Сахаров Русское народное чернокнижие

Сахаров     Русское народное чернокнижие

НАРОДНЫЙ ДНЕВНИК
Месяц январь
Слово: январь, или генварь, или иануарий, — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии, вместе с юлианским календарем. Коренные славянские названия сего месяца были другие, и эта разность принадлежала каждому поколению. Наши предки называли его: просинец, малоруссы и иллирийцы: се¬чет, поляки: стычень, венды: новолетник, первник, зимец и прозимец, чехи и словаки: ледень, груденъ, карниольцы: проси¬нец, кроаты: просинец, малибожняк. Грамотные люди XI века январь писали: еноуар (по Остромирову Евангелию), и как будто для пояснения чужого слова прибавляли: «рекомого просинца». Все эти названия книжные; народ забыл, как его предки называли прежде январь. Время скрыло от нас, каким месяцем считался просинец у наших отцов. В христианской жизни русского народа совершились три перемены: 1) по ста¬рому русскому счету, когда год начинали с марта, январь был одиннадцатым месяцем; 2) когда год начинали с сентября, он был пятым; 3) с 1700 года он постоянно считается первым.
Замечания старых людей в январе месяце
1. Васильев день. — Васильев вечер. — Авсень. — Гада¬ния. — Проказы ведьм.
Васильев день у наших поселян считается особенным времяисчислением. Так они, желая напомнить что-нибудь былое, говорят: «а это было об Васильев день»; или: «слу¬чилось на Васильев день»; или «на ту пору был Васильев
Все даты приводятся по старому стилю (прим. ред.).
б   день»; или «он нанялся от Васильева дня до Евдокей», то   & есть с 1 января по 1 марта.
Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходился на восьмой день святок, когда святоч¬ные гадания были во всем разгуле. Наши бабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбывались и что в этот вечер, что бы по гаданию ни вышло, уж всегда так и случится. Поверье старое, с незапамятных времен соблюдается на Руси.
На Васильев день совершаются обряды какого-то непонят¬ного народного праздника. Из слов песен и причитаний мы узнаем его название: это авсень, или овсень, усень, таусень, говсень. Был ли это действительно праздник, какая была цель его, или это только соединение нескольких обрядов — реши¬тельно отвечать невозможно. Из оставшихся обрядов мы ви¬дим ныне варение каши, засевание зерен, обряд хождения по домам. Ко всем этим обрядам присоединяются и песни. Наши археологи считали авсень «земледельческим праздником, пре¬образовательным обрядом обсевания»; отыскивали по обря¬дам сходство авсеня с колядою. Могло ли быть на самом деле, чтобы зимою на Руси праздновал народ земледельческий праз¬дник? Это предположение ученых останется навсегда без до¬казательств. Одним только ученым могло взойти в голову, что авсень и коляда указывают «на соединение мифов разнопле¬менных народов на Руси». Мы уже не говорим о том, что об авсене нет помина ни в летописях, ни в актах; не упоминаем о том, чтобы народ помнил об этом празднике из преданий; скажем только одно: что нет ни одного места в русской зем¬ле, где бы все обряды совершали вместе. В одном месте ва¬рят кашу, в другом происходит засевание зерен, в третьем хож¬дение по домам. Есть и обряды, но нет помина об слове ав¬сень. Кажется, что без песен это слово навсегда могло бы исчезнуть из русского языка. Вот обряды, которые соверша¬ются на Васильев день по разным местам,
1. Варение каши. Варение каши совершается до света. Стар¬шая в доме из женщин, ровно в два часа утра, приносит из амбара круп. Старший из мужчин приносит воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока исто¬пится печь; до них никто не касается; иначе это сочтется ху-
из-под печи и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив.
Кудесы, унимающие лихого домового, заключаются в сле¬дующем: колдун, призванный во двор, ровно в полночь заре-зывает петуха, выпускает кровь на голик. Этим-то голиком выметает все углы в избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров. Все это совершается до пения последних петухов. Колдун получает подарки за свои кудесы, а хозяева остаются с уверенностью, что домовой смирится.
