Русское Солнце. Глава 20. Макошь

Карен смотрела, как дети играли со щенками на заднем дворе, когда ей доложили о приезде Мрии. Мрия была очень встревожена: в Киев пришли вести из Малина. Казнь варягов в Древлянской земле взволновала всех. Одни ужасались, другие ликовали. То здесь, то там слышались призывы к погромам варяжских домов, чтобы изгнать ненавистный варяжский дух. Отец настоял, чтобы Мрия покинула дом Гуннара и переехала к нему. Теперь она была у Карен, чтобы и ее с детьми забрать в дом отца, где они были бы под защитой.
   
Карен растерялась. Оставлять свой уютный дом он вовсе не хотела.
   - А вдруг все образуется…
   
Но Мрия оставалась неприступной:
   - Послушай, погромы уже начались. Ты ведь многих варягов в Киеве знаешь, семья Вольсов тебе известна?
   - А что с ними?
   - Дом разграбили, жену изнасиловали, а потом ее и детей заперли в горящем доме. В другом доме плетьми выгнали стариков, раздели догола и так гоняли по улице. Неужели ты ничего не слышала?
   - Да неужели это возможно? Ты какие-то ужасы говоришь. Бедный Вольс…
   - Ему-то уже все равно. Его повесили на дереве, как вора.
   - Но он же не вор. Он воин.
   - Как рассказывают, древляне повесили тех варягов, которых Игорь оставил около Малина. Полян они отпустили. Подумай о Дарсе. Если он, вернувшись, не найдет ни свою семью, ни своего дома. Но дом можно вернуть, а тебя и детей – нет. Да, ты что ж, совсем ничего не знаешь?
   
У Карен перехватило дыхание, она едва смогла выдавить из себя «нет» и заплакала. Мрия обняла ее.
   - Ну-ну, - пыталась она успокоить подругу, - сейчас наступили страшные времена, дальше будет еще хуже. Надо не плакать, а думать, как спастись. Собирай детей. Поехали.
   - Да куда ж я поеду? Я ведь твоего отца совсем не знаю…
   - Зато он тебя знает. Гуннар о вас с Дарсом много рассказывал. Я уже хотела с отцом поговорить, как он сам меня за тобой отправил, как услыхал о погромах.
   
К вечеру Карен с детьми была в безопасности. Дорого бы поплатились те, кто посмел бы напасть на дом отца Мрии. Лельча и Боромир были не единственными ее братьями. Все мужчины этого рода были богатырского сложения.
   
А город бурлил. Погромы шли один за другим. Дружинников у Ольги было недостаточно, чтобы справиться с буянами.
   
Ужасные подробности варяжских погромов продолжали поступать наряду с подробностями о походе Игоря. Однажды Мрия принесла новость: не все варяги казнены под Малином, один из них наверняка вернулся и прячется сейчас в какой-то деревне за Днепром. Мрия вся светилась, передавая историю чудесного спасения. Оказывается, его спасла какая-то старушка. Она закрыла его своей дошкой и отряд из Овруча его не заметил. Большинство женщин дома слушали рассказ Мрии. После этих слов бабушка Мрии и ее старая нянюшка переглянулись.
   - Расскажи-ка подробнее о той старушке, - попросила бабушка.
   - Как говорят, это была полная, очень полная старая женщина с очень добрым лицом.
   - А что еще о ней говорят? – поинтересовалась нянюшка.
   - Да чепуху какую-то, будто похожа она была на большую добродушную медведицу…  А что?
   - Это Она, - заявила бабушка, а няня кивнула в знак согласия.
   - Кто?
   - Макошь. Только Ей под силу укрыть человека от беды. И именно так Она и выглядит: как большая добродушная медведица.
   
Молодые женщины и девушки тут же попросили старух рассказать о ней подробнее. Начала нянюшка, она за свою жизнь привыкла сказывать сказки детишкам.
   
- Было это в стародавние времена, когда вся земля была покрыта лесами. А по этим лесам ходила большая Медведица со своим Медвежонком. Она была очень сильна, но зря своей силой не пользовалась. И жили в лесах первые люди, они рыли себе землянки, питались сырыми плодами и сырой рыбой, так как не знали огня. Одевались они в мох, листья и солому. В солнечную погоду они выбирались на опушки и грелись на солнце. И вот однажды они увидели Медведицу с Медвежонком. Люди заметили, какие теплые шубы были на них. Понимая, что с Медведицей им не справиться, люди решили убить Медвежонка и снять с него шкуру. Они дождались момента, когда Медвежонок, играя, отбежит от матери, и окружили его. Люди только подняли свои палки, чтобы убить малыша, как откуда ни возьмись, появилась его мать. Одной лапой она отбросила охотников, половина из которых не встала больше. Оставшиеся охотники взмолились о пощаде. Они объяснили, что их детям приходится мерзнуть зимой, они болеют и умирают. Медведица выслушала их и что-то рыкнула сыну. Затем оба зверя встали на задние лапы и скинули свои шубы. Изумленные охотники увидели Женщину средних лет, никто бы не назвал ее красавицей, но от нее веяло покоем, добротой и силой. А рядом с ней стоял отрок. Он был светел лицом, а волосы его были огненные…
   
- Огненные волосы? – спросила младшая сестра Мрии.
   
