Дурёха стоеросовая или про то, как мы с Хырркой

Дурёха стоеросовая или про то, как мы с Хырркой(1) ухрюкались вдрыбадан.

- Ух ты! Полянка какая миленькая! А цветы-ы!.. Огромные, багряные, как сытая здоровая мордочка… С мороза… или после кружечки чего-нибудь крепенького! Хы!
А какой цвет!.. такой… не знаю, как и сказать… - сильный, что ли?.. Укгумм… А пахнут ка-ак!! – умм…
Ух! - а вся эта цветочная полянка похожа – на сердце! И когда дует ветерок, оно – бьется! Овальное, красное, бьется – настоящее Сердце! Сейчас наломаю себе миленький букетик. Ля-ля-ля!..
…Тьфу ты, дуреха! Миленький букетик – огромные бордовые лопухи и длинные зеленые лапти – листья… Ми-иленький! Как раздавленная лягушка в подернутой тиной луже! Как сопля из расквашенного носа!.. Дома – хлам по углам, жратвы нет СОВСЕМ – утопленников(2) всех еще позавчера схлебала. А теперь, идиотина, нет бы че-нидь к обеду накопать-наколупать… Не-ет!.. – цвето-очки собирает!! О жизни надо думать, дуреха ты стоеросовая!(3) О жизни!..
…Да какая же это - жизнь?! Хлам по углам, жрать нечего совсем – утопленничков этих видеть уже не могу… Встаешь - двор подмети, иди по соседям взаймы клянчить. Или в лес – хвоща какого-нибудь борщевного к обеду копать… Не-ет, это точно не жизнь! Это смерть – в рассрочку… Так что сейчас вот еще немножко поживу – на полянке посижу, цветочки понюхаю – умм - букетик домой притащу… Да, точно – это и есть самая настоящая Жизнь!.. А дома…
…ждала, надеялась и верила!.. Что ты, Ухряб(4) ты мой, скоро-прескоро вернешься из северных земель(5). Вот три-четыре, ну ладно, - пять месяцев… шесть… Ну а теперь уж точно завтра вернешься! Или послезавтра… Придешь – улыба до ушей, сграбастаешь меня своими огромадными лапищами, что я аж чуть не задохнусь, приподнимешь над землей, закружишь… Ух! - что ж ты еще сделаешь-то? Умм… А! – !РАСЦЕЛУЕШЬ! И скажешь:
«Ух! Наконец-то до Тебя добрался, Укгумка(6) ты моя любимая! Соскучился КА-АК!! – не представляешь… Я ж все это время, пока в северных землях в шахтах калымил, пока по сырым лесам-болотам брел, от волков там каких-нибудь отбивался… Ух!.. Все эти четыре, пять месяцев - или сколько он там домой шел… В общем, все это время о ТЕБЕ ОДНОЙ только и думал!»
Вот! А я в ответ:
«Ах, как же я ждала тебя, Ухрябчик ты мой!! Измучалась совсем тут без тебя: крыша – в решето превратилась, изо всех углов ветер свищет… А я как починю, как схаплюсь?!(7) И еды – НИКАКОЙ нету! О бревнах с маслом(8) уж и не мечтаю - муку всю давно на утопленников извела, деревню уже сто раз обклянчила всю-у! Стыдно… - и тут как разрыдаюсь - Да видеть не могу я уже этих утопленников в жареной воде-е-е!!!…»
А Ухряб… Ухряб как схватит меня за плечи до синяков, ткнет глаза в глаза и прорычит, как всегда так ласково-преласково:
«Ну че ты? На кой нам эти сопли-слезы? Ладно, успокойся ты. Денег я подкалымил – пару дней отдохнем, а там и крышу залатаем, и углы заткнем. Разве ж мы с тобой с чем не схапимся?
А сейчас пробегись-ка по деревне – притащи… муки. Нет - курицу! Да нет, все не так, лучше пусть… Ухряб радостно прорычит: «Пробегусь-ка ща по деревне - притащу самого жирного хряка!!»
