Была ли альтернатива коллективизации?

Такое масштабное и неоднозначное явление, как коллективизация, со времён перестройки подаётся в СМИ, книгах, на Интернет-сайтах обычно со знаком минус. И даже сейчас, когда к обществу постепенно возвращается правда о нашей истории, когда перестали писать исключительно в чёрных тонах о Сталине и о переселении народов, тех, большинство взрослого населения которых сотрудничало с оккупантами, коллективизация остаётся в восприятии широких масс как что-то резко отрицательное.
Я здесь не буду обелять её.  Ниже я пишу о том, что и моя семья в чём-то пострадала от коллективизации. Я предлагаю рассмотреть проблему в комплексе. Руководствуясь логикой, а не эмоциями. Причём рассмотреть именно с позиций выгоды для КРЕСТЬЯН. Ибо, как читатель, увидит ниже – это явление неразрывно связано с конфискацией помещичьей собственности на землю. К началу ХХ века, когда помещики перестали быть основным служилым контингентом, такие меры были неизбежны. Если бы не революция 1917-го, конфискацией пришлось бы заниматься царской власти, как это не парадоксально звучит для людей со времён учёбы в советских школах, привыкших к отождествлению царя и помещиков. Причём схема эта перекочевала из советских учебников в сознание большинства наших современников. Но на самом деле всё было гораздо сложнее. Так или иначе, сразу после первой мировой правительству России пришлось бы решать крестьянский вопрос, причём в пользу крестьян, проводя конфискацию помещичьей земли. Может со скрипом и неохотно, как отменяли до того крепостное право, но пришлось бы – иначе власть не устояла бы… А после такой конфискации неизбежна коллективизация. Почему – будет сказано ниже. Хотя… Сослагательное наклонение в истории недопустимо, частица «бы» недоказуема и даже если бы помещичья собственность на землю сохранилась бы – это было бы более несправедливо по отношению к крестьянству, чем коллективизация. Пришлось бы «пахать» в тех же «колхозах», только на помещика.

Прежде чем говорить по существу ответим на один вопрос – а  была ли у Советского Союза в конце 1920-х альтернатива коллективизации?
Те кто учился в советских школах несомненно помнят о том, что большевики сразу же после прихода к власти «прогнали помещиков и капиталистов». Но это не совсем так. Вначале прогнали помещиков, а потом капиталистов. Декрет о земле, то есть о конфискации ПОМЕЩИЧЬЕЙ собственности, наряду с Декретом о мире, был первым декретом Советской власти. Национализация предприятий произошла позже, причём вначале, большевистское руководство даже отговаривало рабочих брать на себя управление производством, опасаясь, что рабочие не справятся без специалистов управляющих. А некоторых бывших капиталистов, лояльных к Советской власти, таких как известный книгоиздатель И.Д.Сытин, оставили руководителями национализированных предприятий, владельцами которых они были раньше, и в случае добросовестной работы давали им персональную пенсию. Но это отдельная тема.
С точки зрения большевиков и помещики и капиталисты являются эксплуататорами. А вот с точки зрения либеральной морали между ними большая разница. Хотя многие нынешние сторонники либерализма сами вряд ли знают отличие помещиков от капиталистов. Большинство скажет, что капиталист владеет фабрикой, а помещик земельными угодьями. В основном это верно, но сельские капиталисты тоже владеют земельными угодьями и помещиками при этом не являются. Чтобы понять отличие надо вернуться к истокам. Как появилась собственность капиталиста? Обычно кто-то из его предприимчивых предков основал мануфактуру, торговую фирму, в общем, организовывал то, что мы сейчас называем словом «бизнес» и богател всеми правдами и неправдами. Совсем другое дело помещик – в те времена, когда была неразвита финансовая система, государству было невыгодно продавать продукцию, изъятую у крестьян в виде налогов, чтобы потом расплачиваться полученными деньгами с военнослужащими и чиновниками. Такое практиковали для расчёта с иностранцами. Со своими  поступали проще – наделяли их поместьями, с которых помещики кормились, а за это они и их дети несли государственную службу. В XVIII веке, набравшие силу помещики, добились у правительства права не служить, но продолжали владеть землёй, данной их предкам под обязательным условием государственной службы. Причём даже те, кто добровольно шли на службу – получали оплату ОТДЕЛЬНО от доходов с поместья. Таким образом, помещики ФАКТИЧЕСКИ ПРИСВОИЛИ государственную, то есть общенародную собственность. Только зная эту предысторию, мы поймём почему помещичье землевладение было несправедливым даже в глазах тех людей, которые признавали за капиталистами право на владение предприятиями. Особенно такая несправедливость возмущала крестьян. Почему они должны денно и нощно работать, получая гроши, а те, кто не работает, получают сверхприбыль?! Причём большинство помещиков даже не занимались управлением своими хозяйствами – нанимали управляющих, или отдавали землю для обработки крестьянской общине, забирая половину, а то и 2/3 урожая. А сами проводили время на пирах да на балах. Земельная проблема стала самой серьёзной проблемой царской России, ведь большинство населения были крестьянами.
И вот в начале ХХ века перед обществом встал вопрос о передаче земли от тех, кто на ней не работает, к тем, кто её обрабатывает, который был решён большевиками в 1917 году.
Как мы установили – с точки зрения СПРАВЕДЛИВОСТИ вопрос был решён правильно. А с точки зрения снабжения страны продовольствием?

