Взгляд сквозь игольную дырку

       Способны ли вы видеть параллельные вселенные?
       Странный вопрос, правда? Однако вовсе не такой праздный, как кажется на первый взгляд. Ведь способов разглядеть что-либо за пределами осей x, y, z не так уж и мало, и у каждого он может быть своим, авторским, уникальным. Хотя, существуют и «общественные», более массовые, с трудно воспринимаемым на слух химическим составом, реже – встречающиеся в природе, но о наркотиках рассказ нужно вести отдельно.
       Итак, о способах заглянуть по ту сторону обыденности. Если отбросить всю мифологическую и метафизическую сторону вопроса, то параллельной реальностью можно считать все, что не имеет физического смысла в нашем мире. Объяснюсь. Вы смотрите на картину Дали. То, что на ней изображено, так и названо – сюрреализм. Тот самый искомый параллельный мир, физическое (не художественно отображенное) выражение которого не возможно в нашем восприятии вселенной. То же самое можно сказать о других способах творчества, и вполне возможно, что творчество – это как раз свойство организма, способного ощущать зов иного мира.
       Но я однажды открыл свой путь в новый мир, недоступный прежде пяти моим чувствам. Как я это сделал, спросите вы? Я посмотрел на свет сквозь игольную дырку.
       Например, возьмем чистый белый лист бумаги и сделаем посередине него дырку иглой – будет чистый белый лист бумаги с дыркой. Через неё можно посмотреть на мир и по ту сторону листа он изменит свойство восприниматься человеческим взглядом, будет виден лишь узким направленным ракурсом. Но суть от этого странного действия не изменится – есть вы, есть окружающее пространство, есть лист бумаги. Все это принадлежит нашей реальности так же, как и иголка, использованная в качестве катализатора реакции, все это просто и понятно. Но – изменим качественную составляющую этого действия – и получим доказательство теоремы вероятностей.
       Я не первый придумал это. Этот способ стар как мир, элементарен, как молекула кислорода, прост как алфавит и элегантен, как преступления Арсена Люпена. Если сделать дырку в фольге, и совместить этот нехитрый предмет с банкой, выкрашенной изнутри черной краской, и между ними проложить кусок фотопленки – вот перед вами лежит портативная машинка для перемещения в иную реальность. Неказистая, собранная из подручных материалов вещица на самом деле заключает в себе такую мощь неведомого волшебства, что иногда диву даешься на то, как тесно соприкасается наш грубый материальный мир с тем самым, который не видно невооруженным взглядом.
       Банка – это банка. Без содержимого она просто кусок закольцованной жести. Фольга – это фольга, та же жесть, но видоизмененная. Кусок пленки – он и в Африке кусок пленки, если он засвечен, его можно выбросить, если нет – пойдет в дело. Из этих неодушевленных предметов получается аппарат тоже неодушевленный, но уже одухотворенный, способный раздвигать границы восприятия.
       Я вышел с этой штучкой во двор. У штучки есть имя, заграницей её называют Pinhole, «игольная дырочка», для меня она просто штучка. Я сосредоточен и собран. Параллельная реальность – она на то и параллельная, она вокруг нас постоянно и неизменно, но нужно найти то место, где штучка поймает её в свои цепкие сети и навсегда оставит снимок жить уже в нашей реальности, где он будет казаться чужим и инородным и поэтому обречен притягивать к себе испуганно-восхищенные взгляды. Пинхол волшебная машинка, поэтому его можно использовать только один раз, дальше чудеса теряют свою силу и нужно возвращаться домой и перезаряжать пленку. И оттого я предельно внимателен, я охочусь на вселенную, которой сегодня суждено стать моей фото-жертвой.
       Бредешь себе, бредешь и вдруг понимаешь – здесь! А дырочка, оставленная игольным острием на гладкой фольге, прикрыта до поры лейкопластырем или черной изолентой – для эстетики. И вот, аккуратно и четко определив ракурс, снимаешь изоленту, словно намордник с Цербера, и позволяешь чудесной штучке вгрызться в другой мир, оставить его в вечности двумерным на плоскости пленки. Если говорить языком нашего мира, приземленного и сухо оперирующего научными фактами, то через дырочку на пленку попадает отраженный от предметов солнечный свет, и формирует изображение. Но! Что это за изображение! Приземленный мир никогда бы не признался, что подобные картины могут принадлежать ему, потому что их глубина, их нереальность, их абстрактность при кажущейся понятности композиции заставляют задуматься именно о потустороннем, неведомом. У кого-то более далекого от фатума взгляд на эти фотографии вызывает ощущение ретро, но все равно не оставляет без легких мурашек на коже. Волшебная игольная дырочка может ухватить за хвост не только неповоротливое пространство, но и юркое динамичное время. Можно поставить эксперимент: оставить вещицу на ночь следить в окно за сонным городом, и утром будет понятно, кто сколько времени не спит по ночам. Если свет в окнах горел долго – окно на снимке сильно засветится, если нет – засветится меньше. Пинхол – ловец того, что не можем разглядеть в силу своей скудости мы, обычные люди.
       Но не всех встречи с иной реальностью радуют. Мы не употребляем наркотики тоннами, чтобы сохранить остатки рассудка, и так потихоньку скудеющего под натиском цивилизации. И отчаянно цепляясь за грань разумного, того, что мы привыкли считать простым и обыденным, мы не всегда готовы смиряться с тем, что иные миры где-то рядом, где-то близко с нами. Пусть даже у нас в головах. И слава Богу, что заглянуть туда можно лишь сквозь крошечную дырочку, проделанную острой иглой, а любоваться на них только изредка и осторожно, ведь для самых пугливых Pinhole объявлен «альтернативной» фотографией. Я слышал про случай, когда один художник на свой лад усовершенствовал штучку. Он сделал пинхол из своей комнаты, покрасил все черным, проделал маленькую дырочку, и сел напротив наблюдать. Чудо рождается из ничего – на стене напротив дырки формировалось изображение двора, размывчатое, расплывшееся, а потом все более четкое и фантасмагоричное. Что стало с душевным здоровьем этого товарища, источники умалчивают, но мораль здесь проста и очевидна – если задаться целью поиска пути в другой мир, найти его можно всегда. По-крайней мере, иногда достаточно взглянуть сквозь игольную дырку.


Рецензии