизованного мира": "над изломанным крестом водрузился полумесяц". Приводя цитаты из летописи, Мордовцев с горечью замечает: "Летописец говорит о церквах, иконах, крестах,.. А что было с людьми..!"
В VIII главе (историческое) действие повести отдалено от I "немалыми летами". Мордовцев объясняет читателям, чем закончились метания Дорошенко: "московской неволей" – воеводством в селе Ярополче Волоколамского уезда. Знакомит нас с очередным гетманом Юрасем Хмельницким - ставленником султана, и опять Д.Л.Мордовцев апеллирует к пространной цитате из Самовидца в описании падения Чигирина в 1678 году.
После "Падения Чигирина" в сюжетном развитии повести появляется новая линия. В главах II-VII мы знакомимся с Катрей, москалём, Гирейкой. С X главы - повторение той же горькой участи пленников уже братом Катри Пилиппом. Мазепа "мрачно глянул на Чигирина: ему разом припомнился Каменец, золотоволосая девочка, бьющаяся в руках татарина, и этот верный "джура" Пилипп на аркане". В XV-XX главах раскрывается история жизни и взаимоотношений москаля, Катри и Пилиппа, их побег из плена и свадьба последних.
Особняком стоит глава, посвящённая "бессмертной Кафе". Здесь, как ни в одной другой главе, показывается несоответствие великого города своему теперешнему предназначению. Достигается это приёмом ретроспекции. Чем дальше от нас историческое время, тем значительнее и почётнее место "бессмертной Кафы" в цивилизованной парадигме центров-городов. Во времена античности этот город ассоциировался с именами Гомера, Перикла, Софокла, Еврипида и Демосфена. Во времена средневековья - с гордостью генуэзцев, турок, крымских ханов. Богатое, великое прошлое и страшное настоящее - богатейший невольничий рынок. С приближением ко времени изображения в повести снижается социальная роль пространства. Мордовцев, используя приём антитезы, рисует прекрасную страну, в которой не только люди-пленники, но и голуби - символ христианства. В качестве дополнительной информации автор приводит две цитаты других писателей-украинцев, которые в тех же красках описывают величие и бесславие "бессмертной Кафы".
Остановимся более детально на характеристике образов повести. Первые, с кем знакомится читатель, - гетманы, представители украинской социальной верхушки: Мазепа, Дорошенко, Самойлович, Юрась Хмельницкий. Они не играют решающей роли в произведении, но Мордовцев очень умело акцентирует внимание читателя на той роли в истории Украины, которую они сыграли.
В повести дан хотя и беглый, но очень верный портрет каждого из них. С первых строк перед нами необузданный, амбициозный гетман Дорошенко, который поплатился за своё неоднократное предательство лишением пребывания в родном пространстве и наказан "московской неволей" - воеводством. Вторая фигура, с которой знакомит писатель, - Мазепа. Он то появляется, то исчезает на страницах повести, причём каждый раз в новом качестве.
Если во второй главе Мазепа - молодой белокурый писарь с ласковыми серыми глазами (сравнить: у Дорошенко глаза чёрные, стоячие) и по-польски "закренцованными" усами, начавший уже делать себе карьеру [1,237]; то в восьмой главе Мордовцев в исторической справке сообщает о типичном для характера Мазепы предательстве и Дорошенко, и в скором будущем Самойловича; показывает его в окружении московских полководцев во главе с князем Ромодановским. Внутренняя сущность Мазепы не меняется: он продолжает вести коварную политику в вопросах политической ориентации Украины. И уже в этой главе Д.Л. Мордовцев награждает Мазепу "л у к а в ы м и" глазами. Отличительная особенность творческой манеры писателя – изображение внутреннего мира персонажа через его глаза. В конце повести Мазепа уже генеральный есаул с бесовскими, "лукавыми" глазами.
Несколько особняком стоит образ гетмана Самойловича, "поповича", как метко окрестил его в мыслях Мазепа. Указанием на происхождение служит реплика-объяснение Самойловича касательно татарской уловки с чучелами на лошадях: "Сие турчин делал обманою ради показания великости своего войска". В речи гетмана много старославянизмов, свидетельствующих о происхождении из семьи священника. Образ дан бегло, пунктирно, как свидетельство личностной неподготовленности к занимаемой должности правителя Украины.
