Неприступный для врагов и Петрович

   
 
 
Мне абсолютно чужды  патриотические  поклоны  в  Украинские или Российские  стороны.  Я не хочу слышать о пролазках Лужкова или  о том , что Крым - это не Украина.  Я - турист , мне видно сверху,  как из окна самолета.  Пока географию не изменили  -  я в Украине.
 
 
 
 
  Впервые я побывала на Севастопольcкой земле 25 лет назад, когда  хозяин нашей халупки в Евпатории взял нас   с  сыном на морскую прогулку. Он был вроде капитана. Город был тогда закрыт, но легенды о его величии всегда сопровождались эпитетами  -  белый,  чистый, ах, моряки  в  формах..
Нас выпустили на маленьком причале , разрешили на  15 минут пройтись вверх,  мы купили вкусное мороженое..Все.
 
Этим летом, в мой очередной приезд навестить маму и опять всех построить  --  как только я уезжаю, начинается неизбежное злоупотребление  моими средствами и доверием , я решила себя побаловать.
 
В  оптимистичном  расположении духа , предварительно отдохнув и загорев на Вирджинских островах, я решила сьездить в Крым. Не в Ялту или Алушту - зачем ? я не переношу грязные пляжи и большое количество людей вокруг меня.
 
В одном из своих рассказов я упомянула Большого Доктора из Севастополя.  Из всей толпы он выделяется царственностью осанки  , колоссальной силой воли - с его-то диагнозами , и бесконечными рассказами о Севастополе. Перед отьездом он дает мне список телефонных номеров. Его друзья.
 
Он говорит -  " Слышь, я уже позвонил ! там тебе Люба такой камбалы нажарит, ты в жизни своей жалкой не ела, деревня !!! "
 
Я его отчаянно люблю , и мне кажется, не переживу, когда он уйдет.
 
Я выкраиваю 4 дня, мама не возражает, и я сажусь в поезд. Настоящий , вонючий, родной поезд  с пьяными проводницами, надписями " НЕ КУРИТЬ", под которыми курят такие же  пьяные пассажиры. Я еду в купе ..как тесно, незнакомые люди.. Обсуждения, в которые я не могу влезть..То есть могу, но безопаснее - не надо.
 
Я мечтаю - Крым.. начало сентября  (  у нас  школы открываются позже, поэтому я могу задержаться ), бархатный сезон, виноград ! персики !! настоящие, не такие, как здесь -  удивительно совершенные на вид  и  абсолютно безвкусные.
 
Ранним утром, в запахе вокзала, перрон заполонен искателями  "дикарей" . Они напоминают мне одержимых предсказателей судеб, проходя и боромоча -  вид на море, отдельная квартира, хороший район, дешевая квартира,  квартира - кукла !!  Их - больше, чем пассажиров.  Сентябрь.
 
Выбрав наименеее липучую тетку, трясясь в глубине души, - а вдруг маньяки ? - садимся в машину ее подельника и начинаем осмотр.  Первая отпадает сразу, мы едем так долго, и вокруг- хрущобы, сама квартира на 5 этаже без лифта, в районе, ничем не приметном.
 
Чем дальше обьезжаем то, что мне никак не нравится , тем ближе к центру, я устала, и говорю - а что есть в самом центре ?
 
Ее взгляд полон снисхождения.  -" Лапа, " ' - она говорит, -" это дорого ". Летом курс гривны был 9 к 1 .
 
 - А посмотреть можно ?
 
 - (усталый вздох..сделка провалилась, клиент не попался), - Вася, свези ее на Графскую...
 
Параллельно звоня кому-то, обьясняя ситуацию в непонятных мне местно- брокерских терминах.
 
Витые чугуннные ворота, впереди - море, Графская пристань, набережная, вся бухта - как на ладони. Я обмираю от красоты. Квартира - чудо качественного ремонта,  приличной мебели, современной техники. Хорошая кухня. Решетки на окнах. Центральный кондиционер.  По нашим стандартам - почти люкс, и место !!
 
Тетка ( с остатками вежливости ) - что, нравится ?  Типа -  зелен виноград.
 
--  Сколько ?
--  ( безнадежный вздох ) -  300 гривен за ночь.
 
Я отсчитываю ей деньги, она даже не скрывает страха - может, я  в розыске , ибо  ограбила соседей по купе. Отдает мне ключи, обьясняя, что и как запирается и в каком порядке.
 
Утром, днем или ночью  -   Севастополь  умыт и свеж.  Исторический центр сверкает неразрушенным  и  бережно сохраненным.  Я много хожу, просто любуясь и восхищаясь.
 Как  много открытых  музеев.
 
 В Музее Морской Славы я реву, как  7-летний ребенок.  Мне  страшно  стыдно, что я  не знаю историю.
 
Гид - полна гордости и достоинства, после экскурсии она подходит ко мне,  умное ироничное лицо , прекрасный язык -  "Как давно я не видела плачущего посетителя . Спасибо. "
 
Масса открытых библиотек, ослепительно чистых и безнадежно пустых. Я завожу друзей в Морской библиотеке - у них  есть скоростной интернет. Они мне рассказывают, как тяжело жить, как им самим приходится мыть полы и чистить ковры  из-за сокращений в штате.
 
 Они отказываются брать деньги за интернет. Смешные.
 
Полные таинственного для меня отпимизма и человеческого достоинства. Они не клянут крызу, как в моем городе, они с ней борются.
 
Я не вижу огромных выбоин на тротуарах.  Севастопольцы выходят и  сами  их чинят. Им  важно, чтобы их город оставался прекрасным. Они не ждут помощи от коррумпированных властей.
 