- Да, ведь это был сам Сварог. Макошь велела сыну вырвать несколько волосков и раздать их людям. Те принесли волоски в свои дома. С тех пор у них было тепло в домах, так как они узнали огонь и научились за ним ухаживать. Через год люди опять увидели Медведицу с Медвежонком, но уже не стали нападать, а обратились к Ней с мольбой. В очагах-то у них огонь, в доме тепло, а на улицу выйдешь и замерзнуть можно. И снова Медведица с Медвежонком встали на задние лапы и сбросили шубы. И заметили охотники, что женщина была та же, что и раньше, а вот мальчик – другой. Волосы у него были темные, глаза – задумчивые, а в руках он держал пастуший рожок…
   
- Велес, стало быть, - уточнил дед Мрии.
   Женщины и не заметили, как к ним подтянулись свободные мужчины – послушать нянюшкину сказку. А та продолжала:
   
- Да, это был Велес. Мать сказала ему что-то, и он заиграл на рожке. И тут же на его зов явились попарно: конь с лошадью, корова с быком, коза с козлом и овца с бараном. Мальчик гладил каждое животное и рассказывал охотникам, как за ними ухаживать, что с них можно взять, как делать одежду и шить чуни. Через год охотники опять поджидали на той же поляне Медведицу с Медвежонком. Они снова молили Ее о помощи. И снова Медведица оборотилась тою же женщиной, но Медвежонок на этот раз стал девочкой – в венке из колосьев.
   
Няня замолчала, лукаво глядя на слушателей – не догадался ли кто-нибудь, что за богиня была той девочкой. Все стали гадать, но на все предположения старушка качала головою.
   - Это была Жива.
   - Да, вроде, Жива не с колосьями, а с плодами должна быть.
   
- Ну да, в руках она держала яблоко. Девочка научила людей сажать плодовые деревья и кусты, засеивать поля, печь хлеб. Так дальше и повелось. Каждый год в один и тот же день охотники поджидали Медведицу, чтобы попросить что-нибудь. Дети Ее давали людям то, что было прошено и даже больше: Даждьбог увеличил летний день и повелел дождю лить над полями; Перун дал оружие и помог отражать нападения соседей; Лада дала красоту их детям. Но каждый раз, когда Макошь встречалась с охотникам, Она все больше хмурилась. У людей было все необходимое для жизни, а они все просили и просили. А однажды они даже просить не стали, а потребовали: либо она делает их счастливыми, либо они убьют Медвежонка. Очень рассердилась Макошь, но оборотилась-таки женщиной, а Медвежонок – мальчиком. Ничего не было особенного в нем: ни золотых кудрей, ни венков, ни рожков, но только взглянул он на охотников, как все разом почувствовали жжение внизу живота, и побежали искать женщин, неважно, своих ли, чужих…
   
- Ой, - пошутил дед, - у меня от такой сказочки тоже жжение появилось, - он приобнял бабушку. – Пошли скорее на сеновал.
   - Да, отстань, старый, - отмахнулась от него та. – Ты до сеновала-то не дойдешь – рассыплешься.
   - Дальше, дальше сказывай, - попросили слушатели.
   
- Невзлюбила Макошь с тех пор мужчин, не являлась больше на то место. Но если на то место приходила женщина или ребенок и просили у Макоши помощи, – она обязательно помогала.
   - А последний Медвежонок – это кто? – робко спросила Карен у подруги.
   - Ярило, конечно, он может одними глазами и не то творить.
   - Так Она и нам может помочь?
   - Конечно, может. Она все может. Ведь это Святая Мать. Мать всех богов.
   
Карен не очень хорошо разбиралась в русских богах, хотя и сама, как когда-то и ее мать, клала в постель к детям игрушечных медвежат. На сердце у нее стало легче. Последнее время она жила в постоянной тревоге.
   - А что Она любит? Что Ей принести в дар?
   - Цветы и душистые травы. Завтра же соберемся и пойдем всем домом на Гору к ее Святищу.
   
Мрию поправила ее бабушка:
   - К Макоши ходят только женщины и дети. Мужчинам и мальчишкам после семи лет ходить на Гору не надо.
   
Укладывая детей спать, Карен взяла обоих медвежат и посмотрела внимательно в их мордочки. Раньше она считала игрушки просто оберегами, а это, оказывается, воплощение той самой богини, которая может прикрыть своей дошкой человека от любой беды. Теперь она обратилась к игрушкам с молчаливой молитвой, в которой просила Макошь уберечь ее детей от сиротской участи, а себя – от вдовьей. Передавая медвежонка дочери, она сказала:
   - Береги этого медведя, Ингрид, это – Макошь, которая может защитить тебя. Завтра мы пойдем просить ее за тату.
   - Расскажи о ней, - попросила девочка.
   - Я почти ничего о ней не знаю. Но завтра ты можешь расспросить о ней Мрию. Спи. Да прикроет тебя Макошь своей дошкой.


Рецензии