Вот-вот! А я в ответ:
«Умм … Тьфу ты! – не знаю, что и скажу… Э-эх!..»
…И вот наконец-то сегодня пришел мой Ухрябчик! И сказал:
- Похмели меня…
Я аж поперхнулась:
- А-кхгм…
А Ухряб вокруг меня аж заплясал.
- Похмели-и, а?!..
«Эх, выходит, в деревню вернулся – домой ни ногой, первым рылом к дружбанам заскочил. Угу - как же не  нахрюкаться(9) с коргшами, не усвинячить жбанчик-другой…»
- Э, я не понял, ты меня похмелишь-нет?! Давай быстро неси че-нибудь!
- Да чем я тебя похмелю-то: дома – крошки хлеба нет, не то что – хрючива(10)!.. Что ж, сейчас по деревне пробегусь, отыщу тебе опохмелку. Только вот деньжат мне подбрось - немало ж подкалымил, наверно.
- Хы! ДВЕСТИ ТЫЩ - как косой скосил!!
- Ну так…
- Че - так? Нету у меня денег-то.
- Как так?
- Да вот так вот – я ж все пропил уже…
«Ой! Шутит? А вдруг… нет?!..»
- Ну-у за один вечер в одну харю двести тыщ пропить даже ты не сумел бы!
- Хы, дык я ж не один - с дружбанами! И не за вечер - мы тут уж с месяц квасим…
- Ты что - серьезно?!
- Тьфу ты, - дуреха стоеросовая! – да ну конечно! Вот ты сама башкой подумай: были б у меня деньги - на кой бы я к тебе-то попёрся?!
- А-кхгм!..
- Хы… это я в смысле с такого перепоя – весь грязный, нечёсаный…
- А-кхгм!.. – глубоко в сердце закипали мысли, слова - хотела что-то сказать… Но - зачем? Нет, нужно хоть как-то успокоиться… Но чем упорней пытаешься взять себя в лапы, тем мощнее пузырятся мысли и выплескиваются слова…
Хы! Все как в котле с горохом на костре! Когда закипает, как ты воду ни мешай, сколько пену ни сбивай – по любому такие буруны в огонь рванутся! И такой запашок поднимется – представить себе  не могла, что горох так вонять может! Фу-у!.. И спасение тут одно – сдвинуть котел с огня. Пока не поздно…
Ну вот и я, как тот котел - от огня подальше! Рванула в лес, надрала себе миленький букетик и…
- Хы!! Какая вязаночка миленькая!
«А-кхгм! - пока я тут до дома ковыляла, морду в букет уткнув, меня догнала моя лучшая подруга Хыррка…
Так! Срочно улыбнуть губки!! Нет, ну уж не так вымученно!.. Чтоб не хуже, чем у Хыррки! Ну в смысле, не совсем сильно хуже…
А Хырра ухе нависла надо мной – мордочка гладенькая, как промасленный блин, глазками своими ясными, остренькими зыркает, ноздрями воздух тянет, аж присвистывает… И губы - пухленькие такие губки - до самых ушей растянуты… Умм… - просто Раскрасавица! Не то что я – щепка худосочная… Эх!..
Меня даже за Хыррину дочку принимают! А ведь я ее даже чуток постарше – когда Хыррка родилась, я ее в люльке качала! Хоть и сама еще пешком под стол ходила. Хы!
Помнится, купили мы как-то раз хряка, потащили по домам. Устали – тяжело тащить – решили присесть покурить. И тут подлетает к нам какой-то дед - и на Хыррку:
«Мамаша! Ты чему дочку учишь?! Мамаша!..»
Хы!..»
- Хыы! И где ты только таких роскошных лопухов надрала?
- А… А это мне мой Ухряб притащил... – тьфу ты, ведь и не хотела же врать! Как-то само вылетело…
- Так он же у тебя вроде с северных рудников не вернулся… еще.
