C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Д. Л. Мордовцев и его повесть Крымская неволя

         Даниил Лукич Мордовцев... Для читателя конца XIX - начала XX   столетия это имя ассоциировалось с десятками художественных романов, исторических монографий, литературными, благотворительными вечерами, посвящёнными Украине и её жителям.
           Достаточно бегло взглянуть на отчёты библиотек тех лет, чтобы  убедиться в этом. Как один из наиболее читаемых авторов, Мордовцев отмечен в общественных библиотеках таких городов, как Киев (1897-1901), Харьков (1894-1904), Полтава (1889-1897).
           К сожалению, известность Д.Л.Мордовцева была в прошлом, а сегодня мы наблюдаем почти полное забвение имени писателя-беллетриста, этнографа, историка, общественного деятеля, защитника "украинства" в царской России.
           Так исторически сложилось, что Мордовцев имел украинские   корни,  и в силу ряда причин, от него во многом не зависящих, становится проводником "украинства" в Петербурге второй половины  XIX века.
          В лучших своих исторических произведениях Мордовцев выступает как один из деятелей русско-украинского культурного диалога, раскрывает единство интересов и общность исторических  судеб русского и украинского народов. К ним относится и его  повесть "Крымская неволя" (1885).
          Сюжет её несложен: в тяжёлую годину, когда гетман Дорошенко   менял покровителей-хозяев для Украины, попадают в турецкую неволю под Каменцем московский ратник, который уже побывал в "полоне", и маленькая украинка, золотоволосая Катря. Через несколько лет был захвачен в плен и молодой казак Пилипп  Камяненко, тоже родом из Каменца.. По прошествии 9 лет, благодаря находчивости и опытности "москаля", который уже побывал во всех "полонах", трём невольникам удалось убежать и вернуться на родину. Завершается повесть глубоко драматичным финалом: Катря и Пилипп, которые полюбили друг друга, оказываются  родными братом и сестрой.
            Тема женитьбы брата на сестре очень часто встречается в  украинской народной поэзии.
            Этот мотив лёг в основу опубликованного в " Малороссийском литературном сборнике" стихотворения "Брат и сестра" Н. Костомарова. Использовал его и сам Мордовцев в одном из своих коротких рассказов "Анютины глазки или как казак Петренко женился на родной сестре Гале". Но если там эта тема имела в основном морально-религиозный характер, то в повести она наполняется большим социально-историческим содержанием.
           Действие всего произведения происходит в двух географических   пространствах: Украина и Крым. Эти пространства противопоставлены друг другу. С одной стороны Каменец, Чигирин.
  Каменец - первый укреплённый пункт западно-цивилизационного  мира - "взят и поруган"[1,235]. Чигирин - "чёрная и серая груда развалин и пепла"[1,255]. С другой - Крым -  "дивный край", чудное море, божественная степь, бессмертная  Кафа [Евпатория], знаменитая земля Гомера, Перикла, чарующее и страшное зрелище, страшное потому, что Кафа XVII века – богатейший    н е в о л ь н и ч и й     рынок...
    Остро в повести поставлена проблема вероисповедания.   Каменец "взят и поруган", "над изломанным крестом водрузился полумесяц" [1, 235]. Стойкие религиозные убеждения являются основой образа жизни в неволе. Особую окраску имеет само понятие "неволя". Для украинских пленников неволя турецкая,  для Дорошенко - московская. Антитеза идёт и на уровне "герой и его пространство". Дорошенко (1 и 2 главы), Мазепа (2 и 9 главы), отчасти Самойлович (9 глава) появляются в разрушенных ими самими пространствах.  Герои, лишённые чётких, стойких нравственных убеждений, находятся на пепелище. И только цельные, чистые натуры Катри, Пилиппа, москаля переносятся в иные, чужие для них, но гармоничные природные ареалы: в Крым, Кафу - духовные центры античности и средневековья.
           Композиционно повесть состоит из XX небольших глав, в которых изображается тяжёлое положение Украины и её народа во второй половине XVII века, получившее название "Руины".
  Пёстрой социальной палитрой представлены герои произведения: от Магомета IV, который непосредственно не является действующим лицом и только упоминается в повести, гетманов Дорошенко, Мазепы, Самойловича до представителей народа: Катри, москаля, Пилиппа Камененко, девушки-украинки, Петра Дюжего, Гирейки, украинца из Киева.
        I, IV, VII главы не имеют прямого отношения к развитию сюжета и носят информационно-справочный характер. В них  Д.Л. Мордовцев знакомит читателя с историческим временем действия повести. В I главе в доступной форме писатель раскрывает причины, по которым Украина второй половины XVII века оказалась в столь бедственном положении. Виной всему, по словам Мордовцева, "страстный темперамент" и "казацкий гнев" гетмана Дорошенко.
        Писатель награждает его негативной парадигмой эпитетов:  "гордый", "самолюбивый", "непреклонный". Причём, отмечает автор, смена покровителя
(Москва-Магомет IV), опять-таки из-за "страстного темперамента" гетмана, повлекла за собой и насильственное омусульманивание украинского народа. Крики  "алла" сравниваются в повести с карканьем стаи ворон и орлов-стервятников. Д.Л.Мордовцев приводит тут же две пространные цитаты  из Летописей, в которых очень остро поставлена проблема   вероисповедания: "И там же (в падшем Каменце) из костёлов и  церквей мечети пороблено, и кресты и звоны низвержены, только  три церкви себе Русь выпросили, а армени одну". В повести падение Каменца ассоциируется с падением "первого  пункта западного цивилизованного мира": "над изломанным крестом водрузился полумесяц". Приводя цитаты из летописи,  Мордовцев с горечью замечает: "Летописец говорит о церквах,   иконах, крестах,.. А что было с людьми..!"
    В VIII главе (историческое) действие повести отдалено от  I "немалыми летами". Мордовцев объясняет читателям, чем закончились метания Дорошенко: "московской неволей" – воеводством в селе Ярополче Волоколамского уезда. Знакомит нас с очередным гетманом Юрасем Хмельницким - ставленником султана, и  опять Д.Л.Мордовцев апеллирует к пространной цитате из Самовидца  в описании падения Чигирина в 1678 году.
    После "Падения Чигирина" в сюжетном развитии повести появляется новая линия. В главах II-VII мы знакомимся с Катрей, москалём, Гирейкой. С X главы - повторение той же горькой участи пленников уже братом Катри Пилиппом. Мазепа "мрачно глянул на Чигирина: ему разом припомнился Каменец, золотоволосая девочка, бьющаяся в руках татарина, и этот верный "джура" Пилипп на аркане". В XV-XX главах раскрывается история жизни  и взаимоотношений москаля, Катри и Пилиппа, их побег из плена  и свадьба последних.
