Везение живописца

       Вот так бывает,сидишь,малюешь что-то дежурное,и вдруг звонит телефон.Голос женский,не узнаёшь.На вопрос «Кто?» трубка отвечает: «Помнишь Наташу Великанцеву?».
      Господи,с этой девочкой я сидел на одной парте много-много лет назад в бедненькой и старенькой сельской школе. Учился я плохо,вот нас и посадили вместе,чтобы она на меня  «положительно влияла».
         Сказала,ей надо разместить заказ на  изготовление и установку мозаичных панно на летничных площадках нового административного здания института. Спрашиваю «Почему ты этим занимаешься,это работа,в крайнем случае, заместителя по хозяйственной части,но обычно сам архитектор  и проектный институт этим занимаются».
         Отвечает:«Была на выставке в Манеже,увидела работы, сначала думала однофамилец,но узнала,несмотря на бороду: там твой автопортрет был». Засмеялась.А недавно,на каком-то совещании по развитию и строительству,высказалась,что художника на мозаики найдёт:«Я  сразу о тебе вспомнила».И опять засмеялась.
       Нет,старая любовь не ржавеет… На другой день заехал к ней в институт.Оказалось,что институт этот ни много,ни мало - ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского – ведущий центр по самолётостроению,в частности,по аэродинамическим исследованиям.Это вам не баран чихнул.Ай да Наташка-Ромашка.
        Она и правда была как ромашка – русо-рыжая в простеньком и чистом белом полотняном платьице,ведь после Войны прошло всего семь лет…
      Электричка до платформы Отдых,город Жуковский,бюро пропусков,военная охрана,на второй этаж на лифте.Изменилась девушка не к лучшему…Но держится, прическа,макияж,наряд.Даже мелькнуло,ни к моему ли визиту это…Слишком много о себе понимаешь, парень. Но на комплимент зарделась.
      Сели на диван,рядом. «Знаешь,подумала,что возможно получиться тебе подзаработать,да и мне приятно будет мимо твоих мозаик ходить».Коротко объяснила,что разрабатывают проект и уже надо начинать мозаики.Поняла,умница,что это не одного дня дело.
        Спасибо Наташка,спасибо,старинная моя первая любовь. Даже ещё не любовь,а такое неясное желание стать не то лучше,не то хуже.Когда девочка нравится,так и хочется при ней встать на руки и пройтись так,чтобы она это заметила.А в ответ полагалось услышать классическое «Дурак!».Что и требовалось,ведь главное – чтобы заметила…
         Девочкам достаточно просто родиться и вырасти,а мальчикам надо ещё и утвердить себя среди себе подобных. И утверждать себя потом всю жизнь везде и всюду.
    Да,но женская конкуренция тяжелей и бескомпромиссней: ведь им надо ещё и с возрастом сражаться…Бедные наши подружки,как мало времени им отпущено!
       Выясняю,что она замужем(это первым делом сообщила), сейчас  она заместитель директора института по кадрам, кандидат технических наук(молодец!),два сына и дочка. Показала фотографии - дочка на неё не похожа.Жаль …
       На другой день встретился с архитектором:слава богу не какое-нибудь светило:обычный парень,чуть моложе меня. Такой заказ у него второй:уже сделал здание института для казахской столицы.
         К делу:лестницы выделены из общего объёма в виде прозрачных сплошь стеклянных эркеров.Это эффектно смотрится ночью:ленты ярких,переливающихся,мозаик межлестничных пролётов на фоне массивного тёмного корпуса.
       Таким образом моя задача изготовить именно эти яркие мозаики.Я,конечно,тут же согласился.Такое выпадает на долю нашего брата крайне редко.Спасибо,Наташка,спасибо.
        Обычно,такие заказы идут через Союз Художников,а там у «китов»этот заказ не отобрать.Но заказ шёл по военному ведомству,а для этих заказчиков,это не было интересно. Есть исполнитель,и ладно.
        Заказ,как уже сказано,не на день и не на месяц. Прикидываю:пять человек хватит.Но эскизы делаю сам,дело не в честолюбии,это необходимо,чтобы не разбить композиционное единство.Вся лента мозаики должна виться вокруг лестничной клетки единым потоком.
        Неделю рисую,не поднимая головы,даже кот на меня  с антресолей подозрительно поглядывать начал:не рехнулся ли хозяин.Не пора ли ему,коту,как единственно здравомыслящему существу в этом помещении,позвонить хозяйке,позвать на помощь.
      Трое суток  ушло только на поиски идеи.Помните,у Марка Твена «…И пишите, что в голову взбредёт».Чтобы что-то пришло в голову надо рисовать,рисовать и рисовать.
      Рисовать на мольберте,в альбоме,на салфетке,пальцем на стекле… Работа художника,это,кроме всего,физическая работа.Есть разница в работе актёра и писателя или в работе художника и скульптора.
      Писатель и актёр должны быть в гуще «тусовок»,жить активной жизнью,всё время мелькать где-то,быть на виду.У художников,а паче скульпторов,это не так.
     Тут надо целыми днями работать,если дело пошло-поехало,а если не пошло и не поехало,то тем более работать надо и днём и ночью.Никуда не денешься:эти квадратные метры надо покрыть краской.Да ещё не раз переписать.Да не в один слой.