Вряд ли противники коллективизации будут отрицать, что в ХХ веке, в связи с резким увеличением населения, земледелие без использования современной техники стало невозможным. Такое землепользование привело бы к вымиранию городского населения, которое резко увеличивалось во всём мире, привело бы к гибели государства, не говоря о том, что сами земледельцы рано или поздно разорились бы. Эффективное использование техники возможно только в крупных хозяйствах. Хозяин, имеющий 10 гектаров, не сможет держать трактор с сеялкой и комбайн. Такая техника просто не окупится в его хозяйстве, да и приобрести он её не сможет. А вот 200 хозяев обрабатывающих по 10 гектаров каждый – смогут, да и техника у них не будет простаивать.
Итак – после того, как земельный вопрос был решён С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, на повестку дня вновь стал земельный вопрос. Только теперь проблему надо было решать, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СНАБЖЕНИЯ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ. Надо было создавать КРУПНЫЕ, эффективные хозяйства.

Рассмотрим ЧЕТЫРЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТИ создания таких хозяйств.
ПЕРВОЕ – возвращение земли помещикам. Конечно, такое было бы возможно только при условии свержения власти большевиков. Но давайте гипотетически зададим себе вопрос – был ли бы такой путь более справедлив по отношению к крестьянам, чем коллективизация? Конечно, нет – это был бы самый ЖЕСТОКИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К КРЕСТЬЯНСТВУ путь!
ВТОРОЙ ПУТЬ – создание фермерских хозяйств. Проще говоря – государственная поддержка кулачества и передача им ВСЕЙ ЗЕМЛИ БЕДНЯКОВ И СЕРЕДНЯКОВ. Надо сказать, что часть советских руководителей во главе с Николаем Бухариным, в 1920-е годы высказывалась за поддержку кулака. Но был ли этот путь справедлив по отношению к основной массе крестьянства? Конечно, нет.
Кулаков нельзя назвать паразитами. В отличие от большинства помещиков кулаки работали, они сами вели своё хозяйство. Кулачество в то время находилось в процессе становления. Как известно первые поколения капиталистов, как городских, так и сельских не могли себе позволить праздности – иначе б они  не состоялись – праздность могут себе позволить потомки СОСОЯВШИХСЯ капиталистов, нанимая управляющих своими хозяйствами. Но такое трудолюбие (пишу это слово безо всякой иронии) кулаков имело и оборотную сторону –  они эксплуатировали наёмных работников, батраков,  куда страшнее, чем сытые и успокоившиеся помещики. Период первоначального накопления капитала, ВО ВСЕХ СТРАНАХ отличается жесточайшей эксплуатацией трудящихся. Капиталист, заставляя людей работать по 14 часов в сутки, платил им самый минимум, какой только мог себе позволить, платил ровно столько, чтобы его рабочие не умерли с голоду. Недаром на селе так ненавидели кулаков. Их называли «глытаями и куркулями». И это правда, а не пропаганда. Кулаков не любили не только бедняки, но и середняки и не только потому, что те составляли им конкуренцию – продукция кулаков была ОБЪЕКТИВНО дешевле – здесь проявлялось преимущество крупных хозяйств над мелкими. Кроме всего прочего кулаки захватывали общественные земли – выпасы, леса, ставки. То есть противопоставляли себя общине в целом. Как они это делали, мы знаем из сегодняшнего опыта. Кулак богаче середняка и ему ЛЕГЧЕ КУПИТЬ ЧИНОВНИКА. Не верите – съездите в село. В моём родном селе на тех ставках, в которых мы  раньше купались и ловили рыбу, появились таблички с надписью о том, что это частная собственность, появились сторожа, запрещающие купание и рыбную ловлю. Неужели нынешние противники коллективизации считают, что если бы 80 процентов крестьян, стали батраками, то это было бы справедливым решением земельного вопроса? Вряд ли сами крестьяне согласились бы на это. Во время перестройки защитников кулачества – Бухарина, Рыкова и Томского объявили главными защитниками крестьян. Но это неверно. Политика Бухарина, Рыкова и Томского привела бы в случае её реализации к тому, что большинство крестьян стали бы рабами новоявленных сельских капиталистов.