Месяц февраль
Слово: февраль, или февруарий — не русское; оно заш¬ло к нашим отцам также из Византии. Коренные славянс¬кие название сего месяца были другие. Наши предки на¬зывали его: сечень (по тексту харатейного Вологодского Евангелия) и снежен (по тексту Полотского Евангелия); малоруссы и поляки: лютый, иллирийцы: вельяча, кроаты: свечен и сечень, карниольцы: свичан, венды: свечник, сечан, друиник, т. е. второй, сорабы: свечковний, чехи и словаки: унор. Название февраль в старинных святцах встречается с половины XI века. Поселяне доселе его называют: боког-рей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богояв¬ления до масленицы. Это название доселе удержалось между поселянами Костромской губернии. По новому счету рус¬ской годовщины февраль считается вторым, по старому, когда год считали с марта, он был двенадцатым, а когда с сентября, он был шестым.
Замечания старых людей в феврале месяце
/. Заклинание. — Приметы.
Есть старое предание у поселян Калужской и Московской губерний, что только на этот день можно заклинать губителей скирдов и стогов — мышей. По их верованию, заклятие не толь¬ко может сгубить мышей, но и совсем искоренить их из селе¬ния. Призванный знахарь вынимает из средины скирда по
снопу, со всех четырех сторон, из стогов берет по клоку сена. » Все это сносится в печь, зажигается раскаленною кочергою. Зо¬ла, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпается в те ме¬ста, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь во все время читает заговоры и громко произносит заклятия. Знахаря сопро¬вождает во всех проделках хозяин с хозяйкою с хлебом-солью и чистым полотенцем. Возвращаясь с гумна, знахаря угощают и от¬даривают. Для образца мы приводим здесь заклятие знахаря:
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам^ сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не тас¬кать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим креп¬ким словом на веки веков. Слово мое ничем йе порушится». Старики примечают в этот вечер: если покажется на небе много звезд, то уверяют, что зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.
2. Сретенские морозы. — Приметы. — Предания.
Сретенские морозы в Тульской губернии считаются пос¬ледними, и после их поселяне не решаются пускаться вдаль на санной езде. Там, по преданию, оттепель, появляющая¬ся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.
Приметы, наблюдаемые поселянами в этот день, быва¬ют различны, смотря по местности.
В Костромской губернии, при появлении оттепели, го¬ворят: На Сретеньев день от воробья стена мокра. С этим вместе они примечают появление ранней весны.
В Рязанской губернии, при выпадении снега, говорят: На Сретение снежок, пригонит на весну дожжок. Если появит¬ся метель, то говорят: Коли на Сретенье мятель дорогу пе¬реметет, то корма-т подберет. С этой приметою у них со¬единяется понятие о поздней осени, недостатке корма.
В Тульской и Рязанской губерниях есть поверье, что с этого дня в первый раз появляется весенняя теплота. Для этого у них есть поговорка: На Сретенье зима с летом встретилась.
В Тульской губернии, когда середь дня появится солн¬це, говорят: Солнце идет на лето, а зима на мороз.
За великую беду считают наши поселяне, если в этот день   & сорвется с крючьев дверь избяная. Эта примета всегда пред¬вещает домашнюю беду, или смерть какого-нибудь из до¬мочадцев, или пожар, или мор оспенный.
Кумаха. Так поселяне Костромской губернии называют лихорадку, появляющуюся в конце февраля. Живет кумаха в дремучем лесу, в непокрытой губе; живет она не одна, а с сестрами. Всех сестер счетом двенадцать. Ростом и дород¬ством сестра в сестру. Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой. Нет примет, по чему спознать сестру от сест¬ры. Над всеми над ними есть набольшая — старшая сест¬ра; она-то посылает своих сестер в мир — людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить. Поселяне от¬крыли против кумахи удивительное средство: страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскла¬ниваясь на все стороны, говорят: «Прости, сторона, мать сыра-земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!» Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уве¬ренностью, что они непременно будут здоровы. В Тульс¬кой губернии поселяне уверены твердо, что 25 февраля она не смеет нападать на людей: «в этот день-де стережет ку-маху домовой».