В парке на набережной - ухоженные  клумбы  и  аккуратно подстриженные деревья. Нет пьяных на скамейках. Много молодежи,  к которой не страшно приблизиться. Работают все фонари и подсветки рядом с цветами, которые никто не обрывает. Фонтаны с водой. В моем городе - иссохшие ископаемые , покрытые птичьим пометом.

 Масса музыкантов  со своими инструментами.  Им дают деньги. Слушают.  Аплодируют..
 
Очень пожилой дяденька в казацком прикиде  и с огромными усами  поет изумительные по красоте  украинские песни. Перед ним  -  шляпа, в ней кучка мелочи. Почему я все время плАчу ?  По ком ? По чему ?
 
Я даю ему доллар. Он, в страшной растерянности -  " Ой моя рибонько, в мене ж здачi  немае "  ( у меня нет в шрифте этого украинского Э наоборот ).
 
Реет российский стяг над Домом  Москвы.  Там обьявление - кружки по интересам для детей и юношества.  Список впечатляет. Все, что надо для здоровой души.
 
Нет бездомных животных. Потрясающе. В парке под кустом безмятежно спят кошка и пес. Рядом.
 
Балаклава -  можно ходить бесконечно.  В ресторанах вежливы  и не назойливы. Кормишь рыбку за бортом кусочками такой же рыбки. Невинный каннибализм.
 
В целом -  другие лица. Не угрюмые, озлобленные , серые от безнадеги и плохого воздуха . Отчаянья нет в этих лицах , вот !! В них - сила. Или я чего-то не понимаю.
 
Друзья моего пациента оказываются моими соседями, коренными севастопольчанами, живя в центре . Квартира маленькая, но они ни за что не переедут, выиграв в площади. Им важно  жить  рядом с Площадью.

 Я провожу у них массу времени. Я люблю стариков вообще, а эти - особенные. Они гуляют со мной, рассказывая подробнейшие детали ,которым позавидует любой гид. Стол ломится каждый раз, когда бы я не забежала. Такое впечатление, что они всегда готовы к приему гостей. Они живут очень скромно. На пенсии . Я отказываюсь от мяса , не вникая в детали.  Хозяйка Люба решает, что я вегетарианка и готовит для меня  немыслимые овощные штуки. Муж посылается за особенной камбалой, потому что Петрович велел меня кормить. И лелеять.
 
  Да, мой Доктор - живая легенда.  Сколько баек о нем, сколько анекдотов. Одно его имя  у всех вызывает священный трепет. Они мне завидуют, что я его увижу, а они уже никогда..
 
 Мы звоним ему , и каждый с ним говорит,  и я ухожу с телефоном  на кухню, тайком спрашивая его :
 
 - Ты знаешь, что у Любы рак ? И нет денег на химию ? Давай я ей оставлю  немножко ?
 
-- Он материт меня  вовсю, захлебываясь - " Ты не знаешь этих людей !! Они - Се-ва-сто-поль- цы !!  Не вздумай !! Унизишь ! Не смей!! Да Петька ( хозяин ) тебя убьет !!  Я с тобой прекращу разговаривать !! "
 
Ой как я напугалась. При уходе я зову Любу  ( у нее уже была двойная мастектомия )  и говорю - :
 
-- Любочка, ты умеешь хранить секреты ?
 
--Да !!!!!!!!!! Я- могила !!!!!!!
 
--Петрович по страшному секрету от  Пети велел тебе передать....
 
Я засовываю в то место, где у нее когда-то была грудь,  200 долларов. Больше у меня нет. она в неподдельном ужасе начинает сопротивление  , но я упоминаю Петровича "наказ".
 Она, рыдая, начинает меня благословлять и обещает поставить за меня и моих детей  свечки  в  церкви.
 
 Ну и ладно. Бог один.
 
Как  и  Украина. Почему мне вдруг ненавистно выражение - две большие разницы ??



P.S.
И да, я знаю, что в Севастополе не бывает воды месяцами. Что- то не то в этом рассказе. Видимо, мне творчески противопоказано писать о положительном.
 
 
 
 
 


Рецензии
Я тоже по горячим следам хочу написать заметку о Севастополе.
Особенный город. На Украине ещё два таких своеобразных и запоминающихся: Львов и Одесса.
И люди в Севастополе мне тоже показались другими, чем в остальной Украине и даже в Крыму. Примечательно, что коренных севастопольцев не так уж и много. По разговорам выяснилось, чуть ли не каждый второй приезжий, кто три, кто десять, а кто тридцать лет назад.
Но приехав, сразу становятся севастопольцами и патриотами.
Если у городов есть дух, то у Севастополя он гордый и себялюбивый.
Бабушки вечером в сквере слушали оркестр, в шляпках, кружевах, и офицеры с кортиками, - мне показалось, что я смотрю фрагмент из старого кино про белогвардейцев.
А потом перед оркестром вышел солист и запел:
Севастополь, Севастополь! Неприступный для врагов!
Севастополь, Севастополь! Город русских моряков!

Все люди встали со скамеек и стали подпевать.
У меня аж комок к горлу. Я позавидовал им. Мало кто так любит свой город. Город это чувствует и отдаёт горожанам и гостям тем же.

Виктор Верес   03.07.2013 11:13     Заявить о нарушении
это ваши следы горячие, Витя )
мои уже остыли, но я рада, что Неприступный не меняется.
так... давайте поменяем маршрут чуток ?
вдарим по рибе ?
http://www.proza.ru/2011/03/29/1829

София Павлова   03.07.2013 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.