Что бы ни писали ныне – объективными защитниками крестьян были те члены советского руководства, которые выступили против Бухарина. Завершая тему кулака, надо добавить, что перед коллективизацией, кулаки вели настоящую экономическую войну с государством, отказываясь продавать хлеб по тем ценам, которые была в состоянии платить, неокрепшая ещё, держава. А во время коллективизации некоторые представители кулачества вели реальную войну против государства. Убивали представителей Советской власти и колхозных активистов, поджигали колхозные постройки, вырезали колхозный скот. Но поднять общекрестьянское восстание им не удалось – подавляющее большинство крестьян кулаков не подержало. Этот факт как-то не вписывается в модную ныне «теорию» о тотальном неприятии крестьянством коллективизации. С другой стороны нельзя говорить и о горячей поддержке. Истина, как обычно, где-то посередине.
  ТРЕТИЙ ПУТЬ  – это передача земли государству и превращение крестьян в наёмных рабочих на государственных предприятиях, то есть уравнивание их по статусу с рабочими на фабриках. Надо сказать, что в какой-то мере Советская власть шла этим путём, причём с подачи самих крестьян. Если вы прочтёте текст Декрета о земле, то увидите, что этот документ составлен весьма своеобразно. Вначале идут пять пунктов, написанных В.И.Лениным, причём в первом сказано об отмене помещичьей собственности, а в последнем о том, что земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется. А в четвёртом пункте говорится, что руководством в земельных преобразованиях должен служить крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. Ниже в документе приведён текст наказа. То есть государство этим декретом, придало ПРАВОВОЙ СТАТУС пожеланиям крестьян. И вот, что писали крестьяне – «земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники… не подлежат разделу, а… передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения...» Этот текст свидетельствует о высокой сознательности тогдашнего крестьянства, изобличает лживость нынешнего кинематографа, показывающего крестьян необузданными бунтарями, выступающими под анархистским лозунгом «грабь награбленное», который почему-то приписывают большевикам. Впрочем, мало кто догадывается, что слова эти принадлежат не большевикам и даже не анархистам, а… библейскому Богу (см. Иезек.29:19).
Если вернуться к крестьянским наказам, то мы видим здесь идею создания совхозов. То есть, государственных предприятий, на которых используется наёмный труд сельскохозяйственных рабочих. И эта идея воплощалась в жизнь начиная с 1918 года. Но совхозов было мало, ведь большинство помещичьей земли перешло НЕПОСРЕДСТВЕННО крестьянам. И когда в конце 1920-х стал вопрос о масштабном создании крупных хозяйств, Советская власть не пошла тотально по тому пути, который назван в этой статье третьим. Конечно, он был более справедлив по отношению к крестьянам, чем первые два. Всё-таки работать на государство куда лучше, чем батрачить на помещика или кулака.
Но, всё же этот путь был связан с конфискацией крестьянской земли и Советская власть, пошла по  наименее болезненному для крестьян пути.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ –  создание коллективных сельских хозяйственных кооперативов, то есть колхозов. Тот кто жил в СССР и хоть немного трудился на селе, знает, что с конца 1950-х колхозы мало чем отличались от совхозов. Конечно в первых руководил избираемый председатель и правление, во вторых назначаемый сверху директор, но как правило председателем становился тот, кого порекомендовали избрать сверху, поэтому председатель колхоза мало отличался от директора совхоза. Отличие было  в другом, в том, что государство сочло конфискацию крестьянской земли слишком болезненной для крестьян, невозможной с психологической точки зрения, мерой. И… и заставило их объединить свои хозяйства. Выхода тогда другого не было. Хотя и в тех условиях центральная власть давала установки на места действовать больше убеждением, чем принуждением. И те кто категорически не захотел вступать в колхозы, сохранили свои хозяйства. Наряду с колхозами и совхозами в сельскохозяйственном производстве некоторое время участвовали и крестьяне единоличники, которые не смогли выдержать конкуренции крупных производителей и вскоре влились в колхозы. Но даже в 1937 году, несмотря на то, что государство предоставило колхозникам льготы, в отличие от единоличников, последних оставалось целых 7%.