- Вернулся! Сегодня под утро только. Ты представь только - в дом заходит так тихохонько, чтоб меня не разбудить. А я… вдруг ни с того ни с сего - как проснусь!! Это мне, наверно, сердце подсказало! Вот! – и полилось вранье, как по весне ручьи с холма -столько грязи, но так краси-ивао! Порой… - А у Ухряба, у Ухряба улыба до ушей!
«Ух! – говорит. - Наконец-то до тебя добрался, Укгумочка ты моя любимая!» И пошел рассказывать, как он в северных землях в шахтах калымил, как потом по сырым лесам-болотам брел, от волков от всяких отбивался…
А потом, как сегодня с утречка уже перед самой деревней наткнулся на полянку…
«Уж такая милая! - рассказывает. - А цветы там каки-ие!.. Огромные, багряные – во, глянь. Какой цвет!.. А в лунном свете он вообще, как Ухрябчик рассказывал, вообще такой – багровый, сильный! Угумм… А главное – вся эта цветочная полянка похожа – на сердце! Овальная, красная, на ветру колышется – бьется!! Настоящее Сердце, а? Ух!! Надо бы найти эту полянку – ночью сходить, проверить…
А пахнут ка-ак!! – умм… На, понюхай!..
Эх, увлеклась я, совсем изовралась… Смотрю, Хырра меня уж и не слушает – помрачнела, надулась, как туча грозовая. Стоит, пыхтит: улыба, которая до ушей была - свернулась, пухлые губки – съежились … взгляд что-то совсем помутнел, глаза воткнулись куда-то в никуда…
- А Ухряб-то твой, поди, и деньжат немножко подзаработал…
- Умм! – ДВЕСТИ ТЫЩ!! Как косой скосил, говорит...
- Ты что – серьезно?.. - и тут Хырру прорвало, как ту тучу грозовую: она завыла-зарычала на всю опушку, дождем хлынули слезы. А голос, обычно низкий, глухой, как у недоеной коровы, порой взвивался до писка забитой мышки.
- Ыыы!.. Живут ведь все вокруг - как НОРМАЛЬНЫЕ-Э!!! Мужики деньги зарабатывают - домой принося-ат! А я одна-единешенька что ли такая дуреха стоеросовая уродилась, а?! Укгуммка! Ведь мой Гырг(11) же тоже на северных рудниках работал - тоже только недавно вернулся. Но он не то что твой Ухряб – цветы мне за всю жизнь никогда не дарил   ни разу! А в этот раз вообще… ыы-ы!.. Эх,.. Гырг мой всю получку с дружбанами пропи-ил!! Всю-у... до последнего медяка... И плевать он хотел, что у нас дома стены дырявые все, крыша решетом, а хлеба вообще ни крошки не осталось… соседей всех уже обклянчилаа... Так что цени ты, Укгуммка, Ухрябчика своего...
И опять в слезы.
- Эй, Хыррка! Ну не плачь ты что ли. Не надо! – повисла у подруги на щее, обняла за плечи, усадила на траву.
- Слушай, Хыррка! Хыррка… А ты мой пупсик! Самый любимый пуупсик! Да-да, - ты мой пу-упсик! А я - твой пу-упсик!..
- Ыы-ы!!
- А что же мой пупсик плачет? А ты помнишь, как я моего любимого пупсика в люлечке качала? И всегда во всех страшных бедах утешала. Когда коленку расшибешь, к примеру…
- Ыы-ы-ы-ы!!! Хорошо тебе-е… Счастливая!..
- А для моего самого любимого пупсика у меня есть подарочек – миленькая вязаночка цветочков! На - держи!..
…И тут я взяла и во всем Хыррке призналась. Рассказала все-превсе! Честно-пречестно... Врать, в конце концов, нехорошо. Хотя так красиво, так приятно! Порой…
А потом, вдоволь нарыдавшись, мы вдруг посмотрели друг на дружку, воткнули глаза в глаза, улыбнулись и вдруг хором сказали:
- Слышь, а давай!..