    Особняком стоит глава, посвящённая "бессмертной Кафе".  Здесь, как ни в одной другой главе, показывается несоответствие  великого города своему теперешнему предназначению. Достигается это приёмом ретроспекции. Чем дальше от нас историческое  время, тем значительнее и почётнее место "бессмертной  Кафы" в цивилизованной парадигме центров-городов. Во времена античности этот город ассоциировался с именами Гомера, Перикла,  Софокла, Еврипида и Демосфена. Во времена средневековья -   с гордостью генуэзцев, турок, крымских ханов. Богатое, великое  прошлое и страшное настоящее - богатейший невольничий рынок. С приближением ко времени изображения в повести снижается социальная роль пространства. Мордовцев, используя приём  антитезы, рисует прекрасную страну, в которой не только люди-пленники, но и голуби - символ христианства. В качестве дополнительной информации автор приводит две цитаты других   писателей-украинцев, которые в тех же красках описывают величие и бесславие "бессмертной Кафы".
    Остановимся более детально на характеристике образов повести. Первые, с кем знакомится читатель, - гетманы, представители  украинской социальной верхушки: Мазепа, Дорошенко, Самойлович, Юрась Хмельницкий. Они не играют решающей роли в произведении, но Мордовцев очень умело акцентирует внимание  читателя на той роли в истории Украины, которую они сыграли.
  В повести дан хотя и беглый, но очень верный портрет каждого  из них. С первых строк перед нами необузданный, амбициозный гетман Дорошенко, который поплатился за своё неоднократное предательство лишением пребывания в родном пространстве и наказан "московской неволей" - воеводством. Вторая фигура, с которой знакомит писатель, - Мазепа. Он  то появляется, то исчезает на страницах повести, причём каждый раз в новом качестве.
           Если во второй главе Мазепа - молодой белокурый писарь с ласковыми серыми глазами (сравнить: у Дорошенко глаза чёрные, стоячие) и по-польски "закренцованными" усами, начавший уже делать себе карьеру [1,237]; то в восьмой главе Мордовцев в  исторической справке сообщает о типичном для характера Мазепы предательстве и Дорошенко, и в скором будущем Самойловича; показывает его в окружении московских полководцев во главе с князем  Ромодановским. Внутренняя сущность Мазепы не меняется: он продолжает вести коварную политику в вопросах   политической ориентации Украины. И уже в этой главе Д.Л. Мордовцев   награждает Мазепу "л у к а в ы м и" глазами. Отличительная  особенность творческой манеры писателя – изображение внутреннего мира персонажа через его глаза. В конце повести Мазепа уже генеральный есаул с бесовскими, "лукавыми" глазами.
    Несколько особняком стоит образ гетмана Самойловича,  "поповича", как метко окрестил его в мыслях Мазепа. Указанием на происхождение служит реплика-объяснение Самойловича касательно татарской уловки с чучелами на лошадях: "Сие турчин делал обманою ради показания великости своего войска". В речи гетмана много старославянизмов, свидетельствующих о происхождении из семьи священника. Образ дан бегло, пунктирно, как свидетельство личностной неподготовленности к занимаемой должности правителя Украины.
             Следующая социальная группа - это представители простого народа: старый москаль, Катря, Пилипп, Пётр Дюжий, девушка - украинка. Особняком стоит образ Гирейки, человека "перекати-поле": он был торгаш в душе и хищник по призванию: "грабежом  только и жил".
             Образ москаля заслуживает более пристального внимания.  Впервые мы знакомимся с ним в третьей главе. Перед нами пожилой, крепкий мужчина, в ободранном костюме московского ратника, полуседой, сам о себе говорит: "старый воробей, во всех пленах бывал". Четвёртая глава - история "одиссеи" москаля. "Всюду бывано, всюду видано за 30 лет плена: и побусурманен был", и  "секрамент у папежина ксендза едал", но "своего бога Миколку-угодника я никогда не забывал". Москаль предстаёт перед читателем "сундуком мудрости", мудрости народной. Его речь пересыпана   различными шутками-прибаутками, он убеждён что вырвется из "полона", и эта вера в свою удачу помогает ему выжить в  турецком плену. И именно такого человека, со стойкой христианской верой, с крепким нравственным стержнем, выбирает Д.Л. Мордовцев в качестве воспитателя-опекуна маленькой 9-летней Катри, попавшей в Крымскую неволю. Как происходит формирование  личности ребёнка под влиянием москаля мы не видим. Но о результате  воспитания свидетельствует протест Катри, её нежелание   "побусурманиться", стать проклятою Марусею Богуславкою, выйти   замуж за пашу.
        Образ Пилиппа - символ казацкой удали, храбрости.   История его жизни до пленения под Чигирином посвящена  двенадцатая глава. Воспитанный на рассазах одного старого  слепого "сечевика", Пилипп из дому в Сечь "козаковать"  "слёзы - лыцарства добувать", и вырастает в "запорожца на славу".
          Воспитание, полученное у слепого "сечевика" и у запорожцев, помогло выстоять Пилиппу в плену. Не случайно Мордовцев пленит вместе с Пилиппом и московского стрельца Петра Дюжего.
          Несколько сфокусируем своё внимание на моменте пленения героев произведения. В неволю попадают вместе с любимыми персонажами и другие представители украинского народа, выходцы из той же социальной среды, что Катря и Пилипп. Но разница  их пребывания в неволе объясняется наличием у Катри и Пилиппа  стойкого нравственного стержня, религиозного воспитания,  воспитания на народных традициях. Именно это и помогает  любимым героям Мордовцева выжить, не "побусурманиться в  турецкой неволе.
           Интересна история взаимоотношений Пилиппа и Катри. Поразительно, как люди за несколько долгих лет пребывания в  других культурных условиях не забыли своё, родное, украинское. Об этом говорят строки, посвящённые отношениям между Пилиппом и Катрей в турецком плену. Лишённая возможности общения Катря  в качестве подтверждения своей симпатии к Пилиппу дарит ему то "любисток /"для любошiв"/, то "руту", то "барвiнок", серебряную, золотую монету.
             В двадцатой главе, финале повести, молодые женятся. Казалось бы, все невзгоды и лишения позади. Но в последнем  предложении Д.Л.Мордовцев только ставит проблему-трагедию, характерную для всего украинского простого народа, попадавшего в турецкую неволю - женитьбе родственников.
            Так на нескольких страницах повести оживает нелёгкое прошлое нашего государства. Мордовцев, находясь в других социокультурных  условиях, не забывал своих исторических корней, знакомит петербуржцев с героической и трагической историей  своего народа.
                Л И Т Е Р А Т У Р А
  1. Мордовцев Д.Л. Сочинения: В 2т.- К.: Худ.лит. 1958.
  2. Г.Дорошкевич  Д.Л. Мордовець як лiтературна та громадська  постать // Україна.- 1930.- №7-8.