Итак, мы установили, что у Советской власти не было другого пути к преодолению кризиса в экономике, к предотвращению голода в стране и коллапса промышленности, кроме создания крупных сельхозпредприятий. Мы установили также, что власть пошла в этом вопросе путём максимально выгодным для крестьянства. Путём болезненным, но любой другой путь был бы гораздо болезненнее для крестьян. Об этом почему-то умалчивают критики коллективизации.

Теперь рассмотрим другую сторону проблемы – а ИМЕЛА ЛИ ПРАВО ВЛАСТЬ НА ПОДОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? Начнём с того, что до революции большинство крестьян, в России придерживалось общинного землепользования. То есть, землёй пользовались ВСЕ КРЕСТЬЯНЕ общины, распределяя её между собой, причём нередки были и переделы – при изменении в составе семьи того или иного крестьянина. Премьер-министр П.А.Столыпин в начале ХХ века пытался разрушить общину, призывал крестьян выселяться на хутора, забирая свой участок из ОБЩИННОЙ В ЧАСТНУЮ собственность. Но большинство крестьян не пошли на это. КОЛХОЗ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, С ФОРМАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ТА ЖЕ САМАЯ ОБЩИНА, ТОЛЬКО МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНИВШИМИСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ.
А теперь ещё раз обратимся к крестьянским наказам, которые легли в основу «Декрета о земле». Согласно этим наказам земля обращалась во всенародное достояние, а не переходила в частную собственность крестьян, земля национализировалась. Представителем того или иного народа, согласно нормам права, является государство. То есть Декрет фактически превращал землю в государственную собственность, ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ которой являлись крестьяне. Поэтому коллективизация, с юридической точки зрения, не являлась конфискацией земли. Коллективизация являлась лишь СМЕНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. И об этом не должны забывать те, кто пишет о ней.