КРАСИВАЯ ОТКРЫТКА

«У меня есть море!.. на красивой открытке,
Луч на подоконнике и большое окно…»
Зоя Ященко

Солнце и море под небосводом…
На лавке стоят порошок и корыто.
Стирает девчонка белье год за годом.
Стирает, стирает… Ее звали - Рита.

Бьют волны о берег уж где-то полдня,
Морская-а!.. Наверное, мыльная - пена.
Так - пододеяльник, теперь простыня.
Стирает… А звали ту девочку - Лена.

А небо в море гонит шторм -
Вон на волнам барашки.
А что же, что  будет - потом?
Что потом? Потом рубашки.

Маслины - подсолнухи солнечной Греции!
Полцентнера молочно-шоколадного загара...
«Эх, ща бы сто грамм, а то хоть в баньку – погреться.
Совсем тут замерзнешь»! - всплакнула Тамара.

Ведь ей все хотелось летать, как птица!
А может, еще какого-то счастья...
А он - спьяну споткнувшись, попер материться,
А она… Что - она? Ее звали - Настя.

А он, споткнувшись снова, перевернул корыто -
Размокла вся ее Красивая  Открытка:
Ряд финиковых пальм и греческие дали.
А те-то не плевать, как ту девчонку звали?..

А небо в море гонит шторм!
Вон - по волнам барашки…
Так что же, что будет потом?!
Че потом, че потом… Суп с котом.

Примечания.
Здесь мы не только даем поясняющий комментарий, но и проводим анализ становления лексического значения имен собственных.
1 - …как мы с Хырркой… Хыррка – прост. форма от Хырра. Одно из самых популярных орочьих женских имен. Семантическое значение за несколько веков претерпело немало изменений: «самодостаточная» - «простая» - «довольная» - «веселая» до современного понимания «радостная» - «счастливая». Происхождение имени восходит к др. орочьему - «свинья».
2 – …утопленников всех еще… «Утопленники» - тюря на воде, обыкновенно горячей. См. «…утопленников в жареной воде…». Еда нищих.
3 – …дуреха ты стоеросовая! –Денотативное значение слова «стоеросовая» точно установить не представляется возможным. Можно лишь утверждать, его широкое использование с целью усиления коннотативного значения.
4 – Что ты, Ухряб… - Имя собственное «Ухряб» произошло от др. орочьего «лягух».Современное лексическое значение актуализирует саамы «веселый», «беззаботный».
5 - …вернешься из северных земель. – Удалось достоверно установить: рудники, что находятся в глухих северных лесах и пустоши у северных морей, - единственные места, где при помощи простого физического труда можно заработать действительно неплохие деньги.
6 - …до Тебя добрался, Укгумка… - «Укгумка» - прост. форма от имени Укгумма - некогда популярное, сейчас оно встречается крайне редко. Наблюдается значительная трансформация лексического значения: от «мудрая», «знающая» - «думающая» - «мечтательная» - «болтливая» до современных вариантов понимания «рассеянная», «растпа», «дурёха». Происхождение имени восходит к др. орочьему – «сова».
На чертанное с заглавной буквы слово «Тебя» вносит некоторые сомнения в правильности такого понимания слова «Укгумка» - проблема явно требует дополнительного исследования!
7 - …как починю, как схаплюсь?! – «схаплюсь» - явная описка. Требуется «справлюсь»!
8 – …о бревнах с маслом… - сухари с подсолнечным маслом.. Еда бедных.
9 – …как же не  нахрюкаться. Хрюкать (перен.) – чрезмерно употребить хрючиво. См. Хрючиво.
10 - не то что – хрючива!.. – Хрючиво - хмельной напиток, обычно крепкий.
11 - Ведь мой Гырг… - Пожалуй, самое популярное орочье мужское имя. Означает: «сильный», «могучий», «дикий». Происхождение имени восходит к др. орочьему «кабан».


Рецензии
Когнитивно обоснованное значение слова: «стоеросовая» установлено мною:
(сто - стократно ) и (ерос - эрос) = стократно эротичная, то есть, сексуальная и, возможно, сексуально озабоченная...

Ирина Афанасьева Гришина   22.01.2016 06:39     Заявить о нарушении
Интересно! СтоЭрос) Я-то всё как-то о дамской типа дружбе...
Кст, есть ещё Дядя Мыш... - штука невесёлая, но еротичная...

Вася Холмс   25.01.2016 07:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.