      И скульптору тоже не одну тонну глины,мрамора,бронзы, перевернуть.А потом повторить  в трёх-четырёх вариантах.Да и язык художника сложнее,он говорит образами,не словами.
        Значит,воздействует его творчество не на вторую сигнальную систему напрямую,как слово писателя или актёра,а на более потаённые, мало ясные даже самому художнику,структуры человека,его психики,его мозга.Вот такая комбинация грузчика и философа.
         Кстати,о бронзе.Надо бы заглянуть на Московский проспект,как там формы сняли,посмотреть перед закрытием опоки.Вдруг что поправить придётся,прямо по форме,на ходу.Да,дорого сейчас бронзовое литьё обходится,даже отливка малых форм…
      Это у Зураба Церетели своя литейная мастерская,во-время он её прихватизировал.Когда последний раз(давно!) сидели за широким столом,друзья-художники ему пожелали поменьше быть царедворцем и побольше скульптором…
      Ведь верно может работать отлично, посмотрите его малую пластику – живо, плотно,превосходно! А как большие вещи – хоть брось…
         А в голове каша из самолётов,бипланов, монопланов, и кобр.Сплошные Жуковские, и Микояны.
      Придумал,в конце концов,изобразить движение потоков-энергий в Космосе. Цепочки огней,туманности, звёзды, там, планеты большие, круглые. Юпитер,красно-оранжевый с вихревым пятном,такой большой,что на одном этаже не поместиться,сквозь лестницу пройдёт.Будет эффектно.
       Вообщем,«творил»,пока не стало самому  нравиться. Ладно,давайте опять к делу.Эскизы мои долго где-то таскали, утверждали,просили что-то изменить,но не очень уверенно: всё-таки конструкторы – мыслящие люди, знают, что возможно несколько решений каждой проблемы.Хорошо, что у них худсовета нет.   
          Попросили,дополнительно,перед панно вестибюля,на первом этаже,поставить фигуру основателя,Николая Егоровича. Прикинул.Слишком массивно,не лезет.Пришлось мне всё-же согласится на бюст на постаменте.Слепит его мой приятель, Виктор Котов,с ним всегда договоримся.
        Ура,ура! Можно наконец начинать  мозаики.Поручил помощникам рисовать «картоны»в  полном размере будущего набора.Это делается так:снимаем эскизы на слайды.Слайды вставляем в  проектор и обводим контур на огромных листах бумаги, склеенных из дешёвых обоев,на обратной стороне.
       В то время так увеличивали эскизы декораций,говорят это Вадим Федорович Рындин придумал,царствие ему небесное.Сколько этот крутой и непростой человек с нами салажатами возился… Расстелим потом эти листы на полу и будем выкладывать мозаики прямым набором.
       Как закончим кусок – клеим сверху на легкий водорастворимый клей плотную,упаковочную крафт-бумагу, и так, «ковриками»,будем переносить на стену. Главное – не перепутать на стене расположение ковриков-кусочков.Бумагу смоем водой и заблестят наши мозаики на века…
         Тем временем,сам маэстро,сиречь я,пошел искать мозаичный материал – смальту.Мозаики придумали ещё в Древнем Риме,они из них полы делали.Позже,уже в Византии,отвлеклись от полового вопроса,и применили мозаики  на стенах и куполах христианских храмов.
        Лучшие мозаики в Средние Века и позже делали в Италии.Там и сейчас лучшее цветное стекло-смальта, особенно,в Венеции.В России,точнее на Руси,мозаика появилась как элемент декора соборов в Киеве.
        Возрождал мозаики великий Михаил Васильевич  Ломоносов,со своим товарищем Дмитрием Ивановичем Виноградовым, который как-то в его великой тени остался малоизвестным,но именно он поставил в Санкт-Петербурге российское фарфоровое дело.
      При строительстве Иссакиевского собора создали даже мозаичную мастерскую при Академии художеств.Однако всю тамошнюю роспись в мозаики перевести не успели:убили очередные борцы за свободу Александра Николаевича,и мастерская, плавно,переключилась на мозаики для Спаса на Крови.
      Как,и давно,и не мной,сказано,«давлеет дневи злоба его», в смысле,что сейчас кажется более важным,то люди и делают.А мозаики Иссаакия и до сих пор еще росписные,а не мозаичные,как хотел Огюст Монферран…
      В поисках нужной смальты,добрался я до славного города Ленинграда.А это моя первая архитектурная любовь.В букинистическом на Литейном нашёл книгу о испанце, каталонце,Антонио Гауди,а у него есть знаменитая длинная извилистая скамейка,покрытая мозаикой из фарфорового боя и кафельных осколков.
     Так это как раз то,что нужно!И дешевле и гигиеничнее – стены лестниц ведь мыть надо,там живые люди рядом.Нашел кафельные «коврики»у строителей практически любых цветов и в любом количестве.
        Они ими полы и стены в санузлах покрывают.И колоть на нужные формы просто и на обычный цементный раствор к стене клеятся.Но несколько килограммов золотой смальты(из Венеции,между прочим)удалось добыть.
    Очень мы её аккуратно и экономно расходовали,но хватило.
04.02.2010.


Рецензии
И интересно и познавательно. Спасибо. С приветом Артем.

Артем Кресин   10.12.2011 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо ,Артём!!!С Наступающим Новым Годом!

Владимир Горев   29.12.2011 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.