25. Записки прозаистки. О странной русской женщине

3.02.10

Я не знаток поэзии. Поэтому  не буду пытаться писать о рифме, метре, ямбе и хорее. Совсем о другом.

 Уверена, что в любом  стихотворении, кроме удачно подобранной рифмы, должен быть  смысл. Да и основная идея не помешала бы.

 Мне кажется, что настоящий поэт, претендующий на отражение действительности в  стихах,  обязан обладать особым даром  показывать типичные явления, подмечать важные тенденции,  обращать внимание на проблемные ситуации  и находить действительно актуальные темы. Это не просто  фотограф, который с помощью поэтической техники отображает некую картинку. Это художник, который поднимает общественно значимый вопрос и  благодаря  поэтической форме  оказывает влияние не только на разум, но и на чувства читателя, что позволяет ему достигать подчас значительно большего эффекта в воздействии на общество, чем политикам, политологам и философам.

Попытаюсь перевести на обычный язык стихотворение, которое активно обсуждается сейчас на Прозе, чтобы   легче  было понять  именно смысл этого произведения.


 Назову героиню стихотворения "Русская женщина" Анна.

"Много ли счастья судьбою отпущено,
Той, что супруга и мать,
Той, чье здоровье нещадно разрушено,
Чья поколеблена стать".


К  Анне  судьба была явно не добра.  Мало  подарила  ей счастья, хотя вроде  и   замуж вышла, и  детей родила. Но это только  нещадно разрушило ее здоровье и поколебало стать.

"Чья голова сединой запорошена,
И потускнели глаза,
Той, чьи надежды давно позаброшены,
А облегченье — слеза".

Анна рано поседела,  у нее начались проблемы с глазами.  Она давно забросила все надежды. Облегчение приходило только тогда, когда она плакала.

"Много ль любви-то ей было подарено,
Ласки, мужскою рукой?
Вряд ли: имела не мужа, а барина,
Сердце точилось тоской!".

В любви тоже не повезло.  Ласкали мужские руки, но явно мало. Все потому, что муж оказался совсем не мужем, а барином,  из-за чего  тоска изводила ее сердце.

"Ей же кухаркой, швеей и уборщицей
Нянькой пришлось в доме быть.
Вместо улыбки лицо ее морщится,
В голос ей хочется выть".

Она не ощущала себя хозяйкой в доме: пришлось быть только кухаркой, швеей, уборщицей, нянькой.  Она не умела улыбаться. Пыталась, но ее лицо морщилось. И почему-то при каждой попытке улыбнуться ей хотелось  выть.

"Много терпела , старалась, работала
Трудно растила детей -
И  в суете, за дневными заботами,
Жизнь пронеслась без затей".

Анна была терпелива по натуре. Она старалась, работала, с трудом растила детей. Вот так, в суете дневных забот ее жизнь пронеслась без затей.

"Ну, а теперь на крылечке поломанном
Грустно под вечер сидит...
            Лишь оглашают село громким гомоном
             Птицы, взлетая с ракит...".      

Анна  очень любит посидеть вечером на поломанном крыльце и погрустить. И еще ей нравится смотреть,  как  с ракит с гомоном взлетают птицы".

Прочитав в таком виде историю жизни Анны,    все равно не поняла: почему почти гимн по настроению посвящен именно такой женщине?  для чего  ее  пытаются представить  как типичную русскую женщину нашего времени?  чем она симпатична всем тем, кто восторгается ее  трудной судьбой?

Неужели просто привычка пожалеть? Даже без попытки понять, кого и за что?

 Да, действительно не сладко пришлось  женщине. Замуж вышла не по любви. Даже материнство  не сделало ее счастливой.   Детей своих не очень-то и любила, потому что была только нянькой. Да и это с трудом  делала. Как  понимаю, не смогла  еще и главному их научить – любить. Потому что  сама этого не умела. Терпеть и не обращать внимание на себя, на мужа,  на детей умела. Была безразлична ко всему.  Она  улыбаться не могла.  И не хотела  этому научиться. Ничего не хотела менять в своей жизни.  Ее все устраивало. Без желания и удовольствия  кормила, стирала, убирала. Понятно, что хозяйкой  действительно не стала: вот и поломанное крылечко не смущало. Фиг с ним. Главное, чтобы птички с громким гомоном взлетели с ракит.

