Письмо от 1 декабря 1946 года

        г. Таганрог, 1.12.46

        Здравствуй, мама!

        Шлю тебе свои чистосердечные пожелания добра и благополучия! Сегодня у нас выходной день. Итак, прошла еще одна неделя, еще на одну неделю осталось меньше жить в Таганроге.

        21го ноября с.г. получил от Тебя письмо, но ввиду того, что за день перед этим отправил Тебе письмо, это посылать не стал. Решил его послать теперь, так как хотелось написать о результатах. Я говорю о поступлении в партию. Вполне понятно, что я немного волновался, ибо быть членом партии – это для советского человека высшая награда, высшая честь. Во всяком случае, партийное собрание школы меня приняло единогласно. На днях будут утверждать на бюро райкома.

        Учусь по-прежнему: хорошо, со старанием. 11го будет первый в этом году экзамен. Не знаю, как мне повезет, а в прошлом году я все сдал на «5».

        Время провожу следующим образом: утром встаю в 8 часов, умываюсь, одеваюсь и отправляюсь на завтрак. После завтрака иду домой, захожу в школу, смотрю – нет ли письма. По приходу домой сажусь за уроки. В час дня иду в школу на занятия, которые начинаются с 3х часов и продолжаются до 8и часов, т.е. 6 часов. После занятий ужинаю и в 8 ч. 30 м. вечера я уже вновь дома. Делаю что-нибудь из уроков и ложусь в 11 часов спать. Вот и все. И так каждый день.

        Мама! За последнее время я что-то очень беспокоюсь, как бы не обворовали Тебя. Уж очень большие безобразия творятся у нас. Ну, да Бог милостлив!

        Теперь так. Положение у нас в столовой еще более обострилось, так что если только у Тебя все благополучно, т.е. работаешь и т.д., то собери чего-нибудь и пошли мне. Справку на посылку высылаю в этом же письме. Прошу не мудрить, а прислать сухариков, ибо у нас хлеб еще дороже, чем у вас. Калоши я не продавал, так что если у Тебя нет денег, продай свои и купи хлеба, чтобы выслать мне, мне сейчас очень трудно. В посылку можно будет (если у Тебя есть) положить кила 2 пшена. Вот и все. На этом кончаю.

        Будь здорова.
        Целую. (Подпись).



        Переживания о возможной краже из квартиры – отголоски послевоенного всплеска преступности. Из книги Андрея Рафтопуло "Таганрог криминальный": «Послевоенный Таганрог… преступления совершались, чуть ли не каждый день. Вооруженные шайки грабили и убивали людей, совершали кражи бесценных тогда продуктов питания».

        Оружие времен войны до сих пор используется преступниками и периодически изымается в ходе расследования уголовных дел. А сразу после войны, особенно в местах боев, пистолет или автомат можно было найти чуть ли ни в каждом доме. Дед прекрасно стрелял и разбирался практически во всех видах оружия. Позднее, работая следователем, он в некоторых случаях даже консультировал экспертов.

        Еще одна примета послевоенной преступности – хищение продуктов питания. Времена были голодными. Из дневника: «В Таганроге в юридической школе платили стипендию – 360 рублей. Много это было или мало? Скорее мало. Буханка черного хлеба стоила 40 – 50 рублей. Питание было очень легким, и то это было не как студентам, а как инвалидам Великой Отечественной войны: хлеба 500 гр., обеды и ужины в столовой. Все постное. В некоторых случаях наши ребята не ходили, так как жили от столовой примерно за 1,5 км, а придешь туда – вареная свекла сахарная с солидолом».

        Но голь на выдумки хитра! В следующем письме даже появляется рецепт «Картошки в посылке», по смыслу прообраз современных чипсов.


Рецензии
Просто сердце сжимается: как бедно жили люди. Но они как-то приспосабливались к этим условиям .А преступность буйствовала по всей стране... А сейчас? она также жестока и воруют не продукты питания, а разворовывают собственность государства целыми отраслями ....
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   09.01.2012 22:40     Заявить о нарушении
И тогда было сложно, и сейчас не просто... Времена не выбирают. В них живут и...

Рагим Мусаев   11.01.2012 23:21   Заявить о нарушении