Теперь коснёмся самого болезненного вопроса – тех трагедий, тех тяжелейших испытаний, через которые прошли  крестьяне во время коллективизации. Моя бабушка, Александра Алексеевна, родившаяся в 1906 году, рассказывала мне о том времени, причём рассказывала ещё тогда, когда в официальных СМИ о коллективизации писали только положительное. И хотя она хорошо относилась к колхозам, до самой смерти в 1993 году, помнила точное количество коров, волов, овец, коз и лошадей, которых моему прадеду,  крестьянину-середняку Алексею Аверьяновичу пришлось в 1929 году отвести на колхозный двор. Помнила и о 14 десятинах (десятина это примерно гектар) пашни близ села Круглик, что на Луганщине, и о 7 десятинах покосов, которые  нам пришлось отдать в колхоз. Особенно тяжело пришлось семьям кулаков, которых  выселяли из родных сёл. Причём выселяли по решению сельсовета, без суда. А в колхозы их не принимали, в лучшем случае давали землю на Севере.
И это не говоря о последствиях неурожая 1932 года, приведшего к голоду. Причём, обратите внимание – голод наступил после того, как коллективизация завершилась. Если бы он был вызван ею, то настал бы не в 1932, а в 1930. Но в любом случае – коллективизация была огромным испытанием для крестьянства, и любой, кто пишет о ней, не должен уходить от этой тяжёлой правды.
В чём же причина? Можно ли было избежать трагедий, проводя столь необходимое в тех условиях укрупнение хозяйств? Ответить на этот вопрос нельзя без учёта политической обстановки в стране в те годы. Не секрет, что большевики в 1917 году, наделяя крестьян землёй ИНДИВИДУАЛЬНО, делали это,  выполняя не столько свою программу, сколько идя навстречу пожеланиям крестьян. Распределение помещичьей земли между мелкими владельцами отвечало скорее программе партии эсеров, а не большевиков. Большевики понимали, что рано или поздно придётся создавать сельхозкооперативы и даже создавали крестьянские коммуны, ещё задолго до создания колхозов. Но таких предприятий было немного. В кооперативы крестьян, планировали завлекать постепенно, привлекая их туда ЭКОНОМИЧЕСКИМИ льготами, снабжая их техникой по низким ценам, а то и вовсе бесплатной. Почему же к концу 1920-х, к тому времени, когда в мире разразился экономический кризис, когда стало ясно, что государство не выживет, без укрупнения сельских хозяйств, было создано так мало крестьянских кооперативов? Потому, что после смерти Ленина перед руководством партии встали другие вопросы. Победив в Гражданской войне, пришлось вести фактически ещё одну войну – войну внутри самой партии. Вначале большинство Политбюро боролось с Троцким, который после смерти Ленина пытался занять освободившееся место ВОЖДЯ. Потом Сталин боролся с Каменевым и Зиновьевым, потом с Бухариным, Рыковым и Томским. Причём борьба была  жёсткой, вплоть до создания разветвлённого троцкистско-зиновьевского подполья со своими типографиями и аналитическими центрами. Понятно, что в таких условиях руководство страны не могло ПЛАНОМЕРНО И КРОПОТЛИВО заниматься сельскохозяйственными вопросами. А когда оппозиция была побеждена – драгоценное время было упущено. Поэтому коллективизацию пришлось проводить в спешке – потеря одного-двух лет была равносильна гибели державы. Ни для кого не секрет, что только благодаря коллективизации мы смогли провести индустриализацию, причём промышленность усиливалась, поставляя технику в колхозы, а колхозы, благодаря этой технике, тоже богатели, получая более высокий урожай. Посредством индустриализации мы смогли вооружить армию самым современным, на то время, оружием. Смогли на равных соперничать, с самой технически-оснащённой армией тех лет – с армией фашистской Германии. Таким образом, наша коллективизация стала залогом победы человечества  над фашизмом.
Необдуманным шагом, на мой взгляд, являлось то, что при коллективизации скот обобщался, как правило, независимо от его количества. Крестьянину оставляли дойную корову, часть мелкого скота, но тягловый скот, коровы, молоко которых шло на продажу, а не для личных потребностей, обобществлялся полностью. В результате произошёл массовый забой скота. Здесь власти не учли психологию людей. Естественно крестьянин, понимая, что он всё равно теряет своих животных, предпочитал получить от них хоть что-то – ту же солонину. Произошло резкое сокращенье поголовья. Конечно, в собственности крестьян оставили приусадебные участки площадью от полгектара до гектара, и то количество животных, которое могла содержать сократившаяся кормовая база, находившаяся в распоряжении крестьянина. Может, надо было бы оставить  крестьянам весь скот, и предоставлять корм из колхоза в обмен за сданное молоко? Может оставить столько, чтобы уход за животными не мешал основной работе в колхозе? Может выкупать? Если не было денег для выкупа – можно было бы рассчитаться какими-то облигациями, выкупаемыми через 10-20 лет, да хотя бы трудоднями в будущих колхозах! Но задним умом всяк силён. Понятно, что спешка при проведении коллективизации привела к  ошибкам.
Много было и перегибов на местах. Хоть их сейчас  приписывают хитрости центральных властей, мол, специально допустили перегибы, чтобы потом «ослабить вожжи», но так пишут только те, кто не знаком с психологией чиновника. Ретивые карьеристы были при всех режимах и во всех странах. И статья Сталина – «Головокружение от успехов» не была тактической хитростью. Это была реакция центральной власти, направленная на защиту крестьянства, против радикальных действий чиновников на местах, которые думали не о пользе для страны, а о личной карьере, о том, чтобы побыстрее отчитаться за проявленное рвение. Хотя вина центральной власти была и здесь – они не учли психологию клерков. Но такое случается регулярно, во всех странах – бюрократия стала бичом человечества с момента её зарождения.
Но, несмотря на все объективные трудности и ошибки властей, крестьяне в основном приняли коллективизацию, массового антисоветского движения не было даже тогда, когда, вроде бы, появилась такая возможность  –  во время Великой Отечественной войны. Наоборот – крестьяне с оружием в руках пошли защищать свою Родину и Советскую власть.
Ни к чему хорошему не привело и уничтожение колхозов. В сельском хозяйстве начались проблемы,  и то что не произошёл коллапс заслуга тех же сохранившихся, под другими названиями колхозов. Не секрет, что несмотря на призывы властей, немало крестьян сохранили свои колхозы, просто вместо слова «колхоз», стали употреблять термин «агрофирма» или «сельхозкооператив».

Сергей Аксёненко, журналист,
Народный депутат Украины второго созыва


Рецензии
Со знаком минус.
Коллективизация, индустриализация…

При отрубленной голове о волосах не плачут.

Какой дурак будет осуществлять правильное и заботливое землепользование на чужой, пусть казённой или общинной, земле?

Потому-то Столыпин и решил перейти к частному землевладению, чтобы повысить продуктивность земель. Хлеб у нас тогда был предметом экспорта как нефть теперь. Валютная выручка использовалась для индустриализации страны.

Только частное фермерское землевладение может привести к изобилию сельхозпродукции. За примерами далеко ходить не надо – стоит лишь почитать об урожайности культур и плодовитости домашнего скота в правовых государствах на протяжении последних 50 лет. Украинцы, вырвавшиеся в Саскачеван из лап большевиков, кормили СССР хлебом во времена Хрущёва и Брежнева за канадские доллары.