Следующая социальная группа - это представители простого народа: старый москаль, Катря, Пилипп, Пётр Дюжий, девушка - украинка. Особняком стоит образ Гирейки, человека "перекати-поле": он был торгаш в душе и хищник по призванию: "грабежом только и жил".
Образ москаля заслуживает более пристального внимания. Впервые мы знакомимся с ним в третьей главе. Перед нами пожилой, крепкий мужчина, в ободранном костюме московского ратника, полуседой, сам о себе говорит: "старый воробей, во всех пленах бывал". Четвёртая глава - история "одиссеи" москаля. "Всюду бывано, всюду видано за 30 лет плена: и побусурманен был", и "секрамент у папежина ксендза едал", но "своего бога Миколку-угодника я никогда не забывал". Москаль предстаёт перед читателем "сундуком мудрости", мудрости народной. Его речь пересыпана различными шутками-прибаутками, он убеждён что вырвется из "полона", и эта вера в свою удачу помогает ему выжить в турецком плену. И именно такого человека, со стойкой христианской верой, с крепким нравственным стержнем, выбирает Д.Л. Мордовцев в качестве воспитателя-опекуна маленькой 9-летней Катри, попавшей в Крымскую неволю. Как происходит формирование личности ребёнка под влиянием москаля мы не видим. Но о результате воспитания свидетельствует протест Катри, её нежелание "побусурманиться", стать проклятою Марусею Богуславкою, выйти замуж за пашу.
Образ Пилиппа - символ казацкой удали, храбрости. История его жизни до пленения под Чигирином посвящена двенадцатая глава. Воспитанный на рассазах одного старого слепого "сечевика", Пилипп из дому в Сечь "козаковать" "слёзы - лыцарства добувать", и вырастает в "запорожца на славу".
Воспитание, полученное у слепого "сечевика" и у запорожцев, помогло выстоять Пилиппу в плену. Не случайно Мордовцев пленит вместе с Пилиппом и московского стрельца Петра Дюжего.
Несколько сфокусируем своё внимание на моменте пленения героев произведения. В неволю попадают вместе с любимыми персонажами и другие представители украинского народа, выходцы из той же социальной среды, что Катря и Пилипп. Но разница их пребывания в неволе объясняется наличием у Катри и Пилиппа стойкого нравственного стержня, религиозного воспитания, воспитания на народных традициях. Именно это и помогает любимым героям Мордовцева выжить, не "побусурманиться в турецкой неволе.
Интересна история взаимоотношений Пилиппа и Катри. Поразительно, как люди за несколько долгих лет пребывания в других культурных условиях не забыли своё, родное, украинское. Об этом говорят строки, посвящённые отношениям между Пилиппом и Катрей в турецком плену. Лишённая возможности общения Катря в качестве подтверждения своей симпатии к Пилиппу дарит ему то "любисток /"для любошiв"/, то "руту", то "барвiнок", серебряную, золотую монету.
В двадцатой главе, финале повести, молодые женятся. Казалось бы, все невзгоды и лишения позади. Но в последнем предложении Д.Л.Мордовцев только ставит проблему-трагедию, характерную для всего украинского простого народа, попадавшего в турецкую неволю - женитьбе родственников.
Так на нескольких страницах повести оживает нелёгкое прошлое нашего государства. Мордовцев, находясь в других социокультурных условиях, не забывал своих исторических корней, знакомит петербуржцев с героической и трагической историей своего народа.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Мордовцев Д.Л. Сочинения: В 2т.- К.: Худ.лит. 1958.
2. Г.Дорошкевич Д.Л. Мордовець як лiтературна та громадська постать // Україна.- 1930.- №7-8.
Свидетельство о публикации №210020200154
РАД ЗНАКОМСТВУ С ВАМИ.
С УВАЖЕНИЕМ И ИСКРЕННЕЙ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ МИРОН.
Мирон Веклюк 17.02.2012 10:18 Заявить о нарушении
Ваше творество требует внимательного прочтение, спасибо Вам за это...
Будет время и желание, посмотрите другие работы по творчеству самобытного писателя, историка, представителя и защитника "украинства" в царской России 19 века Д.Л. Мордовцева. Мне интересно Ваше мнение.
Скибинская Наталья Владимировна 17.02.2012 14:14 Заявить о нарушении
С УВАЖЕНИЕМ МИРОН.
Мирон Веклюк 17.02.2012 15:02 Заявить о нарушении