Боярская история

   Старые люди рассказывали. Давно это было.
 
   Появился как-то на Руси румын один по имени МихАл с верительными грамотами. Тамошний король отправил его к нашему царю с посольскими полномочиями. Наш царь Иван, хотя и грозный был, но мужчина с понятием:  укреплять дружбу с соседями все лучше, чем войну воевать. Приветил басурмана со всем радушием и гостеприимством русским. Чтобы не чувствовал себя чужаком, земельный надел ему выделил, терем посольский знатный. Людишек-холопов в личное пользование назначил. И под конец, с широкого плеча, чин боярский пожаловал.

   Стал Михал жить в пожалованном тереме, дружбу международную укреплять. Между делом проявлял интерес особый к своим девкам дворовым.

   Раньше-то на Руси фамилиями только родовитых людей величали. А простой, подневольный люд – по принадлежности. Так-то вот спросит кто на ярмарке или на улице:
   - А чьи же это людишки будут?

   А ему в ответ обстоятельно и ответят:
   - А это михАлковы, болярина румынского люди. – И всем сразу становилось понятно, кому жалобу писать в случае баловства какого.

   Так и обрусел бы, наверное, Михал, да король румынский решил связи международные расширять. Перебросил посла из Руси в Зимбабве с дипломатической миссией.

   Михал - человек обстоятельный, весь личный архив до буковки с собой прихватил. И грамоту боярскую пожалованную царем Иваном не забыл. Хотел было и людишек дворовых вывезти, в первую очередь девок, да тут уж царь Грозный не позволил, мол, неча генофонд русский разбазаривать. С тем и уехал Михал.

   Уже в наши дни люди начали припадать к корням, раскапывать, откуда древо их генеалогическое растет. Ан, не тут-то было, нет бумаг записных, родословных. Вместе с разрушенными, да пожженными церквями сгинули. Коли раньше не вывезли, как в случае с румынским боярином. Только слухи неясные и дошли из глубины веков. Так и появились МихАлковы, потомки боярского рода.

   Опять же, может и сбрехали старые люди. Поди, разберись сейчас.


Рецензии
Мне очень нравится Ваш стиль - исключительно лаконичный. И хотя Вы поднимаете довольно серьезные темы - нет в Ваших работах сарказма или желчи, что зачастую встречаешь в подобном жанре у других авторов.
И маленькое отступление, но по теме и Вашей байки, и моего "Путешествия во дворянство". Раскапывание своих корней - вещь коварная. Еще в юности мне попалась в руки книга Синклера Льюиса "Кингсблат - потомок королей". Мудрая история - докопаться можно и до результата, диаметрально противоположного желаемому.

Ольга Анцупова   18.12.2010 22:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля, хотя, наверное, и мне порой случается растекаться водой по древу.
И, кстати, о Древе. Собственном. С возрастом появилось желание если не до корней докопаться (нереально), то хотя бы до как можно более нижних сучков подо мною. Не для публичности, для себя. И для потомков, буде у них возникнет желание узнать больше о предках. А сделать им это будет еще сложнее, чем мне.

Южный Фрукт Геннадий Бублик   18.12.2010 22:45   Заявить о нарушении
Именно поэтому у нас в роду с незапамятных времен существовало правило (кстати и в семье мужа - тоже): в каждом поколении кто-то был обязан вести записи по наиболее значимым событиям, а также собирать и хранить важные семейные реликвии. После смерти моей мамы весь архив перешел ко мне. Так что, в определенном смысле литературная обработка некоторых материалов ("О войне и не только", "Не умирай раньше смерти!", "О жизни и о любви") - это продолжение моей фамильной обязанности. Копии этих рассказов лягут в общую папку "ХХ-ХХI век".

Ольга Анцупова   18.12.2010 23:13   Заявить о нарушении
У Вас (и Вашего мужа) очень мудрые родичи. Мои же "милые но бестолковые" (это любовно) предки передавали только изустную историю. И когда я созрел до проявления интереса, многих, кто мог что-то поведать, уже не было в живых.

Южный Фрукт Геннадий Бублик   18.12.2010 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.