Помещик тот же фермер. В 1917 году вопрос мог стоять только о национализации земель или их реституции в пользу верховной власти на законных основаниях. Если это царская дача, то дачу цари всегда могли взять назад в качестве наказания феодалу, но с 1832 года в стране начал действовать принцип приобретательной давности, что ограничило самодурство царей.

Европа прошла путь от феодализма к капитализму тяжёлым и долгим путём, но с уважением к частной собственности, которая священна и поныне.

30 октября 1922 года ВЦИК принял постановление о землепользовании, о праве аренды земли у исправного частного пользователя третьими лицами, о легализации частных экономических агентов и их праве использовать наёмный труд (батраков), наравне с крупными государственными экономическими агентами. Именно этим постановлением закончились крестьянские бунты и гражданская война, и вторая русская революция (1917-1922 гг.)

Тогда Россия (с 1922 года СССР) стала выходить на капиталистический путь развития, начав создавать смешанную (многоукладную) экономику под руководством партийной бюрократии. Кстати Маркс в «манифесте» не призывал к тотальной национализации экономики.

Этот закон 1922 года никто не отменял и поныне. Думается, что об этом постановлении ничего не знал Хрущёв, «восстанавливая ленинские нормы».

Однако в 1927 году XV съезд ВКП (б) провозгласил курс на коллективизацию, тем самым незаконно аннулировав акт высшей государственной власти. Свершив коллективизацию, советский народ испытывал хронический недостаток сельхозпродукции вплоть до четвёртой русской (буржуазно-демократической) революции 1991-1999 гг.

В год Великого перелома хребта России началась третья русская революция 1929-1939 гг., положившая начало неокрепостному праву (1929-1981) и государственному рабовладению (1930-1960) в СССР.

Фома Заморский   04.02.2010 19:46     Заявить о нарушении
Ну нельзя же через четверть века после окончания перестройки использовать устаревшие перестроечные лозунги о фермерах и частной инициативе - мы видим, что появившиеся фермеры - менее эффективны колхозников. А то, что вы назвали помещика фермером - меня несколько изумило - весь 19 и 20 век, когда были помещики их противоставлялди фермерам - ещё задолго до появления СССР. Неужели не помните - прусский и американский путь.

О хозяине на земле мы от перестройщиков наслышались, когда он пришол - оказалось - туфта - просто выкачивают из земли всё, что можно путём внесения таких удобрений, что через 20 лет пустыня будет - я хорошо знаю ситуацию на Украине - думаю в России то же. Когда в прошлом веке был депутатом парламента в моём округе были десятки и десятки сёл - люди более менее жили там, где сохранились колхозы и совхозы - и урожайность была, а фермеры изувечили землю и бросили.

Не верьте сказкам о Столыпине - почитайте прессу тех лет, какой голод в сёлах был - а зерно вывозили за границу, Сталин раз себе такое позволилЯ, во время голода 1930-х, чтоб контракты с Западом не сорвать и мы его осуждаем, но ведь до революции было то же.

Самая детская сказка живущая со времён перестройки о канадском зерне. Я, как специалист в эконом географии - скажу - весь мир так делает. В США штаты граничащие с Канадой тоже покупают зерно. Дело в том, что для снабжения Дальнего Востока, зерно привезённое из европейской части СССР на поездах сильно дорожало - перевозка в поезде в сотни раз дороже океанской, поэтому для ЭТИХ РЕГИОНОВ было ДЕШЕВЛЕ купить канадское, чем тащить своё зерно через всю страну. Чисто рыночный принцип - и на этом во время перестройки придумали легенду о нефтедолларах и о том, что Канада нас кормила. СССР был гораздо эфеективнее царской России ибо перестал отствавать от тех стран, от которых отставала она.

И ещё самодурство царя... неужели вы не знаете, о природе царской власти - император мог одним росчерком пера отменить весь свод законов империи, в том числе тот, о котором вы пишите.

Вообще об экономике лучше читать здесь

http://www.proza.ru/2010/02/05/777

Сергей Аксёненко   05.02.2010 14:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!

Я отвечаю Вам примерно в порядке поднятых Вами вопросов.

В принципе я использую термины (о фермерах и частной инициативе), никак не связанные с так называемой «перестройкой», которая в России и на Украине ещё продолжается в форме перехода от неоазиатского способа производства к капиталистическому способу производства и займёт несколько десятилетий (как Исход из египетского плена).