28. Капельник. — Овечья одышка.
С этого дня, по замечаниям поселян, будто начинает таять снег на крышах. Поселяне, обрадованные появлени¬ем солнечной теплоты, говорят: Посмотри на Васильев день, на капельники, и капель пойдет.
Дети, страждущие водяною болезнью, имеют опухлый живот, и вместе с тем неизбежно получают тяжелое дыха¬ние. Поселяне, глядя на них, говорят: Беда нашла на ребят: ростут в брюхо. Эту болезнь они называют овечьею одыш¬кою. Детей, страждущих этою болезнью зимою, они при¬думали 28 февраля избавлять следующим средством: боль¬ное дитя, окутав в овчинный тулуп, мать кладет подле по¬рога, а отец в это время загоняет овец в избу, и потом опять из избы. Простодушные поселяне думают, что овцы, пере¬ходя чрез больное дитя, уносят с собою детскую болезнь
30. Беды с домовым.
Многие из наших суеверных поселян, верующие в до¬мовых, боятся в этот день и вечером ходить по двору. Они думают, что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних. С заходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь. Вот их рассказы об этом странном положении домового.
Домовой, как и всякая нечистая сила, сумеет сотворить беду православным людям, если против него не будут приняты предосторожности. Ровно целый год, он, окаянный, живет смирно, радеет о хозяйском добре, пуще заботливого мужи¬ка, бережет скот, холит лошадей, смотрит за огородом, не даст потешиться в саду лешему, не даст в обиду злой ведьме ко¬ров изуродовать. У доброго домового все в доме исправно, во всем спорина, от всего прибыль, всем сытно. Вдруг встоску-ется он, окаянный, невесть почему. В те поры он на всех злит¬ся, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом. Одного только за ним не водится: не наложит рук на себя. Зато уж всем домашним от него приходит жутко: лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину под¬катывается под ноги. И все это бывает 30 марта, с ранней утренней зари, до полуночи, как запоют петухи. Много хо¬дит толков по миру крещеному о такой беде с домовым. Одни говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура, и от этой боли он бесится. Другие думают, что на него находит чума, вот хоть бы как на собак, или на коров, и оттого он так проказит по всему двору. Третьи знают наверное, что в этот день бывает им расправа от нечистой силы за целый год. Хоть он и домовой, а все-таки набьют ему спину не хуже винова¬того мужика. Ведь тут нечистая сила не дает пощады и свое¬му брату: отваляет на обе корки по-своему. А иначе, отчего бы и взбеситься домовому? Четвертые рассказывают за тай¬ну, что хозяин когда-то поссорился с знахарем не шутя, и что за такую обиду знахарь и удружил ему лихим домовым. Бы
вают же такие беды с мужиком: все ладит с знахарем, так вдруг и завеличается: «Я, дескать, и сам не хуже его сумею сделать». Известное дело, где мужику стоять против знахаря? Хоть бы он был и посадский человек: так разве достанет силы тягать¬ся с знахарем? Пятые, люди дальние и посторонние, уверяют со всею правотою, что в этот день приходит домовому смер¬тная охота жениться на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живет неженатая; да и где им, бездомовым, будет поселиться с своей семьей, когда шатаются где день, где ночь? Уж и по всему видно, что это неправда. Вот как думают и поговаривают мои земляки об этой беде с домовым; а вы, люди православные, потрудитесь сами добить¬ся правды, если у вас есть охота заниматься с домовым.
Месяц апрель
Слово: апрель, или априллий, нерусское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: бе-резозолъ, малоруссы и поляки: кветенъ, цветень, чехи и сло¬ваки: дубень, сорабы: налетний, ячман, венды: чтерник (чет¬вертый), мал травен, кроаты: травен и джюджревчак (Юрьев день), иллирийцы: травяный. В старой русской жизни ап¬рель считался вторым пролетним месяцем; а когда год ста¬ли считать с сентября, то он был восьмым. С 1700 года он приходится по счету уже четвертым.
