ТезисыоАИСолженицыне

А.И. Солженицын – исключительно крупная (по крайне мере, по нашим временам мелких лавочников и крупных взяточников) фигура. Его основная идея и вытекающая из нее конструктивная роль – в отстаивании приоритета и значения Личности, отдельно взятого человека перед расчеловеченными системами социальных отношений. Здесь он – в ряду таких писателей, как Варлам Шаламов и Константин Воробьев, Виктор Астафьев и Валентин Распутин. Направленность его творческой деятельности в этом отношении совпадает с духовным вектором таких знаковых для России социокультурных явлений второй половины XX века, как бардовская песня, таких эпохальных умонастроений, как «шестидесятничество». Солженицын, вслед за Н. Бердяевым, мог бы назвать себя персоналистом.

Масштаб Солженицына проявился в его противостоянии конкретной системе, именно – в создании и «продвижении» грандиозного по своей энергетичности и яркости мифа о «плохом СССР». Огромная деструктивная роль этого мифа в судьбе нашей страны общеизвестна: я склонен согласиться с тем, что в обрушении Советского Союза он сыграл роль не меньшую, чем ЦРУ. При этом положительная составляющая того же мифа – миф о «золотом дореволюционном веке», к которому надо вернуться – удалась автору гораздо слабее. Но, тем не менее, «в связке» (с его отрицательной стороной и с мифотворчеством других певцов старой России) – она тоже отчасти сработала, сформировав историческое сознание России нынешней. В представлении многих и многих еще и сегодня две «России, которые мы потеряли» – до революций 17-го и до распада 91-го – разделены пропастью, хотя и с переменой знаков.

Последовательность и максимализм Солженицына как мыслителя, писателя и политика в отстаивании персоналистических ценностей переходит в эгоцентризм по отношению к себе и крайний субъективизм по отношению к внешнему миру. Чрезмерная сконцентрированность на собственной самости, своей личности, своей роли, выбор политической манипуляции как основного орудия действия наложили заметный отпечаток на его многогранную и необыкновенно активную деятельность. Императив правды, столь ценимой им («Жить не по лжи»), попадая в силовое поле такой личности, закономерно получает сильное оптическое преломление в определенную сторону, порой доходя до полной своей противоположности (отсюда справедливые обвинения писателя в вольном обращении с фактами).

Солженицын являет собой яркий пример фундаменталиста в культурном творчестве и общественно-политических воззрениях. Две определяющие черты фундаменталистской направленности: волевое следование свободно выбранному идеалу, и его произвольная, субъективная интерпретация – характеризуют его практически во всем, от отношения к языку до отношения к фактам истории, от интерпретации творчества предшественников и современников до историософских построений. Императив возвращения утраченной почвы и попытки нащупать, а там, где это невозможно, создать ее заново – основной мотив его художественной и социально-философской деятельности.


Драма Солженицына как исторической личности состоит в том, что он попытался занять уже несуществующую в российском социокультурном пространстве нишу писателя-Пророка, носителя высшей правды и высшего авторитета. В эпоху девальвации Слова и многовековой книжной культуры, деконструкции традиционных и классических идеалов и торжества «политтехнологий» он хотел стать «совестью нации», ее духовным наставником. Но эта попытка осталась непоследовательной и незавершенной. Ни эпохе, ни самому писателю не хватило «почвы» – той, к которой он всю жизнь стремился, и от которой уходила его страна последние три с лишним века своей истории.

                2008 г.


Рецензии
Браво! Какой закамуфлированный гротеск! Дифи-рамб в траурной рамочке.
Единственное преувеличение - как бы равная ступенька с разрушительным... пьедесталом ЦРУ. Была информация, что текстологический анализ "АГа" (1970-х) явил такую "авторскую" орфоГРЕХию, особливо по части статистики и социологии (а лит-ры в сём опусе даже меньше, чем на литр), которая свойственна, скорее, не русскому писателю, а "особливому службисту", навзничь не ведающему русского языка. Позже, в чисто прозаических штудиях, колосСол(Ж) стал аккуратней. А вот "АГ" ляпался грубо, срочно, аврально - с вторгающимися лужами чужих (не ЦРУшных ли?) чернил. Начальный нобелевский публицист-СОЛЖ - это и есть продукция ЦРУ. Далее он, в меру отпущенного таланта (более всего демагога и персоналиста, верно) и подлинно нечеловеческой энергии, продвинулся таки сам. Солж и сам признавал, что вся его цифирь в "АГе" - это квази-и-макси-социологическое допущение (то бишь глобально гипертрофированное преувеличение), основанное на нескольких бытовых фактах. Увы, подлинного величия Со лжи не наработать.
Коротко и ясно! Каждый строит себе памятник сам.

Владимир Плотников-Самарский   12.01.2011 16:24     Заявить о нарушении
Да, "Архипелаг" - действительно, поделка топорная. Такая могла "пройти" только в восприятии наивного до детскости сознания тогдашних советских людей. Например, страницы о Власове ничего, кроме глубокого недоумения, не вызывают: полное отсутствие не только аргументации, но и логики.
По поводу "раскрутки" с помощью ЦРУ. В этом Солженицын похож на другого великого российского деятеля - В.И. Ленина: "Деньги можно брать хоть у дьявола". Оба были политиками, крупными игроками и "сильными личностями" и в таких вещах не стеснялись.
Но вообще я бы не стал винить во всех наших бедах Солженицына: должны же люди и своей головой думать.

Сергей Лебедев 3   16.06.2011 23:05   Заявить о нарушении
Это точно! Хотя Ленин переиграл и тех, кто его - якобы или не якобы тоже еще вопрос - купил (с обычными барышнями, как знаем бвает на оборот: кто барышню покупает,тот ее и...).
С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   17.06.2011 08:16   Заявить о нарушении
Он мог бы быть истинно велик, если бы не поддался "духу времени". Кому-кому, а писателям жизнь такого не прощает. В результате А.И. и поимел сомнительную награду свою в виде скандального и слишком хорошо организованного признания.

С признательностью - Серж.

Сергей Лебедев 3   18.06.2011 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.