Об эффективности фермеров я сужу на основании изучения тех фермерских хозяйств, которые я видел своими глазами задолго до перестройки в правовых государствах, где нет шпаны и алчной бюрократии. То есть там, где экономические агенты руководствуются законами, а не прихотью царя, бюрократов и бандитов.

В советские годы приходилось подписывать контракты на покупку для государственных нужд племенного скота, его спермы, а также мяса, предварительно изучая места производства (крупнейшие фермы) на двух континентах. Это фантастика, какую мы впервые увидели: на компьютерах велся учёт прироста живого веса скота, расхода кормов и витаминов, плотность высева зерновых, расход удобрений и проч. Это происходило 25-30 лет тому назад. 150-200 гектар на фермерскую семью из 5 человек.
Здесь я под фермером в широком смысле имею в виду сельского осёдлого жителя, который с предпринимательской целью ведёт сельское хозяйство на своей или арендованной земле, отвлекаясь в данном случае от формы собственности на средства производства (земля, орудия, рабочая сила).
Ныне всё продуктивное сельское хозяйство в мире ведётся в форме предпринимательства, то есть в форме фермерства. Экономика должна быть прозрачной: хозяйства платят налоги, берут кредиты и получают субсидии. Встречается и натуральное хозяйство в бедных районах.
Я понимаю, что помещик противопоставлялся обществом в своё время фермеру, но это имеет лишь историческое значение, поскольку мы изучаем динамику изменения форм собственности.
Строго говоря, под помещиком понимали дворянина-землевладельца, владеющего поместьем, или вотчинника в России с конца XV до начала XX века.
После 1861 года помещики лишились такого капитала, как крепостной крестьянин, и у них осталась лишь земля, орудия и постройки. Впоследствии, к началу ХХ века земельная собственность помещиков таяла и переходила путём купли-продажи в собственность предпринимателей, покупавших землю с той же целью извлечения прибыли от землевладения. Новый класс эффективнее управлял собственностью, отметая в сторону патриархальные отношения между работником и работодателем.
Поэтому, строго говоря, помещик это тот же фермер (кстати, как правило, неплохой и дававший львиную долю товарного зерна в старой России), который занимался извлечением прибыли от своей недвижимости.
По словам современных россиян, арендовавших землю в прошлом году в Ставропольском крае, в редких условиях иммунитета от власти бандитов и администраторов, сельское хозяйство – прибыльное дело, даже на арендованной земле, с рентабельностью инвестированного капитала не менее 15% даже по растениеводству.
Я видел, как некоторые европейцы-горожане в качестве хобби покупают земельные участки, трактор, навесные орудия и комбайн в целях выращивания пшеницы. Что-то вроде нашей загородной «дачи». Урожай продаётся мельнику ещё до посевной и по твёрдым ценам в зависимости от сорта. Работают семьёй на поле два-четыре раза в год по графику сельхозработ, изученному по учебникам. Урожай мельник забирает зернососом по телефонному звонку. Сумма контракта устанавливается по сортности прямо на месте. Мельник выписывает банковский чек. «Фермеры по выходным» остаются очень довольными дополнительным семейным доходом.

Тут в нашей полемике вспомнили про сталинские МТС.
МТС – изобретение американское, когда бедные фермеры в позапрошлом веке не имели средств купить технику или покупка её не оправдывалась экономически, то есть они покупали мотто-часы. Мото-часы строительной техники и сейчас повсеместно продаются, в том числе в современной России.

Вы пишите о варварстве обращения с землёй на Украине, что можно объяснить нестабильностью общества и незрелостью института частной собственности. Другого безобразия и не следовало ожидать от нации, находящейся в младенческом состоянии. Оба наши государства образовались лишь в 1991 году.

Очень уважаю Петра Аркадьевича Столыпина – строителя капитализма в России и зачинщика аграрной реформы.
В 90-е года на Алтае, когда я там работал, совхозные мужики о нём хорошо отзывались по памяти дедов. А вешал он разбойников и поджигателей, тем улучшая нацию.
Однако полиция перегнула палку, разгоняя профсоюзы и настраивая общество против самодержавия. Ошибки были, но и цель была великая. По числу жертв у столыпинской реакции нет никакого сравнения с революцией 1917-1922 гг. Большевики очень на него разозлились, а потом поубивали миллионы. Столыпин, как всякий русский человек, обладал известными для нас недостатками – максимализмом и крайностью отрицания. Ну что делать? Такие уж мы восточные славяне.

Частный владелец может вывозить продукцию предприятия (в данном случае хлеб) куда ему надобно (на экспорт или на внутренний рынок). Может хоть сжечь! Другое дело, что Столыпин начал создавать буферные запасы зерна на случаи голодоморов. Это были государственные закупки. Срок работы Столыпина был слишком мал, чтобы его оценить по достоинству. Он просил 20 лет.