Замечания старых людей в апреле месяце
Наши поселяне говорят: С апреля земля преет. — Ни в марте воды, ни в апреле травы. — Апрель всех напоит. — Дождались полой водицы, ай да батюшка апрель. — Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужшу что-то будет. — Играй, матушка Ока, пока апрель на дворе. — Не ломай печи, еще апрель на дворе.
1. Приметы.
В замосковских селениях замечают, что если на этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос.
30. Наблюдения.
В замосковных селениях в этот день замечали: если ве¬чером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то ос¬тавались с полною уверенностью, что лето будет грозное и теплое, плодородие изобильное. Старики всегда ручаются за эту примету.
В Туле было предание, что на этот день никогда не дол¬жно выезжать в дальний путь, не искупавшись наперед в воде из мартовского снега. Старушки уверяли, что с этого дня будто в чужих сторонах начинают бродить тощие, за¬моренные, весенние болезни, и что без мартовской воды будто заезжему нет от них спасения. По их понятиям, ве¬сенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей. Когда солнце отогреет зем¬лю, растает снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных. Один только мартовский снег будто спасает от их нападений.
Наши чадолюбивые старики с этого дня прекращали всякое сватовство. По их понятиям, наступающий май ме¬сяц очень невыгоден бывает для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. Худая бы молва пронеслась о том семей¬стве, когда прослышат соседи, что есть люди, помышля¬ющие в это время о свадьбе. В старину строго держались этой приметы.
В селениях Рязанской губернии наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом, ясном небе, то ожидали, что все лето будет ясное и ведренное.
Май месяц
Слово: май, или маий — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего ме¬сяца были другие. Наши предки называли его: травень, трав¬ный; чехи и словаки: кветень или цветень; кроаты: розоцвет, розняк, велик травен, шебой или швибан; сербы: рожелони, май¬ский; карниольцы: велик травен, венды: майник, пятник, жел-топушник, цветичнек; иллирийцы: швибан, швибаный. В ста¬рой русской жизни май считался третьим пролетним меся¬цем; а когда год считали наши отцы с сентября, он был тогда девятым. С 1700 года, по счету, он приходится уже пятым.
Замечания старых людей в мае месяце
В мае добрые люди не женятся. — Рад бы жениться, да май не велит. — Кто в мае женится, тот будет век маяться. — Захотел ты в мае добра. — Живи, веселись, да каково-то бу¬дет в мае. — Наш пономарь понадеялся на май, и без коровы стал. — Коли март сух, да мокор май, так будет каша и кара¬вай. — Майская трава и голодного кормит. — Сей и холь яро¬вое в мае, так будет зимой добро. — Понадеялся на май, да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец. — Даром, что соловей птица малая, а знает, когда май. — Захотел ты у мужика да в мае перепутья. — Ай, ай, осударъ май, тепел да холоден.
1. Посевы. — Гулянья.
Майское гулянье заведено жителями в позднее время; наши поселяне не знают и не ведают об нем. Этот западный праз¬дник переселился в наши загородные рощи и раскатывается только в экипажах со всеми заморскими причудами. Русские любят гулять пешком, без всяких затей, в кругу своего семей¬ства. Московское майское гулянье отправляется в Сокольниц-кой роще, где прежде наши цари потешались охотами звери¬ною и соколиною. Простой народ сокольницкое гулянье на¬зывает немецкими станами. Есть предание, что здесь когда-то были поселены заезжие немцы, и что этот праздник выдума¬ли они на помин своей земле. В Петербурге первое майское гулянье отправляется в Екатерингофе и заведено с недавних
30. Приметы.
В селениях Тульской губернии замечают, что с этого дня будто бродят змеи по лесам станицами и что их тогда уби¬вать очень опасно. Поселяне думают, что змеи тогда идут поездом на свои свадьбы и что каждому встречному гото¬вы мстить без милосердия, и что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить.
