ТезисыоАИСолженицыне
Масштаб Солженицына проявился в его противостоянии конкретной системе, именно – в создании и «продвижении» грандиозного по своей энергетичности и яркости мифа о «плохом СССР». Огромная деструктивная роль этого мифа в судьбе нашей страны общеизвестна: я склонен согласиться с тем, что в обрушении Советского Союза он сыграл роль не меньшую, чем ЦРУ. При этом положительная составляющая того же мифа – миф о «золотом дореволюционном веке», к которому надо вернуться – удалась автору гораздо слабее. Но, тем не менее, «в связке» (с его отрицательной стороной и с мифотворчеством других певцов старой России) – она тоже отчасти сработала, сформировав историческое сознание России нынешней. В представлении многих и многих еще и сегодня две «России, которые мы потеряли» – до революций 17-го и до распада 91-го – разделены пропастью, хотя и с переменой знаков.
Последовательность и максимализм Солженицына как мыслителя, писателя и политика в отстаивании персоналистических ценностей переходит в эгоцентризм по отношению к себе и крайний субъективизм по отношению к внешнему миру. Чрезмерная сконцентрированность на собственной самости, своей личности, своей роли, выбор политической манипуляции как основного орудия действия наложили заметный отпечаток на его многогранную и необыкновенно активную деятельность. Императив правды, столь ценимой им («Жить не по лжи»), попадая в силовое поле такой личности, закономерно получает сильное оптическое преломление в определенную сторону, порой доходя до полной своей противоположности (отсюда справедливые обвинения писателя в вольном обращении с фактами).
Солженицын являет собой яркий пример фундаменталиста в культурном творчестве и общественно-политических воззрениях. Две определяющие черты фундаменталистской направленности: волевое следование свободно выбранному идеалу, и его произвольная, субъективная интерпретация – характеризуют его практически во всем, от отношения к языку до отношения к фактам истории, от интерпретации творчества предшественников и современников до историософских построений. Императив возвращения утраченной почвы и попытки нащупать, а там, где это невозможно, создать ее заново – основной мотив его художественной и социально-философской деятельности.
Драма Солженицына как исторической личности состоит в том, что он попытался занять уже несуществующую в российском социокультурном пространстве нишу писателя-Пророка, носителя высшей правды и высшего авторитета. В эпоху девальвации Слова и многовековой книжной культуры, деконструкции традиционных и классических идеалов и торжества «политтехнологий» он хотел стать «совестью нации», ее духовным наставником. Но эта попытка осталась непоследовательной и незавершенной. Ни эпохе, ни самому писателю не хватило «почвы» – той, к которой он всю жизнь стремился, и от которой уходила его страна последние три с лишним века своей истории.
2008 г.
Свидетельство о публикации №210020200563
Единственное преувеличение - как бы равная ступенька с разрушительным... пьедесталом ЦРУ. Была информация, что текстологический анализ "АГа" (1970-х) явил такую "авторскую" орфоГРЕХию, особливо по части статистики и социологии (а лит-ры в сём опусе даже меньше, чем на литр), которая свойственна, скорее, не русскому писателю, а "особливому службисту", навзничь не ведающему русского языка. Позже, в чисто прозаических штудиях, колосСол(Ж) стал аккуратней. А вот "АГ" ляпался грубо, срочно, аврально - с вторгающимися лужами чужих (не ЦРУшных ли?) чернил. Начальный нобелевский публицист-СОЛЖ - это и есть продукция ЦРУ. Далее он, в меру отпущенного таланта (более всего демагога и персоналиста, верно) и подлинно нечеловеческой энергии, продвинулся таки сам. Солж и сам признавал, что вся его цифирь в "АГе" - это квази-и-макси-социологическое допущение (то бишь глобально гипертрофированное преувеличение), основанное на нескольких бытовых фактах. Увы, подлинного величия Со лжи не наработать.
Коротко и ясно! Каждый строит себе памятник сам.
Владимир Плотников-Самарский 12.01.2011 16:24 Заявить о нарушении
По поводу "раскрутки" с помощью ЦРУ. В этом Солженицын похож на другого великого российского деятеля - В.И. Ленина: "Деньги можно брать хоть у дьявола". Оба были политиками, крупными игроками и "сильными личностями" и в таких вещах не стеснялись.
Но вообще я бы не стал винить во всех наших бедах Солженицына: должны же люди и своей головой думать.
Сергей Лебедев 3 16.06.2011 23:05 Заявить о нарушении
С уважением.
Владимир Плотников-Самарский 17.06.2011 08:16 Заявить о нарушении
С признательностью - Серж.
Сергей Лебедев 3 18.06.2011 17:35 Заявить о нарушении