 Неужели такая женщина может быть интересна для мужа? Чем такая женщина может вызвать сексуальное влечение к себе?   Такая мать может быть любима своими детьми?  А будет ли им интересна  как личность, если относится к ним как нянька? И какими вырастут  дети рядом с нудной, печальной и  не улыбающейся матерью? А настоящие подруги могут быть у такой безразличной женщины? И каким она была работником при таком отношении к жизни? Не знаю. Понимаю, почему  осталась одна. Но не понимаю, чем она так понравилась читателям Прозы?
 
Нет. Не нравится мне именно такой видеть  свою современницу. Кстати, как я поняла,  почти мою ровесницу. И не хочу получать облегчение от воя в голос, когда возникают проблемы и сложности в жизни. Хотя, что говорить, были моменты, когда плакала. Но потом опять улыбка и вперед.

 Есть, конечно, такие, которые любят повыть. И не так их мало, к сожалению. Тех, которые упиваются своими несчастьями и только о болезнях говорят много и с удовольствием, считая их своеобразными наградами за такую свою жизнь без радости и любви. Да и вспоминают такие женщины только свои обиды, ошибки и потери. И очень ждут сочувствия, потому что жалость им нужна как воздух.

Но есть совсем другие женщины. Их, к счастью, большинство. Они энергичны и активны, работают и учатся, умеют любить себя, своих  мужей и детей, следят за собой и своим здоровьем, читают и имеют разные увлечения. Они ласковые и мудрые  жены, прекрасные мамы и заботливые дочери. Да и хозяйки неплохие.  А еще очень хорошо знающие, что именно женственность, улыбчивость, кокетливость, мягкость и нежность  делают их сексуально привлекательными и желанными.

Современная женщина умеет заработать и организовать свой быт. Да и детям своим умеет дать все, что им нужно для счастья. И я не знаю женщины, которая с легкостью родила и воспитала детей. Женщина  уже с 70-х годов прошлого века не   боится остаться одна. Такая женщина расстается с мужем, если никак не складываются отношения,  если не получается найти взаимопонимание, если нет доверия и ощущения надежности. Потом тяжело переживает боль потери и страх перед одиночеством.  И снова мечтает о любви, ищет и ждет ее. Потому что  женщина не может жить без любви.

 Возможно, я нарисовала несколько обобщенно-приукрашенный образ современной женщины. Тоже крайность. Как у автора плачущей русской женщины. Но  типичной для современной России считаю другую женщину: энергичную, несломленную,  решительную, умную,  умеющую любить и быть счастливой. Ту русскую женщину, которая в 80-90-е годы не сломалась, не ушла в безразличие и тоску, потому что знала: жизнь продолжается. И в любых условиях она должна заботиться о детях, семье и о себе тоже.

 И вот о таких женщинах мне нравится читать стихи, поэмы, романы.
 И  на Прозе.ру тоже.
А каждый читатель сам определит, если ему это интересно, какая она, русская женщина.


5.2.10

Получила рецензию Феликса Ветрова. Написала ответ. Разместила. Прочитала и поняла, что не могу в таком виде ее оставить - волновалась, торопилась, поэтому  ошибки, слова пропущенные.  Потому что отвечаю человеку, который  даже рецензию пишет на высоком профессиональном уровне. Решила удалить, внести изменения и отправить.
Но попала в ловушку: не отправляется  ответ. Милый сайт  отвечает, что уже есть такой текст. Расстроилась сначала. А потом поняла: все правильно. Именно сюда, в записки надо вставить то, что написала для Феликса. Потому что очень мне помогла его рецензия, важные объяснения есть в нем. 

Очень уважаемый мною Феликс!

Первая реакция на Вашу рецензию - я тоже поддалась стремлению писать кратко, чтобы читали. Именно желание добиться малобуквенности привело к исчезновению ряда абзацев, которые были написаны, но выброшены, чтобы угодить желанию читать короткие тексты.

