Давайте учить детей доброте

Школа, школьные годы остаются с человеком навсегда. Школа - это вообще отдельная территория в жизни каждого человека. Она живет, развивается, имеет свои особенный дух и краски. Мы постигаем там законы человечества и приобретаем первый значимый социальный опыт. И этот опыт со временем становится или не становится важной характеристикой личности. Ведь все самое важное  в жизни закладывается в детстве.
Можно ли научить доброте, заботе в школе? Конечно, можно, если директор школы и педагоги сами исповедуют доброту и на практике проявляют заботу о других людях. Тогда очень велика вероятность, что и дети, окончив школу, будут поступать так же. Благотворительность с детства должна стать частью их жизни. Каждый час, каждый день мы оказываемся в ситуации выбора – творить ли благо, добро, проявить ли сострадание к ближнему, помочь ли неимущему или пройти мимо тех, кто нуждается в помощи. И  основная  задача взрослых вообще и школы в частности – создать условия, при которых ребенок сможет сделать правильный выбор.
С чего начать? С конкретного доброго дела! Сколько хороших, добрых традиций и примеров детского милосердия возвращается к нам сейчас из прошлого. Совершенно очевидно, что ученик не станет добрее и милосерднее только оттого, что узнал,  сколько у нас людей нуждается в помощи и поддержке. Но навсегда запомнится и останется в сердце то, как собирали макулатуру, чтобы помочь больному ребенку, или как ездили на Новый год в детской дом с подарками или посещали дедушку-ветерана. Помню рассказ одной учительницы, о том, что на первые собственные деньги она сразу же купили настенные часы,  в точности, напоминающие ей часы ветерана-фронтовика, которого она посещала в школе с шефской помощью. На мой вопрос «зачем?»,  ответила,  что она так привязалась к нему за школьные годы, что ей хотелось сохранить память о нем на всю жизнь и рассказать об этом человеке своим детям. 
Идея милосердной «рыцарской» заботы детей об окружающих людях и практика творить добрые дела пришли к нам, в том числе, и от скаутов. Скаутинг нашел благодатную почву среди российских детей, может быть, потому, что русскому человеку свойственно бросать вызов безразличию и жестокости, прощать обиды, делать добро.  Первый скаутский патруль появился в России в 1909 году.  Известно также о создании патрулей девочек – учащихся Коммерческих училищ и женских гимназий. Их звенья носили романтические названия цветов – «Подснежник», «Лилия» и т.д. Ребят обучали санитарному делу, рукоделию, другим видам деятельности. Обязательным был труд на огородах и ягодных плантациях. У скаутов были свои традиции: по субботам и воскресеньям ребята ходили в бедные семьи, где помогали по хозяйству, трудились на огородах, играли с детьми, приносили  им подарки. Кроме подарков, на Рождество они развозили в такие семьи еще и елки. Дети активно участвовали в благотворительных уличных сборах денежных средств,  работали в госпиталях и в детских садах, где было много сирот. Недаром основным постулатом скаутов были слова:  «Ни дня без доброго дела!». Причем,  неважно было, какое оно – маленькое или большое, главное то, что оно приносило радость и добро людям.
 Нужно отметить, что добрые дела, благотворительные акции и праздники, проводимые скаутами, не остались незамеченными. Они получили одобрение семьи последнего Императора России Николая II, которая придавала особое значение воспитанию детей, их приобщению к благотворительности и тратила немалые силы и личные средства на помощь нуждающимся. По инициативе Царской семьи в Россию из Европы пришел  благотворительный праздник «Белого цветка», в котором также участвовали воспитанники гимназий и городских училищ.
В конце XIX века Международный Красный крест инициировал проведение этого праздника для сбора средств в пользу больных туберкулезом. В России впервые он состоялся 21 мая 1911 года, когда добровольцы, среди которых были богатые люди, учащиеся школ и гимназий, дарили прохожим на улицах маленькие букетики белых ромашек и маргариток, собирая пожертвования для больных туберкулезом людей.  Букетики получали все независимо от размера пожертвования. Белый цветок в руках людей, внесших свою лепту в дело борьбы с чахоткой,  символизировал жизнь, здоровье и чистоту.
В наши дни этот возрожденный праздник проходит во многих городах России и Украины – Ялте, Кировограде, Екатеринбурге, Курске, Угличе и т.д. На мой взгляд, традиция такого народного праздника милосердия и благотворительности приносит не только реальную помощь нуждающимся, но и имеет огромное значение в деле воспитания наших детей. Жаль, что такой романтичный, красивый и нужный праздник был незаслуженно забыт в наши школьные годы.
В свое время наши бабушки и дедушки подражали героям книги Гайдара «Тимур и его команда». Мы вступали в пионеры, потому что считали своим долгом всегда быть готовыми прийти на помощь. Каждую осень в школе мы устраивали благотворительные ярмарки, на которых продавали свои подделки, урожай со школьного и домашнего огородов, а на вырученные деньги покупали игрушки, ручки и тетради для подшефного детского дома. Мы помогали ветеранам, собирали макулатуру и металлолом, а деньги отправляли в Красный крест или Фонд мира. Еще мы брали шефство над «трудными подростками», состоящими на учете в милиции. Было еще много хорошего. Однако долгие годы ни о благотворительности вообще, ни о школьной благотворительности, в частности, мы не вспоминали.
К возрождению идеи благотворительности и милосердия в школе сейчас приводит осознание необходимости вовлечения детей в благотворительную деятельность. К счастью, в разных городах проходят не только единичные акции помощи больным, нуждающимся или беженцам, но и создаются кружки и ученические дружины, где благотворительная деятельность ведется постоянно. Примером может служить школа № 717 Северного округа Москвы, где с конца 2005 года действует одно из первых детских благотворительных обществ во имя Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, подвижницы милосердия. Директор школы Н.В.Леонтьева считает, что в нашей помощи очень нуждаются и здоровые, и больные люди. «Поле деятельности для подрастающего поколения огромно. Наши ребята собирают игрушки, письменные принадлежности и книги для детей-сирот, устраивают музыкальные благотворительные спектакли и концерты», – рассказывает Надежда Владимировна.
26 февраля 2010 года в 717-й школе пройдет уже четвертая  благотворительная акция «Дорогою добра» в помощь онкобольным детям. В этом году и наша школа впервые примет участие в этом благотворительном мероприятии. Учащиеся подготовят номера и выступят на благотворительном концерте, сбор средств от которого пойдет на лечение онкобольным детям.  Мы будем счастливы, если наша скромная лепта сохранит кому-то жизнь или вернет веру в простое человеческое участие и доброту.
 Акция «Дорогою добра» пройдет в рамках Всероссийской благотворительной программы «Детская Лепта», которая создана с целью возрождения детско-юношеской благотворительности в России. Я думаю, это и есть пример того, как нужно воспитать в детях доброту, как помочь им заняться достойным и благородным делом.
Дети вырастут и покинут школу. А добрые дела останутся. А вместе с ними и формула жизни – «всегда приходить на помощь тем, кто в ней нуждается»…  И, может быть, от этого мир станет терпимее, добрее и ярче.


Рецензии