Рецензии
ЗДРАВСТВУЙТЕ, НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА! НЕСОМНЕННО ВЫ ОБЛАДАЕТЕ ТАЛАНТОМ ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА - ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ И СОБЫЙ ЖАНР. ЛЮДИ ОБЛАДАЮЩИЕ ЭТИМ ДАРОМ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО РЕЖЕ, ЧЕМ ТЕ КТО УМЕЕТ КРОПАТЬ...
РАД ЗНАКОМСТВУ С ВАМИ.
С УВАЖЕНИЕМ И ИСКРЕННЕЙ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ МИРОН.

Мирон Веклюк   17.02.2012 10:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мирон! Я тоже рада знакомству с человеком, который изучает историю своего народа, просвещает любителей словесности, да и всех любознательных читателей. В ваших публикациях много ценной информации,ее необходимо доносить людям и особенно молодому поколению.
Ваше творество требует внимательного прочтение, спасибо Вам за это...
Будет время и желание, посмотрите другие работы по творчеству самобытного писателя, историка, представителя и защитника "украинства" в царской России 19 века Д.Л. Мордовцева. Мне интересно Ваше мнение.

Скибинская Наталья Владимировна   17.02.2012 14:14   Заявить о нарушении
НЕПРЕМЕННО, ОЗНАКОМЛЮСЬ, НАТАЛЬЯ, СО ВСЕМИ МАТЕРИАЛАМИ ОПУБЛИКОВАННЫМИ НА ВАШЕЙ СТРАНИЦЕ.
С УВАЖЕНИЕМ МИРОН.

Мирон Веклюк   17.02.2012 15:02   Заявить о нарушении