А теперь о главном.

Меня тоже именно параллель с некрасовской женщиной буквально заставила написать этот текст. И не случайно начала именно с того, как должен писать поэт - гражданский лирик.
 
Мне не понравилось, что эта женщина Ж.Тигрицкой   представлена  как типичная героиня сегодняшних дней. Если бы автор определила свое отношение, дала свою оценку - вопрос и не возник. Но ее стихотворение звучит почти как гимн  такой русской женщине: равнодушной, уставшей, измученной и не умеющей любить Бога, себя, мужа, детей, свой дом.

Мой опыт, мои наблюдения привели  к другому выводу: типичная, характерная именно для нашего времени  - женщина  другая. Она свободна. И это главное. Свободна в понимании и оценке явлений, свободна в своих действиях. Но эта свобода именно на нее возлагает  ответственность за свою жизнь. И, воспользовавшись этой свободой, она лишилась права взваливать вину за свою жизнь на других.

Абсолютно согласна с Вами, что широкое обобщение грешит  необъективностью, как и любой радикализм. Мера важна во всем. Даже в любви. Потому что любовь без меры вытесняет разум. А нам давно сказали, что надо "Любить всем сердцем и умом". Поэтому, конечно, да - истина где-то посередине. И мой портрет современной женщины грешит излишним позитивизмом. Хотя я об этом вскользь упомянула.

Вы написали о мамах тяжелобольных детей. Вот уж кому выпала доля действительно ТРУДНО растить детей. Вы написали про их глаза. Пронзительно написали. Но я уверена, что матери с такими глазами улыбались своим деткам. И все для них делали с ЛЮБОВЬЮ. Иначе бы не справились с таким испытанием. Без истинной любви это непереносимо. И вот они точно нянчили своих детей. Но вот ТОЛЬКО няньками наверняка не были. Вы написали о других женщинах - тех, которые жертвуют собой, искренне, почти безропотно, с мужеством и любовью исполняя свой материнский долг.

Нам же показали совсем другую женщину. БЕЗРАЗЛИЧНУЮ ко всему и ко всем. Но выбор жить так эта женщина сделала сама. Я  принимаю такой выбор, но не понимаю. И не думаю, что такой выбор заслуживает одобрения, сострадания, уважения.

Уважаю тех, которые или меняют обстоятельства своей жизни, если они  делают их несчастными, или меняют свое отношение к  обстоятельствам, чтобы жить спокойно, радостно, но обязательно с ЛЮБОВЬЮ ко всему, что есть в их жизни, и к тем, с кем они рядом.
 
Уважаю, потому что на собственном опыте поняла, как трудно менять обстоятельства, и как сложно менять свое отношение к ним. А еще поняла, что ощущения счастья или несчастья от нашей жизни находится исключительно в нашей голове. Вот как думаем, как оцениваем все происходящее с нами, так и воспринимаем себя в той жизни, которую получили в дар. Тоже на себе проверила. Поменяла мысли – изменились и представления о том, как живу.

Прочитав Вашу рецензию, поняла, что мне не удалось передать очень многое  в тексте. Нет  у меня способностей кратко писать.  Надо учиться.

Я Вам благодарна за отзыв, который реально помог понять, что еще надо изменить в тексте, чтобы и меня поняли.

http://www.proza.ru/2009/12/19/179
на этой странице моя статья "Почему  нравится быть несчастными"

26. http://www.proza.ru/2010/02/12/804


Рецензии
Наталья, заинтересовали Вы меня другой статьёй. Прочитала все отзывы, т.к. в них всегда предмет обсуждения обрастает важными деталями,
и тема раскрывается и в ширь, и в глубь. Там у Вас отзывов немеряно!
Мой уже мало что добавит.Статья очень грамотная и важная и обсуждение интересное.