На этот день начинают садить бобы. Дальновидные ста¬рушки иначе не приступают к сажанию бобов, как наперед не вымочивши их в озимой воде. Озимую воду для этого сби¬рают в лесных оврагах, где долго лежит снег. При сажании бо¬бов, они приговаривают: «Уродитесь, бобы, и крупны и вели¬ки, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный».
Месяц июнь
Слово июнь, или иуний — не русское; оно зашло к на¬шим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: изок, поляки: червец, чехи и словаки: червень, иллирийцы: липанъ, кроаты: розенцвет, иванчак, клисень, сорабы: смазник, розо¬вой, карниольцы: розенцвет, кресник, венды: шестник, праш-ник, кресник. В старой русской жизни месяц июнь был чет¬вертым. Когда год начинали считать с сентября, он был десятым; а с 1700 года он приходится, по счету, шестым.
30. Провожание весны.
Провожание весны принадлежит к сельским обрядам. В степных губерниях в этот день поселяне, сбираясь на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся под вечер. Это называется у них: проводы весны. В Саратовской губернии делают соломенную куклу, убирают ее в кумачный сарафан, на голову надевают — чуплюк — кокошник с цветами, на шею подвязывают ожерелье. Эту куклу носят по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку. Кажется, что этот обряд за¬несен из Польши. Там соломенная кукла, убранная в виде женщины, называется маржаною и с обрядами потопляется в реке. В Симбирской и Пензенской губерниях провожание весны отправляется на заговенье Петровского поста. В селе¬ниях Тульской губернии бывает последняя окличка весны. Поселяне, при солнечном закате, выходят на пригорки играть в хороводы и поют песни: «Весна красна, ты когда, когда пришла, когда проехала». Потом садятся в кружки, размени¬ваются яйцами, окрашенными в желтую краску, угощаются брагою и все расходятся навеселе. В некоторых селениях уго¬щают пастухов вечером яичницами и на отходе наделяют жел¬тыми яйцами.
Месяц июль
Слово июль, или июлий — не русское; оно зашло к на¬шим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: червень, мало-руссы и поляки: липец, чехи и словаки: червенец и сечень, кар-ниольць; серпан, венды: седмник, серпан, иллирийцы: шерпен и шарпан. Поселяне Тульской губернии сей месяц называют: се-нозорник, Тамбовской: макушка лета. В старой русской жизни он был пятым месяцем, а когда начали считать год с сентября, он приходился одиннадцатым. С 1700 года его считают седьмым.

Месяц август
Слово август — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: зарев, малорус -сы, поляки, чехи и словаки: серпень, сорабы: женчь, жней-ска, прашник, яцменски, карниольцы: велик серпен, венды: осемник (осьмой), госпожник, кроаты: великомешняк, кимо-вец, иллирийцы: коловоц. — Народное название: зорничник. В старой русской жизни август был шестым месяцем, с XV века денадцатым. С 1700 года он считается восьмым.
Замечание старых людей в августе месяце
Наши поселяне об августе сохранили в поговорках свои наблюдения: Батюшка август крушит, да после тешит. — У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и се¬ять. — Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник. — Овсы да льны в августе смотри.
1. Наблюдения.
Наши поселяне говорят: Во что Маккавеи, во то и роз-говины. — С первого Спаса и росы хороши. — Олень обмаки¬вает лапу в воду.
С этого дня в селах зачинают защипывать горох, выез¬жают пахать под озимы, заламывают в ульях соты, отделы¬вают овины, очищают гумны.
Поселяне уверены, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Если пчельник не заломает сота, то они говорят, что соседние пчелы вытаскают весь мед.