Согласно статистике Министерства внешней торговли СССР в 70-80-х годах мы импортировали 25-30 млн. тонн товарного зерна в год при «валовом» сборе зерна в РСФСР 90-100 млн. (то есть товарного и нетоварного).

При Николае II Россия (включая Малороссию) производила около 90 млн. тонн товарного и нетоварного зерна. В 1909—1913 гг. зерновой экспорт достиг максимальных размеров — 11,9 млн. т всех зерновых, из которых 4,2 млн. т пшеницы и 3,7 млн. т ячменя.

В Российской Федерации ныне (при капитализме, слава Богу) производится более 65 млн. тонн товарного зерна. Мы пшеницу ещё и экспортируем в количестве 17 млн. тонн в год, что больше, чем при царях и Столыпине. Это очень хорошо. Стали меньше есть хлеба в пользу овощей, рыбы и мяса.

В принципе экономическая свобода подразумевает свободу граждан выбирать форму собственности – единоличное, кооперативное, акционерное предприятие или кибуц. Я не спорю о форме собственности. Была бы польза людям и согласие между ними. Надо уважать людей и традиции.

В 1930 году было учреждено В/О «Экспортхлеб» для экспорта советского зерна. К концу правления Никиты Хрущёва это внешнеторговое объединение полностью переключилось на импорт зерна, за что Никите объявили «импичмент».
Председатель объединения В/О «Экспортхлеб» получил звание Героя социалистического труда за успешные сделки по импорту, а его подчинённые и он сам неоднократно получали другие ордена и медали за свой труд. Зерно везли в Новороссийск и другие порты Чёрного моря.

Когда армада американских сухогрузов впервые пошла на СССР с зерном, у нас не было зерновых причалов, и океанские суда не могли подойти к ним.
Пока зерно загружали в сухогрузы на Восточном побережье США, кто-то догадался из транспортного управления министерства, что сухогрузы не могут быть выгружены.
К министру внешней торговли Н.С. Патоличеву срочно доставили по воздуху старого американца, имевшего самый крупный завод по производству зерновых лихтеров. И дали ему заказ за любые деньги изготовить и прислать лихтера на Чёрное море. Советский заказ значительно превышал годовую мощность завода. Американец согласился и сказал, что он наймёт весь городок, где он живёт, и выполнит заказ в срок. Заказ он выполнил, а американское и канадское зерно пошло в СССР невиданным доселе потоком.

Уже Николай I не мог отменить «законъ» росчерком пера, хотя и был самодуром. Он мог обойти его. Так, пишут, когда он я в ярости распорядился казнить польского студента за антигосударственную деятельность, ему сообщили об отмене смертной казни в России. Тогда он повелел дать ему 1000 палок, поскольку телесные наказания не были отменены, и студента забили насмерть.

В 1837 году в интересах помещичьего сельского хозяйства (сами цари были крупными помещиками) впервые со времён псковского княжества был введён институт приобретательной давности, что узаконивало собственность хозяйствующих в течение определённого времени (10 лет) на земле людей, если никто не выражал претензий к ним за это время. Цари отражали экономические интересы всех землевладельцев и стали со временем людьми светскими.

Пишу Вам с удовольствием, понимая, что Вы обладаете государственным мышлением.

Фома

Фома Заморский   05.02.2010 19:29   Заявить о нарушении
Cпассибо Вам за столь подробный ответ. Я мог бы поспорить о деталях, но не стану - естественно и в царское время было немало позитивного и в советское. С другой стороны и тогда и тогда было сделано немало глупостей.

Я не хочу противоствалять одно другому, как от нас этого хотят враги славянства и православия. Мы тут на Украине находимся на переднем рубеже борьбы - и для меня сейчас важнее остановить национализм.

Если Вы глянете мою последнюю книгу об этом

"Об украинском национализме и украинской национальной идее"
http://www.proza.ru/2009/09/24/1256

Увидите, что работы тут непочатый край.

Ещё раз спасибо за внимание к моим работам.

С уважением

С.Аксёненко

Сергей Аксёненко   08.02.2010 13:49   Заявить о нарушении
В борьбе с национализмом я Ваш соратник. Желаю всяческих успехов.

Фома Заморский   08.02.2010 20:34   Заявить о нарушении
Увы! Не удалось победить национализм, хотя я в указанной книге предупреждал об этом задолго до Евромайдана.

Сергей Аксёненко   13.08.2021 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.