По поводу этой статьи:
Я там вклинилась в Вашу полемику с автором. Не сообразила сразу, что можно было и здесь написать
И всё-таки, мне непонятно, почему умные, успешные, одарённые, интеллигентные авторы так смакуют творчество именно Ж.Т.!? Да мало ли на сайте неумелых и неумных стихов!? Может она всё-таки обидела чем-то
всех? На доброжелательную критику и просто критику это уже непохоже,
если учесть, обмен репликами между критикующими авторами.
Не знаю, может быть, Вы сами не замечаете? Со стороны кажется именно так.
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   22.02.2010 21:43     Заявить о нарушении
Зоя! Я только что написала Вам ответ на тот отзыв.

Почему я реагирую на Автора? Много раз задавала себе вопрос. Но на выпады, как мне кажется, все же не реагирую. Они оскорбительны. Да. Но мне даже и в голову не приходит мысль на симметричные ответы.
А почему меня зацепило творчество именно этого автора?
Сама пытаюсь разобраться.
В данном случае я выступила как принципиальный противник идеи. И как человек тогда еще не понимающий восторгов в отношении стихотворения. Теперь понимаю.
Но с идеей не соглашусь.
И, как я понимаю, в критических статьях именно обсуждение идеи произведения считается главным.

Я уверена, что моя реакция на это произведение и некоторые другие совершенно иначе воспринимается разными людьми. И уж совсем не так, как лично мною. Я же обычный человек. И мое мнение всегда субъективно.
Если Вы считаете, что в этой статье есть оскорбительные в адрес автора высказывания, допущенные мною, напишите мне, пожалуйста.
Я действительно хочу разобраться.
И готова к разговору.
Удачи Вам во всем!

Наталия Сидо   22.02.2010 22:25   Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за неравнодушные ответы и за разрешение продолжить разговор.
Я на сайте читатель, Вы пишете и очень неплохо. Времени у меня больше, и я дотошнее. Вам, на мой взгляд, вообще не след, расспыляться на такие
мелочи, как разбор чьих-то рифмованных строк.
*В романе нет того, чем так всегда отличалась русская литература..*-в том то и дело, на мой взгляд, что у Ж.Т. не литература и не поэзия в полном смысле этого понятия. Она и не претендует на лавры профессионального писателя и поэта. И все, кто ей пишет отзывы, я, думаю, тоже понимают настоящее положение вещей. Пишет она под псевдонимом и тщательно пытается скрыться за ним, не называет географических названий, даже тех, которые легко угадываются.
Допускаю возможность мистификации, хорошо срежессированной. На сайте всему есть место. Никогда нельзя быть уверенным и принимать всё за чистую монету, говорю из собственного опыта, хотя от наивности и собственной открытости не избавилась.
Появилось новое понятие сетелитература, у неё свои понятия и критерии.
*Но для меня сейчас в литературе главное другое – не вопрос «Что делать?», а ответы и советы о том, что надо делать, чтобы быть счастливым, радостным, терпимым и умеющим любить.*-советы надо искать
в психологической литературе и на таких же сайтах.
Не были здесь ещё на странице Инны Криксуновой? Полюбопытствуйте. Найдёте советы, только предполагаю, то что у неё на стр., Вы уже это всё "проходили" и знаете сами. Есть у неё ссылка на её сайт.
*ссылку на статью, которая мне показалась интересной*-я её читала. Автор не прост. У неё несколько страниц под разными НИКами. В статье не всё бесспорно, но желания полемизировать с этим автором у меня никогда не возникало, по причине отсутствия у неё, необходимых в жизни, полутонов, так мне кажется, но могу и ошибаться.
*...пролистала.*-Ж. категорична в суждениях. В таком случае, я "пролистала" гораздо быстрее, т.к. распечатывала сразу по несколько глав. Т.ч. У меня её роман есть в наличии, получилось стопа огромная.
Эта же категоричность и неприятие чужого мнения прозвучала в её ответе на Ваш вполне разумный и справедливый отклик. У неё там столько откликов, некоторые я распечатывала, а остальные с экрана после чтения романа, не смогла осилить. С Ж.надо только петь в унисон. Но если я буду писать свой, то дифирамбы будут несомненно в адрес описаний природы
и ещё кое-чего, где проявляется её талант. Во многом, у меня есть на предмет своя точка зрения, отличающаяся от её и уж тогда мне не поздоровится. У меня тоже есть роман "Мама", он не написан, он в душе
и никогда не кончится точкой своей правоты, как у С.П.но помогает мне снимать чувство вины и расстворяет, капелью додуманных мыслей, камень с души. Поэтому, мне интересна исповедальная проза. На сайте тема отношений с родителями очень популярная. Есть интересные вещи у многих авторов. Интересно, что есть искренние отклики мужчин, т.ч. тема не с женским лицом.
Кстати, в ответах на отзывы у Ж. тоже много доп. информации, проясняющей некоторые моменты, там и появляются некоторые полутона, во всяком случае, многое в свете новой порции информации, выглядет не так однозначно.
*Вот только я не соглашусь, что сильный в любви*-я имела ввиду любовь вообще, во всех её аспектах и в том смысле, как её понимает Ж.
О себе могу сказать, что не ощущала в жизни ненависти, а в связи с этим,
думаю, что может и любить по-настоящему не умею.
*автор не умеет или не хочет видеть другие цвета? *-не хочет, не умеет и не стремиться разобраться, тогда придётся поступиться в своей правоте.
Про избиения в детстве, и про многое другое, автор,полагаю, сгустила краски. Я вообще читала её роман, как когда-то Диккенса, вспоминала Джен Эйр и Птичку певчую, а ещё свою одноклассницу. В нашей геологической среде всегда был несколько замкнутый мир. В редкие встречи с одноклассницей я выслушивала такие страсти-мордасти и про новости и городскую жизнь, а также про личную жизнь её и коллег медиков, это был иной мир, незнакомый мне и жизнь в том мире была по другим меркам и канонам.
В 94-ом ушла в рекламу. И за год-другой приобрела такой жизненный опыт, какой не снился за всб геологическую пору.
Сумбурно написала. Извините за болтливость.
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   23.02.2010 08:13   Заявить о нарушении
*стремиться*-ь-лишний. И ещё много опечаток. Простите великодушно!