Неизвестно откуда зашло к нашим поселянам странное понятие о розах. Они думают, что, когда перестают цвесть розы, тогда происходит перемена и в росах. Общее мнение их, что с 1 августа выступают росы хорошие и безвредные, — известно повсюду. Перенесение роз в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича. Следо¬вательно, это поверье нестарое. На этот день бывают на¬родные гулянья. В Москве сходятся гулять под Симоновым; в Туле бывает собрание на Поповом болоте, за городом
Месяц сентябрь
Слово: сентябрь, или септемврий — не русское; оно заш¬ло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские на¬звания сего месяца были другие. Наши предки называли его: рюин и рюен, малоруссы: вресень, поляки: вржесень, чехи: заржи, словаки: грудень, сорабы: назимский, карниольцы: кимовц, венды: деветник, лесеник и косаперск, кроаты: ма-ломешняк, михолчак и рюян, иллирийцы: рюян. Народное название сентября: ревун. Первая неделя сентября у наро¬да известна под именем семенской, вторая Михайловской, третья никитской, четвертая дмитриевской. В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем; а когда год начали считать с Семена-летопроводца, он был первым. С 1700 года он считается девятым.
Замечания старых людей в сентябре месяце
Наблюдения поселян о сентябре месяце сохранились в поговорках: Батюшка-сентябрь не любит баловать. — В сен¬тябре держись крепче за кафтан. — Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям. — Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! — Хвалилися бабы да бабьим летом на Семен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь. — Зажигай огонь с сентября в избе и на поле. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. — В сентябре и лист на дере¬ве не держится. — У мужика в сентябре только те и празд¬ники, что новые новины.
Месяц октябрь
Слово октябрь, или октоврий — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские назва¬ния сего месяца были другие. Наши предки, кроаты и ил¬лирийцы называли его: листопад, поляки и малоруссы: паздерник (паздерыкострики), сорабы: винский, карниольцы: косаперск, чехи и словаки: ржиень, венды: оброчник, десет-ник, косоперц. Народное название сего месяца: грязник. В старой русской жизни октябрь был восьмым месяцем, с XV века вторым. С 1700 года считают его десятым.
Замечания старых людей в октябре месяце
Наши поселяне об октябре сохранили свои наблюдения в поговорках: Мни и топчи льны с половины грязника. — Знать осень в октябре по грязи. — В октябре та бабам и работа, что льны приспевать. — Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет. — Ох ты, батюшка октябрь/ Только и добра в тебе, что пивом взял. — В октябре и изба с дровами и мужик с лаптя¬ми, а спорины все нет. — В октябре только и ягод, что ря¬бина. — В октябре мужик живет с оглядкой.
Месяц ноябрь
Слово: ноябрь, или ноемврий — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: грудень. Поляки, малоруссы, чехи и словаки: листопад, иллирийцы: сту¬деный, сорабы: млошный, подзимный, карниольцы: листогной, венды: гнилец, еднаистник (одиннадцатый), кроаты: вшешвечак. В старой русской жизни ноябрь был девятым месяцем, с XV века считали третьим. С 1700 года он числится одиннадцатым.
Декабрь месяц
Слово: декабрь, или декемврий — не русское; оно заш¬ло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские на¬звания сего месяца были другие. Наши предки называли его: студен, поляки: грудзень и грудень, чехи и словаки: проси-нец, сорабы: зимский, волчий, иллирийцы: просцинец, карни-ольцы: груднь, венды: грудень и дванаистник (двенадцатый), кроаты: грудень и великобожнинак. В старой русской жизни декабрь был десятым месяцем, а с XV века четвертым. С 1700 года его считают двенадцатым.
1. Обычаи.
С 1 декабря наши предки начинали учить своих детей гра¬моте. Для сего заранее условливались с приходским дьячком, или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где, после обедни, служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом роди¬телей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажа¬ли в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность учащать побоями. Мать, по обыкновению, стоя у две¬ри, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околотке. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. Так установлено было нашими предками. После сего учитель ударял осторожно сво¬его ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развер¬тывал азбуку и начиналось велемудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учи¬теля после трудов угощали, чем Бог послал, и дарили подар¬ками. Отец награждал учителя платьем, или хлебом, мать по¬лотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжа¬лись до ворот. На другой день ученика отправляли к учите¬лю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огром¬ный завтрак и подарок для учителя, который состоял из до¬машних птиц.


Рецензии