Зоя Чепрасова   23.02.2010 08:18   Заявить о нарушении
*Если Вы считаете, что в этой статье есть оскорбительные в адрес автора высказывания, допущенные мною, напишите мне, пожалуйста.*-
я не вижу ничего оскорбительного в Ваших высказываниях, всё корректно и правильно по сути.
На мой взгляд, получается у всех авторов-критиков обратный эффект.
Я бы никогда не прочитала и пары стихов на той страницы, если бы не критика Тичерть и С.П. Но спасибо им, прочитала роман. Не скажу, что получила эстетическое наслаждение, но читала с искренним интересом
к содержанию и кое-что переосмыслила своё.
Позиция Ж. тем для меня удивительна, что она является человеком не просто верующим, а воцерковленным. И не по моде девяностых, а раньше.
В религии просматривается частенько двойственность, так мне кажется.
Где прощение, смирение, благость и т.п.? Сколько таких примеров, в церкви старушка благостная, а за её пределами гусыня шипящая.
Се ля ви!

Зоя Чепрасова   23.02.2010 09:29   Заявить о нарушении
Вот что-значит, писать сумбурно.
Внесу ещё один штрих. Если бы Сергей не погиб, её, героини Ж.Т. первая любовь, то стал бы алкоголиком. Так мне видится.

Зоя Чепрасова   23.02.2010 09:38   Заявить о нарушении
Зоя! С интересом прочитала Ваши отзывы. И совсем даже не сумбурные. Живые. Человеческие. Согласна с Вами. Но можно не буду больше на эту тему?
Пусть каждый пишет так, как хочет и умеет.
Мне как личность и автор не интересна она.
Потому что просто не мой человек. По духу, взглядам, отношению к людям... и я прекрасно понимаю, что для очень многих наоборот - очень интересный и близкий.
Надеюсь, что Вы меня поняли.
Спасибо за беседу.
мы лучше о другом поговорим, подумаем. Ладно?

Наталия Сидо   23.02.2010 12:31   Заявить о нарушении
Согласна! Такого ответа ожидала.

Зоя Чепрасова   23.02.2010 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.